Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Албегова И.Ф., ЯрГУ

Генезис, существование и развитие социальной сферы общества есть результат исторического процесса. Основой ее возникновения является деятельность людей по удовлетворению базисных потребностей человека (в пище, тепле, отдыхе, поддержании здоровья, воспроизводстве жизни и т.д.), то есть деятельность по воспроизводству действительной жизни и регулированию социальных отношений между субъектами данной деятельности.

Социальная сфера сегодня - это целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Становление социальной сферы в каждом конкретном обществе, с одной стороны, подчиняется общим объективным закономерностям, а с другой – детерминируется многими уникальными обстоятельствами, присущими данному обществу. При этом степень развитости социальной сферы всегда является показателем уровня цивилизованности того или иного общества.

В России социальная сфера прошла длительный и своеобразный путь своего развития. Экономическая реформа, начавшаяся в 1991 - 1992 гг. резко усугубила негативные тенденции в социальной сфере: идет непрерывный процесс нарастания и углубления проблем социального развития страны. Тем не менее, потребность в определении факторов и ориентиров позитивных изменений требует взвешенного анализа ситуации в целях своевременного и адекватного выявления обостряющихся противоречий и принятию действенных мер по их разрешению или, по крайней мере, смягчению. Такой анализ призван определить приоритеты обоснованной и реалистичной стратегии развития социальной сферы, обеспечивающей необходимые и достаточные условия для социального воспроизводства нынешнего и всех последующих поколений.

Социальная сфера в идеале призвана обеспечить достаточный, с точки зрения прогресса общественного развития, уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения, характеризоваться социальной стратификации, состоящей из большого количества слоев и групп, отношения которых не носят дезинтегрирующего характера. Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в более высокую доходную, профессиональную группу, гарантировать необходимый уровень социальной защиты, возможность участия в управлении на уровнях и организации, и государства, и всего общества. Она должна способствовать развитию всех видов социальной активности, обеспечивать возможность самореализации человека, свободу выбора приложений своих способностей.

Идеальная (а скорее оптимальная) и модель социальной сферы связана с обеспечением защиты экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности. Ее функционирование должно опираться на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека, других субъектов жизнедеятельности.

Немаловажную роль в становлении такой модели социальной сферы призваны сыграть ее организации, в частности, их количество, уровень материальной обеспеченности, кадровый потенциал, основные направления деятельности. Наряду с многочисленными государственными и коммерческими организациями, в социальной сфере достаточно успешно функционируют и общественные.

В последнее время в России активизировались гражданские инициативы, которые особенно ярко проявились в создании и деятельности негосударственных, неполитических, некоммерческих, общественных организаций (НКО или НПО). Их число в России и в отдельных регионах растет довольно быстро. Так, в поздравительном адресе, направленном участникам первой Национальной конференции некоммерческих организаций России[1] заместителем председателя Правительства РФ Валентиной Матвиенко говорится: "В настоящее время в России активно работают более 300 тысяч некоммерческих общественных объединений, которые своей деятельностью оказывают огромную материальную и психологическую помощь нуждающимся в поддержке слоям населения. Подобная практика способствует появлению новых взаимных обязательств и отношений между государством и гражданским обществом"[2].

В настоящее время некоммерческие организации активно заявили о себе на рынке. По сути современное рыночное хозяйство есть синтез некоммерческих и коммерческих организаций, которые имеют различные цели, механизм хозяйствования и управления.

Некоммерческая организация-это юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Для России словосочетание «некоммерческая организация» является относительно новым. На практике по отношению к деятельности такого рода организаций используются также такие термины как «неприбыльные» или “бесприбыльные”. Все они представляют дословный перевод английского слова – nonprofit.

Основным целям и задачами НКО являются содействие решению важных социальных проблем в обществе, создание условий для развития потенциала личности, а так же развитие связей между основными сферами жизни общества.

Гармонизируя отношения между личностью, группой, государством и бизнесом, НКО консолидируют российское общество, развивают демократию, способствуют ослаблению социальной напряжённости и являются важным фактором становления гражданского общества в России.

