Сделай Сам Свою Работу на 5

Шишлова Е.А. (Казань), Козлов В.В. (Ярославль)





Психология творчества - составная часть глобальных знаний о человеке, изучения всех многообразных форм его деятельности, принципов освоения мира, словом одно из важнейших звеньев истории и закономерностей развития духовной культуры.

Творчество - созидание нового, оригинального - далеко не новый предмет исследования, привлекавший внимание мыслителей всех эпох. О глубоком интересе к нему можно судить по уходящему в глубь веков неугасающему стремлению создать теорию творчества. Но общество еще не имело потребности в овладении механизмами творчества людей: таланты появлялись, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся культуры. В большинстве случаев в творчестве видели свободу проявления человеческого духа, не связанную объективными законами и не поддающуюся научному анализу. И все-таки психология творчества привлекало внимание мыслителей всех эпох мировой культуры и развивалась по разным направлениям. В философии проблемами творчества занимались Платон, Шопенгауэр, Мен ди Биран, Берксон. Для этого направления характерно сближение с гносеологией, главная задача - познание мира в процессе художественной интуиции. Раскрытием метафизической сущности процесса творчества в религиозной этической интуиции занимались Ксенофан, Сократ, Платон, Аквинский, Августин, Шеллинг, В.С. Соловьев.



Но только на рубеже Х1Х-ХХ столетий начала складываться специальная область исследования, которая стала именоваться «психология творчества». Она вырастала из «теорий творчества», не будучи еще сферой знания, систематически рассматривающей определенную сторону творчества с точки зрения изучения специфической для данной стороны закономерности. К психологии относился в нерасчлененном виде весь сгусток событий, связанных с созиданием чего либо нового, оригинального. Эта психология живописала обстоятельства созидания великих творений во всей их непосредственности, целостности. Источниками исходных данных были биографии, автобиографии, мемуары и другие литературные произведения, содержащие самопризнание выдающихся людей - творцов. Т.е. долгое время вес попытки исследования творческого акта сводились по сути дела к различным модификациям биографического метода. Разумеется, проблема творческой личности, субъекта творчества - центральная в этой научной области, она является актуальной и сегодня. Весь вопрос заключается в том, как понимать задачи изучения личности и обусловленности его деятельности. Родоначальником биографического метода был Сент - Бёв. Попытки понять творческую деятельность «сквозь личность писателя», изолированную от широкого социально-исторического фона, продемонстрировали полную бесперспективность этого направления.



В последствии появилась как реакция на это направление, тенденция полного пренебрежения к субъекту творчества. Так, например, Д. Штольниц считал, что познание личности ничего не прибавляет к нашему пониманию искусства. Модными были, и сейчас находят своих сторонников, теории психопатологические, включающие проблемы маниакальности, помешательства, болезненной наследственности и т.п., претендовавшие на объяснение гениальности и истоков творчества (Моро де Тур, Ломброзо, Макс Нардау, Перти, Тулуз, Перэ).

Особой популярностью пользовалась теория Фрейда. Размышляя над психологической структурой личностью, основоположник психоанализа З. Фрейд в начале построил «топографическую модель» психики человека, в которой он выделил три сферы : сознательную, подсознательную и сферу сознания. Отдавая бессознательному в психике решающую роль, преувеличив значение сексуального инстинкта, психоанализ генерализовал эту трехслойность психики на всю психологическую и даже общественную жизнь человека. В области подсознания по Фрейду господствует агрессивные и сексуальные инстинкты, которые пытаются навязать «я» свою активность и овладеть сознанием. Тогда пробуждается совесть «сверх -я», что может проявляться «комплексами» и «я», пытаясь удалить импульсивные влечения из сферы сознания, старается подавить первичное влечение. В полной мере это личности не удается, в связи с чем появляются «скользкие пути к удовольствию», характеризующиеся сублимацией их в художественном творчестве. Таким образом, механизмы искусства понимаются психоанализом как своего рода «заместители», в которых первичное влечение и эмоции путем сублимации находят частичное удовлетворение в замаскированной символической форме. По этой энергетической модели бессознательное находит в образах искусства приемлемые для цензуры сознания символические формы проявления либидинозных тенденций личности. Объективная реальность в акте творчества понимается как негативная сила, а художественное творчество, возникающее в результате сублимации (возвышение или переключение от либидо в иные социокультурные сферы деятельности) трактуется как замещения, проявляющиеся в акте творчества. В конечном счете вся духовная сфера деятельности человека является тщетной, ибо общественные санкции препятствуют свободному соблюдению «принципа удовольствия» и приводят к «реакциеобразованию», т.е. в нервно-психическим расстройствам. Анализируя творчество Софокла, Шекспира, Достоевского, Фрейд приходит к выводу: «Влечения и их превращения - суть конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию. С этого момента оно уступает место биологии. Как наклонность к вытеснению, так и способность сублимирования мы должны отнести за счет органических основ характера».



