Сделай Сам Свою Работу на 5

СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ ЕГИПТА НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ 5 глава





1-й знак - аналогичен знаку, изображающему «вепря» на грузиках N 1 и N2; фонетическое значение знака - BE.

«Условно-приблизительное» звучание знака

 

как члена 9-го эпиграфического ряда - «П-»; «приблизительное» звучание знака как члена 2-го эпиграфического ряда - «К-»; «приблизительное» звучание знака

 

как члена 5-го эпиграфического ряда - «Н-».

 

Знаки 5-й и б-й идентичны; вероятно, каждый из них обозначает одну и ту же единицу веса.

Текст надписи (рабочий вариант):

ВE. К(-) П(-) Н(-) вес.ед.

Две одинаковые весовые единицы подряд могли означать, что вес грузика равен двум весовым единицам, или, иными словами: вместе, в совокупности две весовые единицы составляют вес этого грузика, т.е. вес грузика измеряется двумя весовыми единицами.

КУПНО - вместе, всего, в совокупности (СРЯ);

КУПЪ - КУПЬ - вместе (Срезневский);

К

 

ПОНА с.ж. - мерило, весъ (Востоков)

 

Учитывая, что вес грузика порядка 50-55 граммов, а вес одной унции - 25,894 грамма, я предположил, что знак обозначает унцию.

Текст надписи (окончательный): (Л.К)

ВE(съ) КQПЬНО (две унции)

Перевод текста:

«Вес в совокупности две унции» или «Вес измеряется двумя унциями».



 

 

АЛЕКАНОВСКАЯ НАДПИСЬ

 

 

«Не боги горшки обжигают,

А те же люди».

 

 

Русская пословица

 

Выше уже говорилось об Алекановской надписи и при этом отмечалось, что часть знаков этой надписи, а именно 4-й, б-й, 9-й, 10-й и 12-й, носят отчетливый рисуночный характер, в них без труда узнаются изображения человека и различных животных. При идентификации рисуночных знаков был использован акрофонический метод (лист б, рис. 1).

Знак 4-й- «ЗА»- ЗА(яц); *zajecь (Меркулова) .

Знак 6-й - «РЫ» - РЫ(сь); *rysb (Меркулова)

Знак 9-й «ЧЕ(ЦЕ; ЧО; ЦО)» - ЧЕ(ловекъ) ЦЕ(ловекь),

ЧО(ловекъ), ЦО(ловекъ (НГБ) ] *се1оуекъ (Меркулова)

Знак 10-й - «ЛО» - ЛО(шадь)

Знак 12-й - «СА» - СА(бака)?

«Приблизительное» звучание знаков 1-го, 3-го, 7-го и трижды повторенного знака

 

, как членов соответствующих 5, 13, 4 и 1-го эпиграфических рядов: «Н-», «Б-», «Т-» и «В-».

 

Поперечные черточки на концах основных элементов 3-го и 7-го знаков в данном случае имеют декоративное назначение.

Фонетическое значение 5-го знака - «КА». В нижней части строки, справа от знака, показан косой штрих - вирам; 5-й знак. с вирамом читается как одиночный согласный «К».



«Условно-приблизительное» звучание 13-го знака, определенное при сопоставлении с глаголицей, - «Д-».

Звучание 2-го знака неизвестно.

Текст надписи (рабочий вариант):

Н-?? Б-ЗАКРЫТ- В- ЧЕЛО В- СА Д-В-

В тексте нет разделительных знаков.но уже при первом знакомстве с ним, несмотря на отсутствие гласных в некоторых слогах, совершенно отчетливо читаются слова: «закрыт(ь)»; «чело», предлог «в(ъ)», стоящий перед этим словом, и последнее слово *в(ъ)-сад(и)в(ъ)». Смысл надписи, исходя из назначения предмета (горшок), очевиден:

прежде чем «въсадити» (поставить) горшок в «чело», его следует (надо, должно) «закрыть» (закрывать), чтобы не остывала находящаяся в нем еда.

Текст надписи (окончательный): (Л.К.)

НАДOБE ЗАКРЫТЬ ВЪ ЧЕЛО ВЪСАДИВЪ

НАДOБE - быть нужным, должным. Надобъ = надобе - надоби - иадобь: быти надобъ - быть нужным, должнымъ (Срезневский)

ЗАКРЫТЬ - закрыть (закрывать). Закрыты, закрыю - закры-вати (Срезневский).

