Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае





 

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций древнего Китая лежит семейно-общественное воспитание, уходящее корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев. Считалось, что у каждого дома есть покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые вредят старшим и родственникам. Представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика жилища — картинки с изображением нравоучительных сценок. Веками складывался педагогический идеал, который предполагал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренней сдержанностью человека, умеющего заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе. В основе воспитательных отношений было уважение младших к старшим. Корневой являлась идея семейного родства. Детям следовало всячески угождать старшим, быть кроткими и беспрекословно подчиняться отцу. Уважение к родителям и покорность им считались залогом благоденствия. Это нашло отражение в нравоучениях: «В разговоре со старшим нужно понижать голос. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садиться, если ему не скажет старший» и пр. В ходу были сентенции: «Всем добродетелям угрожает опасность, когда сыновнее благочестие поколеблено»; «Недостоин имени сына тот, кто любит другого человека более, чем отца».



Традиция почитания родителей питала идею минимизации самостоятельности детей, лишения их личных прав. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Получение образования рассматривалось как крайне престижное дело.

Первые заведения воспитания и обучения в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях XVI-XI вв. до н.э. В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью и колесницей.



В XI-III вв. до н.э. в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (Го Сюэ) и менее родовитой знати (Сан Сюэ): То Сюэ — в столице. Сан Сюэ — в провинциальных городах. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение для родовитых юношей — своего рода университет (Да Сюэ). В Го Сюэ и Сан Сюэ учились 7 лет (с 13 лет), в Да Сюэ — 9 лет (с 20 лет).

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения учебных заведений иероглифическим письмом владели немногие — так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось крайне медленно. Первые иероглифы высекали на костях различных животных. С X в. до н.э. появились иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. Когда в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс изображения иероглифов и обучения письму стал более простым.

Подход к обучению сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.



В итоге в Китае грамотность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Организация обучения, экзаменов превратились в неотъемлемую часть государственной политики. В успешной сдаче экзаменов видели путь к общественной карьере.

Китайские мудрецы попытались теоретически осмыслить воспитание и образование. Одной из основных философских школ, которые сформировались в Китае к VI в. до н.э. и влияли на воспитание и обучение, был даосизм. Основатель даосизма Лао-цзы (род ок. 599 г. до н.э.) рассматривал организованное обучение как искусственную преграду на пути гармонии человека и неба. Основное внимание даосизм уделял опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.

Конфуций

 

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций (551-479 гг. до н.э.) и его последователи. Конфуций почитался как божественный покровитель науки и образования. Им обобщен педагогический опыт древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи. Воспитание, нравственное самосовершенство рассматривались как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия. Спокойствие общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному предназначению: «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека — тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь (воспитание возмещает дефекты от рождения), Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки», — писал он. Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости (сыны неба, правители), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам (благородные мужи, опора государства), людей, неспособных к трудному постижению знаний (чернь).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где преимущество отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» шести искусствам (мораль и этика, церемонии и обряды; чтение и письмо; счет; музыка; стрельба из лука; управление лошадью и колесницей).

Важнейшей педагогической целью Конфуций определял воспитание терпимости. Подобная терпимость, по его суждению, — условие гражданского согласия. Чтобы сформировать толерантность, каждый должен иметь свои жизненные цели и добиваться их при серьезной и упорной учебе.

Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, — это трактат «Беседы и суждения» («Лунь юй»). В нем предложены методики обучения: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Приведем некоторые изречения из этой книги: Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?; Учиться без пресыщения: Учиться и время от времени повторять изученное.

Последователями Конфуция (IV-I вв. до н.э.)был составлен трактат «Книга обрядов» (Ли цзи). В ней образование признается необходимым и первостепенным для человека: Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении. В трактате изложены важные педагогические принципы, методы и приемы: Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть; Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца; Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься; Питай почтение к последовательности; Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны; Учитель и ученик растут вместе и т.д. Трактат содержит программу 9-летнего организованного обучения и воспитания. Авторы стремились сформулировать программу воспитания человеческих чувств в некоем чистом виде. Соответственно трактовались отношения воспитателя и воспитанника: первый должен быть ласков, человеколюбив, снисходителен, милостив, второй — покорен, почтителен, предан.

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание его последователи Мэн-цзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н.э.). Сюнь-цзы придерживался мнения о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Мэн-цзы утверждал, что в каждом можно встретить задатки, по крайней мере, четырех добродетелей: сострадания, милосердия, почтительности, способности руководствоваться справедливостью. Он уверял, что если людям дать возможность свободно развивать эти качества, в мире воцарятся добро и истина.

На исходе древней эпохи (II в. до н.э. — II в. н.э.) конфуцианство оказалось официальной идеологией образования и воспитания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.