Сделай Сам Свою Работу на 5

Замысел и авторская позиция романа





Автор называл свое произведение «романом широким, свободным».

Главная героиня, Анна Каренина, — натура тонкая и совестливая, ее связывает с любовником графом Вронским настоящее, сильное чувство. Муж же Анны, высокопоставленный чиновник Каренин – как будто бы бездушен и черств, хотя в отдельные моменты и способен к высоким, истинно христианским, добрым чувствам.

Толстой создает обстоятельства, казалось бы, оправдывающие Анну. Писатель рассказывает в романе о связях другой светской дамы, Бетси Тверской. Эти связи она не афиширует, не выставляет напоказ и пользуется в обществе высокой репутацией и уважением. Анна же открыта и честна, она не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добиться развода у мужа. И тем не менее Толстой судит Анну от лица самого Бога. Расплатой за измену мужу оказывается самоубийство героини. Ее смерть — проявление божественного суда: эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: «Мне отмщение, и Аз воздам». Анна кончает жизнь самоубийством, но не оно является божественным возмездием - смысл божественного наказания Анны не раскрывается Толстым. (Кроме того, согласно Толстому, высшего суда заслуживает не только Анна, но и другие совершившие грех персонажи — прежде всего, Вронский.) Вина Анны для Толстого - в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, и Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому - это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть. Ее символ - яростная метель, во время которой происходит объяснение Анна и Вронского. По мысли Б. М. Эйхенбаума, «трактовка страсти как стихийной силы, как «поединка рокового», и образ женщины, гибнущей в этом поединке, — это основные мотивы «Анны Карениной» подготовлены лирикой Тютчева».



В романе Толстого соединены три сюжетные линии — истории трех семей. Эти три истории одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена ее брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей, примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать истинно духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. На этом пути его подстерегают искушения и трудности. Левин теряет понимание жены: Кити чуждо его желание к опрощению, сближению с народом.



Анна сознательно идет против божественного закона, охраняющего семью. В этом для автора ее вина.

Самоубийство Анны — очень важно, что это самоубийство женщины, которой кажется, что к ней охладел любовник, а не «философское» решение покончить с собой — сложно назвать «выходом силы и энергии». Но все же в главном сопоставление романа и трактата оправдано.

Отличительная художественная особенность романа - повторы ситуаций и образов, выполняющие роль предсказаний и предвестий. Анна и Вронский знакомятся на железнодорожном вокзале. В момент первой встречи, когда Анна приняла первый знак внимания со стороны нового знакомого, сцепщика поездов раздавило составом. На железнодорожной станции происходит и объяснение Вронского и Анны. Охлаждение Вронского к Анне приводит ее к самоубийству: Анна бросается под поезд. Образ железной дороги соотносится в романе с мотивами страсти, смертельной угрозы, с холодом и бездушным металлом. Смерть Анны и вина Вронского предугаданы в сцене конских скачек, когда Вронский из-за своей неловкости ломает хребет прекрасной кобыле Фру-Фру. Гибель лошади как бы предвещает судьбу Анны. Символичны сны Анны, в которых она видит мужика, работающего с железом. Его образ перекликается с образами железнодорожных служащих и овеян угрозой и смертью. Металл и железная дорога наделены в романе пугающим смыслом. (Блестяще разобрана поэтика, в том числе символика, «Анны Карениной» Владимиром Набоковым.



В «Анне Карениной» Толстой использует прием внутреннего монолога, описания хаотических, произвольно сменяющих друг друга наблюдений, впечатлений от окружающего мира и мыслей героини (Анна, едущая после ссоры с Вронским на вокзал).

«Анна Каренина» — произведение не только полное философского смысла, но и злободневное. Действие романа происходит с 1873 по 1876 годы, и автор откликается на все животрепещущие темы: пишет и о крестьянской реформе, и о введении независимого суда, и о военной реформе, и о добровольческом движении в поддержку восставших сербов. Оценки реформ Толстым весьма суровы: бездумное перенимание западных институций вредно, помещичье хозяйство подорвано. Героем-идеологом, смело оспаривающим принятые либеральные мнения, выступает Левин.