ВЪ - предл. В

ЧЕЛО - наружное отверстие русской печи *сe1о (Трубачев).

ВЪСАДИВЪ - посадив (поставив) гл. ВЪСАДИТИ, ВЪСАЖУ - посадить, поместить (Срезневский). «А се та хочоу, коне коупивъ и кънажъ моужъ вьсадивъ, та на съводы» - «И вот я хочу, купив коня и на него посадив княжьего мужа, потом на свод»

Перевод текста: Надо (должно) закрыть, в чело посадив.

Содержание текста следует толковать как практический совет, исполненный в традициях русских присловий, поговорок и т.п.

 

 

НЕДИМОВСКАЯ НАДПИСЬ

 

 

«Все люди братья»

 

 

Русским ученым Недимовская надпись стала известна в 1836 году, и с тех пор било высказано немало гипотез относительно ее содержания. «Одни ученые считали, что это искаженное переписчиком арабское написание, но это маловероятно. Другие вообще сомневались в подлинности загадочной надписи, считая ее выдумкой. Пытались в надписи найти общие черты со скандинавскими рунами, с буквами древних надписей Синайского полуострова, с символами славянской глаголицы. Выдвигалась мысль, что это - не надпись, а простые рисунки, вслед за ней - другая: надпись представляет собой пиктографическую маршрутную карту с обозначением рек, гор, лесов. Пытались и прочесть надпись как имя «Святослав» или как фразу «Славянин с Руси», но такое прочтение оказалось не очень убедительным».



По своей графике надпись отличается и от греческого, и от латинского, и от глаголического, и от кирилловского письма, и «в настоящее время большинство советских и болгарских ученых (Д. С. Лихачев, П. Я. Черных, Н. А. Константинов, В. А. Истрин, В. Георгиев и др.) считают надпись Ибн аль Недима образцом славянского докирилл овского письма типа «черт и резов» .

Надпись состоит из 8 знаков, но совершенно очевидно, что знаки первый и последний представляют собой слитное написание нескольких знаков. В расчлененном состоянии (членение практически не затрагивает рисовки надписи) надпись содержит 12 знаков (лист 6, рис.2).

Фонетическое значение знаков 3, 4, 5, 6 и 11-го соответственно:

и, и, и, вe и та.

«Приблизительное» звучание 2, 8, 9 и 12-го знаков как членов 1-, го, 9-го, 13-го и 5-го эпиграфических рядов соответственно: «В-», «П-», «Б-»и«Н-».

Условно-фонетическое значение 7-го знака - СЪ - СO. Рисуночный знак (иероглиф) изображает «сокола», летящего вправо. 1 (СЪКОЛЪ = СOКОЛЪ) *sоkо1ъ (Меркулова). В какой-то мере, знак в графическом отношении сближается и со знаком, встреченным на пряслиие из Старой Рязани и обозначающим слог РЪ = РO. Таким образом за 7-м знаком были закреплены два условно-фонетических значения: СЪ - СO и РЪ -РO.

Фонетическое значение двух идентичных знаков: 1-го и 10-го - неизвестно. Знак 9-й сопровождает косой штрих - вирам, призванный снимать огласовку. Знак с вирамом читается как одиночный согласный «Б». Текст надписи (рабочий вариант):

1-й вариант. ??В-ИИИВEСЪП-Б??ТАН-

2-й вариант: ??В-ИИИВEРЪП-Б??ТАН-

В тексте нет разделительных знаков, но присутствие трех «и» подряд, одно из которых, среднее, явно играло роль соединительного союза, позволило отделить первые три слога от остального текста. При этом выделялись и сочетания слогов третьей и четвертой части текста:

??В-И И ИВЕСЪ П-Б??ТАН/. В четвертой часта текста совершенно отчетливо «просматривалось» слово «поб(ра)тан-», а поскольку 10-й знак надписи в этом слове читался как РА, а он (этот знак) идентичен в графическом отношении 1-му знаку, то текст приобрел следующий вид:

1-й вариант: РАВ-И И ИВEСЪ П(0)БРАТАН-;

2-й вариант: РАВ-И И ИВEРЪ П(0)БРАТАН-

«Рав(-)и» и «Ивесь» - вероятно, два мужских имени тюркского (?) происхождения, и поскольку речь в надписи шла о двух лицах, то слово «п(о)братан-» следовало читать как «п(о)братане». Этот вывод справедлив и для второго варианта прочтения надписи, в котором слово «Рав(-)и» может рассматриваться как самоназвание русских, а слово «Иверъ» - как самоназвание грузин (древнее название Грузии - Иверия).

