Сделай Сам Свою Работу на 5

Четырехточечная уравновешенная композиция

 

Рассматривая данное изобразительное средство, необходимо отметить, что на практике авторы часто забывают о возможности дополнительно усилить психологическую значимость содержания в рекламном объявлении с помощью формы. Уравновешенное изображение — залог создания комфортного восприятия у зрителя. Четырехточечная уравновешенная композиция, изображенная на рисунке, используется достаточно редко (рис. 102). Авторы незаслуженно ее игнорируют.

Четырехточечная уравновешенная композиция

 

Работа художника на персональном компьютере сильно отличается от работы обычного художника. Обычный художник сначала выбирает зоны — где и что необходимо разместить на плоскости рекламного объявления, и уже после этого разрабатывает конкретные детали. Работа же на компьютере зачастую заставляет автора заниматься разработкой деталей, за которыми не видно общей компоновки. Поэтому после завершения компьютерной разработки необходимо посмотреть на рекламное объявление в целом и с разных сторон и расстояний. Это надо для того, чтобы оценить соотношение зон заполнения площади, выбранный шрифт (кегль и гарнитуру), легкость чтения, как удалось акцентировать внимание на СВКЦ и т. п.

Приведем несколько примеров уравновешенности композиции.

На рис. 103 левая часть изображения уравновешена правой. Почти симметричные картинки. Симметрия — простейший способ уравновесить изображение.

Уравновешивание достигается изображением одинаковых по размеру объектов и отражает почти классическую уравновешенность (рис. 104).

Простейшая уравновешенность показана на рис. 105, но для выделения правой части картинки ее сделали темнее, и потому она воспринимается как более тяжелая. Это еще один дополнительный способ акцентирования внимания на СВКЦ.

Рис. 106 — также пример классической уравновешенности. Правая фигура чуть меньше и потому воспринимается более легкой. Кроме того, в этой рекламе используется изобразительное средство — передача пространства.

Монитор и принтер на рис. 107 уравновешивают друг друга достаточно равномерно, хотя они разные по цвету.

Уравновешенность в рекламном объявлении может обеспечиваться сочетанием изображения объекта и пятном, состоящим из текста (рис. 108). Здесь фигура горнолыжника слева уравновешена текстом справа.

Пример трехточечной уравновешенности приведен на рис. 109.

На рис. 110 показано, как можно создать трехточечную устойчивую уравновешенную композицию. Здесь желтое и синее пятна в нижней части рекламы реализуют устойчивую трехточечную композицию.

Подобная реклама копировального аппарата с добавленными лучами, которые придают дополнительную уравновешенность, представлена на рис. 111.

Рис. 112 — пример того, как автор решил завершить уравновешенность простым треугольником в композиционном построении.

В рекламе «Martini» (рис. 113) также использована трехточечная уравновешенность. Здесь бутылка в левой части «тяжелее» правой части и тем осуществляется акцент на СВКЦ.

На рис. 114 трехточечная уравновешенность, а для акцентирования внимания на СВКЦ ручка изображена в цвете и размещена на неравномерно заполненной правой части рекламы.

Интересное решение уравновешенности и чередующегося ряда использовано в рекламе на рис. 115. Здесь фигура модели уравновешена ее тенью, а затем в правой части изображено вертикальное темное пятно в качестве чередующегося элемента, для того чтобы на нем «вывороткой» (светлым текстом на темном фоне) написать рекламный текст.

И в завершение приведем пример неуравновешенной рекламы в прямом и переносном смысле (рис. 116). В прямом смысле левая часть действительно «тяжелее», и в переносном она тоже довольно тяжела — напоминает о существовании бандитов, которые тоже могут пользоваться услугами фирмы.

Но жизнь многообразна и рекламы так много, что есть надежда незаметного ее прохождения в газете. Реклама, как и многое другое в жизни, может быть хорошей и плохой, и только сравнивая, можно выделить хорошую.

 

Передача пространства

 

В изобразительном искусстве передача пространства — очень важное средство, с помощью которого художники определенным образом воздействуют на зрителя. Проблемы изображения с передачей пространства на плоскости имеют давнюю историю.

