Сделай Сам Свою Работу на 5

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.





Гордеева Л., ЯрГУ

Любой конфликт, как и все в этом мире, уникален, но, тем не менее, есть нечто общее, что присуще процессам возникновения, предупреждения и разрешения конфликтов. и, в частности, есть этические принципы, следование которым определяет степень гуманности, эффективности и безболезненности процесса разрешения конфликтов. Эти принципы выполняют определенные функции, среди которых можно особо отметить обобщающую, оценивающую, регулирующую; в этих принципах отражается морально-этический опыт разрешения конфликтов, в них выражается ценностно-оценочная структура конфликта и на их основе регулируется поведение людей в конфликтных ситуациях.

Важнейшим нравственно- психологическим принципом разрешения конфликтов является и принцип неприкосновенности морального достоинства. В любой конфликтной ситуации особенно остро воспринимаются любые «мелочи общения», знаки игнорирования, скептического отношения к человеческому достоинству. Особенно болезненно, конечно, оцениваются конкретные «посягательства» на моральное достоинство, выраженные в самых разнообразных конфликтогенах.



Уровень нравственного развития участников конфликта влияет на реализацию процесса разрешения конфликта. Конфликтные ситуации требуют конкретного «напряжения» моральных качеств, особенно чувства ответственности. слова не поступки, но от них, на самом деле, также зависит сохранение достоинства, особенно в конфликтной ситуации: важно контролировать свою речь и, прежде всего, свои оценки поведения «другого».

Наиболее наглядно этическая позиция и этические принципы участников конфликта проявляются в особенностях их поведения в конфликтной ситуации. Д.А.Леонтьев выделяет 4 различных стратегии по отношению к конфликту: 1. Упорствование 2. Игнорирование 3. Компромиссное решение 4. Творческое разрешение. Мужественная позиция предполагает активное отношение к конфликту и открытое стремление его решить. Трусливая позиция характеризуется уклонением от решения конфликта. Это уклонение, конечно, может носить и достойный характер в том случае, если результат конфликта не имеет существенного значения для окружающих и его можно действительно безболезненно закрыть. Но порой стремление сделать вид, что ничего не произошло, что конфликтной ситуации не было, может задеть собственное достоинство партнера, поэтому в решении конфликта важно обращать внимание на все многообразие проявления чувства собственного достоинства. Иногда имеют место попытки решить конфликт, что называется , «горлом»,б оскорблениями, «психологическим натиском»: такая позиция не имеет отношения к гуманистическим средствам разрешения конфликтов. Можно «завершить» конфликт, по существу не решив его совсем: ни согласия между его участниками не достигнуто, ни основное противоречие не разрешено. Нередко при таком «решении» конфликта создается лишь иллюзия сохранения достоинства партнеров, а конфликт остается в «скрытом виде».



Чрезвычайно важно, как известно, само поведение в конфликтной ситуации. А. Гжегорчик выразил так называемый «моральный идеал поведения в конфликте»: противник «достоин уважения и любви также в том случае, когда он выступает против меня».Этические принципы поведения в конфликтных ситуациях совершенно неоднородны: они могут носить гуманный и негуманный, насильственный и ненасильственный характер. А.А. Гусейнов отмечает такие принципы поведения сторонников ненасилия как: «а) отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; б) критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента; в) анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить свое лицо, выйти из конфликта с честью; г) бороться со злом, но любить людей стоящих за ним; д) полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и т.д.»



Среди морально-психологических принципов разрешения конфликтов важно остановиться на принципе достижения максимального взаимопонимания. Можно сказать, что взаимопонимание является важнейшим принципом предупреждения и разрешения конфликтов. Умение поставить себя на место «другого», понимание вербальных и невербальных знаков, способность почувствовать эмоциональное состояние «другого», истинные мотивы его поведения и, наоборот, помочь «другому» правильно понять свои потребности, интересы, мотивы поступков. Как показывает опыт многих межличностных конфликтов, проблемы с их предупреждением и разрешением связаны с простым недопониманием участниками намерений друг друга.

Эмоции в конфликтной ситуации могут выступать в противоречивых ролях: конфликтные ситуации рождают, как правило, отрицательные эмоции страха, гнева, ненависти, с другой стороны – эти эмоции помогают человеку искать пути решения конфликтной ситуации. В случаях пассивной реакции одной из сторон конфликта, когда человек прячет обиду или озлобленность и молчит, конфликт приобретает скрытый характер и отчуждение все нарастает. Разрешению подобных конфликтов может способствовать следование принципу открытости. Данный принцип предполагает в конфликтной ситуации вести себя максимально открыто стараться всеми возможными способами демонстрировать свою позицию стремление решить ситуацию мирно без ущемления достоинства участников конфликта Прежде чем решать конфликт по существу нужно постараться выяснить все «подводные камни» мешающие успешному решению конфликта.

Неповторимость конфликтных ситуаций не позволяет давать рецепты на все случаи но следовние нравственно-психологическому принципу ситуативности для успешного разрешения конфликтных ситуаций может служить определенным ориентиром в конфликтных ситуациях понимание и взаимопонимание участников конфликта выбор средств его разрешения осуществляется только лишь в контексте ситуацииююю Разрешение любого конфликта связано с наукой и искусством творчески проанализировать сложившуюся ситуацию расшифровать и понять участников конфликта их основные антропологические характеристики почувствовать динамику речи и движений вербальные и невербальные знаки в конфликтном поведении «другого»

А.Б.Добрович предлагает следующие «психотехнические» принципы «косвенного разрешения конфликта» с участием «третейского судьи» (посредника): 1 Принцип «выхода чувств». К.Роджерс считает, что если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой становятся положительными. 2. Принцип «эмоционального возмещения». Человек в конфликте должен рассматриваться как страдающее лицо, а со страданием пусть даже и «неправедным» следует считаться. 3. Принцип «авторитетного третьего» – использование обоюдоизвестного и обоюдоуважаемого ими лица в качестве тайного «посланца доброй воли». Для обиженного человека услышать о положительном суждении о нем со стороны обидчика – это толчок его собственным мыслям в направлении поисков межличностного компромисса. 4. Принцип «обнажения агрессии». Психолог создает ситуацию, в которой обидчики могут открыто высказать свои претензии в его присутствии, что снижает накал страстей и продолжает работу на основе следующих принципов. 5. Принцип «принудительного слушания оппонента», который способствует росту самокритичности участников конфликта (посредник предлагает конфликтующим повторять фразы друг друга). 6. принцип «обмена позиций» (посредник предлагает конфликтующим поменяться местами, что позволяет увидеть себя со стороны). 7. Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих (ссора записывается, например на магнитофон и дается для прослушивания ее участниками).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.