Текст надписи (окончательный): (Л.К.)

1-й вариант: РАВЬИ И ИВEСЪ ПОБРАТАНЕ;

2-й вариант: РАВЬИ И ИВEРЪ ПОБРАТАНЕ

ПОБРАТАНЕ - мн.числ.сущ. ПОБРАТАНЪ - побратим - названный или крестовый брат,от слова побрататься - стать названными братьями, подружиться братски на век (Даль). По-болгарски, в переносном смысле, побратан - союзник.

Перевод текста:

1-й вариант: Равьи и Ивесь союзники (братья);

2-й вариант: Равьи и Иверь союзники (братья).

«В русской летописи под 986 годом (за год до рассказа посла, записанного Недимом) сообщается о посольстве хазарского кагана к киевскому князю Владимиру. Именно с этим посольством мог прибыть на Русь кавказский посол. В связи с этим историки выдвинули два предположения: во-первых, оригинал Недимовской надписи был выполнен в год пребывания этого посольства в Киеве, и, во-вторых, надпись была «охранной грамотой» - своего рода посольским документом».

Текст надписи, подтверждающий, что Равьи и Ивесь (Равьи и Иверь) союзники (братья), хорошо согласуется с версией о назначении надписи как «охранной грамоты».

 

 

НАДПИСЬ НА ГЛИНЯНОЙ ИКОНКЕ [9]

 

 

Глиняная иконка с изображением святого найдена при раскопках Вятического городища у д. Слободка на Навле сотрудниками Верхнеокской: экспедиции.

Надпись на иконке расположена вертикально, в «столбик», слева от лика святого и состоит из 4 знаков (лист б, рис. 3)

Фонетическое значение знаков 1-го, 2-го, 3-го и 4-го соответст-•еяво: КА, ВE, ДИ, E.

Текст надписи: КАВEДИE (Л.К.)

КАВEДИE - каменное изваяние. Каведь - каведия - означает:

каменное изваяние (Срезневский).

Принимая во внимание, что лик святого выполнен на глине, а глина, как известно, при высыхании становится камнеподобной, то можно говорить о полном совпадении смысла надписи с «содержанием» предмета, на который нанесена эта надпись.

 

НАДПИСЬ НА ШАХМАТНОЙ ФИГУРЕ

«В1-Д2

Ход конем»

 

Костяное, цилиндрической формы основание шахматной фигуры найдено на Темировском поселении (X в.?) (лист 6, рис. 5).

Надпись состоит из двух знаков. Между знаками письменности, в верхней части строки, находится геометрическая фигура, представляющая собой сложное переплетение двух овалов: вероятнее всего, это символ шахматной игры.

Знак 1-й носит отчетливый рисуночный характер: изображено КО(пье)* kopbje (Меркулова). Согласно с принципом акрофонии, фонетическое значение знака - КО. «Приблизительное» звучание 2-го знака как члена 5-го эпиграфического ряда - «Н-».

Текст надписи: (Л.К.).

КОН-, т.е. конь

КОНЬ - название шахматной фигуры.

 

 

НАДПИСЬ НА КОСТЯНОМ КИСТЕНЕ ИЗ РОСЛАВЛЯ

 

 

«Кому кистень, а кому четки»

 

 

Владимир Даль

 

Костяной кистень (?) найден на рославльском детинце (г. Рославль. Смоленская область), на пожарище, в слое XIII века (?).

На лицевой стороне кистеня нанесен «княжеский знак», по форме «напоминающий княжеский знак Всеволода Ярославича, а также знак Ростислава Мстиславича Смоленского, правнука Всеволоде». На оборотной стороне кистеня находится надпись, нанесенная по кругу. Для чтения надписи ей придана строковая планировка. Надпись содержит 6 знаков (лист 6, рис. 4).

