Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъектный состав договора воздушной перевозки

 

Участники договора авиаперевозки в гражданском и международном обороте – это, прежде всего, ею стороны. В зависимости же от вида договора перевозки, его сторонами могут выступать пассажир либо грузоотправитель, правам и обязанностям которых корреспондируют соответствующие обязанности и права перевозчика, которым, в нашем случае, является эксплуатант воздушного судна.

Согласно п. 2 Правил, перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством РФ сертификата соответствия (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Помимо непосредственных сторон договора авиаперевозки можно назвать и других субъектов, которые, не являясь сторо­нами договора авиаперевозки, имеют все же к нему самое непосредственное отношение, являясь, таким образом, его участниками.

Еще одним субъектом, без участия которого не может быть надлежащим образом исполнен, договор авиаперевозки, является, применительно к договорам, опосредующим грузоперевозки воздушным транспортом, грузополучатель. Отметим, что в договорах авиаперевозки пассажиров и багажа аналогичное положение занимает получатель багажа.

Однако, в силу специфических особенностей данного договора, пассажир и получатель багажа, чаше всего, совпадают в нем в одном липе. Вместе е тем ни закон, ни повседневная практика осуществления авиаперевозок пассажира и багажа не препятствуют тому, чтобы получателем багажа могло выступить и иное лицо, нежели сам пассажир.



Статус грузополучателя в договоре перевозки является в отечест­венной литературе одним из спорных вопросов[15].

В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношений грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица[16]. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к категории договоров о вручении исполнения третьему лицу[17], Л.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник считают грузоотправителя и грузополучателя одной стороной в договоре перевозки грузов[18]. Согласно другой точке зрения, М.А. Тарасова[19], перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной. М.Г. Масевич и И.Н. Петров считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями[20].

Аэропорт пункта назначения, в качестве хранителя еще не востребованных получателем грузов, также является участником договора авиаперевозки, но лишь факультативным, поскольку его посредничество требуется далеко не всегда. Чаще всего пассажир сам забирает свой багаж сразу по окончании перепета, а представители грузополучателя, при условии, конечно, что они своевременно извещены своим контрагентом об отправке груза, обычно предпринимают определенный комплекс мер, чтобы встретить соответствующий рейс, и предоставить транспортные средства для осуществления дальнейшей перевозки груза непосредственно к месту нахождения организации-грузополучателя или принадлежащих ей товарных складов.

В зависимости от вида договора авиаперевозки, наименование его сторон может различаться. Неизменным остается одно: во всех случаях одной из сторон данного договора является перевозчик. Его контрагентом может выступать пассажир по договору воздушной перевозки пассажира и багажа, либо же грузоотправитель по договору авиаперевозки грузов. Таким образом, о каком бы договоре воздушной перевозки ни шла речь, одной из его сторон обязательно будет являться авиаперевозчик[21].

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами. Прежде всего, в соответствии со ст. 9 ВК РФ деятельность в области авиации подлежит лицензированию, в том числе деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и междугородных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе[22]. Требование лицензирования относится к коммерческим организациям, выполняющим перевозки транспортом общего пользования. Ведомства, осуществляющие перевозки собственным транспортом, также должны иметь необходимое разрешение.

В договоре перевозки пассажиров и багажа контрагентом пере­возчика является пассажир. В этом качестве, естественно, вы ступает физическое лицо - гражданин-потребитель. Поэтому на отношения из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК РФ и транспортных уставов и кодексов, распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей»[23]. Мы согласны: с В.А. Егиазаровым, считающим пасса­жиром «лицо, перевозимое на транспортном средстве, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства, и имеющее проездной билет» [24].

Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.


Заключение.

Знание правовых основ регулирования коммерческой деятельности международного воздушного транспорта имеет большое значение для проведения правильной и взвешенной государственной коммерческой политики и дипломатии в области международных воздушных связей. Кроме того, чтобы эксплуатация международных воздушных линий, проложенных над территориями иностранных государств, осуществлялась экономически эффективно и рационально, одним из важнейших условий достижения этой коммерческой цели является грамотное и безупречное использование международными авиаперевозчиками современного межгосударственного механизма регулирования международных воздушных сообщений.

Предметом договора авиаперевозки являются услуги по доставке пассажиров и их багажа, либо вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) или почты в пункт назначения средcтвами воздушного транспорта. Договор воздушной перевозки является строго формальным и подлежит заключению в письменной форме с соблюдением установленных законом обязательных реквизитов. Форма договора авиаперевозки считается соблюденной тогда, когда соблюдена форма перевозочного документа, опосредующего и подтверждаю его заключение данного вида договоров авиаперевозки.

