Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция высшего образования

 

Университеты и другие высшие школы Запада вступают в очередной важный этап. Постепенно меняются приоритеты высшей школы: от классического (греко-латинского) образования к образованию, основанному на новом научном знании.

Во Франции перемены проявились в критике консерватизма университетов (Сорбонны, в первую очередь), которые становились все более непроницаемыми для идей Просвещения. Новые веяния нашли поддержку в конгреганистских высших учебных заведениях и в нескольких государственных научных центрах, прежде всего в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) (основан в 1530 г.). В Королевском коллеже преподавались не только дисциплины классического образования, но и новая философия, медицина, математика, востоковедение. Деятельность Королевского коллежа, а также академий естественных наук (создана в 1666 г.) и медицины (создана в 1776 г.) покончила с монополией Сорбонны на высшее интеллектуальное образование, содействовала развитию и распространению научных знаний.

Сходное противостояние в высшем образовании происходило в Англии. О кризисе консерватизма свидетельствовало устойчивое снижение числа студентов старых факультетов Оксфорда и Кембриджа, которые оставались оплотом классического образования, основанного на изучении латинской и древнегреческой литературы. Открывались факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже, и одновременно росла популярность возникавших частных колледжей высшего образования, где преподавали современные языки, историю, географию и т.д.

Новые веяния затронули высшее образование в Северной Америке. По образцу Кембриджа был учрежден Гарвардский колледж (1636 г.), который заложил основы высшего образования в Америке. В программе Гарварда преобладали элементы классицизма. Вместе с тем деятельность колледжа в духе новой образованности ориентировалась на научные и практические знания. В Гарварде изучали труды Коперника, навигацию, растениеводство, метеорологию и пр.

 

Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в России XVIII в.



 

Общий взгляд

 

1700-е годы — переломные в истории отечественной педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими изменениями: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, трансформация чиновничьего аппарата, создание новой армии и пр. Не менее важные сдвиги произошли в культуре, мощный импульс которым был дан в царствование Петра I (1689-1725): появились первая газета и музей, был построен тщательно спланированный Петербург, проводились ассамблеи, работали художники-портретисты. Объективно требовалась большое число грамотных чиновников, офицеров, специалистов технической области, ученых, педагогов. Нужно было удовлетворить практические нужды в грамотных специалистах.

Преобразовательное движение XVIII в. вызвало заметные изменения в традициях воспитания и обучения. Существенно были поколеблены устои некнижного домашнего воспитания, влияние религиозной церковной педагогической мысли. Было покончено с монополией церковной педагогической мысли. Ранее сравнительно единая (за счет такой монополии) русская педагогика стала развиваться в русле двух потоков: светского и религиозного. Православная педагогическая мысль продолжала, тем не менее, оставаться составляющей духовной жизни русского народа и находила питательную среду прежде всего в патриархальном укладе жизни и воспитания крестьянства.

Произошел стремительный поворот от устоявшихся педагогических воззрений к европейским идеям Возрождения и Просвещения. Этот процесс оказался противоречивым. Новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно. Шла ломка прежних, в том числе и позитивных, педагогических традиций. Грамотность и образованность насаждались не только путем расширения сети учебных заведений, но просто варварскими способами. Реформы по своим социальным и педагогическим последствиям были неоднозначными. Русское образованное общество, расставшись с идеалами «Домостроя», в значительной мере утратило и корневые нравственные педагогические ориентиры. Вглядываясь в отечественную историю XVIII в., российский писатель и ученый Н.М. Карамзин так оценивал подобную ситуацию: «У нас были академии, высшие училища, народные училища, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот... — не было хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни».

Как бы то ни было, в обществе существенно переменился умственный настрой. Наметился переход от сословного общества к гражданскому, в общеевропейскую жизнь. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу Просвещения, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности. Возрастание интереса к человеческой личности, строго говоря, не было привилегией педагогики XVIII в. В центре средневековой педагогики России также стоял человек, но это была в первую очередь социально значимая личность (князь, полководец, иерарх церкви) с набором обязательных качеств: ум, благочестие, доброта или, напротив, неправедность, глупость и пр. Новая русская педагогика искала пути воспитания отдельных людей — типичных представителей своих социальных групп — светских, открытых, способных найти место в сложных жизненных обстоятельствах.

Образование стало рассматриваться одним из основных путей карьеры. Так, в одном из указов Петра I подчеркивалось, что дворяне, обделенные отцовской недвижимостью, будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим.

XVIII столетие — эпоха возникновения национальной школьной системы. К концу XVII в. Россия (в отличие от Запада, где уже сформировались сравнительно развитые школьные структуры) не располагала системой регулярных учебных заведений. На протяжении 1700-х гг. она была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейно-домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

История школы и педагогической мысли России XVIII в. состоит из двух периодов: первой и второй половины столетия, когда произошли существенные изменения в школьном деле, трактовке вопросов воспитания и образования.

