Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическая мысль российского зарубежья





 

В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки, — Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский и другие. В зарубежье возник мощный источник развития российской педагогической мысли. В течение 1920-х гг. почти ежегодно проходили эмигрантские съезды по вопросам воспитания и образования. В 1920-1930-х гг. в Праге, Берлине, Риге, Харбине, Сан-Франциско издавались эмигрантские педагогические журналы. Некоторое время в зарубежье существовали российские научно-педагогические центры (кафедры, педагогические общества и пр.).

Российская эмигрантская педагогическая мысль отвергла радикализм официальной советской педагогики и стремилась опереться на опыт отечественной и мировой педагогической мысли. В теоретической педагогике русского зарубежья особое выражение получили два течения: философско-гуманистическое (продолжившее традиции западной и отечественной классической педагогики XIX столетия) и религиозно-христианское.

Среди представителей первого течения выделялся Сергей Иосифович Гессен (1887-1950). В его главном труде «Основы педагогики» (1923 г.) подчеркнута ведущая роль философии как источника педагогической науки. (Педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли.) Гессен видел в образовании прежде всего культурологическую функцию: «Задача всякого образования —- приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного». Идя вслед за неокантианством. Гессен классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знание о том, каким должно быть воспитание и обучение.



По-своему Тессен рассмотрел вопросы нравственного воспитания. По его убеждению, нравственное воспитание достигается не наставлениями, а педагогическими действиями — правильной организацией работы и жизни учащихся. Подобная организация должна предусмотреть наличие нескольких условий: применение специфических форм деятельности детей соответственно ступеням их развития, особо детские игры, уроки, творчество учащихся в детском саду и в школе, самоуправление учащихся и пр.



Гессен внес свой вклад в развитие дидактики. Он не склонен был акцентировать усилия на славянских традициях русского образования. Истинными он считал прежде всего просто человеческие педагогические идеи. Им предложена идея обучения как диалога культур при сотрудничестве учителя и ученика, охваченных взаимным интересом («заразой») к учебному процессу.

Ярким выразителем русской религиозной педагогики был Василий Васильевич Зеньковский. В 1920-х гг. он был профессором психологии в Белградском университете, возглавлял педагогический институт в Праге. Сделавшись идеологом православной педагогики, Зеньковский особо занимался психологическими изысканиями, настаивая на идеях целостности рационализма и иррационализма человеческого сознания, примирения в человеческой душе путем воспитания правды индивидуализма и правды универсализма. Педагогическая концепция Зеньковского вырастает из идеи «первородного греха» и борьбы с ним. Он считал аксиомой постоянное сосуществование в человеке добра и зла. Уничтожить зло, в том числе запретами, ограничениями, невозможно. Победа добра возможна, если воспитывать дар свободы, обладание которым — залог нравственного становления личности.

Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. При этом он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности. Нельзя превращать начало личности в какую-то самосущную, ни от чего не зависимую силу, отделять личность от всего того, что определяет смысл ее жизни. Главным путем педагогического вмешательства в жизнь ребенка Зеньковский рассматривал постановку и решение двух основных задач нравственно-религиозного воспитания: 1) подготовить дитя к вечной жизни; 2) подготовить к этой жизни, так как эта жизнь дает не столько возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее.



В педагогической концепции В.В. Зеньковского личность и духовность — тождественные понятия: «Все в человеке потому и личностно, что все соотнесено к духовному началу». Духовность человека проявляется, как считал Зеньковский, не только в добре и истинном знании, но и в грехе, и в заблуждениях. Подобную двусторонность следует учитывать при воспитании.

Важным проявлением духовности человека называлась его природная социальность — тяга к общению. (Человек к человеку неравнодушен.) В основе воспитания, следовательно, должны лежать общение, соборность как проникновение в чужой социальный мир для раскрытия собственного мира. Размышляя над общественным предназначением воспитания, Зеньковский ставил религию как фактор и условие такого воспитания в ряд со светским образованием через изучение языка, национальных традиций, литературы и основ науки. Он согласен, что светская педагогика играет положительную роль в воспитании.

Специальному рассмотрению подверг Зеньковский вопрос о национальном воспитании. Он страстно возражал против денационализации молодежи, потери русскости, которая может принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски. Вместе с тем он считал необходимым оберегать национальное воспитание от сентиментального поклонения России, презрения к другим народам. Зеньковский полагал, что истинное национальное воспитание состоит в развитии чистой любви к Родине, никак не замешанной на шовинизме.