«По роману Толстого можно изучать глубинные процессы пореформенной эпохи — эпохи внутренне взрывчатой, полной резких противоречий, переменчивой в своей основе. В эту эпоху поистине «все переворотилось и только еще укладывается». <…> Это была очень точная характеристика эпохи и точные слова».[32]

«Анне Карениной» в критике повезло еще меньше, чем «Войне и миру». Левая критика восприняла роман как апологию и апофеоз высшего света; крупнейший критик того времени Н. К. Михайловский в статье «Десница и шуйца Льва Толстого» практически проигнорировал роман, предпочтя разбор педагогических воззрений Л. Н. Толстого и походя дав понять, что «Анна Каренина» — великосветский роман. Критик писал об авторе романа: «Правда, он тут получает удовлетворение и как человек известного слоя общества, которому может быть не чуждо и все человеческое, но в особенности близки интересы, чувства и мысли именно этого слоя. Это — так, но в этом-то и состоит отклонение от пути, признанного графом Толстым правильным, тут-то и начинается его шуйца <…>. В самом деле, что значит предавать тиснению тончайший и подробнейший анализ различных перипетий взаимной любви Анны Карениной и флигель-адъютанта графа Вронского или истории Наташи Безуховой, née (урожденной. — А. Р.) графини Ростовой и т.п.? Говоря словами самого графа Толстого, обнародование во многих тысячах экземпляров анализа, например, ощущений графа Вронского при виде переломленного хребта любимой его лошади само по себе не составляет «предосудительного» поступка. Ему «приятно получить за это деньги и известность», а нам, «обществу», не всему, конечно, преимущественно светским людям и кавалеристам, очень любопытно посмотреться в превосходное художественное зеркало».[33]

В консервативной критике роман так же, как и в леворадикальной, трактовался как сочинение из великосветской жизни, что на сей раз автору ставилось в заслугу. Но издатель журнального текста романа ультраконсервативный журналист и критик М.Н. Катков в не подписанной статье счел идею романа не выработавшейся.

И в не идеологизированной критике роман по-настоящему оценен не был. Так, А.В. Станкевич на страницах «Вестника Европы» упрекал сочинителя в нарушении законов композиции и жанра, уверяя, что у Толстого вместо одного романа получилось целых два.

Из писателей роман высоко оценил только Ф.М. Достоевский. М.Е. Салтыков-Щедрин, как и радикальные критики, отнес его к салонным романом с вредной тенденцией.

В суждениях – как в неодобрительных, так и в сочувственных — об аристократической позиции Л.Н. Толстого – автора «Анны Карениной» и о его сочинении как о великосветском романе есть и правда, и неправда. Толстой, дворянин из старинного рода, по материнской линии Рюрикович, потомок святого мученика князя Михаила Черниговского, до «отречения» от своей прежней жизни и ее ценностей, произошедшего на рубеже 1870—1880-х гг., своим происхождением очень дорожил. Старинное дворянство для него было носителем высоких принципов чести и личной независимости, образования и воспитанности, без которой невозможна твердая моральная позиция. Еще в одном из черновиков «Войны и мира» содержалось утверждение: «Я аристократ потому, что не могу верить в высокий ум, тонкий вкус и великую честность человека, который ковыряет в носу пальцем и у которого душа с Богом беседует».[34]

В Анне Карениной» авторское понимание аристократизма выражает Левин в разговоре со Стивой Облонским: «<…> Ты говоришь: аристократизм. А позволь тебя спросить, в чем это состоит аристократизм Вронского или кого бы то ни было, — такой аристократизм, чтобы можно пренебречь мною? Ты считаешь Вронского аристократом, но я нет. Человек, отец которого вылез из ничего пронырством, мать которого бог знает с кем не была в связи... Нет, уж извини, но я считаю аристократом себя и людей подобных мне, которые в прошедшем могут указать на три-четыре честные поколения семей, находившихся на высшей степени образования (дарованье и ум — это другое дело), и которые никогда ни пред кем не подличали, никогда ни в ком не нуждались, как жили мой отец, мой дед. И я знаю много таких. <…> Я <…> дорожу родовым и трудовым... Мы аристократы, а не те, которые могут существовать только подачками от сильных мира сего и кого купить можно за двугривенный».[35]