Обладая правом юридического лица, экономической обособленностью и самостоятельностью хозяйственной деятельности НКО, выступают в России как инновационная организационная форма социальной работы с населением. Они постоянно разрабатывают принципиально новые технологии решения социальных задач, чему во многом способствует их мобильная организационная структура, свободная от стереотипов психология членов НКО, ограниченность финансовых средств. Философия существования некоммерческих организаций, современное положение НКО в обществе, новизна задач и нестандартные пути их решения, позволяют третьему сектору выступать общественным генератором идей, реализация которых не требует особых материальных затрат, но даёт значимый положительный социальный эффект.

В связи с этим для НКО принципиально важным является применение уже имеющихся технологий менеджмента, а также активная разработка новых и их апробирование.

Само решение о создании общественной, негосударственной, неполитической, некоммерческой организации ставит будущих её членов перед задачей разработки организационной структуры НКО, органов её управления, основ институционального развития, определение миссии, целей и задач. При этом любая организация должна ориентироваться на спрос и потребности рынка социальных услуг, чётко обозначить своих бенефициаров (благополучателей) и, в соответствии с этим, определить набор основных видов деятельности.

Конечно, рынок и изменяющиеся условия функционирования организации корректируют первоначальные замыслы, но основная уставная деятельность и её направления, как правило, остаются неизменными. НКО, как организационная форма социальной работы, прежде всего обязаны оказывать разные виды помощи населению в решении их проблем. Любая помощь, независимо от её содержания, требует определённых финансовых вложений. Хозяйственная самостоятельность НКО, особенности финансирования их деятельности, а лучше сказать, его отсутствие, ставят любую организацию перед проблемой финансового менеджмента или фандрайзинга.

Фандрайзинг - это наука и искусство, теория и практика, это определённая философия и психология, это и специфический вид деятельности.

Как теория фандрайзинг имеет свой особый понятийный аппарат. Существует достаточное количество терминов, смысл которых помогает раскрыть суть фандрайзинга[3].

К числу основных относятся следующие: благотворительность, меценат, спонсор, донор, грант, бесприбыльный (некоммерческий) проект и т. д.

Благотворительность - добро­вольное бескорыстное пожертво­вание физических и юридических лиц в форме предоставления полу­чателям минимальной финансовой, организационной и иной благотво­рительной помощи. Формы благо­творительности - меценатство и спонсорство.

Меценат - физическое лицо, оказывающее материальную, фи­нансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бес­корыстной добровольной основе.

Спонсор - юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключитель­но своего имени (названия), торго­вой марки и т.д.

Донор - юридическое или фи­зическое лицо, оказывающее мате­риальную, финансовую, организа­ционную и иную благотворитель­ную помощь неприбыльным органи-зациям на добровольной бескоры­стной основе.

Грант - благотворительный взнос или пожертвование, имею­щее целевой характер, предостав­ленное физическими и юридичес­кими лицами в денежной и нату­ральной формах.

Бесприбыльный (некоммерчес­кий) проект - комплекс запланиро­ванных мероприятий, объединен­ных общими задачами, целью кото­рого является достижение социаль­но значимого эффекта, а не полу­чение прибыли.

Фандрайзинг в широком смысле представляет собой технологию поиска источников финансирования, которой в основном занимаются общественные организации. В связи с этим можно сказать, что фандрайзинг - это поиск источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности НКО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов.

Как правило, фандрайзинг бывает "внутренним" и "внешним". В первом случае речь идёт о внутреннем менеджменте НКО, когда разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования сотрудники НКО занимаются самостоятельно.

Во втором случае - это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.

Основной целью НКО в сфере фандрайзинга является разработка и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий, итогом которых должно быть получение средств. Отсюда задачи фандрайзинга: подготовка проектов для донорских организаций, социальное партнёрство с органами власти, развитие корпоративности, связей с общественностью.

Сама технология сбора средств довольно сложна, но именно от степени её освоения зависит решение вопроса о жизнеспособности некоммерческих организаций.

В современных российских условиях существует пять традиционных источников финансирования НКО. Это - благотворительные фонды и международные донорские организации; предпринимательские структуры; органы исполнительной власти и местного самоуправления; физические лица; другие НКО. Для работы с каждым из них НКО использует особые технологии и методики.