Религиозная педагогическая мысль в советской России

 

Педагогика в России так и не превратилась в монолитный официоз. Наряду с официальными получили развитие иные идеи воспитания и обучения. Так, продолжали жить вопреки атеистической школьно-педагогической политике идеи религиозного воспитания (П.А. Флоренский, В.Н. Сорока-Росинский).

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) высказал, на первый взгляд, парадоксальное для верующего человека суждение о целесообразности отмены преподавания религии в школе. Он замечал, что для веры подобные уроки приносили лишь вред, будучи формальными и ведшими на деле к атеизму. В центр нравственного религиозного воспитания Флоренский поставил учение о генеалогии. Речь шла о необходимости уже в семье давать ребенку образ генеалогического древа, вводя его не только в историю собственной семьи, но и в деяния предков, и тем самым создавая основу национального воспитания. Флоренский размышлял о сочетании при воспитании и обучении логических понятий с символами-образами. Под символической наглядностью понималась сгущенная реальность, ее знак, где символом символов является Бог. Он рассматривал вопрос о символической наглядности в обучении и воспитании в контексте соединения научного и иррационального восприятия мира.

Теоретик и практик Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) высказал самобытные взгляды на воспитание. Им сформулировано несколько условий национального воспитания: в семейной обстановке, через приобщение к религии и физическому труду, знакомство с устной традицией народного творчества. Сорока-Росинский отказывался от абсолютизации коллективного воспитания, хотя и соглашался с его педагогической целесообразностью. Он предлагал смягчить артельный характер коллективного воспитания в детских домах и дать ребенку возможность уединяться для творчества и размышлений.

Судьба педологии

 

Трагический пример отрицания достижений отечественной педагогики официальными властями — судьба педологии. В 1920-х гг. отечественные педологи занялись интеграцией различных знаний о ребенке. Первые шаги педологии в советской России были продолжением предшествующих исследований. Особо разрабатывалась проблема индивидуального подхода к воспитанию личности. Педология черпала аргументы в различных науках о человеке, прежде всего в психологии.

В этой связи следует особо отметить психолого-педагогические труды Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Им создана концепция культурно-исторического развития психики. Л.С. Выготский предлагал избегать крайностей при рассмотрении вопроса о взаимодействии биологического и социального в развитии личности. По его суждению, ребенок усваивает культурно-исторический опыт в виде научных понятий. Естественной формой развития таких понятий является обучение. В начале обучения сосуществуют высокий и низкий уровни развития, далее низкий уровень как бы подтягивается к высшему Выготским было разработано понятие о зоне ближайшего развития. По представлениям ученого, правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными.

К 1920-м гг. педологией уже были выработаны методологические подходы гуманистической направленности, акцентировавшие внимание на первоочередности изучения тайн детской психологии. Из таких подходов исходил В.П. Кащенко в руководимых им учреждениях: в Доме изучения ребенка (1918-1921) и в Медицинско-педагогической опытной станции (1923-1924). Несколько иную позицию заняли педологи И.А. Арамов, А.А. Дернова и другие. В отличие от «идеалистов», пытавшихся исследовать детскую душу, они рассматривали ребенка как некую машину, рефлексирующую на внешнюю среду. В рамках педологии также были сформулированы биогенетическая и социогенетическая концепции. Так, биогенетик П.П. Блонский утверждал, что ребенок в своем онтогенезе сжато повторяет основные стадии биологической и социальной эволюции человечества, что надлежит учитывать в воспитании. Социогенетики А.Б. Залкинд, А.С. Залужный и другие, напротив, повышали роль внешних факторов в воспитании ребенка.

Развитие педологии было грубо прервано. Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.) дало «зеленый свет» разгрому педологии. В сущности, был нанесен удар по науке, знаменем которой было уважение особенностей, интересов и способностей детей. Искоренение инакомыслия привело к тому, что педагогические идеи 1920-х гг. в целом были объявлены вредными и прожектерскими. Вскоре опустился «железный занавес», фактически отрезавший отечественную педагогику от остального педагогического мира.

Официальная педагогика ведущим направлением исследований рассматривала перевод на язык воспитания и обучения марксистско-ленинской доктрины, политики коммунистической партии. Основными принципами педагогики провозглашались коммунистическая партийность, культ вождя. Единственно верной методологией педагогики объявлялось марксистско-ленинское учение. Подавлялись иные мировоззренческие обоснования педагогических подходов и концепций. Тем не менее нельзя говорить о параличе педагогической науки в 1930-х гг. Она продолжала развиваться несмотря на неблагоприятные условия тоталитарного режима.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.