Сделай Сам Свою Работу на 5

История создания романа «Анна Каренина»





Критика о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» 39

3.2 Замысел завершения и авторская позиция романа 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» - один из самых известных романов русской литературы. Его хорошо знают не только в России - это произведение является одной из «визитных карточек» русского искусства. По роману Толстого снято около двух десятков фильмов, спектакли на его основе играют на театральных сценах всего мира, существуют мюзикл и балет «Анна Каренина».

Если в «Войне и мире» Лев Николаевич изображает нам картину европейского человечества в его стихийных движениях и затем дает типы того времени в детальной разработке, из которых каждый является как бы родовым понятием, то в «Анне Карениной» художник дает нам уже картину частной группы людей как бы случайных, со всеми их семейными дрязгами. Если, читая «Войну и мир», вы чувствуете себя как бы на возвышенности, созерцающим величественную панораму, на которой искусной рукой художника перед вами в дивной пропорции проходят и несметные полчища, и отдельные лица, дорогие для вас, с глубокой психической жизнью, но тем не менее как бы подернутые облаком прошедшего, то в «Анне Карениной» вы чувствуете перед собой семейный очаг, великосветский салон, крестьянскую избу со всеми ее мельчайшими подробностями прямо перед глазами, и люди, изображенные на этой картине, - люди, сейчас с вами живущие (события в романе доведены до самого последнего дня текущей эпохи), и поэтому вся сила автора ушла, так сказать, в глубину, в разработку тех душевных движений человеческих, из которых слагается жизнь каждого человека, а стало быть и всего человечества. – так писал один из ближайших друзей Льва Николаевича Толстого Павел Иванович Бирюков.[1]



«Анна Каренина» поразила современников «вседневностью содержания». Необычайная свобода, раскованность повествования удивительно сочетались в этом романе с цельностью художественного взгляда автора на жизнь. Он выступал здесь как художник и мыслитель и назначение искусства видел «не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях».



В 70-е годы один маститый писатель (по-видимому, Гончаров) сказал Достоевскому: «Это вещь неслыханная, это вещь первая. Кто у нас, из писателей, может поравняться с этим? А в Европе – кто представит хоть что-нибудь подобное?» Ф.М. Достоевский находил в новом романе Толстого «огромную психологическую разработку души человеческой», «страшную глубину и силу» и, главное, «небывалый доселе у нас реализм художественного изображения». [2]

Время подтвердило эту высокую оценку. Из статей и книг на всех языках мира, посвященных «Анне Карениной», можно составить целую библиотеку. «Я без колебаний назвал «Анну Каренину» величайшим социальным романом во всей мировой литературе»,– писал Томас Манн.

Актуальность обращения к изучению сюжетно-композиционной структуры романа «Анна Каренина» заключается в возможности открытия новых, глубинных пластов (как в содержательном, так и в формальном отношении) в великом романе Л.Н. Толстого. Его сюжетно-композиционная структура представляет собой сложнейшее переплетение идей, героев, перипетий, гармоничное в своей живой неправильности. Сам термин «сюжетно-композиционная структура» настолько широк, что позволяет осуществлять различные подходы к анализу произведения, в том числе и такие, с точки зрения которых роман «Анна Каренина» еще не был рассмотрен или был рассмотрен частично.

Эволюция литературоведческих работ об «Анне Карениной» - от исследования Б.В. Рождественского, наметившего основные направления изучения композиции «Анны Карениной», до Э.Г. Бабаева, посвятившего роману обширную и разностороннюю монографию, не говоря уже о множестве других этапных трудов, так и не исчерпавших романа во всей его полноте, позволяет надеяться на открытие с помощью уже сформировавшейся научной базы новых аспектов в изучении романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».



Значение романа Толстого состоит не в эстетической ценности отдельных картин, а в художественной завершенности целого.