Фонетическое значение 4-го знака - ЛО; условно-фонетическое значение 6-го знака - ВЬ = ВE; «приблизительное» звучание 1-го и 3-го знаков, как членов 1-го эпиграфического ряда, соответственно: «В-» и «В-». Знак 2-й, расположенный в центральной, наиболее обгоревшей части кистеня, просматривается плохо, но он по своей конструкции может быть отнесен к 7-му эпиграфическому ряду знаков, обозначающих слоги на «С-». «Приблизительное» звучание 5-го знака, близкого в графическом отношении к букве «земля» с фонетическим значением «ДЗ-3-3»: - 3-.

Текст надписи (рабочий вариант):

В-С-В-ЛО-3-ВЬ

В сочетании полных слогов и слогов с отсутствующими гласными совершенно отчетливо «просматривается» имя Всеволод, которому, по заключению историков, возможно, и принадлежал этот кистень. А если кистень принадлежал Всеволоду, то, значит, он «Всеволожь» или «Всеволожев», о чем и говорит надпись.

Текст надписи (окончательный): (Л.К.)

ВЪСЕВОЛОЖEВЬ или ВЪСЕВОЛОЖEВE (в последнем случае речь могла идти не о кистене, а просто о костяном предмете - существительном среднего рода).

 

 

НАДПИСЬ НА КЕРАМИКЕ ИЗ БЕЛОЙ ВЕЖИ

 

 

«Одоле Святослав Козаромъ,

и град их Белу Вежю взя».

 

 

Повесть временных лет

 

На вещах и особенно на глиняных сосудах из Белой Вежн М. И. Артамонов обнаружил разнообразные знаки, а также буквы и надписи. Большинство букв и надписей, как и предполагал М. И. Артамонов, являются греческими, но на обломке одного сосуда была найдена надпись, выполненная знаками письма типа «черт и резов» (лист 6, рис. 6).

Часть знаков упомянутой надписи представляет собой слитное написание нескольких знаков, и пришлось произвести их расчленение. Но если расчленение левой части надписи представляется достаточно верным, то расчленение крайней правой части вызывает сомнение. Кроме того варианта расчленения надписи, который показан на рис. 6, лист 6 видимо, возможен и другой:

 

, в связи с чем предлагаются два варианта чтения правой части надписи.

 

Итак, фонетическое значение 3-го знака - КА; 4-го и 7-го - НЕ; «приблизительное» звучание знаков

 

как членов 3, 4, 8, 1 и 5-го эпиграфических рядов соответственно: Л-; Т-; Р-; В-; Н-;

 

«приблизительное» звучание знака Y - «Ч-»; «приблизительное» звучание знака

 

(?) - «Р-»; фонетическое значение знака ¦ (?) - И;

 

фонетическое значение знака

 

неизвестно.

 

Текст надписи (рабочий вариант):

1-й вариант: Л-Т-КА НЕ Р-В- НЕЧ-Р-ИН(Ь)

2-й вариант: Л-Т-КА НЕ Р-В- НЕЧ-??Н(Ь)

В тексте нет разделительных знаков, но, выделив первые три слога, образующие сочетание «лтка», было найдено в нем сходство со словом ЛАТКА - горшок, горнец (Срезневский). Я посчитал это выделение верным, т.к. это слово отвечало «содержанию» предмета, ведь надпись нанесена на глиняный сосуд, горшок.

За словом ЛАТ-КА шла отрицательная частица «не». Сочетание, которое шло за этой частицей, было слишком неопределенным: Р-В-, я предположил, что поскольку знак › является зеркальным отражением знака, обозначающего слог ВE, то его фонетическое значение тоже может быть «зеркальным», т.е. ВИ. При таком варианте рассматриваемое сочетание приняло следующий вид: Р-ВИ, напоминающее слово «рьви» - «рoви» - форма слова РОВЪ - яма, ров, бездна (Срезневский).

Суммировав подученный результат, я получил достаточно законченную фразу: ЛАТ-КА НЕ РЪВИ - «латка не ров (не яма, не бездна)», и, вчитываясь в нее, понял, как мне показалось, полушутливый смысл надписи, исполненной в духе русских присловий типа: «Дорогие гости: не надоели ли вам хозяева» - «Мол горшок не яма бездонная».

