Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ художественного образа Константина Левина





В истории Левина и Кити воплощены не только ранние, поэтичные воспоминания Толстого о начальной поре его семейной жизни, но и некоторые черты более поздних, осложнившихся отношений. Уже в 1871 году Софья Андреевна Толстая записывала в своем дневнике: «Что-то пробежало между нами, какая-то тень, которая разъединила нас... С прошлой зимы, когда и Левочка и я — мы были оба так больны, что-то переломилось в нашей жизни. Я знаю, что во мне переломилась та твердая вера в счастье и в жизнь, которая была».[8]

Тень разлада скользит по всей книге Толстого. Она особенно заметна именно в узком, домашнем кругу и принимает различные формы в доме Каренина, в семействе Облонского, в имении Левина, но остается «тенью», которая разъединяет близких людей. «Мысль семейная» приобретала особенную остроту, становилась тревожным фактором времени, потому что разлад выходил за пределы семейного круга и захватывал важные области общественного быта.

Константин Левин, герой романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1873-1877) - провинциальный помещик, принадлежащий к хорошему дворянскому роду, живущий в своем имении, не служащий, серьезно увлеченный хозяйством. Сильно сложенный, широкоплечий человек с курчавою бородой. Умное, мужественное лицо. В свои 32 года очень энергичный человек. Образованный, трудолюбивый, честный. Не верующий, но уважавший верования других людей.



Левин - натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни - жить и творить, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Очень сильный, но трудный характер. Человек, который прислушивается к совести, который живёт христианскими правилами, любя, и с состраданием относясь к ближним, с лозунгами: против войны, за честность, за трудолюбие, за любовь в семье; и не признающий Бога. Это образ богатого барина, у которого всё есть и он абсолютно не в чем не нуждается. В принципе все, что ему нужно он может добиться сам, усилием воли или же просто купить за деньги. Он выбирает безопасный образ жизни. Отчуждая себя от «высшего света», от мира, он живет в тихой и спокойной деревне, где вероятность оступиться и заблудиться в жизненных исканиях гораздо меньше, чем в большом городе. Но ему не нужно просто проживать свои дни в уединении и спокойствии, он стремится сделать свою жизнь лучше и еще лучше. Постоянно борется с неправильными порядками и стереотипами. Левин стремится к благородному и честному труду, простому человеческому счастью и любви.



Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он прежде представлял себе семью. Его понятия о женитьбе поэтому не были похожи на понятия большинства его знакомых, для которых женитьба была одним из многих общежитейских дел; для Левина это было главным делом жизни, от которого зависело все его счастье.

По количеству своих лет Константин Дмитриевич Левин относится к категории зрелых людей, к периоду взрослости.

Константин Дмитриевич Левин — помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром для Левина». Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения «дворянских гнезд», и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие.

В общении с простыми мужиками, в близости к природе, ее естественным законам Левин видит залог своего счастья и благополучия. Его брак с Кити Щербацкой вполне счастливый, они понимают друг друга с полунамека, без слов. Но духовные запросы Левина не ограничиваются интересами семьи. Он внимательно вглядывается в окружающую жизнь, видит важность момента: «Но у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть единственный важный вопрос в России».[9]



Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся «мужицкой правдой жизни», бессознательной верой в Бога. Описание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе «Анна Каренина», но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения.

Душевные терзания Анны и поиски истины Левина — это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления

В романе Лёвин появляется раньше Анны и самые главные шаги совершает уже после гибели Анны. Лёвин, как и Анна стремится к семейному счастью. Пережив неудачу в первом предложении к Кити Щербацкой, он страдает и ревнует. Но семейное счастье для него не цель, а условие для более широких жизненных задач. В своих поисках Лёвин переживает три стадии, которые так или иначе связаны с сельским трудом, отношениями с освободившимися крестьянами и планами обустройства России. Он сначала стремится к общему труду с мужиками, с нескрываемым любопытством и удовольствием наблюдает за жизнью простой крестьянской семьи. Но все это не может спасти его от ощущения бессмысленности жизни, которая доводит его до мыслей о самоубийстве. Лёвин не может понять зачем и для чего он живет. Он настолько был близок с самоубийству, что спрятал шнурок, на котором хотел повеситься, и перестал ходить с ружьем, чтобы не застрелиться.

Из состояния потрясения Лёвина вывело простое прозрение. Один мужик в беседе ему сказал, что люди на свете бывают разными. Один живет для своей нужды, другой для души, еще и Бога поминает. После этой беседы Лёвина охватило радостне чувство. Мысли, ослепляя своим светом кружились в его голове.

Как только он приехал домой в деревню, увидел всё то, что наполняло его жизнь: его сани, его лошадей, его кучера, - который рассказывал новости, произошедшие в его отсутствии - внутреннее состояние его улучшилось, он чувствовал, что понемногу путаница разъясняется, и стыд и недовольство собой проходят. Только здесь он мог почувствовать себя уверенно и оставаться таким, какой он есть. Только здесь он мог с трезвостью и мудростью отнестись к тому, что происходило с ним в Москве и посмотреть на это с другой стороны. Теперь он хотел быть только лучше, чем он был прежде. Такое отношение к себе, говорит о самокритике и оптимизме личности (еще одно положительное свойство, оставшееся у него из ранней зрелости).

