Сделай Сам Свою Работу на 5

по курсу «Этика деловых отношений»





Раздел I. Профессиональная этика

Тема 1. Этика как наука и явление духовной культуры.

Литература: Д - 3.

Вопросы для самопроверки:

1. Смысл понятий «этика», «мораль», «нравственность»

2. Задачи этики

3. Специфика этики

4. Структура этики

5. Структура морали

6. Свойства морали

7. Функции морали

8. Специфика морали

9. Основные категории этики

Задания для самостоятельной работы:Подобрать материал о становлении этики как науки в Античности, Средневековье, Новом и Но-вейшем времени. Составить краткий конспект о становлении этики в России.

Тема 2. Предмет профессиональной этики, ее категории и функции

Литература: О – 2,3 ; Д — 1,2.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие профессиональной этики и профессиональной морали.

2. Основные категории (нормативы) профессиональной этики.

3. Функции профессиональной этики.

4. Основные нормы и принципы профессиональной этики.

 

Задания для самостоятельной работы:

Составить словарик этических терминов

 

Тема 3. Профессиональная этика в современном обществе

Литература: О – 2, 3; Д — 1, 2.

Вопросы для самопроверки:



1. Профессиональная этика в исторической перспективе

2. Становление профессональнорй этики в России

3. Профессиональная этика и межкультурная коммуникация.

Задания для самостоятельной работы: Подготовить презентации о становлении профессиональной этики в России, роли ее в современ-ном обществе, связи ее с межкультурной коммуникацией.

Тема 4. Коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере

Литература: О – 1, 2; Д - 1.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите этические нормы речевого общения.

2. Охарактеризуйте основные этические нормы на различных уровнях реализации систе-мы речевого общения.

3. Назовите требования, предъявляемые к культуре деловой речи

4. Каковы этические нормы в процессе слушания собеседника?

5. Какие невербальные знаки несут этикетную нагрузку в деловом общении?

 

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать материал об этических нормах речевого общения, подготовить презентации «Типы со-беседников», «Невербальная коммуникация в современном деловом мире», «Невербальная ком-муникация в условиях глобализации».



 

Тема 5. Этика руководителя (самостоятельное изучение)

 

Литература: О – 1, 2, 3; Д — 1, 2, 3.

Вопросы для самопроверки:

1. Этика и этикет руководителя.

2. Этика и этикет секретаря.

3. Способы и функции этической защиты личности.

4. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.

5. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.

6. Механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить презентации «Типы руководителя», «Типы подчиненных».

 

Раздел II. Профессиональный этикет

Тема 6. Этикет как социальное явление

Литература: Б, О – 1, 2; Д - 1.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие этикета.

2. История формирования и принципы делового этикета.

3. Национально-культурные особенности этикета.

4. Требования современного этикета к поведении делового человека.

5. Имидж фирмы. Требования делового этикета к организации служебных помещений и рабочих мест.

6. Культура речи делового человека.

 

Для самостоятельной работы: Подобрать материал на тему «Корпоративная этика».

Тема 7. Этикет делового человека (самостоятельное изучение)

Литература: Б, О – 2; Д — 1,2,3.

Вопросы для самопроверки:

 

1. Особенности работы с современными средствами связи. Этикет делового телефонного разговора. Правила пользования мобильным телефоном, телексом, телефаксом, эл. почтой.

2. Принципы подбора и ношения деловой одежды для женщин.

3. Принципы подбора и ношения деловой одежды для мужчин.



4. Аксессуары делового человека. Рекомендации по использованию.

5. Этикет выбора и вручения подарков.

6. Этика проведения торжественных событий на работе.

7. Визитная карточка как элемент современного стиля работы делового человека.

8. Этика оформления офиса.

9. Деловой этикет при трудоустройстве.

 

Задания для самостоятельной работы:

Работа в группах: деловая игра «Переговоры», «Разговор по телефону», «Совещание», «После проверки («разбор полетов»)».

 

Тематика контрольных работ

(тема контрольной работы определяется по последним цифрам шифра зачетной книжки)

 

1. Профессиональная этика в современном обществе.

2. Этика как явление духовной культуры.

3. Профессиональная этика и профессиональная мораль.

4. Основные категории этического сознания.

5. Возникновение и исторические этапы развития профессиональной этики.

6. Современные профессиональные этические кодексы.

7.Коммуникативные барьеры в профессиональном общении.

8. Этические нормы использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

9. Этика делового общения в современных условиях.

10 Этика межличностных отношений в профессиональной сфере.

11.Специфика деловой коммуникации условиях мультикультурного пространства организации.