Воспитание и обучение в первой половине XVIII в.

 

В конце XVII — начале XVIII в. Россия пересматривает курс развития, равняясь на западный опыт, и в том числе в сфере образования. По сути происходил поворот к школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути посредством реформ, включая реформы воспитания и образования.

В противовес патриархальным традициям предлагается светский идеал воспитанного человека. Характерно в этой связи сочинение Ф. Прокоповича «Юности честное зерцало» — руководство к житейскому обхождению, где юношам и девушкам даются наставления, как держать себя в обществе, как быть учтивыми и вежливыми.

В обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения. Были намечены два пути создания секуляризации образования. Первый — переориентация церковных образовательных учреждений. Петр I полагал, что Славяно-греко-латинская академия должна готовить не только служителей алтаря, но и во всякие потребы, т.е. чиновников, докторов, офицеров и пр. Другой путь — учреждение государственных светских школ.

Школьные проекты

 

В первой половине XIX в., в Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Один из первых проектов — о создании светских учебных заведений — был представлен родственником Петра I Федором Салтыковым (ум. 1715 г.).

В «Пропозициях» Салтыкова (1712 г.) предлагалось учредить в каждой губернии по 1-2 академии в зданиях монастырей, учителями приглашать сведущих лиц и иностранцев. Проектируемые академии напоминали западноевропейские дворцовые школы. Кроме общеобразовательных дисциплин (грамматика, риторика, поэтика, философия, история, география, математика, физика), предполагалось обучать различным научно-техническим предметам (механика, фортификация, архитектура и пр.). Также предусматривалось давать уроки танцев, фехтования, верховой езды. Салтыков предлагал создать в каждой губернии две женские школы.

Свои предложения представил деятель русского Просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750). Он открыл несколько горнозаводских школ, изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733 г.). Главной наукой Татищев почитает, чтоб человек мог себя познать. Он приходит к заключению о необходимости воспитания и обучения, соответственного возрастам человека: как прирастают и совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется и знание человечества вместе с его возрастом. Основной целью «Разговора...» является доказательство необходимости посылать молодых людей обучаться нужным и полезным наукам за границей. Желание и надежда на учрежденные Петром школы оказались, по наблюдению Татищева, обманутыми. Он предлагает создавать новые и исправлять существующие училища. Татищевская программа дворянского воспитания предусматривала преподавание светских наук и религиозное обучение. Им выдвинут план открытия академий или университетов, гимназий и академий ремесел. Татищев обосновывал идею, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он помышлял о том, чтобы дать человеку знание того, что что ему полезно и нужно и что вредно и непотребно. В соответствии с этим науки делились на нужные (домоводство, мораль, религия и пр.), полезные (письмо, красноречие, иностранные языки, математика, естественные науки и пр.), щегольские (поэзия, музыка, верховая езда, танцы и пр.), любопытные (астрология, алхимия и пр.) и вредные (ворожба, чернокнижие и пр.).

На позициях критического, рационалистического видения мира стоял заметный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681-1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, европейски образованный, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт преподавания западноевропейского круга наук, педагогики иезуитов. В книге-букваре «Первое учение отроком» Прокопович давал советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека. (Каков кто отрок есть, таков и муж будет.)

Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую традицию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои воззрения И.Т. Посошков представил в трактате «Завещание отеческое» (1705 г.), где причудливо ужились старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка просветительских реформ Петра. Посошков требовал воспитывать детей в великой грозе, в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказаний (если сын впадет в 6луд, ребра ему круши). Вместе с тем им обозначена куда более обширная программа образования, нежели в Московской Руси: славянский язык, письмо, грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла (художества). Он предлагал создавать книги по принципу самоучителя. Посошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян. (Нужно так устроить, чтобы и в малой деревне не было безграмотного человека.)

Свой проект развития образования представил Петру I немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). План Лейбница носил отчетливо практическую направленность (на первом месте стояли физико-математические науки) и отличался предложением обучать на основе энциклопедических программ.

Особую роль в отечественной педагогической мысли и реформах образования и воспитания в XVIII в. сыграл великий ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов придавал большое значение воспитанию: «..Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». В воспитании особо выделял такие качества, как любовь к отчизне, милосердие, трудолюбие, любовь к знаниям, высокая нравственность. Клеймил такие пороки, как лень, скупость, трусость, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство. Ломоносов являлся видным идеологом светского государственного образования. Он содействовал демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ломоносов был одним из создателей Московского университета. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где даны рекомендации сознательного, последовательного, систематического, наглядного обучения. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.