Эта история началась с наскальной живописи и получила развитие в фундаментальных исследованиях ученого в области космонавтики Бориса Викторовича Ра-ушенбаха. В его трудах рассмотрена роль физиологии художественных, национальных и религиозных традиций в восприятии картинной плоскости и построена математическая модель процессов восприятия. Желающие могут ближе познакомиться с работами ученого [19-21].

Научные исследования Б. В. Раушенбаха с применением математических методов многое прояснили в процессе восприятия вообще и восприятия перспективы, изображенной на плоскости, в частности. Нас же интересует практическое применение передачи пространства в рекламе. Чаще всего рекламные объявления строятся с использованием фотографий. Перечислим эти фотографические приемы:

линейная перспектива, с ее помощью предметы уменьшаются по мере удаления, в кадре присутствуют линии, которые, собственно, и строят этот вид перспективы (рис. 117)[*].

тональная перспектива, когда изображенные объекты на переднем плане имеют большую тональную плотность, чем удаленные.

Малая тональная плотность удаленных объектов объясняется наличием туманной дымки в атмосфере (рис. 118).

глубина резкости проявляется, когда СВКЦ изображается резко, а объекты, находящиеся на некотором расстоянии от СВКЦ, — нерезко. Это достигается фотографированием объективами либо с большими фокусными расстояниями, либо с допустимо открытой диафрагмой (рис. 119, 120). На рис. 120 использовано еще изобразительное средство чередующиеся элементы в изображении.

использование двух- и трехпланового композиционного построения. В этом случае отсутствуют линии, обозначающие перспективу, а пространство передается за счет уменьшения изображенных объектов на дальних планах (рис. 121). Если необходимо получить все планы, имеющиеся в кадре, резкими, то это достигается расчетным значением диафрагменного числа или применением широкоугольных объективов, у которых большая глубина резкости. При наличии в фотографии рекламного объявления двух- или трехплановой композиции СВКЦ желательно выносить на передний план (см. «Сюжетно важный композиционный центр — СВКЦ»).

Существуют и другие варианты передачи пространства при композиционном построении. Среди практических приемов, помогающих передавать на плоскости объемность предметов, упомянем использование бокового (рисующего) света (рис. 122); съемку широкоугольными объективами (рис. 123). Здесь летящий велосипедист снят с близкого расстояния широкоугольным объективом, о чем говорит изображенное большое переднее колесо и маленькое заднее.

На изображениях, снятых телеобъективом, малая глубина резкости, поэтому задний план изображен нерезким, что и подчеркивает передачу пространства (см. рис. 75); изображение чередующихся уходящих и поэтому уменьшающихся элементов в кадре (рис. 124); наличие ярко выраженного переднего плана (рис. 125) — здесь на передний план вынесена бутылка рекламируемого рома, изображенная в цвете; рис. 126 — фары и радиатор автомобиля вынесены на передний план.

Порой в рекламном объявлении необходимо выделить форму объекта, его объем и фактуру.

Показ формы достигается выбором разных точек фотосъемки (изобразительные средства: точка съемки и ракурс). Объемность и фактуру обычно показывают фотосъемкой с рисующим светом.

Современные технологии изготовления рекламной продукции позволяют получать в полиграфии объемные (выпуклые и вогнутые) шрифты и изображения.

Наружная реклама также использует объемные изображения (рис. 127). Отметим еще один прием, который применяется в рекламе (не только в наружной), но непосредственно к изобразительному средству «передача пространства» не относится. Часто композиционное решение строится таким образом, что какая-то часть изображения выносится за плоскость рекламного объявления (рис. 128). Если это наружная реклама, то из проезжающей мимо машины меняется точка, с которой человек видит щит. С изменением точки видения меняются и линейные размеры, что вызывает иллюзию движения объекта, изображенного на рекламном щите, а также иллюзию изменения объемности (рис. 129).

В изобразительном искусстве давно используются эффекты зрительного «обмана» (зрительных иллюзий). Известен, например, феномен картины Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) «После побоища» (1880), где ноги погибшего русского воина всегда направлены на зрителя, независимо от того, с какой точки зала рассматривается картина.