Методологическая основа исследования. В основу исследования положены концепции специфики литературно-критической деятельности таких писателей и как Ф. М. Достоевский, М. Горький, В.Г. Короленко,С. Громека, Леонтьев К. Н., JI. Е. Оболенский, В. В. Вересаев, , B. А. Жданова, В. 3. Горная, В. Ф. Асмус, JL Д. Опульская, К. Н. Ломунов, Б. С. Мейлах, В. А. Жданов, Э. Е. Зайденшнур. Исследователи Толстого второй половины XX века Н. К. Гудзий, К. Н. Ломунов, Е. А. Маймин, А. И. Шифман, Н. Н. Арденс, Л. Д. Опульская, Н. К. Гусев, Б. M Эйхенбаум, Н. Н. Арденс, X. Ш. Нальгиева, В. Я. Кирпотин, Е. JI. Лозовская), И. С. Тургенева (Н. П. Лощинин). Новые подходы к изучению романа «Анна Каренина» обозначились в трудах таких исследователей, как Н. Ф. Ежова, К. Н. Леонтьев, Д. Орвин, Л. Кастлер, М. Г. Уртминцева, Е. В. Мацыяка, А. Г. Гродецкая, И. В. Высоцкая, Н. В. Гуреева, Н. О. Кирсанов, В. И. Сахаров, Б. Лённквист, Д. М. Шевцова, Ю. Сато, А. М. Буланов, В. Н. Азбукин, Т. Д. Проскурина, О. В. Сливицкая.

К сожалению, как показывает анализ многочисленных научных исследований, в той или иной степени посвященных изучению романа Л. Н. Толстого Анна Каренина», среди них нет работ, содержащих целостную характеристику приемов принципа антитезы.

Цель исследования: обозначить и исследовать приемы структурного построения романа Анна Каренина, используя принцип антитезы.

Задачиисследования:

1. Рассмотреть проблему протагониста.

2. Изучить принцип антитезы в композиции романа.

3. Проанализировать восприятие романа критиками.

Объект исследования: роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

 

Предметом исследования явились те элементы структуры романа «Анна Каренина», которые в совокупности дают представление о принципе антитезы и его функциональном значении в структуре романа.

Методы исследования. В работе используется сравнительный, исторический и типологический методы, приемы анализа, интерпретации, систематизации обобщения.

Научная новизна исследования состоит в следующем: теоретическая, исследовательская части и выводы могут быть использованы при написании лекционных вузовских курсов по истории русской литературы XIX века, спецкурсов по творчеству Л. Н. Толстого, а также на уроках литературы в старших классах.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами и проблематикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав: глава I.- Проблема протагониста в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина», глава II. – Принцип антитезы в композиции романа, глава III.- Восприятие романа, выводов по каждой главе и заключения.

 

 

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПРОТАГОНИСТА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

История создания романа «Анна Каренина»

Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» - один из самых известных романов русской литературы. После завершения своей эпопеи о войне и мире, автор продолжает искать новые темы для написания работы. Толстого привлекает педагогика и он как результат этому, создает «Азбуку», а также книги детям для первоначального чтения.

В это же время автор увлекается созданием романа времен Петра I. Толстой досконально изучает первоисточники исторического времени и пишет много текста, как варианты для произведения. И тут автора посетило прозрение – такое часто бывает у писателей. Он неожиданно переходит на совершенно другую тему. В этом и заключается величие великих – все вмиг бросить и начать сначала. Толстой начал писать роман, который уже позднее получил свое название – «Анна Каренина».

Само произведение писалось достаточно долго, и писатель потратил немало сил на его создание. Начиная с 1873 года и по 1877 годы, Толстой упорно и на одном дыхании создает историю романа. Автор первоначально намеревался писать не социальный роман широкого охвата ,а более узкий, семейный роман. Тема развода, вернее, морального осуждения развода, должна была стать центральной. Первый набросок («Хозяйка только что сняла соболью шубку…»), не имеет заглавия. Он заключает в себе довольно развитую схему романа от начала до развязки. Имена действующих лиц такие: Михаил Михайлович и Татьяна Сергеева Ставровичи (будущие Каренины), Иван Балашов (будущий Алексей Вронский).В отличие от законченного романа в этом первом наброске муж дает согласие на развод, и Татьяна Ставрович вступает в брак с Иваном Балашовым. Новый брак оказывается несчастливым, и Татьяна кончает самоубийством(бросается в Неву).Во втором наброске, озаглавленном «Молодец баба»,имена и фамилии героев изменились: они получили фамилию Каренины. Муж носит имя Алексей Александрович, будущая Анна уже не Татьяна Сергеевна, а Настасья Аркадьевна, сокращенно Нана; будущий Вронский-Алексей Гагин.

Позже произведение имело название «Два брака», лишь затем название поменялось, но сохранилась композиция романа. Так же нетронутой осталась параллель замысла, который возник еще первоначально: два сюжета - о Анне, о её несчастном браке, который в последствии привел к трагедии; и о Левине, жизнь которого получилась счастливой и удачной. С какой бы стороны не подойти к данному произведению, образы в рамки простого обывательского понятия не укладываются. Порядочный семьянин Левин должен радоваться жизни, а он страдает от недостатка любви и ласки, домашнего очага и уюта.