Для Толстого аристократ – это не просто дворянин, пусть даже и титулованный, как граф Вронский, а дворянин из хорошего, старого рода, носитель родовых традиций, дорожащий семейной памятью, помещик, трудящийся на наследственной земле. Подобным образом понимал аристократизм Пушкин, дороживший своим шестисотлетним дворянством. Разница между ним и Толстым – в том, что автор «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки» не был хозяином-помещиком, и потому для него труд помещика не относился к числу главных достоинств родовитого дворянина. Впрочем, в незаконченном прозаическом сочинении, печатающемся под условным редакторским названием «Роман в письмах» его герой Владимир, выражая симпатичные писателю мысли, оказывается созвучен с создателем «Анны Карениной»: «Выйду в отставку, женюсь и уеду в свою саратовскую деревню. Звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением трех тысяч душ, коих все благосостояние зависит совершенно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши… <…> Небрежение, в котором оставляем мы наших крестьян, непростительно. <…> Мы проживаем в долг свои будущие доходы, разоряемся, старость нас застает в нужде и в хлопотах.

Вот причина быстрого упадка нашего дворянства: дед был богат, сын нуждается, внук идет по миру. Древние фамилии приходят в ничтожество; новые подымаются и в третьем поколении исчезают опять. Состояния сливаются, и ни одна фамилия не знает своих предков. К чему ведет такой политический материализм? Не знаю Но пора поставить ему преграды.

Толстой, при схожем взгляде на русское дворянство, ценит аристократию, но отнюдь не свет – лживый, порочный, пустой. «Анна Каренина» - роман, если угодно, «аристократический», но никак не «великосветский», не «салонный».

Западник Тургенев в письме А.С. Суворину от 14 марта 1875 г., когда были напечатаны лишь первые главы «Анны Карениной», саркастически замечает «о влиянии Москвы, славянофильского дворянства, старых православных дев». В действительности реальная общественная позиция Толстого в эти годы лишь совпадала со славянофильской в некоторых частностях. Разделяя славянофильское представление о народе как хранителе национального духа и скептически относясь к перениманию западных форм государственного и общественного быта, характерному, по его мнению, для реформ 1860-х гг., Толстой был равнодушен к панславистскому пафосу и чужд веры в особенное мистическое призвание России. Показательно саркастическое изображение в «Анне Карениной» добровольческого движения в защиту Сербии от турок накануне русско-турецкой войны 1877—1878 г. Славянофилы, например И.С. Аксаков, были, напротив, горячими энтузиастами и вдохновителями этого движения. Первоначально страницы, посвященные добровольцам, составляли не восьмую часть романа, а его эпилог. В журнале М.Н. Каткова «Русский вестник», где первоначально печатался роман, эпилог опубликован не был. Дадим слово исследователям творческой истории романа: «Из-за содержания эпилога у автора возник конфликт с издателем. М.Н. Катков был недоволен отрицательным освещением добровольческого движения в России в пользу восставших сербов и отказался печатать в таком виде последнюю часть романа. В пятом номере «Русского вестника» появилась анонимная заметка — «Что случилось по смерти Анны Карениной» — в которой сообщалось: «В предыдущей книжке под романом «Анна Каренина» выставлено «Окончание следует». Но со смертью героини собственно роман кончился. По плану автора следовал бы еще небольшой эпилог листа в два, из коего читатели могли бы узнать, что Вронский в смущении и горе после смерти Анны отправляется добровольцем в Сербию и что все прочие живы и здоровы, а Левин остается в своей деревне и сердится на славянские комитеты и на добровольцев. Автор, быть может, разовьет эти главы к особому изданию своего романа».[36]

О славянофилах в одном из писем Н.Н. Страхову Толстой высказывался весьма отчетливо и резко: «Одно из двух: славянофильство или Евангелие».[37]

Отличие позиции писателя от славянофильской было точно подмечено Н.К. Михайловским. Впрочем, славянофилы, действительно, были Толстому ближе, чем западники. 19 июля1905 г. «Л. Н. разговорился о славянофилах.

—У них на первом плане стояло самодержавие; на втором — православие; на третьем — народность. Уважение к русскому народу. Самодержавие — представляли себе так, что царь — беспристрастный, третейский судья. <…> Западничество отталкивает, — сказал Л.Н. — Что скажут на Западе, повторяют у нас уже по тому <одному>, что там сказано. А потом люди были прекрасные <…>».