Этот прием часто применяется в рекламных объявлениях, которые можно объединить одним названием: «А ты?» (рис. 130). Здесь вопрошающий указывает на зрителя пальцем, и направление пальца не меняется от того, под каким углом рассматривается рекламное объявление. Идея этих рекламных объявлений заимствована из знаменитого плаката Д. Мора 1921—1924 годов «Ты записался добровольцем?», которая, в свою очередь, взята со знаменитого американского плаката Дж. М. Флегга «Ты нужен американской армии», призывающего молодых граждан вступать в армию США в 1917 году.

Автор рекламы (рис. 131) нашел довольно оригинальный прием передачи пространства с помощью коллажа разных частей пейзажа, снятых даже в разное время года. При этом рамка рекламной картинки сделана размытой, что дает еще большую иллюзию объемности.

Довольно часто используется изображение «парящих» рекламируемых объектов. На рис. 132 пластиковые карты изображены под разными углами зрения и показаны «парящими» за счет теней под ними.

Рекламная продукция в большинстве своем живет не очень долго, так как производители товаров и услуг постоянно совершенствуют ее. Именно поэтому срок жизни товара и рекламы короток. Сейчас большинство рекламных объявлений разрабатываются без передачи пространства. Графические решения довольно простые: на плоскости изображен товар, текст, иног~ да люди или животные. И этим все довольствуются, что вполне оправдано (рис. 133, 134).

На рис. 135 представлено рекламное объявление, где девочка сфотографирована в рисующем свете, и тем подчеркнута объемность этой части рекламного объявления.

 

Момент съемки

 

Это изобразительное средство, пришедшее из теории фотокомпозиции, характеризует то мгновение, когда нажата кнопка фотоаппарата, и является решающим в процессе получения интересного и выразительного кадра. Довольно важное изобразительное средство. Упущенный момент может быть причиной того, что снимок совершенно не удался или не сделан вообще. Особенно важен момент съемки в тех случаях, когда в рекламе используется жанровая или репортажная фотография.

Большую помощь при такой съемке оказывает фотокамера с «мотором», позволяющая получить несколько кадров при длительном нажатии кнопки. Например, фотоаппарат «Canon EOS-1» продвигает пленку со скоростью до 9 кадров в секунду. В цифровых фотоаппаратах скорость определяется лишь скоростью зарядки конденсатора вспышки, а поднимать зеркало видоискателя там не нужно. Следует особо отметить, что при съемке специфической рекламы (рекламы одежды, спортивных товаров и др.) важно знать самые эффектные фазы движения. Поэтому надо уметь снимать именно в этих фазах и тем самым определять нужный момент съемки. При съемке натурщиков в рекламе молодые фотографы надеются на работу моторов, а не на свое мастерство. Они полагают, что большая скорость, с которой фотографируется модель, может уловить удачную позу, выражение лица, световой рисунок. С опытом приходит умение проводить целенаправленную съемку, когда модель устанавливается в нужную позу, режиссируется нужное выражение лица и ставится требуемый свет. В этом случае расход пленки минимальный, всего 2—3 дубля с разными фотографическими экспозициями, да и сама съемка занимает значительно меньше времени.

Как правило, окончательное изготовление рекламного объявления осуществляется художником на основании разработанной и принятой идеи. Но бывают исключения, так как с помощью изобразительного средства «момент съемки» иногда получаются такие интересные кадры, что приходится под этот готовый кадр подбирать новую идею. Однако такие случаи довольно редки. Поэтому сначала лучше выбрать идею, облачить ее в удобный вербальный вариант и уже потом решать, какой визуально-образный ряд больше подходит замыслу. Примеры изобразительного средства «момент съемки» приведены на рис. 122, 136.

На рис. 137 благодаря пойманной удачной фазе шага удалось показать не только динамику в кадре, но и как надо снимать идущего человека сбоку. Любая другая фаза, в которой находятся ноги, смотрится всегда хуже приведенной.