В слове «ровъ» первый слог я предпочел читать как РЪ - РO, а не как РО. Чисто интуитивное решение впоследствии оправдалось).

Для знака было принято то же фонетическое значение, что для знака РЬ - РE, встреченного в надписи на пряслене из Гродно.

Текст надписи (окончательный): (Л.К.)

1-й вариант: ЛАТ-КА НЕ РЪВИ НЕЧ-РЬИНE

2-й вариант: ЛАТ-КА НЕ РЪВИ НЕЧ-??НЕ Перевод текста:

Горшок не яма…

 

 

НАДПИСИ НА БАКЛАЖКАХ НОВОЧЕРКАССКОГО МУЗЕЯ

 

 

В Новочеркасском музее давно уже хранится баклажка с надписью, нанесенной по верхнему краю ее лицевой стороны. Во время Великой Отечественной войны, в мае 1942 года, в Новочеркасский музей поступила вторая такая же баклажка с надписью. Она была доставлена в музей политруком П. А. Ниловым с указанием, что находка сделана близ станицы Кривянской на глубине 1,5 м.

Случайность нахождения баклажек, отсутствие стратификации и точной привязки к какому-либо культурному слою не позволяют с уверенностью говорить, что эти баклажки «хазарского производства», как считает М. И. Артамонов. С таким же успехом их можно считать и восточнославянскими (древнерусскими), тем более что баклажки такого типа, в несколько измененном виде, продолжают бытовать на Украине до настоящего времени.

Баклажка - сосуд для воды, кумыса или вина. Баклажки Новочеркасского музея имеют форму низкого цилиндра высотой около 8 см при диаметре 30-35 ем.

Надписи на баклажках прочерчены острием и расположены одинаково по краю лицевой стороны - под горлом с ручками. М. И. Артамонов, посвятивший надписям специальную статью, считает, что «читать их следует справа налево, рассматривая надпись со стороны

горла, т.е. относительно к нормальному (подчеркнуто мною. - Г. Г.) положению сосуда горлам книзу - низом вверх» (направление чтения надписей, предложенное М. И. Артамоновым, показано пунктирными стрелками на рис. 1,2 лист 7). Иными словами, если баклажка стоят перед вами на столе, то, чтобы прочесть надпись, надо встать на голову. А. М. Щербак, занимавшийся расшифровкой надписей, так и поступил. При этом он предположил, что надписи выполнены рунами на одном из тюркских языков, и прочел: «Элчи и (также) Атаач и (также) Бука - трое (их)» - на Новочеркасской баклажке и «…кумыс, кумыс наливая (наполняя) в это большое отверстие, пей» - на Кривянской баклажке. При чтении надписей дешифровщика не смущало, «то нельзя одновременно, наполняя баклажку, пить из нее»; что горло у баклажки не большое, а, наоборот, узкое, и что простое перечисление имен на баклажке с подведением итога, что «их» было «трое», никак не связано с назначением сосуда, поскольку «обычай» «на троих» - это прерогатива нашего времени.

Я читаю надписи слева направо, держа баклажку перед собой: так привычней.

1. На Новочеркасской баклажке надпись содержит 18 знаков (знаки 3, 4 и 10, 11-й имеют слитное написание) (лист 7, рис.А-1).

Фонетическое значение знаков 2, 4,5, б, 8,9,11,12,13,16,18-го соответственно: СЕ (СА), Е, ВЪ = ВO, ВE, ВE, СЕ (СА), Е, ВЪ = ВO, ВE, СЕ (СА), ДЪ - ДO; «приблизительное» звучание знаков 1, 3, 7, 10, 15, 17 как членов 11, 3, 8, 3, 3, 13-го эпиграфических рядов соответственно: М-, Л-, Р-, Л-, Л-, Б-; фонетическое значение знака 14-го неизвестно.

В тексте отсутствуют разделительные знаки. Точки, сопровождающие некоторые знаки надписи, не могут рассматриваться как знаки пунктуации, поскольку их положение не отвечает таковым. Это особенно очевидно в случае с первым знаком -

 

.

