Сделай Сам Свою Работу на 5

Федосеева Т. В., Волгоград





Значение понятия «ритм» «Словарь русского языка» определяет как «равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, движении)». Например, музыкальный ритм, ритм стиха, сердечный ритм. Ритмичностью характеризуется самый широкий круг явлений и процессов - от процессов, протекающих в атоме, до процессов человеческого творчества. Ритм, как повторение и возврат, как периодичность состояний, организующая существование в единое и непрерывное течение, характерен для всех форм жизни во Вселенной, будучи особым свойством бытия, ибо ритмична любая функция любое жизненное отправление. Понятие «ритм» отражает универсальный принцип организации всего живого во Вселенной. Однако концепции этого понятия различаются в зависимости от способа отображения мира и, соответственно, от способа картирования объективной реальности в сознании. С целью сравнительного анализа рассмотрим понятие «ритм» в философской, естественнонаучной, художественной и мистической картинах мира.

Давая объяснение универсальности колебательных процессов в природе, материалистическая диалектика исходит из понимания организации самого механизма непрестанного изменения и движения как самодвижения, источник которого находится внутри самой движущейся материи. Этим источником является борьба двух противоположных начал, заложенных в каждом явлении и существующих в нем в единстве. Противоборство этих начал образует как бы движущееся равновесие, смещающееся в сторону то одного, то другого из них. Это возвратно-колебательное движение и определяется как ритм, т. е. попеременное чередование смещений. Материальная основа единства мира является и основой универсальности ритма как объективной особенности самодвижения материи. «Правильная периодичность и повторяемость явлений в пространстве и во времени есть основное свойство мира», - писал А. Л. Чижевский.(1)



Необходимо отметить, что ритм в философской картине мира традиционно рассматривается во взаимосвязи с категориями времени и пространства. Определяя время, как «бесформенное множество, неразличимую сплошность подвижной текучести числа» русский философ Лосев связывает ритм с выражением чистого числа. Чистое число в данном случае означает не выраженное ни в материале, ни вообще в каких-либо логических методах. Из чего следует, что ритм есть вневременная категория. Он есть не время, по мнению философа, а «числовая структура времени, данная в аспекте своего подвижного покоя»(2). Понятие «ритм» возникает в том случае, если чистое число находит свое выражение в физической материи, однако не с точки зрения ее реального качества, а с точки зрения комбинации длительностей, взятых вне своей абсолютно-временной величины. Движение есть овеществленное время. Ритм, в свою очередь, является способом организации движения.



Пространственно-временные характеристики ритма, выраженные в ментальном пространстве философской картины мира, находят свое отражение и в естественнонаучных представлениях. Как пишет П. К. Анохин, «основой развития жизни и ее отношения к внешнему неорганическому миру являлись повторяющиеся воздействия этого внешнего мира на организм. Именно эти воздействия как результат изначальных свойств пространственно-временной структуры неорганического мира обусловили всю анатомическую организацию и приспособительные функции первичных живых существ. В этом отношении организация живых существ представляет собой в подлинном смысле слова отражение пространственно-временных параметров их конкретной среды обитания». (3) Так, живое в микроинтервалах времени своих химических реакций отражает те последовательные события внешнего мира, которые развертываются в макроинтервалах реально текущего в действительности времени.



Глубокое исследование роли ритма во взаимоотношениях человека и среды мы находим в концепции ноосферы Вернадского. Впервые Вернадский сосредоточил внимание на том, что ничтожно- малое живое существо приобретает значение космопланетарного по масштабам действия фактора. Результатом активности живого оказывается единство средового многообразия. Это заключение дает основание для существенно нового вывода в теории эволюции жизни и ее значения в истории Земли: организм выступает творческим началом этой истории, потому что формируется как центр окружающего многообразия. Динамическое равновесие достигается в процессе установления релевантности между организмом и средой или упорядочения среды организмом. При этом сам организм выступает центром и мерой этой упорядоченности, которая обеспечивается системой обратных связей. Способ существования этой системы не имеет линейной выраженности, подобно причинному отношению, но является концентрически замкнутым, основанным на ритмах. Другими словами, система взаимодействия организма и среды организуется как ритмизированный цикл.

«Ритм принадлежит к удивительнейшим тайнам природы и искусства» - писал Шеллинг. (4) Как универсальное средство выразительности ритм объединяет все виды искусства, становясь, своего рода, их духом и жизнью. Формируемые различными видами искусств образы, картины мира непосредственно связаны со стремлением человека овладеть миром, овладеть пространством и временем, переводя их в свои, лично переживаемые категории. Это своеобразное человеческое их присвоение, введение как бы внутрь своей человеческой меры дает модель овладения реальным пространством и временем при разделении искусств на пространственные, где человек организует пространство и временные, где он управляет течением временных процессов. То, что объединяет пространственные и временные искусства, это ритм, являющийся их морфологическим принципом построения. Ритм выступает как организованное чередование различных по длительности, форме, цвету, звучанию, свойствам, качествам, проявлениям и проч. элементов структуры, образующих целое, и их соотношений в рамках целого, выступающих в единстве восприятия. Китайские поэты считают, что стихи нужно не слушать, а читать, ибо образ рождается через иероглиф; иными словами, написанные иероглифами стихи обращены больше не к музыке звучания, а к изобразительности и оказываются ближе к живописи, чем к музыке.

Человек является системой биосоциальной. Биологическая часть его существа реагирует и воспринимает чувственные сигналы. И если внутренняя организация искусства имеет в виду духовно-идейный уровень проникновения в произведение, то его внешняя организация, ответственная за сам переход к восприятию внутреннего, обращена к биологической природе человека. Биологичным является воздействие ритма, ибо ритмично большинство жизненных функций человека.

