Сделай Сам Свою Работу на 5

Новая драма» Г. Ибсена, пьеса «Кукольный дом». Особенность конфликта. Метафора названия. Нора и Эмма Бовари – что общего?





Новая драма — мировоззренческий кризис в драматургии рубежа веков XIX—XX веков, противопоставивший свои принципы классицистической и романтической театральной системам. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного развитием естествознания, философии и психологии. Она испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма.

Отличие новой драмы от классицистической

«Новая драма» переносит внимание с внешнего действия, закрученной интриги навнутренний мир человека, конфликты его сознания и совести. Происходит перенос с действия на разговор, оценку, рефлексию, анализ.

Особенности новой драмы

«Новая драма» — это новый типконфликта. Столкновение человека и действительности, враждебной ему, которая искажает сущность его духа.

Социальная проблематика новой драмы затрагивает моменты социальной жизни, которые обычно замалчиваются, скрываются. Театр не должен служить развлечением, он должен отражать социальные проблемы. Первой драмой, в которой наиболее полно отобразились новые принципы, стал «Кукольный дом». 1879 г., когда он был написан, можно считать годом рождения «драмы идей», то есть реалистической социально-психологической драмы с напряженными идейными столкновениями. В «Кукольном доме» проблема прав женщины перерастает в проблему социального неравенства в общем, так как трагедия Норы оказывается, определенной мерой, повторенной на жизненной дороге и Крогстада, и Кристини. Женщина боится сознаться в том, что она способна на самостоятельные благородные поступки — спасение больного мужа и ограждение умирающего отца от волнений,— а государственные законы и официальная мораль квалифицируют эти действия лишь как преступление.



Подделанная подпись на векселе представляет «тайну», характерную для метода Ибсена. Выяснение социальной и моральной сути этой «тайны» является настоящим содержанием драмы. Конфликт возник за восемь лет до начала сценического действия, но не был осознан. События, которые проходят перед нашими глазами, превращаются в выяснение сути разногласия, которое возникло в прошлом. Конфликтуют официальные взгляды и естественно-человеческие нужды.



Тем не менее, финал драмы не дает, как это было свойственно драматургии до Ибсена, развязки конфликта: Нора покидает дом мужа, не найдя положительного решения, но надеясь спокойно разобраться в том, что случилось и осознать его. Незаконченность действия подчеркивается тем, что Хельмер, ее муж, остается в ожидании «чуда из чудес» — возвращения Норы, их взаимного перерождения.

21. Жизнь и творчество О. Уайльда. Скандальная слава романа «Портрет Дориана Грея». Парадокс как основной прием, используемый автором. Роль предисловия в произведении. Значение финала.

Жизнь и творчество О. Уайльда.(1854-1900)

Ирландец, родился в Дублине, жил в Лондоне. Дворянин по званию, а не роду. Обеспеченная семья. Отец был специалистом в ушной хирургии, первым сделал что-то вроде слухового аппарата. Мать-поэтесса. Хотели девочку ,воспитывали и одевали как девочку, что сыграло роль на его секс. Ориентации и манере одеваться. Эстет до кончиков ногтей, всю жизнь посвящает искусству. Образованный -закончил Оксфорд.Не работал, спал до обеда, занимался боксом. В 84-ом г. женился, двое сыновей. Пошел работать, стал редактором жен. журнала. Очень любил своих детей, рассказывал им сказки, всегда свои, услышав их друзья предложили издать их. (« Соловей и роза.», « Как можно быть серьезным.» ,«Кентерви́льское привиде́ние»,. сборник «Гранатовый домик».)Молодой красивый человек, повеса и острослов, он становится частым гостем лондонских салонов. Ему всегда рады, его ждут. Прекрасно одетый, он – законодатель лондонской моды. Его называют «британский нарцисс», им восхищаются. А он, эстет по натуре, восхищается красотой, все безобразное его отталкивает, а тривиальное – раздражает. Он скучает, и одновременно страдает от пошлости и несовершенства мира, ища свое прибежище в красоте, которую находит в искусстве, «где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира»..Еще написал- Саломея,Веер леди Уиндермир ,Женщина, не стоящая внимания ,Идеальный муж- пьесы.При жизни- лучший драматург Европы.Интимная связь с Альфредом Дугласом-скандал.Судить за это открыто не могли,поэтому придумывали причины. 2 года в тюрьме.Все отвернулись от него.Умер в Париже,от минингита в 46 лет.



