Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности формирующего эксперимента





Организация экспериментального обучения потребовала применения особого исследовательского метода, который в психологии принято называть методом формирующего эксперимента. Остановимся вкратце на истории его создания и характерных чертах.

Своеобразие формирующего эксперимента может быть понято в том случае, если учесть, что детская и педагогическая психология прошла в своем развитии два основных этапа. Первый был связан с использованием в основном констатирующего метода исследования, а психология по преимуществу являлась описательной дисциплиной. В таких понятиях, как "развитие психики", "законы развития психики", она формулировала основные ступени уже исторически сформировавшегося детства (например, она описывала уже исторически сложившиеся приемы умственной деятельности детей). На данном этапе психология еще не имела средств, необходимых для выявления и объяснения внутренних механизмов усвоения знаний и психического развития детей.

Один из переломных моментов в истории психологии — создание концепции Л.С. Выготского, согласно которой специфические функции человеку от рождения не даны, а лишь заданы как общественные образцы. Поэтому психическое развитие человека осуществляется, как полагал Л.С. Выготский, в форме присвоения этих образцов, происходящего в процессе воспитания и обучения. В результате, во-первых, были сформулированы предпосылки для изучения внутренних связей различных способов воспитания и обучения с характером психического развития ребенка, во-вторых, выявлены условия, необходимые для введения в психологическое исследование формирующего эксперимента как особого метода изучения сущности этих связей.



Л.С. Выготский и его сотрудники предложили так называемый каузально-генетический метод, позволяющий исследовать процесс возникновения психических новообразований посредством их целенаправленного формирования. "Л.С. Выготский указывал, что подлинным генетическим анализом процесса будет его систематическое воспроизведение, обучающий эксперимент"[447]. Применение этого метода было связано с качественно новым этапом в развитии психологии.



Для метода формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Этим он существенно отличается от констатирующего эксперимента, выявляющего лишь сложившееся и наличное состояние того или иного психологического образования. Проведение формирующего эксперимента предполагает проектирование и моделирование содержания психологических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. При исследовании путей реализации такого проекта (модели) в учебно-познавательной работе с детьми можно изучать условия и закономерности происхождения, генезиса соответствующего новообразования.

"...Только в генезисе,— писал П.Я. Гальперин,- раскрывается подлинное строение психических функций: когда они окончательно сложатся, строение их становится неразличимым, более того - "уходит вглубь" и прикрывается "явлением" совсем другого вида, природы и строения"[448]. Формирующий эксперимент можно назвать, на наш взгляд, генетико-моделирующим экспериментом. Он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением.

Данный метод опирается на конструирование и переконструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации. Экспериментальное воспитание и обучение осуществляются не как приспособление к наличному, уже сложившемуся уровню психического развития детей, а как использование в общении учителя-воспитателя с детьми таких средств, которые активно формируют у них новый уровень развития способностей. "Мы... вводим элементы педагогического воздействия в самый эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока. Обучая ребенка, мы стремимся не зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, а помочь ему продвинуться с этой стадии на следующую, высшую стадию. В этом продвижении мы изучаем закономерности развития детской психики"[449].



Таким образом, генетико-моделирующий метод исследований выступает как метод экспериментального развивающего воспитания и обучения детей.

Разработка такого метода представляет сложную задачу психологии, а его проверка и применение предполагают создание для этих целей специальных экспериментальных учреждений.

Развивающее воспитание и обучение имеют дело с ребенком, с его целостной деятельностью, воспроизводящей в индивиде общественно-выработанные потребности, способности, знания и способы поведения. Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др. Поэтому развивающее воспитание и обучение по сути своей могут изучаться лишь комплексно специалистами многих дисциплин — социологами, логиками, педагогами, психологами, физиологами, медиками и др. Лишь в процессе их совместной проектно-исследовательской работы можно будет определять пути повышения эффективности развивающего воспитания и обучения. Опыт подобной совместной работы уже накоплен, но все же нужно признать, что создание стратегии ее развертывания и средств ее организации остается делом будущего.

Углубленное и целенаправленное изучение данной проблемы может проводиться только в специально организованных для этой цели экспериментальных учреждениях (детских садах, школах). В них можно сравнительно долгое время изучать влияние различных форм и методов развивающего воспитания и обучения на психическое развитие достаточно большого количества детей, обеспечивая при этом комплексный контроль за деятельностью воспитателей, учителей и детей.

Организация и реализация формирующего эксперимента требуют междисциплинарного сотрудничества ученых, проведения ими комплексных исследований. Этот эксперимент предполагает наличие следующих этапов:

— философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;

— педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;

— логико-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств;

— методические поиски средств реализации этой деятельности;

— психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

— физиолого-медицинская проверка допустимости использования указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся.

Отдельные этапы этого процесса разрозненно и с большими разрывами осуществляются и с помощью констатирующего эксперимента,— но в целостном виде, целенаправленно и результативно такой процесс внутренне связан с формирующим экспериментом, требующим организации комплексных, междисциплинарных исследований.

Цепочка указанных этапов представлена нами в чисто логическом плане - в реальной же работе они челночно пронизывают друг друга. И порой компетенция философа и логика требуется при поиске методических средств построения деятельности, а знания физиолога при выявлении ее эффективности. Но целостно изучать закономерности формирования личности человека можно лишь на основе комплексного исследования разных специалистов, работающих на общей экспериментальной базе.

В этой работе сливаются воедино решение собственно научных задач, проектирование на основе результатов такого решения новых методов обучения и воспитания человека, создание методических средств реализации последних и проверки их эффективности. Нужны подготовленные специалисты — в гуманитарных областях их пока очень мало.

Нами выявлены основные условия организации и проведения комплексных исследований (комплексного проектирования) в сфере образования. Перечислим их.

1. Формулирование практиками (руководителями органов образования, политическими и общественными деятелями) заказа на тот или иной конкретный проект, реализация которого позволит решить крупномасштабные проблемы развивающего образования; определение источников финансирования этого проекта.

2. Принятие исполнителями на себя серьезных моральных обязательств.

3. Создание специальных экспериментальных учреждений как своеобразного полигона для реализации проекта.

4. Проведение достаточно длительной работы с постоянным уточнением исходного проекта.

5. Привлечение к работе на едином полигоне специалистов разных дисциплин, практиков-учителей и руководителей образования.

6. Использование различных методов проектирования и реализации проекта.

7. Значительное кадрово-финансовое и техническое обеспечение.

Без наличия перечисленных условий продуктивных комплексных исследований, решающих серьезные задачи развивающего образования, организовать и проводить невозможно.

К настоящему времени уже накоплен опыт работы коллектива, созданного Д.Б. Элькониным и сейчас руководимого нами, который проводил и проводит исследования в школе на основе метода формирующего эксперимента (в Москве, Харькове, Уфе, Волгограде, в нескольких других городах и селах). Основная задача этого коллектива состояла в том, чтобы разработать такой метод обучения школьников, который способствовал бы развитию их деятельности, мышления и личности (итоги соответствующего развивающего обучения будут представлены в следующей главе)[450].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.