Участниками договора воздушной перевозки, помимо его сторон (перевозчика, пассажира, либо грузоотправителя), являются грузополучатель по договорам грузоперевозки, а также аэропорт пункта отправления - по всем договорам авиационных перевозок. Факультативным участником договоров грузоперевозок, (в качестве хранителя невостребованных грузов), может выступать и аэропорт пункта назначения. Основной обязанностью переводчика является доставка груза или пассажира в пункт назначения в установленный срок или сроки, а пассажира или грузоотправителя – внесение провозной платы.

Способом минимизации рисков утраты или повреждения имущества, сдаваемого пассажиром в багаж, в условиях действующего законодательства является предварительное объявление его ценности.

Список использованной литературы.

 

1. Универсальная Конвенция о международной гражданской авиации1944г. (Чикагская Конвенция 1944г)

2. Международное Соглашение о транзите при международных воздушных сообщениях 1944г.

3. Конвенция об унификации правил международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская Конвенция 1929г.)

4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г..(Монреальская Конвенция 1971г.)

5. Конвенция об ответственности за ущерб, причинённый воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952г. (Римская конвенция 1952г.)

6. Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956г.

7. Соглашение о порядке установления тарифов при регулярных воздушных сообщениях между Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА) 1967г.

8. Декларация о Ямусукро о новой африканской политике в области воздушного транспорта 1988г.

9. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред.

от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

10. Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об установлении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // Российская газета. 2007. № 225.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 (ред. от 11.05.2007) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 1.

12. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2006 № А39-8421/2005-4/10 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».

 

13.Александров – Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право,1954г. № 230с.

14. Бордунов В.Д., Елисеев Б.П. Электронный билет – новая форма заключения договора международной воздушной перевозки // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006

15.Бордунов В.Л. Международное воздушное право: Учеб. пособие.- М.: Научная книга,2007г. - 250с.

16. Витрянский В.В. Договор перевозки. - М.: Статут, 2001. - 526 с.

17. Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. № 1. С. 60-74.

18. Воздушное право: Учебник. Т. 2 / Под ред. О.Н. Садикова.- М.: Наука, 2001. - 286 с.

19. Воздушные перевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации. Судебная практика, образцы документов // Автор – составитель Б.П.т Елисеев.- М.: Право и закон,2001. -350с.

20. Гражданское право. Часть вторая: учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин. - М.: Юристъ, 2004. - 730с.

21. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 552 с.

22. Залесский В.В. Транспортные договоры: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2001. - 312 с.

23. Ковалевская Н.С. Перевозка. Коммерческое право. Учебник. - СПб., 1997.- 420с.

24. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. 829 с.


[1] .: На рынке авиаперевозок появились новые лидеры роста // Аксион БКГ. 2006. 13 февраля.

[2] .: Впечатляющий рост грузовых авиаперевозок / Avia. ru. 2006. 20 сентября.

[3]Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: Издательство «Статут», 2003. С. 143.

[4] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

[5] Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. ст. 226.

[6] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: Издательство «Статут», 2003. С. 143

[7] Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. ст. 3342.

[8] Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4895.

[9] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 18-19.

[10] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 6

[11]Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. Книга 1. М.: Издательство «Статут»,2001.С.335

[12] Российская газета. 2007. № 225.

[13] Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. С. 355.

[14] Санникова Л.В. О правовой природе транспортных обязательств // Юрист. 2007. № 5. С.25.

[15] Витрянский В.В. Договор перевозки. М.: Статут, 2001. С. 68-72, 248.

[16] Ковалевская Н.С. Перевозка. Коммерческое право. Учебник. СПб., 1997. С. 309; Савичев Г.П. Глава 44. Транспортное и экспедиционное обязательства. Гражданское право: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. Т. II. Полутом 2. М., 2000. С. 40.

[17] Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958. С. 60-63.

[18] Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право. 1954. № 4. С. 107.

[19] Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954. С. 34.

[20] Петров И.Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность грузов // Советская юстиция. 1966. № 11. С. 13; Масевич М.Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. Алма-Ата, 1964. С. 172-174.

[21] Гражданское право. Часть вторая: учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Юристъ, 2004. С.422.

[22]Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2006 № А39-8421/2005-4/10 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».

[23] п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994. № 7 (ред. от 11.05.2007) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 1.

[24] Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. С.43.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.