«Анна Каренина» — последнее большое произведение Толстого, написанное до его отхода от Церкви и ее учения. В ней Толстой еще сохраняет приверженность Православию, хотя понимает православную веру не столько как Истину, сколько как дорогую сердцу и понятную душе традицию. Написанный незадолго до духовного перелома роман оказался, несмотря на трагическую развязку сюжетной линии Анны, одним из самых светлых сочинений писателя.

 

 

Заключение

 

Cемидесятые годы позапрошлого века были периодом быстрого развития капитализма в России. Наряду с ростом промышленности и торговли в стране шел процесс обнищания и обезземеливания деревни. Крестьяне голодали, разорялись, забрасывали землю и уходили в города, где обрекали себя на новые ужасы разорения и бездомной жизни. Лев Толстой знал бедственное положение русской деревни.

70-е годы — период особенно интенсивных и мучительных раздумий Толстого над социальными проблемами эпохи. В эти годы Лев Толстой еще больше проникается ненавистью к господствующим формам угнетения, еще ближе подходит к миропониманию патриархального крестьянства.

Свидетельством глубоких раздумий великого художника о судьбе своей страны, его неустанных поисков выхода из социального тупика явился роман «Анна Каренина».

«Анна Каренина» — одно из крупнейших творений Толстого. С большой силой поставлены в нем коренные вопросы жизни пореформенной России, отражены социальные сдвиги, происшедшие в стране после «реформы» 1861 г.

В центре сюжета романа — трагедия молодой, одаренной, полной жизненных сил женщины, пришедшей в столкновение с лживой моралью великосветской дворянской среды. Душевная драма Анны, разорвавшей узы неравного брака, ханжеское отношение к ней со стороны великосветского общества показаны Толстым как типический конфликт эпохи, как столкновение человечности с бездушием, искренности с лицемерием в период торжества «господина Купона».

Уже с первых страниц произведения мы ощущаем переломный характер эпохи, изображенной в романе, зыбкость и шаткость господствующих отношений. «Все смешалось в доме Облонских». Все смешалось в окружающей жизни. Родовая аристократическая знать разоряется. Хозяевами жизни выступают дельцы Болгариновы и купцы Рябинины. «Рюрикович» Облонский униженно высиживает в приемной банкира, чтобы получить «доходное место».

Трагедия Анны, ее одиночество и обреченность вызваны не только тем, что она пренебрегла — во имя жизни — лживыми, лицемерными законами дворянской среды, но и тем, что в новых условиях жизни ей противостоят законы буржуазной морали, еще более жестокие и бесчеловечные.

Честная и искренняя Анна с ее стремлением к большой и чистой любви органически не приемлет нравов, порожденных буржуазными отношениями; ей столь же противны «свободные» нравы салона Бетси Тверской, сколь и мертвящая чопорность кружка графини Лидии Ивановны.

И в этой безысходности, в непримиримом столкновении естественных стремлений живого человека с лицемерной моралью собственнического мира заключена причина трагической гибели Анны.

С большой силой поставлены в романе и проблемы экономического развития пореформенной России. На страницах романа проходят многочисленные образы помещиков (Свияжский, Степан Васильевич и др.), ощущающих кризис пореформенного хозяйства и ищущих выхода из него в еще большей эксплуатации народа. Все их поиски, разумеется, обречены на провал.

Значительное место в романе занимают картины народной жизни, показанные с теплотой и лиризмом. Высокие душевные качества крестьян, их честность и трудолюбие противопоставлены моральной низости и душевной опустошенности господствующих классов.

Работа над романом «Анна Каренина» длилась пять лет — с 1873 по 1877 г. Вначале он был задуман как произведение, посвященное главным образом проблемам семьи и брака, — его содержание сосредоточивалось исключительно вокруг семейной трагедии Карениных. «В «Анне Карениной» я люблю мысль семейную», — говорил Лев Толстой. Однако, как всегда у Толстого, в процессе работы замысел произведения значительно расширился, углубился, и роман о семейной драме перерос в обширное эпическое повествование о всей пореформенной жизни России.

Роман «Анна Каренина» печатался в журнале «Русский вестник» в 1875—1877 гг. Последняя — восьмая — часть романа вышла отдельным изданием в 1877 г.