 

Текст надписи (рабочий вариант):

М-СЕ-(СА)Л-ЕВЪВEР-ВEСЕ(СА)Л-ЕВЪВE??Л-СЕ(СА)Б-ДЪ(ДO)

При чтении надписи обращало на себя внимание сочетание слогов «сея-с», повторяющееся как рифма стихотворных строк. Причем в третьей строке намечающегося четверостишья это сочетание входило в состав вполне осмысленного, более широкого сочетания, - «весел-е», которое по своему звучанию отвечало слову «веселье». Было ясно и то, что слоги «въ» в обоих случаях играют роль предлогов, употребленных в данном случае для обозначения места или нахождения где-нибудь и требующих в слове окончания на «е». С учетом всего изложенного я идентифицировал недостающие гласные - «е» в слогах 7 и 15 и «и» - в слогах 3 и 10 и разделил текст на слова:

М-СЕЛИЕ ВЪ ВEРЕ ВEСЕЛИЕ ВЪ ВE??ЛЕ СЕ Б-ДЪ(ДO) Надпись приобрела вполне законченный смысл: «Мысли в вере, а веселье будет в этой (этом)..,», т.е. в том, на что нанесена эта надпись. Известно, что баклажки использовались для хранения (содержания) в них кумыса или вина, а вино и веселье «традиционно» неразделимы. Баклажка за ручки подвешивалась к седлу, и я предположил, что корень «веш» мог найти отражение в местном названии баклажки, из чего следовало, что «приблизительное» звучание знака - «Ш-». Текст надписи (окончательный): (Л.К.) МЫСЕЛИЕ ВЪ ВEРЕ ВEСЕЛИЕ ВЪ ВEШЪЛЕ СЕ БОДO(ДЕ) МЫСЕЛИЕ - помыслы, мысли. Мысль - idea, мышление, помышление (Срезневский). ВЪ - предл. «в»

ВEРЕ - в вере; ВEРА - вера; ВЂРА - fides (Срезневский) ВЕСЕЛИЕ - веселье; веселим - laetitia (Срезневский) ВЪ ВEШЪЛЕ - в вешле; ВEШЪЛО - местное название баклажки (в словарях не встречено). Происхождение слова связано с глаголом «вешать», « подвешивать» (баклажка за ручки подвешивалась к седлу); вђсити, вђш» - librare, pendere (Срезневский)

СЕ - этой. Сс - указ. мест. ср.р. «это» (?) (Срезневский) БОДОСДЕ) - будет; будущее время глагола БЫТИ - быть, существовать (Срезневский);

Перевод текста:

Помыслы в вере, веселье в вешеле этой будет.

2. На Кривянской баклажке надпись состоит из 29 знаков (лист 7, рис. А-2)

Фонетическое значение знаков 3, б, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18/ 19, 20, 23, 24, 26, 29 соответственно: БQ, Е, ДА, ЛА(ЛЕ), КА, ДА, BE, ЗА, ДИ, ВE, БQ, КА, КА, ВЬ=ВE, ВЪ=ВO, СЕ(СА); условно-фонетическое звучание знаков 1 и 8-го - ШЪ = ШO и НЬ = НE; «приблизительное» звучание трех идентичных знаков - 2, 4, 22 и знака 21-го как членов 4-го эпиграфического ряда - «Т-»; «приблизительное» звучание двух идентичных знаков - 5 и 9 как членов 13-го эпиграфического ряда - «Б-»; «приблизительное» звучание знаков 15,27, 28 как членов 7, 10, 9-го эпиграфическх рядов соответственно: «С-», «Ш-», «П-»; «условно-приблизительное» звучание знака 25 из смешанной эпиграфической подгруппы «З-».

Текст надписи (рабочий вариант):

ШЪТ-БQТ-Б-ЕДАНEБ-ЛА(ЛЕ)КАВОДАВEС-ЗАДИВEБОКАТ-Т-К АВЬЗ-ВЪ - Ш-П-СЕ

В тексте отсутствуют разделительные знаки, но обращали на себя внимание две группы слогов, рифмующиеся между собой: «еда» и «вода». Я посчитал их самостоятельными словами, к тому же очень близкими по своему содержанию. Слогу после слова «еда» я отвел роль отрицательной частицы - НE. В результате часть надписи с б по 13-й знак включительно приобрела довольно осмысленное звучание:

«…ЕДА НE Б-ЛА КА(К) ВОДА…» Недостающий гласный в слоге 9 напрашивался сам собой, и я принял его. Получилась фраза, «…ЕДА НE БЫЛА КА(К) ВОДА…». Построение этой фразы позволило мне закре-вить за знаком