В примере на рис. 138 использовано много разных приемов, в том числе построение чередующегося ряда, когда в уменьшенном варианте повторяется основная картинка. Чередующийся ряд изображен и в четырех фигурах, остриями направленных на солнечную дорожку. А сам кадр снят с использованием изобразительного средства «момент съемки». Видно, как автор снимка дожидался момента, когда волна начнет отходить, чтобы на берегу осталась вода и солнечная дорожка на воде была такой, какая получилась.

На рис. 139 показан пример удачного использования момента съемки. Автор снимка — известный спортивный фотокорреспондент Игорь Уткин.

 

Световое решение

 

Это одно из главных изобразительных средств в фотографии и рекламном объявлении, которое играет важную роль в психологическом воздействии на зрителя.

Световое решение зависит от характера освещения, используемого в снимке. Различают: светотеневое, светотональное, смешанное освещение:

светотеневое — когда на изображении четко видны тени (рис. 140);

светотональное — когда использован мягкий, распределенный свет, не дающий резких теней (рис. 141)',

смешанное — когда применяются оба вида (рис. 142). Здесь лунный пейзаж изображен в светотеневом освещении, а часы — в светотональном.

В фотокомпозиции существуют еще три понятия, связанных со световым решением снимка и соответственно композиционным построением рекламного объявления: темная, серая и светлая тональности. Эти понятия пришли из черно-белой фотографии.

Реклама выполнена в темной тональности, если площадь светлых или цветных пятен на снимке составляет 10—20 % от всей площади изображения, а все остальное темное (реклама на черном или темном фоне) (рис. 143).

Темная тональность рекламного объявления всегда привлекает к себе внимание, особенно в газетном и журнальном изданиях. Это обусловлено тем, что полосы газет и журналов в основном светлые, и когда вдруг появляется темная полоса, то по закону контрастов она естественно привлекает внимание.

Реклама может быть в серой тональности, если на всей площади изображения преобладают серые тона, а черные, белые и цветные занимают 10-20 % (рис. 144).

Пример на рис. 145 можно отнести к серой тональности, хотя здесь есть и цветной оттенок.

Рекламное объявление выполнено в светлой тональности, если площадь темных или цветных пятен на снимке составляет 10-20 % от всей площади изображения (рис. 146).

Перечисленные виды тональностей не зависят от светотеневого или светотонального решения. Например, снимок в светлой тональности может иметь как светотеневое, так и светотональное решение.

Использование светового решения в производстве рекламного объявления должно соответствовать возможному образу у потенциальных покупателей. Например, если рекламируется оборудование для работы в саду или подвесные лодочные моторы, то лучше строить визуально-образную составляющую со светотеневым характером освещения, которое ассоциируется с солнечной погодой. Для рекламы компьютерного оборудования лучше подойдет светотональное освещение. Рекламу парфюмерной продукции лучше делать в светлой тональности при светотональном освещении. В современной рекламе чаще применяется именно светотональное решение, так как многие работники рекламы считают, что жесткие тени в изображении мешают создавать приятное ощущение или разрушают композиционный строй картинки. Тональность и световое решение художники рекламы используют, чтобы акцентировать внимание на СВКЦ. Приведенные выше примеры показывают, как четко выделяется СВКЦ в кадрах со светлой и темной тональностями. Готовых рецептов тут не может быть, все зависит от разработанной и реализованной идеи.

 

Динамика

 

Если идти от Дворцовой площади по Невскому проспекту, то невозможно не любоваться витринной рекламой, Санкт-Петербург всегда отличался утонченностью и северной сдержанной прелестью. Вообще художники Северной столицы знамениты высокой эстетикой, мало зависящей от общепринятых тенденций в искусстве. Они сами могут выступать и выступают законодателями моды во многих видах искусства. Да, витрины изящны, но внимание постоянно привлекает изменяющееся световое пятно у Московского вокзала. Почему? Ответ простой — это световой рекламный щит с движущейся картинкой. Давно известно, что движущиеся объекты всегда заметнее, чем неподвижные. Подвешенные на цепях сапоги, ножницы с гребенкой, булки, вращающиеся лопасти с названием фирмы — все это давно использовалось людьми для привлечения внимания. Сейчас стало много другой движущейся рекламы: бегущая световая строка; рекламные щиты с цветными фотодиодами; воздушные шары; внешние стенки городского транспорта; пропеллеры по бокам уличных рекламных перетяжек, которые вращаются от малейшего движения воздуха; ходящие по улицам люди-«бутерброды», на груди и спине которых расположены рекламные щиты.