По выходе в свет роман вызвал бурные и противоречивые отклики. Революционно-демократическая критика (В. В. Стасов) отметила выдающиеся художественные достоинства нового произведения Толстого. Либеральная и народническая критика обрушилась на роман с резкими нападками.

Роман Толстого «Анна Каренина» переведен на многие языки мира. Из книг и статей, посвященных этому произведению, можно составить целую библиотеку. Проблема «общественного отношения к человеку», не говоря уже об историческом содержании романа, и в наши дни привлекает самое пристальное внимание читателей во всем мире. «Я без колебаний назвал «Анну Каренину» величайшим социальным романом во всей мировой литературе», — пишет немецкий писатель Томас Манн3.

Содержание романа значительно шире, чем его собственно романическая история. В нем раскрывается философия жизни Толстого, его огромный психологический опыт, обогативший память человечества незабываемыми художественными образами. Само развитие действия в романе заключает в себе огромный поучительный смысл. Роман из русской жизни стал существенной и важной главой в истории души человеческой. В этом прежде всего и состоит мировое значение книги Толстого.

Список использованной литературы

1. Алексеенко, А. П. Рассказы о Л. Н. Толстом: из воспоминаний. — М. : Советский писатель, 1978. — С. 17.

2. Бабаев, Э. Г. Роман широкого дыхания. Комментарии // Анна Каренина : роман / Н. Холодова, А. Денисов. — М. : Эксмо, 2011. — С. 937—959. — 962 с.

3. Бабаев Э. Г. Роман и время. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого. Тула, 1975.

4. Бабаев Э. Г. Сюжет и композиция романа «Анна Каренина» // Толстой художник. М., 1961.

5. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.

6. Бабаев 1993 – Бабаев Э. Г. Лев Толстой и журналистика его эпохи. Изд-во Московского университета, 1993

7. Бабаев 1968– Э. Г. Роман Льва Толстого «Анна Каренина».-Тула.: Приокское книжное изд-во, 1968

8. Билинкис Я. С. «Анна Каренина» Толстого и русская литература 1870 годов.-Л., 1970.

9. Билинкис Я. С. О творчестве Л. Н. Толстого. Л., 1959.

10. Билинкис Я. С, Что может роман? (о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина») //Литературное обозрение. 1978. - N 9.

11. Бойко М. Н. Некоторые вопросы отражения действительности в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» //Вестник Московского университета. -1960.-Т. 5.

12. Бойко М. Н. »Анна Каренина» Л. Толстого и русский роман 1870-х годов. Дисс… канд. филол. наук. М., 1964.

13. Бойко М. Н. Авторская позиция в романе «Анна Каренина» // Яснополянский сборник. Тула, 1965.

14. Большаков Л. Н. Ваш друг Лев Толстой. Поиски. Находки. Исследования. Челябинск, 1978.

15. Бочаров С. Г. Л. Толстой и новое понимание человека: «Диалектика души» //Литература и новый человек. М., 1963.

16. Буданов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» //Русская литература. 1991. - N 3.

17. Булгаков Ф. И. »Анна Каренина» // Булгаков Ф. И. Граф Л. Н. Толстой и критика его произведений русская и иностранная. СПб., 1899.

18. Буркина М. М. Эстетические искания Л. Н. Толстого в 70-е годы и роман «Анна Каренина» // Толстовский сборник. Вып. 5. Тула, 1975.

19. Буркина М. М. Проблема вины в романе «Анна Каренина» // Яснополянский сборник. Тула, 1976.

20. Бурсов Б. И. »Анна Каренина» // Толстой Л. Н. Анна Каренина. Ростов н/Дону, 1984.

21. Бурсов Б. И. Избранные работы.: В 2 тт. Л., 1982.

22. Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. М.-Л., 1963.

23. Бурсов Б. И. Национальное своеобразие русской литературы. Л.,1967.

24. Бурсов Б. И. Об изучении реализма //Проблемы реализма в русской литературе XIX века. Л., 1961.

25. Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерки творчества. М., 1954.

26. Бялик Б. А. Сила и слабость Льва Толстого //Бялик Б. А. Горький -литературный критик. М., 1960.

27. Буланов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. 1991. № 3.