 

фонетическое значение БЫ; это же значение получил и 5-й знак, аналогичный в графическом отношении знаку 9-му. Затем я возвратился к началу надписи и в сочетании первых трех слогов: ШЪТ-БО увидел слово «штобы» (чтобы), и дополнив второй слог недостающим гласным, получил слово ШЪТОБQ - «штобы» (чтобы). В результате за знаком

 

, повторяющимся в надписи трижды, было закреплено фонетическое значение ТО. Смысл надписи стал понятным, когда я прочел начало надписи: «ШЪТОБQ ТОБЫ(БИ) ЕДА НE БЫЛА КА(К) ВОДА…» и когда вспомнил, что в баклажках наши предки хранили вино, которое автор надписи советовал пить, чтобы еда не была как вода (вода здесь понималась как что-то пустое, невкусное).

 

В окончательном виде надпись стала выглядеть следующим образом:

ШЪТОБQ ТОБИ ЕДА НE БЫЛА КА(К) ВОДА ВEСQ ЗА ДИВE БОКА ТИ ТОК(М)А ВЬЗEВЪШЕ ПИ СЕ. (Л.К.)

ШЪТОБQ - чтобы.

ТОБИ - тебе; правильно ТОБЕ .

ЕДА - еда. ЂДЪ, ЂДЬ - Ьда, пища (Срезневский)

НE - «не» отриц. част.

БЫЛА-была

КА(К)-как

ВОДА-вода

ВEСQ - весу; ВEСО - «веса»: местное название баклажки (в словарях не встречено) связано с корнем «вес» («подвесить» - баклажка за ручки подвешивалась к седлу)

ЗА - «за» предл.

ДИВ - два; правильно ДЪВА или по крайней мере ДИВА. «В древнерусском языке форма ДЪВА относилась только к словам муж.р., тоща как ДЪВЬ - к словам жен. и ср.р., и склонялось это название по двойственному числу, имея, таким образом, лишь три различавшиеся между собой падежные формы: имен.-вии.пад. ДЪВА, ДЪВА, род. - мести. ДЪВОЮ; дат.-твор. ДЪВЪМА». Но поскольку фонетическое значение знаков, составивших слово

 

‹ - ДИВE, в настоящей работе определено достаточно твердо, то следует предположить, что автор разбираемого текста был не настолько грамотен, чтобы писать без грамматических ошибок.

 

БОКА - бока. БОКЪ - сторона тела. Несогласованность во фразе «диве бока» (правильней «два бока») аналогична несогласованности, отмеченной у Срезневского: «Не преклонил еси бока своя къ женам ».

ТИ-ты

ТОК(М)А - только. ТЪКМА - ТЪКЪМА; ТЪКЪМО - ТОКМО - только (Срезневский)

ВЬЗEВЪШЕ - взявши, гл. ВЪЗ

 

ТИ, ВЪЗЬМ

 

- ВЗТИ, возьму (Срезневский)

 

ПИ - пей; повел.фор.накл.глаг. ПИТИ, ПИЮ - пить (Срезневский)

СЕ - это; указ.мест. (Срезневский)

Перевод текста:

Чтобы тебе еда не была как вода, весу за два бока ты только взявши, пей это.

Толковать текст можно однозначно, как добрый, житейский совет мастера, изготовившего баклажку, будущему владельцу этой баклажки.

 

 

КНЯЖЕСКИЙ ЗНАК

 

 

«Всегда и в пурпуре и в злате…».

 

 

Е. А. Баратынский

 

По мнению историков и этнографов, настоящий княжеский знак выражает понятие: герой; царь, бог (устное сообщение доктора исторических наук Н.Р. Гусевой).

Княжеский знак представляет собой лигатуру, т.е. совместное написание двух знаков, обозначающих слоги «И» и «БО» (лист 5, рис. 4).

И - местоимение муж.рода - ОН (Срезневский)

БО-бог

Текст надписи: И БО(Г) (Л.К.)

Перевод текста: он бог

Чтение надписи абсолютно совпадает с представлениями специалистов о «содержании» княжеского знака.

 

 

НАДПИСИ НА ПРЯСЛЕНАХ

 

 

«Кудель - вычесанный и перевязанный

пучек льну, пеньки, изготовленный

для пряжи».