Скандальная слава романа «Портрет Дориана Грея».

«Портрет Дориана Грея»- написал в результате спора, за 3 недели. Роман,который приносит Уайльду невиданную известность. А ведь смысл-то произведения как раз в том, что убить свою совесть – это все равно, что убить себя, свою душу. Главный герой-это портрет. Использует фаустовский сюжет-продажа души дьяволу. За маской лорда Генри скрываетя- О.У., такой же ироничный. Роман-гимн эстетству и гедонизму, но также ирония над всем этим.Все это приводит к душевному краху. Красота самое частое слово в романе-98 раз.

Роль предисловия в произведении.

В ответ критикам Оскар Уайльд пишет предисловие к роману, которое становится своеобразным манифестом литературному направлению, которое он создал, – эстетизму. Он в форме афористических парадоксов представляет читателю свои мысли об искусстве, полностью совпадающие с концепцией, подробно разработанной им в теоретических трактатах. Уайльд излагает квинтэссенцию эстетизма, провозглашает культ чистой красоты. Предисловие - это, в первую очередь, собранные воедино ответы на нападки критиков, но этим функции Предисловия, конечно же, не исчерпываются.

Здесь также важно учитывать то, что «Уайльд, как и постмодернисты XX века, создавая видимость простоты, открыто декларируя и развлекая, на самом деле играет с читателем, создавая множество уровней текста», который «каждый волен прочитать, как ему хочется», мы можем соотнести Предисловие романа с авторской ремаркой или драматической афишей, где, по сути, представляется одно главное действующее лицо романа: искусство.

Значение финала.

Сугубо моралистический финал романа – наказание распущенности, вседозволенности, крах философии гедонизма. Измученный угрызениями совести Дориан, стоя перед отвратительно ухмыляющимся портретом, решает «покончить со сверхъестественной жизнью души в портрете, и когда прекратятся эти зловещие предостережения, он вновь обретет покой. Дориан схватил нож и вонзил его в портрет». Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

Что именно происходит в этот момент развязки, автор умалчивает. Он резко меняет точку зрения – глазами слуг, сбежавшихся на «крик смертной муки», мы видим на стене запретной комнаты великолепный портрет Дориана Грея «во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в руке лежал мертвый человек во фраке. Лицо и него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это», – это заключительные слова последней, главы романа. Сияние портрета над трупом в этой финальной сцене воплощает романтическую мысль о вечности, нетленности искусства, о его способности глубже отражать жизнь, чем она сама себя зачастую способна познать.

Таким образом, «Портрет Дориана Грея» – роман, который воплощает основной принцип эстетизма, культ молодости и красоты, и ставит вопрос о цене, которую приходится платить за вечную Красоту. Но общество, изображенное в романе, не интересуется душами, оно с готовностью судит о людях по их внешности. Поскольку Дориан неизменно красив и молод, его лицо выражает невинность и чистоту, общество, не видящее разницы между внешней и этической стороной жизни, слышать не желает темных слухов о Дориане. Конечный вывод произведения Уайльда, по существу, заключен в словах уличного проповедника: "Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу".

Парадокс как основной прием, используемый автором.

Парадокс — это всегда полуправда и это, как говорил Оскар Уайльд, «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует». В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!» (О. Уайльд)

В романе «Портрет Дориана Грея» много парадоксов о любви, браке, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, искусстве, красоте, жизни, добродетели. Уайльд сделал именно этот приём отличительной чертой своего творчества. Парадоксальность на всех уровнях - вот авторский стиль Уайльда.

1.Я непривередлив: мне вполне достаточно самого лучшего.2.Ты любишь всех, а любить всех – значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.

3.— Она мне очень нравится, но я не влюблен в нее.— А она влюблена в вас, хотя нравитесь вы ей не очень.4.Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, кроме той, в которую он влюблен.5. Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни.6. Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

Заявляя, что «искусство ничего не выражает, кроме самого себя», Уайльд встаёт на позиции «чистого искусства», и как только мы ищем от искусства пользу, оно перестаёт быть искусством. Таким образом, Уайльд отказывается от признания социальной функции искусства.- Всякое искусство совершенно бесполезно.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.