28. Буланов А. Художественная феноменология стыда в романах Достоевского и Толстого («Идиот» и «Анна Каренина») // Русская литература. 2001. №1.

29. Галаган Г. Я. Герой и сюжет в последнем романе Л. Толстого //Проблемы реализма русской литературы XIX века. М.-Л., 1961.

30. Галаган Г. Я. Путь Толстого к «Исповеди» // Л. Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

31. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.,1981.

32. Горная В. 3. Мастерство создания образов Каренина, Вронского и Облонского в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»// Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. 1958. - Т. 66. - Вып.4.

33. Горная В. 3. Мир читает «Анну Каренину». М., 1979.

34. Горная В. 3. О художественном мастерстве Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина». Дисс. кандидата филологических наук. - М., 1960.

35. Гринева И. Е. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Дисс. . кандидата филологических наук. - М., 1948.

36. Гринева И. Е. Русская журнальная критика 70-х годов о романа «Анна Каренина» //Ученые записки МОПИ. М., 1963. - Т. 122. - Вып. 8.

37. Гродецкая А. Г. Агиографические прообразы в «Анне Карениной»: (Жития блудниц и любодеиц и сюжетная линия главной героини романа) //ТОДРЛ. СПб., 1993. - Т. 48.

38. Гусев 1963– Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год.- М.: АН СССР, 1963

39. Гудзий Н. К. История писания и печатания «Анны Карениной» // Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.. 1939. Т. 20.

40. Гудзий Н. К. Как начал Л. Толстой «Анну Каренину» (Литературная встреча Толстого с Пушкиным) // Красная новь. 1935. № 11.

41. Достоевский – Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч и писем: В 30 т. Л.: Наука:, 1972-1990

42. Дубровин А. И. К вопросу о принципах типизации в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» //Ученые записки Омского пед. института. 1958. -Вып. 2.А

43. Егорова И. П. Выражение нравственно-философских исканий Л. Н. Толстого 70-х годов в романе «Анна Каренина» (Проблема любви) // Вопросы русской, советской и зарубежной литературы. Хабаровск, 1974. Т. 3.

44. Еремина Л. И. Свет как символ и реальность в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Русская речь. 1978. № 1.

45. Ермилов В. В. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». М.. 1963.

46. Егоренкова Г. И. Структура характеров в романе «Анна Каренина» //Ученые записки Горьковского университета. -1966. Вып. 7.

47. Егоренкова Г. И. Сюжетность композиции //Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1976. - N 6.

48. Ермилов В. В. Великая трагедия. О романе «Анна Каренина» //Знамя. 1962.-N11.

49. Жданов В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». М., 1967.

50. Жданов В. А. Последние книги JI. Н. Толстого. Замыслы и свершения. -М., 1971.

51. Жданов В. А. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.

52. Купреянова Е. Н. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. №3.

53. Леонтьев– Леонтьев К. Н. О романах гр. Л. Н. Толстого: Анализ, стиль и веяние: (Критический этюд). Писано в Оптиной пустыни в 1890 г. -М., 1911

54. Набоков В. Лекции по русской литературе. Пер. с англ. М., 1996. С. 221—306.

55. Немцева В. И. К спорам о смысле эпиграфа к роману «Анна Каренина» // Яснополянский сборник 1988. Тула, 1988.

56. Немцева В. И. Эволюция психологизма в художественном творчестве Л. Н. Толстого 1870—80-х гг. (особенности изображения героев и конфликтов). Дисс… канд. филол. наук. М., 1988.

57. Нестеренко А. А. Об авторской позиции в финалах романов «Анна Каренина» и «Воскресение» // Филологический сборник. (Статьи аспирантов и соискателей). Вып. 8—9. Алма-Ата, 1968.

58. Нетяга Р. И. Психологическая мотивировка в структуре художественного произведения (к сюжетной связи Анна Каренина – Вронский). Горький, 1978.

59. Опульская Л. Д. К творческой истории романов Льва Толстого (Проблема жанра) // Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М., 1990.

60. Опульская Л. Д. После «Войны и мира»: «Анна Каренина». Перелом в мировоззрении // Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

61. Палишева Г. М. В поисках гармонии. (О линии Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина») // Ленинградский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Герценовские чтения. 31. Проблемы художественного метода и жанра. Сб. научн. тр. Л., 1978.

