Сделай Сам Свою Работу на 5

Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Отбор, комплектование и организация логопедической работы в детском саду для детей с нарушениями речи.





1. Ясли –сады (принимаются Д. до 3 лет с реч. диагнозами. Проводится корр-я р.. по R воспр-я мелкой и общей моторики, R словаря, связной речи). 2. логопед-е сады (выяв-ие и направление в д/с происходит на ПМПК 3. группы для Д. с нар-ми речи в общеобразоват-х д/с (группы: ФФН (с 5 лет на 1 год); ОНР (3-4 лет на 3-2 года.. 4. Логопед-е классы (образовываются на базе ДОУ, если есть кадры). Цель- предупреждение нар-ий письма у Д. с речевым недоR, R коммуникационных навыков, устойчивой речи, подготовка к О. на 2 ступени общеобразоват. школы, 5. школы для Д. а нар-ми речи. Сюда принимаются Д. с диагнозом алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание 6. логопункты при общеобразоват. школах. Задачи: 1. корр-я нар-ий устной и письменной речи; 2. своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости; 3. консультативная помощь учителям и родителям. Принимаются Д. с ОНР общего уровня, с дизграфией или дилексией, Д. с трудностями усвоения по русскому языку. 7. логопункты при общеобразоват. д/с - в наст. время широко R инновационные учр-ия – это корр-но-R-ие центры. Данная система состоит из блоков: 1. дигностические группы; 2. патронажные группы; 3. группы для Д. с разл. формами реч. нар-ий (ФН, ФФН, ОНР, заикание). Учреждения здравоохранения. В данных учреждениях осущ-ся всесторонне обследование и диагностика; проводится лечебные и профилакт. мероприятия, интенсивный курс логопед. занятий, чаще по индив. программе. Если Д, в школ. возрасте, то идет обучение по школьным программам. 1. Логопед. кабинеты - они должны быть в каждой школе, здесь оказывается помощь Д. с 2 до 14 лет, независимо от уровня реч. нар-я, уровня интелл-го R и слуха. 2 . Речевые стационары и полустационары - оказывается лечебно-оздоровительная и психолого-пед-я помощь. Принимаются Д. дошк-го и школ-го возраста с диагнозом алалия, дизартрия, ринолалия, заикание, но чаще Д. с неустановленным диагнозом. 3. Детские санатории. Направляются Д. на 1 четверть или на 3-6 месяцев в зависимости от заезда. 4. Спец. центры при мед. институтах. 5. Сурдологические кабинеты. 6. специализированные ясли(R речи и сиправление дефектов). Отбор и комплектование Д. в спец. учр-я происходит на ПМПК. Организация р.: Направления А: 1. устранения реч. нар-ий; 2. предупреждение возможных трудностей в проц-се школьного О: - подготовка к О. грамоте, - профилактика дизграфии; - совершенствование познават-х процессов; - личн-ая готовность к О. в школе. Планирование и содержание О. определяется программами и метод-м мат-лом в зависимости от возраста Д., профиля группы, и инд-х отклонений реч. нар-я. Программы по заиканию разработала Миронова; для Д. с ФФН и ОНР - Чиркина и Филичева. Перспективное планирование в ДОУ: А в спец. учр-ях осущ-ся с опорой на типовую программу Васильевой или на программу «Детство». Вся А специалистов подчинена единой системе, в ней исп-ся пр-п концентрического наращивания материала по всем разделам программы. Логопед-я р. осущ-ся: 1. отбор и комплектование групп на ПМПК; 2. комплексное обследование групп логопедом и спихологом; 3. составление перспиктивных планов, планов инд-ой и групповой А – занимается этим логопед и воспитатель; 4. реализация планов разработанных на предыдущих этапах; 5. осущ-е контроля - он м/б промежуточным (в середине года) и итоговым (в конце года и О.); 6. результативно-аналитический контроль – анализ рез-в А и составление сводных хар-к на детей. Также логопед участвует в ПМПК и комиссиях; осущ-ет А с родителями, ведет текущюю документацию, оказывает





консультативно-метод-ю помощь, организует практику и р. со студентами, проводит экспертно-метод-ю р.