12.Деловая риторика.

13.Роль публичного выступления в профессиональной деятельности.

14.Деловые совещания: этический аспект.

15.Управленческая деятельность и стили руководства.

16.Этика отношений в системе «руководитель-подчиненный».

17.Телефонный этикет.

18.Этикет делового человека.

19.Стандарты делового этикета в разных странах.

20.Специфические особенности дискуссии в ситуациях делового общения.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Вопросы к зачету

  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Чем отличается «этика» от «морали» и «мораль» от «нравственности»?
  2. Происхождение термина «этика».
  3. Структура этики.
  4. Профессиональная этика
  5. Историческая перспектива профессиональной этики
  6. Становление профессиональной этики в России
  7. Фундаментальные категории этики.
  8. Основные характеристики категорий этики «долг», «совесть», «честь», «достоинство».
  9. Специфические категории профессиональной этики.
  10. Национальные особенности профессиональной этики в России.
  11. Управленческая этика
  12. Основные функции этического кодекса.
  13. Виды этических кодексов.
  14. Понятие общения. Виды общения.
  15. Вербальные и невербальные средства общения.
  16. Деловой этикет
  17. Деловая этика и деловой этикет стран Европы и Америки
  18. Деловая этика и этикет стран Ближнего Востока.
  19. Деловая этика и этикет стран Дальнего Востока.

 

Рекомендуемая литература

Базовые учебники:

1 Кузнецов, И. Н. Деловой этикет: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 348 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004458-3 (ЭБС Znanium.com)

 

Основная литература:

  1. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: ил.; 60x90 1/16. - (ПРОФИль). (переплет) ISBN 978-5-98281-095-3 (ЭБС Znanium.com)
  2. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 348 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004458-3 (ЭБС Znanium.com)
  3. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 424 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003228-3 (ЭБС Znanium.com)

Дополнительная литература:

1. Максимова, Е. В. Этика деловых отношений [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Максимова. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008.

2. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - ISBN 978-5-16-003228-3.

3. Серова, Н. В. Этика: Учеб. пособие / Н.В. Серова. - М.: РИОР, 2007. - 160 с.: 70x100 1/32. - (Карманное учебное пособие). (обложка, карм. формат) ISBN 5-369-00110-3 (ЭБС Znanium.com)

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

http://www.ethicscenter.ru/ Этика – образовательный ресурсный центр

http://www.abccba.ru/ Этика

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Краткий словарь терминов

по курсу «Этика деловых отношений»

«Агрессор» - человек, который добивается повышения собственного статуса, критикуя или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества, достоинство и статус другого человека.

Агрессивное поведение – нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.

Альтернатива – необходимость, выбора одного из нескольких возможных вариантов (как правило, взаимоисключающих) решений, предоставленных вариантов действия.

Альтруизм – нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовность жертвовать собственными интересами в пользу других людей.

Аудиалист –человек, больше воспринимающий слухом. Он комфортно чувствует себя, когда все хорошо слышит, ему даже не обязательно все видеть. Это более уравновешенный тип человека, у него средний темп речи, жестикулирует по средней линии. Его любимое слово «слышу».

Аудитор –ревизор, осуществляющий проверку финансовой деятельности предприятий, компаний и т.п.

Базовые подсистемы культуры– нормы, ценности, знания, символы:

Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и др.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия.

Барьер смысловой – несовпадение смыслов высказанных просьб, требований у партнеров в общении. Зачастую в процессе взаимодействия препятствует установлению доверительных отношений между людьми.

Взаимопонимание –достижение взаимного понимания, согласие; понимание того, что партнеры располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.

Визуалист –человек, больше воспринимающий зрением. Он любит, чтобы собеседник находился подальше: надо увидеть его всего. Визуалист – темпераментный человек, у него быстрый темп речи, жестикуляция активна, руки при этом – чуть выше линии плеча. Наиболее часто употребляет выражения со словами «вижу».

Виртуальный – способный к действию, возможный; (филос.) не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.

Внушение –неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенное изменения в его психологии и поведении.

Выработка норм – стадия развития группы, на которой группа закрепляет свои правила поведения, в особенности те, что касаются разрешения конфликта.

Говорить уместно – выбирать язык и символы, приспособленные к нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей.

Групповое взаимодействие – совокупность коммуникативных и межиндивидуальных связей, необходимых для совместной деятельности.

Дебаты(от фр. debat – спор, прения) в толковом словаре определено так: «прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам споры».

Декодирование – процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства.

Деловая беседа – диалоговая форма коммуникации, в которой межличностное общение деловых партнеров осуществляется в определенных формально-ролевых и пространственно-временных рамках.