В контрапункте с теорией Фрейда представлена концепция его ученика и критика К.Г. Юнга - известного швейцарского психолога, основоположника собственного направления - так называемая аналитическая психология, придающей решающее значение в регуляции поведения человека не индивидуальному, а коллективному бессознательному, образующему автономный психический комплекс с первичными образованиями (архетипами), лежащими в основе символики творчества, ритуалов, сновидений и комплексов. Критикуя подход Фрейда , Юнг справедливо указывает : «Чтобы отдать должное художественному творчеству, аналитическая психология должна совершенно покончить с медицинским предрассудком, потому что художественное творчество не болезнь, и тем самым требует не врачебно-медицинской ориентации».(73)

Рассуждая об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству Юнг писал: «Творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа, из его развертывания и пластического оформления вплоть до завершенности произведения искусства. Художественное развертывание праобраза есть его перевод на язык современности, после чего каждый получает возможность снова обрести доступ к глубочайшим источникам жизни, которые иначе остались бы для него за семью замками. Здесь кроется социальная значимость искусства: оно неустанно работает над воспитанием духа времени, потому что дает жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени более всего не доставало. От неудовлетворенности современностью творческая тоска уводит художника вглубь, пока он не нащупает в своем бессознательном того праобраза , который способен наиболее действенно компенсировать ущербность и однобокость современного духа. Он прилепляется к этому образу и, по мере извлечения из глубин бессознательного и приближения к сознанию, образ изменяет и свой облик, пока не раскроется для восприятия человека современности. Вид художественного произведения позволяет нам делать выводы о характере эпохи его возникновения. Различные направления искусства несут с собой то, в чем всего больше нуждается современная им духовная атмосфера. Художник - воспитатель своего века, а искусство - процесс саморегулирования в жизни наций и эпох».

Итак, еще в начале века - психология творчества была наукой созерцательного типа психологического знания. Ядром творчества признавалась бессознательная работа, но ее природа считалась мировой загадкой.

Постепенно психология творчества стала исследовать явления с разных сторон. Появилась эмпирическая многоаспектность. Психология творчества превратилась в конгломерат знаний. Он включал в себя философские, социологические, эстетические и пр. идеи. Это была наука промежуточного эмпирического типа психологического знания.

В середине ХХ века в связи с НТР возникла резко выраженная потребность в систематическом, сознательном, преднамеренном управлении творческой деятельностью : необходимо стало выращивать творческих работников, отбирать кадры, мотивировать творческую деятельность, стимулировать успех творческого акта, формировать творческие коллективы. Т.е. тип социального заказа изменился. Закончился и этап истории изучения процессов творчества, когда столь значительное место занимали доказательства принципиальной возможности познания творческого акта и его закономерностей. Наступил новый этап - всесторонней разработки принципов исследования и освобождения от эмпиризма.

Становление и развитие любой из наук связаны с определением предмета изучения. Этот важнейший вопрос долго оставался открытым. По мнению Б.С. Мейлаха центральным, исходным является понятие творчества как процесса. Предмет психологии и творчества - это исследование в динамике процессов создания произведений искусства, общих и частных закономерностей переработки художниками жизненных впечатлений в ходе этого процесса. Процессы творчества исследуются в динамике, начиная от первой фазы (возникновение объективных и субъективных импульсов, зарождение идей и образов и их кристаллизация) до фаз промежуточных и завершающих.