23. Организац.и содерж.коррекц.пед.проц.в спец.доу для дет. С наруш.речи.Организация и содержание коррекционно-пед-го процесса у Д. с нар-ем речи.

В число основных документов, регламентирующих задачи, содержание, формы организации корр.-пед-го пр-са в ДОУ для Д. с нарушением речи входят: 1. закон РФ «об образовании», 2. федеральный закон «о спец. Обр-ии лиц с огранич. Воз-тями здоровья», 3. типовое положение о ДОУ, 4. типовое положение о спец. Об-ии уч-ми для обуч-ся воспит-в с отклонениями в развитии, 5 типовое положение о образоват. Уч-ии для Д. дошк. И мл. шк. Возраста и др. Пед-ий пр-с в этих ДОУ организ-ся в соответсвии с возрастными потребностями и индивид.-типологическими особ-тями развития харак-й кот. Яв-ся наличие спец-их нарушений речи. Установ-е причин речевых нарушений, их хар-ка и степени выраженности позволяет определить цель, задачи, содер-е и формы логоп-го воздействия. Цель ДОУ полноценное формирование личности ребенка. Средством достижения цели является диагностика, коррекуия, профилактика отклонений в речевом развитии. Большое значение для определения задач ДОУ имеет психолого-пед-го и логопедическая диагностика Д. в современных условиях коррекционно-пед-я работа организуется в групповой и индивидуальн. Форме. Зачисление в ДОУ для детей с нарушением речи осуществляется по заключению ПМПК и с согласия родителей. В сонове комплектования групп лежат следующие параметры: 1. отграничение Д. речи с нарушениями речи от Д. с др. отклонениями в психофизич. Развитии (напр: нарушение зрения, слуха), 2. дефференц. Д. с учетом возраста, и степени выраженности речевых нарушений. Большая роль в данном ДОУ отводится логопеду кот. Должен выполнять следующие ф-ции: диагностич., профилактич., коррекц. . Кроме логопеда участвуют: педагог-психолог, муз. Руковод., физрук, методист, зав. В Содержание корр.-пед-го пр-са есть 3 этапа: 1. организационный этап. Начало учебного года начинается с тщательно психолого-пед-го и логопедич. Обследования Д. с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонения в их речевом развитии 2. основной этап на этом этапе делается акцинт на коррекц. Речевой работе. Данная работа осуществл. На основе общих принципов: 1. индивидуализация логопедич. воздействия – осуществл. в индивид. И групповых занятиях (3-4 ребенка). 2. разносторонн. логопедич. Работы – этот принцип предполагает учет речевых индивид. Кот. Мешает нормальн. Развитию речи. Логопед нацелен не только устранять недостатки, но и стимулировать целостные развитее личности. 3. комплексность – пед. Воздействие осуществл. не только на занятиях но и в деятельности (игровой, учебно-познават) режимных моментах, в свободном общении не только воспит. но и логопед. и родит. 3. заключит. этап – предполагает оценку рез-тов проведенного логопедич. воздействия. И определение общей и речевой готовности к системному обучению в школе. Проведение итоговой психолого-пед-ой и логопедю диагностики и сравнение достижений в общем и речевом развитии ребенка позволяет установить выраженную положит. динамику в расширении его речевых возможн. Рез-ты логопед. Работы оценивают спец. ДОУ, с одной стороны родит., с другой ПМПК. В ряде случае детям предлагается продолжить коррекц. Обучение. В процессе обучения в детсаду дети должны научиться пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, использовать в общении литерат. язык. равитие речи явл. Ведущей разделом в образоват. работе. воспитание групповой культуры речи явл. Составной частью всей работы по развитию речи.