В нашей жизни тоже встречаются люди, которым недостаточно своего счастья. Так и Левин пытается получить то счастье, которого так желает, нащупать ту ниточку, дернув за которую он обретет дорогу к всеобщему счастью. Анна также живет тем же желанием - получить собственное женское счастье, а не мучительные мысли, разлуку и позор. Сначала читатель узнает главную героиню как утонченную, уважаемую и мудрую женщину, но после того, как в жизнь ее пришли новые чувства, ее посещает муки, которые изменяют ее. Но как бы не изменялся образ Анны Карениной, мы все равно ее любим.

Начав «Анну Каренину» словами «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», Толстой как бы предваряет читателей, что его внимание в романе будет обращено более всего на семьи несчастливые. Однако история «счастливой семьи» Левина подвергается здесь также подробному и глубокому исследованию. На ее примере Толстой убеждает нас в том, что человека честного и думающего, каким предстает перед нами Константин Левин, от бурь века не может спасти семья, даже если она основана на супружеском счастье. Ощущая «недовольство своей деятельностью и смутную надежду найти поправки всему этому», он испытывал «чувство внутренней тревоги и близкого разрешения».

В главах романа, насыщенных атмосферой тревоги, ожидания «развязок», более всего сходятся развивающиеся параллельно сюжетные линии Анны и Левина. К мысли о неблагополучии тех миров; в которых проходит их жизнь и складываются их судьбы, приводит анализ всего сложного лабиринта «сцеплений», определяющих взаимоотношения главных героев с другими действующими лицами романа, с их ближайшей средой. Взаимоотношения эти драматичны, а для Анны Карениной - трагичны. Брак Анны с Карениным был «устроен» ее теткой как брак по расчету. Анна стала женой человека, который «всю жизнь свою… прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни». Решающая черта характера Каренина заключалась в том, что «каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее». Не могло не случиться то, что случилось: жизнелюбивая Анна пошла навстречу жизни, оставила Каренина.

Далек от интересов подлинной жизни и граф Алексей Вронский с его искусственным «сводом правил» светского человека. Не напрасно Левин испытывает чувство тревоги за Анну, думая, что «Вронский не вполне понимает ее». Не случайно уже первые встречи Анны и Вронского освещены светом неминуемой беды. Возвращаясь от Бетси Тверской, где она виделась с Вронским, «Анна шла опустив голову и играла кистями башлыка. Лицо ее блестело ярким блеском; но блеск этот был не веселый,- он напоминал страшный блеск пожара среди темной ночи».[3]

Искусственность дома Каренина в Петербурге и дома Вронского в его имении Воздвиженсное заметила чуткая ко всякой фальши Долли - жена Степана Аркадьевича Облонского, которую автор романа называет «безукоризненно нравственной женщиной».

Из одной искусственной обстановки Анна попала в другую. В сцене ночного объяснения с Долли Анна говорит об оставленном ею сыне Сереже и Вронском: «Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно. И как-нибудь кончится, и потому я не могу, не люблю говорить про это. Так ты не упрекай меня, не суди меня ни в чем. Ты не можешь со своей чистотой понять того, чем я страдаю… Я не стою презрения. Я именно несчастна. Если кто несчастен, так это я,- выговорила она и, отвернувшись от нее, заплакала».[4] Здесь словами самой героини Толстой выразил важнейшую причину трагической безысходности ее положения. И здесь же показано отношение Толстого к той коллизии, разрешить которую героиня романа хотела, но не могла. Семью Анны и Вронского высоконравственная Долли считает «неправильной семьей», поскольку она возникла ценой разрушения семьи Каренина. Пострадал не только Каренин, но и лишенный материнской заботы и ласки маленький Сережа. О его необычном сиротстве не могут забыть ни Анна, ни Вронский. «Ребенок этот,- говорит Толстой,- со своим наивным взглядом на жизнь был компас, который показывал им степень их отклонения от того, что они икали, но не хотели знать».[5]

В окончательном тексте романа образ его главной героини соткан из многих и не только положительных черт. Анна не идеализированная, «голубая» героиня семейного романа. Она бывала и резкой, раздраженной, придирчивой и даже несправедливой в своих оценках не понравившихся ей людей. Она была земным, живым, страстным, увлекающимся человеком. «…Я живая,- говорит она о себе, я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить».[6] Единственный раз встретившись с Анной, проницательный и чуткий Левин сумел понять в ней самое главное: «Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость. Она от него не хотела скрывать всей тяжести своего положения».