Деловая культура – организация труда, навыки делового общения, нормы и правила делового этикета, наука и искусство вести дела, сама деловая репутация.

Деловое общение – особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.

Деловое совещание – форма деловой коммуникации, реализующая совместное деловое обсуждение какой-либо социально значимой проблемы.

Деловая переписка –обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста:

- письма, исходящие из вышестоящих организаций, содержат, как правило, указания, уведомления, напоминания, разъяснения, запросы. Организации обмениваются между собой письмами, содержащими просьбы, предложения, подтверждения, извещения, сообщения и проч. Переписка как вид делового общения делится на собственно деловую и конфиденциальную;

- деловое письмо – это корреспонденция, направленная от имени одной организации на имя другого. Она может быть адресована коллективу или одному человеку, выступающему в качестве юридического лица. Частным официальным письмом является деловое послание, которое адресуется от имени частного лица организации, частному лицу.

Деловые переговоры – специфическая форма делового общения, имеющая жесткие формально-ролевые и статусные рамки и предполагающее обязательное следование деловому протоколу в процессе поиска взаимоприемлемого решения.

Деловые письмаобеспечивают связь между деловыми партнерами и сохраняют информацию об этой связи. Грамотно составленное письмо служит один из действенных средств достижения делового успеха.

Деструктивный – неэффективный, неплодотворный, разрушительный.

Диспут(от лат.disputar - рассуждать) первоначально означал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня диспут – это обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и иных проблем, у которых нет однозначных решений.

Дипломатический протокол –это ряд правил, которые предписывают порядок совершения различных дипломатических актов – международных совещаний и конференций, переговоров, визитов, дипломатических приемов, приемов и проводов официальных делегаций, подписания международных соглашений, договоров и т.п.

Дискриминация – несправедливое обращение с людьми или причинение им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе.

Дистанцирование – отдаление, удаление; соблюдение расстояния, дистанции.

Доминировать– господствовать, преобладать.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежительное отношение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих, проявляющееся в бестактности.

Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.

Защитные механизмы– совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Знания– информация о том, что собой представляет окружающий человека мир, осознание того, что он хочет, информация о ценностях, имеющихся или потенциальных, а также о способах их получения и правилах, которыми следует при этом руководствоваться.

Идентификация – установление идентичности, тождественности предметов и явлений; в психологическом смысле идентификация употребляется для обозначения механизма социализации, отождествления индивида с группой.

Имидж– целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации. Манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психологический образ – стереотип, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на подсознание), а через них – на механизмы сознания и поведения, выбор человека.

Имиджелогия – практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологи, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность.

Имиджмейкер – лицо, профессионально занимающееся созданием и преобразованием имиджа, владеющее знаниями стилиста, дизайнера, визажиста и психолога.

Импонировать – производить положительное впечатление, нравится, например, импонировать открытость общения.

Индивидуализм утверждает, прежде всего, ценность, уникальность и неповторимость каждой личности. Индивидуализм побуждает человека к выявлению своих сил и возможностей, повышает уровень ответственности за собственную моральную деятельность.

Индивидуальный идеал– это стремление человека к внутренней удовлетворенности происходящим.

Интерактивная стратегия– получение информации о другом человеке в процессе взаимодействия с ним.

Интересы партнера – особые мотивационные состояния делового партнера, побуждающие его к познавательной деятельности.

Интерпретировать – истолковывать, приписывать значение отобранной систематизированной информации.

Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интроспекция – самонаблюдение; изучение собственных психических процессов.

Инцидент – происшествие, случай, столкновение, стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Иррациональный – недоступный пониманию, разуму.

Карты этики –набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее работника.

Кинесика – наука, изучающая движение, позы, мимику и жесты.

Кинестетик –человек, воспринимающий мир ощущениями, он любит быть ближе к собеседнику, ему нужен непосредственный контакт (взять за руку, дотронуться до плеча), он достаточно подвижен, но реакция на все у него замедленная, жестикуляция идет ниже средней линии, а наиболее часто употребляемое слово – «чувствую».

Клише – стереотипное, избитое выражение шаблонная фраза.

Когнитивные препятствия– препятствия, возникающие когда, человек ощущает давление как результат трудности задачи, нехватки информации или ограниченного времени.

Кодирование- процесс трансформирования идей и чувств в слова, звуки, действия.

Коллективизм выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся данным принципом, отождествляет себя с определенной социальной группой, испытывает чувство сопричастности к ее целям, задачам, интересам. Но гипертрофированное проявление коллективизма может привести к утрате человеком своей индивидуальности, чувства личной ответственности, критического отношения к действиям других людей.