62. Палишева Г. М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л. Толстого «Анна Каренина». Автореферат. Л., 1979.

63. Палишева Г. М. Образ Николая Левина в сюжетных связях с образами Анны Карениной и Константина Левина (По роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина») // Герценовские чтения. 30. Литературоведение. Научные доклады. Л., 1977.

64. Палишева Г. М. Последняя часть «Анны Карениной» Л. Н. Толстого (к проблеме индивидуального и общего в романе) // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1978.

65. Палишева Г. М. Эпиграф в структуре «Анны Карениной» // Л. Толстой и русская литература. Горький, 1976.

66. Полякова Е. А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе: «Идиот» и «Анна Каренина». Дисс… канд. филол. наук. М., 1997.

67. Поповкин А. И. Герои романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Тула, 1955.

68. Поповкин А. И. О противоречиях в творчестве Л. Н. Толстого (по роману «Анна Каренина»). Дисс. . кандидата филологических наук. - М., 1948.

69. Поповкин А. И. Герои романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (лекции о Л. Н. Толстом). Тула, 1953.

70. Ракова Г. Из наблюдений над эволюцией замысла романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Уч. зап. Саратов. пед. ин-та. Вып. 26. 1956.

71. Рождественский Б. В. О композиции романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Уч. зап. Моск. пед. ин-та. Т. 7. Вып. 1. М., 1954.

72. Рождественский В. Б. Из творческой истории «Анны Карениной» // Уч. зап. Магнитогор. пед. ин-та. T.VII. Вып. 1. 1946.

73. Светлов Ф. «Злоба дня» в художественном произведении: Читая «Анну Каренину» // Вопросы литературы. 1969. № 11.

74. Свительский В. А. «Жизнь» и «гордость» ума в исканиях Константина Левина // Русская литература. 1870—1880-х годов. Свердловск, 1980.

75. Свительский В. А. Логика авторской оценки в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Толстовский сборник. Вып. 5. Тула, 1975.

76. Сливицкая О. В. Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной»: ритм композиции // Русская литература. 2002. № 2.

77. Свительский В. А. Трагедия Анны Карениной и авторская оценка в романе JI. Н. Толстого //Русская литература 1870-1890-х годов. Свердловск, 1977.

78. Сливицкая О. В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» //Русская литература. 1990. - N 3.

79. Стеринин – Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины 19 века 70-80-ые годы. –М.: Наука, 1997

80.Толстой Л. Н. Роман «Анна Каренина». - М.,1955,775с.

81. Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в 8-ми ч. / Вступ. ст. Э. Бабаева. - М.: Худож. лит., 1985. - 766 с.

82. Толстой 1911 – Толстой Л. Н., Толстая А. А. Переписка Л. Н. Толстого с А. А. Толстой. 1857―1903. ― СПб.: О-во Толстовского музея, 1911. ― XIV, 394 с.

83. Фрейдин В. Я. Жанровая поэтика романов Л. Толстого и Ф. Достоевского («Анна Каренина» и «Преступление и наказание»). Дисс. . кандидата филологических наук. - Коканд., 1987

84. Хлебникова М. Н. Роман горячий, гармоничный: («Анна Каренина» Л. Н. Толстого): Лекции. Ростов-на-Дону, 1968.

85. Цапко Т. П. Идейно-композиционные функции сюжетных мотивов в романе JI. Н. Толстого «Анна Каренина» НА. А. Потебня исследователь славянских взаимосвязей: Тезисы Всесоюзной конференции (октябрь 1991). -Харьков, 1991.-4.2.

86. Цапко Т. П. Композиция сюжета романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Автореферат дисс. . кандидата филологических наук. - Харьков, 1994.

87. Цапко Т. П. Специфика «внутренних связей» в сюжетно-композиционной структуре романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» //Вопросы лингвопоэтики и литературоведения. М., 1990.

88. Шмигельская Л. Е. Отражение общественной жизни 70-х годов в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Моск. ун-та. 1967. № 1.

89. Эйхенбаум Б. М. К вопросу об источниках «Анны Карениной» // Уч. зап. Ленингр. ун-та. №76. Вып. 11, 1941.

90. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

91. Эйхенбаум Б. М. Толстой и Шопенгауэр. К вопросу о создании «Анны Карениной» // Литературный современник. 1935. № 11.