Но когда он увидел все это, на него нашло на минуту сомнение в возможности устроить ту новую жизнь, о которой он мечтал после отказа Кити. Все эти следы его жизни как будто охватили его и говорили ему: «Нет, ты не уйдешь от нас и не будешь другим, а будешь такой же, каков был: с сомнениями, вечным недовольством собой, напрасными попытками исправления и падения и вечным ожиданием счастья, которое не далось и невозможно тебе».

В этой личности перед нами предстает самое настоящее столкновение двух внутренних сил. Назовем их: хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, стремилась к любви и счастью, а плохая старалась его погубить и убить в нем стремление к счастью. Он выбирал позитивный вариант, и старался направлять все свои усилия в осуществление своей мечты - быть счастливым. Левин много работал и много думал. Время шло и делало свое дело. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, усмирялось и укладывалось.

Все таки достигнув свою цель и женившись на своей возлюбленной Кити, начав семейную жизнь, обзаведшись ребенком, у Левина начинается то самое «начало конца», упадок жизненных сил. Все прежние его понятия о мире, добре, семейной, по ранним его представлениям, идилической жизни рухнули. «Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счастлив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал. На каждом шагу он испытывал то, что испытал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку. Он видел, что мало того, чтобы сидеть ровно, не качаясь, - надо еще соображаться, ни на минуту не забывая, куда плыть, что под ногами вода и надо грести, и что непривычным рукам больно, что только смотреть на это легко, а что делать это хотя и очень радостно, но очень трудно».[10]

В этом отрывке писатель романа, показывает нам, что у любви, даже с правильным началом, есть большие трудности, которые надо преодолевать огромным усилием. Левин как и все мужчины, представлял себе невольно семейную жизнь только как наслаждение любви, которой ничто не должно препятствовать и от которой не должны были отвлекать мелкие заботы.

На этом периоде жизни Левину уже исполнилось 34 года, у него была жена, ребенок, хозяйство. Его социальная ситуация развития, количество лет указывает нам то, что на данном этапе им полностью овладевают характерные трудности зрелого возраста. В последующем до самого конца романа ему придется пережить самый настоящий кризис среднего возраста.

«Левин в первый раз взглянул на вопросы жизни и смерти сквозь те новые, как он называл их, убеждения, которые незаметно для него, в период от двадцати до тридцати четырех лет, заменили его детские и юношеские верования, - он ужаснулся не столько смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что она такое. Организм, разрушение его, неистребимость материи, закон сохранения силы, развитие - были те слова, которые заменили ему прежнюю веру. Слова эти и связанные с ними понятия были очень хороши для умственных целей; но для жизни они ничего не давали, и Левин вдруг почувствовал себя в положении человека, который променял бы теплую шубу на кисейную одежду и который в первый раз на морозе, несомненно, не рассуждениями, а всем существом своим убедился бы, что он все равно что голый и что он неминуемо должен мучительно погибнуть.» Через большие преодоления и искания, через муки, страдания (при внешней благополучности), через преодоление желания самоубийства он все таки нашел свою жизненную позицию: жить для души, жить для Бога - это жить в добре. Добро само по себе это настоящее чудо. «А я искал чудес, жалел, что не видал чуда, которое бы убедило меня. А вот оно чудо, единственно возможное, постоянно существующее, со всех сторон окружающее меня, и я не замечал его!» - рассуждал Левин.

В заключение можно подвести итоги и сказать о том, что рассматриваемый герой Константин Дмитриевич Левин - завершенный психологический образ в романе. Мы видим на протяжении романа становление зрелой личности: из незавершенного взрослого человека в зрелого, благополучного не только в житейском плане (любимая жена, ребенок, привычная деревня), но и в духовном планах человека. В этом образе, как мы уже определили, налицо виден кризис, характерный для данного периода - кризис среднего возраста, характерные именно для мужчин этого возраста, со всеми вытекающими, «классическими» последствиями: при внешней благополучности внутренние искания, сомнения, потеря ориентации в жизненных позициях, мысли о самоубийстве.

Социально реализовавшись, Левин погружается в духовную борьбу между добром и злом, определением этих критериев. В конечном итоге Левин нашел себя в Боге и вышел на новый духовный уровень. Он достиг своего «акме» (вершины развития), которое по мнению некоторых ученых, может быть не одно на протяжении всей жизни, даже периода.

Таким образом, пережив кризис, персонаж Левин достиг новообразования в виде веры в Бога, возрос духовно. В социальном развитии новообразованием можно считать обретение и сохранение им семьи.

В самом конце можно сказать, что Левин - сильная глубокая и высоко духовная натура. Как правило, люди такого склада сильно переживают жизненные потрясения любого характера. Но преодолев сильнейшие трудности (именно в понимании такой личности, как рассматриваемый герой), достигают высоких и качественных уровней в любой ступени развития.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.