Коллизия – столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств.

Коммуникабельность – способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая совместимость, общительность.

Коммуникативная компетенция – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, который обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

Коммуникативная культуравключает в себя знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться желательных результатов. В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению.

Коммуникативные барьеры – логический, стилистический, семантический, фонетический (особенности интеллекта, неодинаковое знание предмета разговора, различный лексикон и тезаурус).

Коммуникативные способности – способности, позволяющие ему успешно решать проблемы межличностного общения и воспринимать все нюансы и детали этого общения.

Коммуникативные умения – адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, адресатом общения.

Компенсация – способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности– сложное состояние человека, связанное с недостатками каких-либо качеств (способностей, умений, знаний, навыков), сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Компромисс – ситуация, когда обе стороны идут на жертвы ради поиска общих интересов.

Конкурентоспособность – совокупность потребительских свойств данного товара, характеризующих его отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и пр.

Конкуренция – соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком- либо поприще.

Коннотация – чувства или оценки, которые у нас ассоциируются со словом.

Консенсус – общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедур голосования.

Конфликт – столкновение сторон, имеющих противоположные цели, интересы, взгляды; серьёзные разногласия, острый спор, приводящий к борьбе, трудноразрешимое противоречие, связанное с острым эмоциональным переживанием, вызванное несовместимостью взглядов, целей, интересов, потребностей.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Конформность – некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Конфронтация– противостояние, противоборство.

Корпоративная культура – это деловая культура в её организационном аспекте.

Корпоративная социальная ответственность – это комплекс действий, являющихся обязательным согласно закону, и действий, не требуемых законом о деятельности экономических субъектов.

Корпоративное общение –это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Предметом корпоративного общения являются дело, а основной задачей – продуктивное сотрудничество.

Корпоративная этика – (в широком смысле) называется система универсальных и нравственных специфических требований и норм поведения, реализуемых в процессе деятельности частных компаний это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации, отражающих её индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде.

Креативность – творчество, способности творить.

Культура речи в деловом общении характеризуется следующими показателями:

- словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

- словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

- произношение (в русском языке нормой современного произношения является старомосковский диалект);

- грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета специфических отличий);

- стилистика (к стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Латентный – скрытое, внешне не заметное развитие какого-либо процесса, явления.

Манипулирование – скрытое управление помимо воли адресата, в ущерб ему, преследующее эгоистические цели управляющего субъекта сложное, запутанное действие; ловкая проделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей введение в заблуждение.

Межкультурная компетенция – владение комплексом коммуникативно релевантных знаний как о родной, так и о других культурах, умение адекватно использовать эти знания при контактах и взаимодействии с представителями этих культур. Межкультурная компетенция предполагает также наличие у индивида толерантности и особой культурной чувствительности, позволяющих ему преодолеть воздействие стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям коммуникации при общении с представителями разных культур.

Межличностный конфликт – результат ситуации, когда потребности или представления одного человек не соответствуют потребностям или представлению другого.

Менеджер по персоналу – на Западе он называется HR manager – Human Resourses, то есть «человеческие ресурсы». От этого понятия и пошло сленговое словечко «эйчар»

Менталитет, ментальность – образ способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.

Механизмы познания другого человека – идентификация, эмпатия, рефлексия.

Мистификация – намеренное введение кого-либо в заблуждение, заведомый обман.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действия человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Система нравственных отношений, мотивов действия, чувств, сознания, определяет границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе.

Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к другим людям, самому себе.

Моральное поведение– результат становления личности. Оно опирается на нравственное сознание личности. Поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Моральные принципы – фундаментальные основные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.

Мотивация партнера – совокупность психических процессов личности делового партнера, придающая его поведению энергетический импульс и общую направленность. Включают в себя потребности, мотивы, интересы, установки.

Нагнетание конфликта – размышления или тягостные над реальной проблемой или тем, что представляется проблемой, доводящие человека до состояния, когда конфликт считается более серьезным, чем он есть на самом деле, и человек начинает обвинять партнера.

Невербальные элементы общения – передача информации несловесными символами и знаками.

Неконгруэнтность – разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью.

Нервозность – страх или тревога, связанные с публичным выступлением.

Нормы – правила поведения человека в процессе достижения цели;

Нормы социальные – принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

Нормы этического поведения руководителя –правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его образования и воспитания. Общечеловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы этики и морали безусловно действуют и находят свое проявление в деятельности руководителя. Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многом случае позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными сотрудниками.