С первых же строк в романе «Анна Каренина» семейная мысль предстает читателю в конфликтном и драматическом развитии. Князь Облонский изменил жене. Она, узнав об этом объявила, что не хочет жить с мужем в одном доме. Дальнейшие отношения супругов немного налаживаются. На фоне семейного конфликта разворачивается история главной героини. Судьба Анны Карениной, родной сестры Облонского предстает в романе чередой катастроф. Начинающаяся с символического предвестия (гибели под поездом железнодорожного сторожа), история Анны Карениной развертывается как хроника безумной страсти и предсказанной гибели. Вронский явился ей в символической метели на обратном пути из Москвы в Петербург. Так началась история беззаконной любви, которая привела героиню на рельсы. Оставаясь в доме нелюбимого мужа Каренина сближается с Вронским. Потом и вовсе бросает мужа и сына и уходит к Вронскому. Каренина вроде бы обрела новое счастье. Но это счастье не настоящее, оно эфемерное и зыбкое как песок.

Когда Вронский и Каренина, преодолев многочисленные препятствия (ревность мужа, опасную болезнь, остракизм света), начинают жить вместе, вместо любовного счастья Анна чувствует все большую паутину недоверия, недоверия и равнодушия, которое временами переходит в ревность. Вронский хочет доказать Анне, что его любовь к ней не должна мешать его свободе. Но ей нужна была его любовь. Она хочет чтоб он все больше и больше отдавался ей, растворялся в ней, но Вронский напротив все дальше и дальше отдаляется от нее.

Развязка их связи была трагичной и неизбежной. Равнодушие чувств Вронского привели Анну на вокзал. На этом вокзале не только началась история их любви, но и смерть под колесами железнодорожного сторожа. Подсознательно вспоминая об этой смерти и осеняя себя крестным знамением Анна Каренина бросается под колеса поезда и гибнет.

Почему же погибла прекрасная Анна? Ответы на этот вопрос были разными, самый элементарный ответ - супружеская измена должна быть наказана. Поэт Николай Некрасов, после прочтения романа, написал такие стихи:[7]

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

что женщине не следует «гулять»

ни с камер-юнкером, ни с флигель-адьютантом,

когда она жена и мать».

 

Но почему судьба наказала только Анну, а ее брата, изменника Облонского - нет? Толстой нам отвечает грозным эпитетом в начале романа: «Мне отмщение и Аз воздам». Через тридцать лет, после опубликования романа, Толстой высказался об этом эпиграфе более развернуто: «То дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога, и что испытала на себе Анна Каренина. Да, я помню что именно это я и хотел выразить...»

Второй главный герой романа, который чем дальше, тем больше оказывается на первом плане в романе является Константин Лёвин. В романе Лёвин появляется раньше Анны и самые главные шаги совершает уже после гибели Анны. Лёвин, как и Анна стремится к семейному счастью. Пережив неудачу в первом предложении к Кити Щербацкой, он страдает и ревнует. Но семейное счастье для него не цель, а условие для более широких жизненных задач. В своих поисках Лёвин переживает три стадии, которые так или иначе связаны с сельским трудом, отношениями с освободившимися крестьянами и планами обустройства России. Он сначала стремится к общему труду с мужиками, с нескрываемым любопытством и удовольствием наблюдает за жизнью простой крестьянской семьи. Но все это не может спасти его от ощущения бессмысленности жизни, которая доводит его до мыслей о самоубийстве. Лёвин не может понять зачем и для чего он живет. Он настолько был близок с самоубийству, что спрятал шнурок, на котором хотел повеситься, и перестал ходить с ружьем, чтобы не застрелиться.

Из состояния потрясения Лёвина вывело простое прозрение. Один мужик в беседе ему сказал, что люди на свете бывают разными. Один живет для своей нужды, другой для души, еще и Бога поминает. После этой беседы Лёвина охватило радостное чувство. Мысли, ослепляя своим светом кружились в его голове.

Погасшая свеча жизни Анны Карениной контрастирует с ослепительным светом духовного прозрения Константина Лёвина. И на этом обретении жизни по-божьему, идеала добра заканчивается роман Толстого.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.