При этом творческий труд рассматривается в качестве детерминированного мировоззрением автора, социально-историческими условиями и индивидуальными качествами личности автора.

Психология художественного творчества призвано выяснять внутреннюю целостную концептуальную направленность поисков и вариативности в процессе воплощения замысла, «стратегию творчества».

Каковы пути исследования этого процесса, его приемы? Сюда относится системный подход, который, как известно, является универсальным. В применении к психологии художественного творчества системный подход открывает возможность воссоздания целостной картины процессов творчества, их исследования в определенной иерархии уровней.

Первый уровень - исследование процессов создания отдельно взятого произведения с точки зрения, которая раскрывает целеустремленность процесса к разрешению проблемной ситуации, находящейся в основе творческого замысла.

Второй уровень - изучение процесса создания произведений данного автора в их единстве. Дает возможность судить о характере творческого процесса определенного художника в целом.

Третий уровень - сравнительный анализ процессов творчества различных художников по определенным признакам, т.е. анализ типологии творческих процессов, ибо эти процессы при всей их индивидуализированности могут иметь общие черты. Проблема типологии творческих процессов новая и весьма перспективная для психологии творчества.

Сложившееся положение дает основание к выделению нового ядра психологии творчества – творчества как особого состояния сознания.

На наш взгляд, мы еще тысячелетиями можем исследовать детерминанты творчества. Но цель заключается в том, чтобы исследовать само состояния творчества, описать его процессуально и научиться вызывать целенаправленно. Как показывают наши исследования, по своей энцефалографической картине, деятельность в состоянии творчества, имеет весьма большое сходство с неглубокими медитативными состояниями. В контексте данной статьи следует отметить происходящее завоевание западного рынка электронными приборами для биологической обратной связи и подпорогового программирования.

Предыстория вопроса такова. После цикла исследований медитации дзенских монахов было установлено, что в состоянии "дза-дзен" резко возрастает интенсивность альфа ритма и происходит синхронизация частот биоритмов мозга обоих полушарий /обычно эти частоты несколько различны/. Вскоре после зтих исследований в русле идей биологической обратной связи были разработаны портативные приборы, осуществляющие стимуляцию мозга через электрические датчики, наушники и светодиоды. Оказалось возможным навязывание мозгу человека ритмов, характерных для разных состояний сознания. Например, низкий бета-ритмы частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета-ритм частотой в 30 Гц вызывает состояние, сходное о тем, которое возникает после употребления кокаина, Альфа-ритм частотой в 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейропептидов, повышающих иммунитет. 'Тета-ритм частотой в 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой в 4 Гц возникает иногда переживание, получившее в литературе название "путешествие вне тела" При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания. С помощью современных портативных приборов легко вызывается состояние "сверхобучения" или "подпорогового программирования''. Оказывается, в этом состоянии человек является чрезвычайно восприимчивым к запоминанию новой информации.

На современном рынке имеются тысячи всевозможных разновидностей аудио-кассет для подпорогового программирования (для изучения языков, отучения от курения, снятия стресса, избавления от лишнего веса, настройки на различные жизненные ситуации.

Наши исследования нейропсихологических механизмов индукции расширенных состояний сознания при помощи связного (циклического) дыхания показывают, что в качестве детерминанты, триггера или системного фактора может быть связное дыхание, который может быть использован сознательно для вызывания состояния «потока».

Используя терминологию нейролингвистического программирования, можно сказать, что связное дыхание служит при этом для «якорения» эвристических состояний сознания. Более того, существует реальная возможность создавать физиологические и нейропсихологические предпосылки для вызывания ресурсных, творческих состояний личности – процессы осознанного связного дыхания.

Более глубокая разработка указанной концепции, которую мы собираемся реализовать в ближайшей перспективе, может потребовать коренного пересмотра фундаментальных положений психофизиологии труда, образования, эвристической психологии. Формирование психотехнических моделей индукции эвристических состояний сознания может приносить не только большое наслаждение, но и наполнить человеческую жизнь большим смыслом, повысить его эффективность. Самое важное – помочь реализоваться личности, самоактуализироваться при помощи самого простого и доступного для человека – связного дыхания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.