24. З-чи и содер-е логопед-ой работы по раз-ю речи в спец. ДОУ различного типа.Откл. в раз-ии дет., связанные с нар-ем функций анализатора или интеллектуал-ой сферы, так или ин. сказывается на их устной речи. Дети с ЗПР, с ДЦП, с тяж. нар-ми речи, глухие, сл/слышащие поступают в спец. учр-я, где одним из важных направлений обучения на начальном этапе явл-ся коррекция их речи. Недор-е речи у каждой из указанных выше категорий дет. качественно и кол-но м/б различно: это касается и фонематического строя речи и ограниченности словарного запаса, и нар-й грамматического строя речи. 1. Дет. с ЗПР- коррекционно-логопед-ое воздей-е должно учитывать специфические особенности ВПФ дошк-ков с ЗПР. С этим учетом выдел-ся след-е этапы формирования речевых умений: 1) первоначальная дифференциация языковых, речевых ед-ц на основе ноглядно-образного мышления с опорой на внешние действия.2) закрепление дифференциации при восприятии и импрессивной речи.3) дифференциация речевых ед-ц в экспрессивной речи.4) выполнение действий в умственном плане по представлению. Коррекция нарушений звукопроизношения у дет. с ЗПР проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляционной моторчики. Игры и упр-я: Узнай звук, что звучало, кто пришел, кто как кричит. 2.дети с у.о. коррекц-ю работу необходимо вести в 2х направлениях с одной стороны-над созданием предпосылок речевого развития, с др.-над раз-ем основных функций речи, функций общ-я, познавательной функции, фун-ей регуляции деят-ти. Для обогощения словаря необходимо расширять представления об окруж-ем мире. Развитие восприятия св-в и отношений м/у предметами явл-ся основой возникающего у дет. интереса к обозначению словами этих св-в и отношений. Включение в жизнь дет. других видов деят-ти игры, конструирование изо и труд-ая деят-ть не только способствует дальнейшему раз-ию словаря, но создает предпосылки к раз-ю связной речи. Спец. дидак-ие игры направленные на раз-ие слух-ого восприятия, вним-я к звукам, а в дальнейшем и на раз-е фонематического слуха, и спец. занятия по раз-ию артикол-ого аппарата ведут к раз-ю предпосылок формирования звуковой стороны речи. 3.дети с нар. слуха. Устранение у сл/слышащих нар-й речи, не связанных с состоянием слуха, ведется обычными, принятыми в логопедии методами, специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода. При ознакомлении сл/слышащего р-ка с новым словом важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого произнесения слова, особенно безударной его части, за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечение внимания р-ка к артикуляции говорящего. 4.дети с нар-ми зрения. Коррекционно-логопед-е з-чи по раз-ю речи решаются в игровой, учебной и трудовой деят-ти, а т.ж. в предметно-практической деят-ти и на муз.-ритмических занятиях. При организации логопед-х занатий со сл/видящими дет., особое внимание обращ-ся на возможность использования имеющегося зрения (дидактич-й матер-л необходимой величины, окраски и объемности), используются рельефные картинки, кубики и брусочки для обозначения звуков, построение слогов, слов и предложений. Основные направления: 1. формирование общих речев. Навыков, 2. развитие фонематической стороны речи.3. совершенствование импрессивной речи. 4.раз-е лексической стороны речи. 5.обучение связной речи. 6. формирование грамматического строя речи. 5. дети с ДЦП. С-ма логопед-ого воздей-я при всех формах дизартрии у детей с ДЦП имеет комплексный хар-р. особыми направлениями логопед-ой работы при ДЦП явл-ся коррекция звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания. Специфика этой работы закл-ся в ее сочетании с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопед-ой ритмикой, с общей лечебной физкультурой. Успехи логопед. Занятий во многом зависит от их раннего начала.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.