 

 

Владимир Даль

 

…пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено для ускорения вращения надевали глиняное или каменное колечко - «пряслен». При разборке прясленей и веретен из большой кучи каждая пряха стремилась найти свой пряслен, с которым она привыкла работать, и потому пряслены старались отличить, подписывая их. На прясленах часто употребляли слова «отдавать», «относить» или писали имя владелицы. Так, в зашифрованной надписи на пряслине из Великих Лук (Эрмитаж) написано: «Водаи Силичи»; на Черниговских прясленах, опубликованных Г. Ф. Корзухиной в книге «Русские клады», знаками кирилловской письменности сделаны подобные надписи: «Вонеси Вупноси», «Вонеси Белоснези»; на пряслине из Киева написано: «По-творин пряслень»; на пряслине из Дунайской Болгарии - «Лолин пряслень» и т.п. Полагая, что эта традиция имела глубокие корни, я при дешифровке надписей, выполненных на прясленах знаками письменности типа «черт и резов», использовал билингвистическин метод:

пряслены рассматривались как своего рода искусственные билингвы.

В данном случае речь пойдет о надписях на прясленах из Одесской области, Лецкан (Яссы, Румыния), Гродно и Ст.Рязани.

1. Пряслен, найденный при раскопках в Ст.Рязани, известен в литературе как «княжий». Действительно, если начинать чтение надписи со знака, написание которого отвечает букве «К» кирилловского письма, то можно прочесть: «княже??». Но во-первых, начало надписи, нанесенной по кругу таким образом, что ее начало и конец смыкаются, четко обозначено разделительным знаком, а во-вторых, надпись выполнена не кириллицей, а знаками письменности типа «черт и резов».

Надпись содержит 9 знаков (лист 8, рис. 1). Знак 1-й, как я уже говорил, представляет собой разделительную черту. Фонетическое значение знаков 2, 4, б, 7 соответственно: BE, ТА, ЙУ, КА; условно-фонетическое значение знаков 3 и 9 соответственно: РЪ - РО и ВИ;

«приблизительное» звучание знаков 5 и 8 как членов 4 и 10-го эпиграфических рядов соответственно: Т- и Ш-.

Текст надписи (рабочий вариант):

ВE РЪ ТА ТЕ ЙУ КА Ш-ВИ

Проведя аналогию между надписью на пряслине из Великих Лук (см. выше) и дешифрируемой надписью, я предположил, что последние три слога в ней - «каш-ви» отвечают имени, точнее, прозвищу:

«Кашева», прозвищу (вероятно, от слова «каша») той женщины, которой надо вернуть пряслен. После этого надпись приобрела следующий вид:

ВEРЪТАТЕ ЙУ КАШEВИ (Л.К.)

ВEРЪТАТЕ - возвратить (возвращать)

ЙУ - теперь, тогда: ю - теперь, тогда (Срезневский)

ЙУ - ее: личн. мест., ж.р., вин.п.

Перевод текста'.

1-й вариант: Возвратить теперь (тогда) Кашеви

2-й вариант: Возвратить ее Кашеви.

2. В надписи на пряслине, найденном недалеко от Гродно, на территории дреговичей, Л. В. Алексеев, опубликовавший ее, читает три знака - буквы (полагая, что это кириллица), составившие слово «имя». Остальные четыре знака Л. В. Алексеев не идентифицировал, полагая при этом, что именно ими и должно быть записано само имя. Я читаю надпись в перевернутом положении. Надпись содержит 7 знаков, нанесенных по кругу таким образом, что начало и конец надписи смыкаются. Начало надписи обозначено точкой (лист 8, рис. 2).

Знак 1-й - точка, используется в надписи как разделительный знак. Фонетическое значение знака 4 - КА, знака 5 - ДИ; условно-фонетическое "значение знака 3 - ШE; «приблизительное» звучание знаков 2, б, 7 как членов 8, 5 и 6-го эпиграфических рядов соответственно: Р-, Н-, Ч-; в нижней части строки, справа от знака, обозначающего слог КА, встречен косой штрих - вирам, призванный снимать огласовку, создавая слоги типа ССГ (С1\+ СГ = ССГ). Знак с ви-рамом читается как одиночный согласный К.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.