Исходя из общечеловеческого понятия «движение — это жизнь», выходит, что динамика в рекламном объявлении нужна не только для привлечения внимания. Реклама на том и строится, что данный приобретенный товар поможет лучше или комфортнее жить. А коли так, в кадре должно быть движение. Поэтому в газетной и журнальной рекламе, в листовках и буклетах, в наружной рекламе художники стараются использовать динамику в изображениях. Например, они передают динамику с помощью стремительной позы бегущей лошади с развевающейся гривой (рис. 147) или особыми обстоятельствами действия, как-то: лицами возбужденной толпы, пантомимой героев сюжета. В фотографии динамику передают особыми приемами, о которых чуть ниже.

Динамика кадра делится на внешнюю и внутреннюю. Оба вида используются рекламой в равной степени.

Внешняя динамика кадра применяется для передачи движения, развития происходящего действия, отражает механическое перемещение объектов. Движение в фотографическом кадре можно передать определенными приемами.

Короткой выдержкой, в результате чего движущийся объект достаточно резок, но в кадре он получается в той фазе движения, которая слишком мимолетна, чтобы человек мог ее запомнить при визуальном наблюдении. Например: волна с зоной обрушения (рис. 148), человек, оторванный от земли (рис. 149), летящие по воздуху дельфины, как и самолеты в рекламе авиакомпании (рис. 150), положение рекламируемого пальто (рис. 151).

Длинной выдержкой, в результате чего получается смазанное изображение объекта и резкое изображение фона. Этот прием используется редко, так как СВКЦ желательно изображать резким.

На рис. 152 приведен пример рекламы кредитных карт «Автобанка» в виде спиц автомобильного колеса, которые изображены резко, а символ банка — автомобиль — нерезким. Здесь нерезкость символизирует движение.

Съемкой с «проводкой», когда экспонирование производится во время движения фотокамеры, сопровождающей движущийся объект. При этом объект на снимке получается резким, а фон — смазанным (рис. 153).

Съемкой с «проводкой», когда фотоаппарат сопровождает снимаемый объект со скоростью, отличающейся от скорости, с которой перемещается снимаемый объект. В этом случае нерезкими получаются и фон, и сам объект (рис. 154). В передаче внешней динамики часто используется изобразительное средство «момент съемки». Некоторые фотоаппараты, как отмечалось выше, могут фотографировать до тех пор, пока нажата кнопка спуска, причем с разной частотой: от 1 до 9 кадров в секунду. Это очень помогает сделать удачные кадры и фазы движущегося объекта, в частности при спортивной съемке. С помощью некоторых фотоаппаратов возможна частичная протяжка пленки, а не всего экспонированного кадра. Такие фотоаппараты позволяют фотографировать на одном удлиненном кадре отдельные последовательные фазы движения объекта. Этот же эффект, с фиксацией последовательных фаз движения, можно получить и при печати, перемещая фотобумагу и экспонируя ее несколько раз.

 

Внешняя динамика

Внутренняя динамика кадра используется для передачи ожидания предстоящего действия, отражает эмоциональную реакцию на какое-то действие или событие.

На рис. 155 внутренняя динамика отражена лицом модели.

Еще один пример кадров, сочетающих внутреннюю и внешнюю динамику

(рис. 156). На рис. 157 также отражена внутренняя и внешняя динамика. Кроме того, здесь используется изобразительное средство «замкнутость по графическому построению» с помощью ограничения кадра сверху желтой частью зонта.

Кроме перечисленных способов передачи динамики существуют и другие приемы. Например, композиционное построение с применением диагонального решения с «правой» диагональю (см. «Композиционные формы»).

Компьютерная графика тоже позволяет передать внешнюю динамику (рис. 158).



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.