[1] Бирюков П. И. « Биография Л. Н. Толстого» Т. 2 гл. 10.- М.,1905.

[2] Бабаев Э. Г. « Роман широкого дыхания». Комментарии // Анна Каренина : роман / Н. Холодова, А. Денисов.- М.: Эксмо,2011.- с. 937-959-962.

[3] Бурсов Б. И. «Анна Каренина» // Толстой Л. Н. Анна Каренина. Ростов н/Дону, 1984.

 

[4] Толстой Л. Н. Роман «Анна Каренина» ,часть 6,глава 24-,М.,1955.

[5] Жданов В. А. Творческая история «Анны Карениной».Материалы и наблюдения.-М.,1957.

[6] Толстой Л. Н. Роман «Анна Каренина», - М.,1955.

[7] Палишева Г. М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л. Толстого «Анна Каренина». Автореферат. Л., 1979.

[8] Гусев 1963– Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1870 по 1881 год.- М.: АН СССР, 1963.

 

[9] Алексеенко, А. П. Рассказы о Л. Н. Толстом: из воспоминаний. — М. : Советский писатель, 1978. — С. 17.

 

[10] Палишева Г. М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л. Толстого «Анна Каренина». Автореферат. Л., 1979.

 

[11] Евгеньева А. Л. « Малый академический словарь». - М.: Институт русского языка Академии наук СССР.,1979.

[12] Горная В. 3. О художественном мастерстве Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина». Дисс. кандидата филологических наук. - М., 1960.

 

[13] Гринева И. Е. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Дисс. кандидата филологических наук. - М., 1948.

[14] Бурсов Б. И. »Анна Каренина» // Толстой Л. Н. Анна Каренина. Ростов н/Дону, 1984.

 

[15] Поповкин А. И. Герои романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Тула, 1955.

 

[16] Ермилов В. В. Великая трагедия. О романе «Анна Каренина» //Знамя. 1962.-N11.

 

[17] Набоков В. Лекции по русской литературе. Пер. с англ. М., 1996. С. 221—306.

 

[18] Палишева Г. М. Образ Николая Левина в сюжетных связях с образами Анны Карениной и Константина Левина (По роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина») // Герценовские чтения. 30. Литературоведение. Научные доклады. Л., 1977.

 

[19] Буркина М. М. Эстетические искания Л. Н. Толстого в 70-е годы и роман «Анна Каренина» // Толстовский сборник. Вып. 5. Тула, 1975.

 

[20] Поповкин А. И. Герои романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Тула, 1955.

 

[21] Ермилов В. В. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». М.. 1963.

 

[22] Буланов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. 1991. № 3.

 

[23] Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в 8-ми ч. / Вступ. ст. Э. Бабаева. - М.: Худож. лит., 1985. - 766 с.

 

[24] Горная В. З. мир читает « Анну Каренину» . М.,1979.

[25] Горная В. З. Мир читает «Анну Каренину». М., 1979.

[26] Достоевский – Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч и писем: В 30 т. Л.: Наука:, 1972-1990

 

[27] Горная В. З. мир читает «Анну Каренину». М.,1979.

[28] Поповкин А. И. О противоречиях в творчестве Л. Н. Толстого (по роману «Анна Каренина»). Дисс. . кандидата филологических наук. - М., 1948.

 

[29] Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.

 

[30] Бабаев 1968– Э. Г. Роман Льва Толстого «Анна Каренина».-Тула.: Приокское книжное изд-во, 1968

 

[31] Купреянова Е. Н. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. №3.

 

[32] Жданов В. А. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.

[33] Билинкис Я. С, Что может роман? (о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина») //Литературное обозрение. 1978. - N 9.

 

[34] Палишева Г. М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л. Толстого «Анна Каренина». Автореферат. Л., 1979.

 

[35] Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в 8-ми ч. / Вступ. ст. Э. Бабаева. - М.: Худож. лит., 1985. - 766 с.

 

[36] Цапко Т. П. Специфика «внутренних связей» в сюжетно-композиционной структуре романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» //Вопросы лингвопоэтики и литературоведения. М., 1990.

[37] Галаган Г. Я. Путь Толстого к « Исповеди»// Л. Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л.,1979.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.