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Обаяние – ценнейшее личностное качество, которое для многих профессий в системе субъектно-субъектных отношений является еще и профессионально важным. Обаятельные люди обладают притягательной силой, они быстро располагают к себе, создают обстановку психологического комфорта, а самое главное – они умеют влиять на других людей.

Обратная связь – вербальная и физиологическая реакция на людей и их сообщения.

Общение деловое – прагматическое взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли, поэтому в нем запрограммированы конкретные цели общения, его мотивы, а также способы осуществления контактов.

Организационные документыявляются весьма важными в деловой практике организации. Основным здесь выступают устав организации – документ, определяющий важные элементы содержания работы организации, ее основные функции подразделений и работников, и должностные инструкции, которые конкретизируют функции работников с учетом общего объема работы и оптимального распределения обязательностей между работниками организации.

Остракизм – изгнание, осуждение кого-либо.

Открытый тип разговора – откровенный обмен мыслями чувствами без использования манипуляций.

Паблик рилейшнз– особый вид управленческой деятельности, направленной на создание благоприятных условий для двухсторонних взаимодействий, позитивного отношения к деятельности организации, гармонизации и согласования интересов, а также искусство избегания и предотвращения конфликтов.

Пантомимика – система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Параязык – невербальное «звучание» сообщений: манера передачи информации.

Паритет – равенство, одинаковое положение, принцип равных прав и возможностей, равное соотношение.

Пассивное поведение– нежелание высказывать свое мнение, показывать свои чувства или принимать на себя ответственность за свои действия.

Персонализация чувств и мнений– использование высказываний от первого лица для идентификации себя как источника конкретных мыслей, чувств.

Персонификация – приспособление информации к специфическим представлениям аудитории.

Перцепция социальная– процесс формирования в общественном и социальном сознании образов социальных объектов в форме восприятия и понимания одним человеком другого: его окрашивают и направляют эмоции, мнения, отношения, установки, пристрастия.

Подчинение – восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта управления. Обычно выделяют три типа подчинения:

-строптивое – работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;

- равнодушное – работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений, исповедуется принцип «пусть думает начальник»;

- инициативное – работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативы. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

Поза – положение или осанка тела.

Полемика(от греч. Polemikos – воинственный, враждебный) – это острый спор, столкновение принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу.

Полилог – дискуссия трех и более участников.

Понимание – точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения, а также доступный благодаря этому результат. Для понимания характерно ощущение ясности и внутренней связанности рассматриваемых явлений и отношений.

Поспешное обобщение– представление обобщения, которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено только одним слабым примером.

Потребность в контроле ситуации – желание влиять на события и окружающих людей.

Потребность в присоединении – желание находиться в обществе других людей.

Правила – неписанные законы, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном контексте.

Превалировать – иметь перевес, преимущество, преобладать.

Презентация – торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Прецедент – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для аналогичных действий в настоящем.

Предмет спора –это те положения и суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления разных мнений. Важно, чтобы участники спора всегда представляли себе, что же является предметом их разногласий. Для того чтобы не повторять предмет спора, не уйти в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, участники спора должны знать его предмет, разбираться в поставленных задачах, быть эрудированными и компетентными.

Прения –русское слово, зафиксированное в лексиконе еще в XVIIв. И подразумевающее обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор. Прения и дебаты возможны при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

Приемлемые цели – цели, которые человек считает осмысленными и в достижении которых он лично заинтересован.

Принуждение – способ разрешения конфликта с помощью силы, словесных нападок или манипуляций: при этом человек требует, чтобы его потребности были удовлетворены, а идеи одобрены.

Принцип сотрудничества – состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели.

Принятие информации – процесс, в котором сообщение воспринимается как субъективно ценное. Это важный этап на пути достижения взаимопонимания и согласия.

Принятие точки зрения – представление себя на месте другого.

Принцип альтруизма близок гуманизму и заключается в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека, в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.

Принцип гуманизма относится к числу основополагающих моральных принципов. Он выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов – приоритетными. Гуманизм – это торжество человечности в человеческих отношениях. На протяжении всей истории соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию всегда были в центре внимания. И на современном этапе любая деятельность оценивается по результатам, прежде всего по тому, как она служит человеку.

Принцип тоталитарности актуализирует признание роли общения в жизнедеятельности людей; он предполагает проявление терпимости к иным взглядам, ценностям, поведению; его реализация позволяет сделать общение позитивным и гармоничным.

Приспособление – способ разрешение конфликта, когда люди пытаются удовлетворить потребности другого и при этом жертвуют своими собственным

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.