По мнению многих современных ученых, до настоящего момента человек, в своем эволюционном развитии, создавая искусственную среду все больше замыкался в своем эгоизме, все больше выпадал из общего ритма Вселенной. Дисгармоничные проявления человека на всех уровнях: от мысли, чувств до поступков вызывают соответствующие противодействия окружающей среды, что в свою очередь приводит, по мнению уже упоминаемого нами А. Ф. Бугаева к деформации энергокаркаса человека, его хронотопоструктуры. Дисгармоничные действия и их противодействия можно образно представить в виде пространственно-временного рисунка связей. В эзотерической традиции это специфическое проявление закона причинно-следственной связи выражено термином «карма». Таким образом, «карма» целиком и полностью связана с душевно-духовным уровнем развития человека. Чем больше человек связан с Целым, с ритмом Вселенной, понимает Единое, тем меньше в нем эгоизма, тем больше он свободен от своей «кармы». Как считает философ-мистик Р. Генон, современная цивилизация, единственная из всех нам известных, избравшая сугубо материальный вектор развития, и не опирающаяся ни на какой принцип высшего порядка. В связи с этим, по мнению философа, возникает насущная необходимость реформирования сознания, изменения современной ментальности в направлении целостного видения мира. К подобным выводам приходят и многие представители современной научной мысли.

Способы овладения целостным видением мира широко представлены в мистических традициях, основанных на метафизическом способе мышления и культивирующих метафизическую реализацию (термин Р. Генона).

Находясь далеко за человеческими пределами, вне всяких форм, метафизическая реализация содержит в себе несколько этапов, один из которых связан с, так называемым, «выходом человека за временные рамки», с «подъемом человека над миром форм». «Самое главное для того, кто действительно хочет достичь метафизического знания, - это поставить себя вне времени»(5). Действительно, «лицом к лицу - лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Что бы охватить мир феноменов целиком, нужно подняться над ним. В «Восточной метафизике» Р. Генона читаем: «Мы настаиваем на том, что область метафизического находится вне феноменального мира».(6)

Модель личности, формируемая в системе метафизического мышления, предполагает раскрытие всех потенциальных возможностей человека, но с учетом осознанного стремления к гармоничному, т. е. упорядоченному состоянию элементов собственной индивидуальности, интегрированности всех прежде отвергаемых частей.

Для достижения этой цели, все традиции, стремящиеся к метафизической реализации, использовали и используют ритмизированную речь. Примером использования ритмизированной речи в качестве принципа организации смыслового поля в эзотерической картине мира могут служить суфийские священные стихи.

В исламской традиции ритмизированная речь носит символическое название «язык птиц» или «зикр», который выпевают небесные птицы, олицетворяющие ангелов в борьбе против демонов. Точно так же в индуистской традиции говорится, что Дэвы (Боги) в их борьбе с Асурами (демонами) защищались, выпевая гимны Вед, и что именно поэтому последние стали называться «чанда», то есть «ритм».

Та же идея заключена и в слове «зикр», которое в исламском эзотеризме прилагается к ритмизированным формулам, в точности соответствующим индуистским мантрам. Формулам, повторение которых имеет целью произвести гармонизацию различных уровней бытия и вызвать вибрации, способные посредством их резонанса сквозь ряд состояний в бесконечной иерархии создать связь с высшими уровнями, что в общем является изначальной сутью всех ритуалов.

Только в ритмических текстах возможно прямое обращение к континуальному сознанию, когда в силу внутреннего семантического ритма слова сливаются в единые смысловые поля. Не случайно, если вновь обратиться к древним традициям, именно на «науке о ритме» основываются все практики вхождения в измененные состояния сознания. Образом «языка птиц», о котором мы говорили выше и который назывался так же «языком ангельским», в человеческом мире является ритмизированная речь. Исламская традиция говорит, что Адам, в бытность свою в земном Раю, говорил стихами, т. е. ритмизированной речью. Вот почему Священные книги написаны ритмизированным языком, который, совершенно очевидно, есть нечто отличное от обыкновенных «стихов», в их сугубо профаническом смысле.

Семантический ритм текста в современной поэзии воспринимается скорее как архаика. Современная поэзия, в силу своей погруженности в материю, профанизации, по большей части утеряла подлинно сакральную природу. А то, что таковая существовала, для Генона является несомненным. «Следы ее можно обнаружить - отмечает он - еще в классической западной античности, где поэзия именовалась «языком Богов».

По латыни стихи назывались carmina, и название это соотносилось с их использованием в ритуалах, т. к. слово carmen идентично санскритскому Karma, которое здесь следует брать в его особом значении «ритмическое действие».

В завершении можно сказать, что понятие «ритм» выступает в качестве основного принципа организации смыслового поля не только эзотерической модели мира, но и структурным принципом организации движения в других моделях мира.

Являясь онтологическим свойством бытия, ритм проявляет свои системообразующие качества, позволяя проводить корреляции результатов (идей, взглядов) гносеологически различающихся форм знания.

Понятие «ритм» формирует вокруг себя то пространство, на территории которого возможна не только интеграция научного знания, но и оптимально эффективное сочетание освоения реальной действительности как через рациональное познание, так и через чувствование.

 

Литература.

1. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924. С. 61.

2. Лосев А. Ф. Форма, стиль, выражение. М. Мысль, 1995 С.543.

3. Анохин П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса. М. 1962. С. 20.

4. Шеллинг Ф. Философия искусства. М. 1966. С. 196.

5. Генон Р. Символы священной науки. М., 2002. С. 29.

6. Генон Р. Восточная метафизика. М. 1994. С. 203.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.