При этом надо отметить, что работа с донорами и спонсорами в России затруднена из-за недостаточного количества организаций и лиц, способных оказать реальную помощь, а также ещё достаточно распространённого стереотипа восприятия НКО как просто просящих организаций, не способных в свою очередь компенсировать её своими услугами. Определённую роль играет и то, что "новые русские" отнюдь не торопятся тратить свои капиталы на дела благие, делиться ими с малоимущими слоями населения, забывая при этом, что завоевать общественное признание, сформировать привлекательный образ и благоприятное отношение к себе можно только через благотворительность. История отечественного меценатства является ярким тому доказательством.

Сложно обстоит дело и с получением заказов от государственных структур, хотя имеется опыт их распределения на конкурсной основе среди НКО в Москве и Нижнем Новгороде.

В России, в отличии от других стран, основными источниками финансирования НКО являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций.

Донорскими организациями, как правило, выступают благотворительные фонды (как отечественные, так и зарубежные). Существуют несколько классификаций фондов данного типа[4]. Исходя из источников финансирования, они подразделяются на ассоциированные (корпо­ративные) фонды, которые созда­ются и финансируются определен­ной коммерческой структурой (на­пример, IBM Foundation). Это наи­более распространенный вид БФ; государственные (межгосударст­венные) фонды (донорские орга­низации), которые создаются и фи­нансируются правительством од­ной или нескольких стран (USAID, TACIS); независимые (частные) фонды, которые создаются и фи­нансируются частным лицом или группой лиц, как правило, связан­ных родственными узами (MacArthur Foundation).

Они также разли­чаются по видам осуществляемой деятельности. На основании этого критерия выделяются:

• фонды, предоставляющие гранты, организации, основной це­лью деятельности которых являет­ся организация и проведение про­грамм грантов (Mott Foundation);

• фонды прямого действия - организации, получающие финан­сирование для реализации собст­венных программ (предоставление услуг, проведение исследований, тренингов и т.д.) - International Foundation for Social Adaptation;

• фонды, предоставляющие гранты и одновременно реализую­щие собственные программы (Freedom House);

• фандрайзинговые фонды - организации, основной целью дея­тельности которых является поиск финансирования для реализации грантовых или собственных про­грамм. Основное отличие фандрайзинговых фондов состоит в том, что они не имеют одного или нескольких постоянных спонсоров (учредителей), обеспечивающих их финансирование, а занимаются фандрайзингом наравне с другими НПО.

По географическому признаку БФ можно разделить на:

• местные фонды - организа­ции, оказывающие благотвори­тельную помощь на определенной территории (села, района, города, области и т.д.);

• национальные фонды - орга­низации, деятельность которых распространяется на всю террито­рию страны;

• международные фонды - ор­ганизации, деятельность которых распространяется на территорию двух и более стран.

Существуют и другие класси­фикации БФ, например, по сфере интересов они подразделяются на экологические, фонды развития местного сообщества, социальной адаптации и т.д.; по социальной ориентации выделяются фонды, оказывающие помощь инвалидам, пенсионерам, женщинам, ученым.

В связи с широким развитием в последнее время международной информационной сети Интернет стали возникать виртуальные фон­ды - благотворительные организа­ции, осуществляющие программы грантов непосредственно в режи­ме on-line.

Основные формы финансиро­вания, осуществляемые БФ:

• грант - благотворительное пожертвование (взнос), предостав­ляемое донорской организацией для реализации неприбыльного проекта или программы;

• беспроцентная возвратная финансовая помощь (возвратный грант) предоставляется НПО для реализации проектов, предполага­ющих получение доходов в резуль­тате осуществления деятельности по проекту. Возвратная финансо­вая помощь предполагает полный или частичный возврат предостав­ленного финансирования;

• оплата услуг - оплата (на до­говорной основе) услуг, предо­ставляемых НПО донорской орга­низации (проведение семинаров, исследований).

Наиболее распространенной формой финансирования НПО до­норскими организациями являются гранты. Они предоставляются в результате проведения грантовых программ - конкурсов, объявляе­мых среди НПО. Грантовые про­граммы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае к уча­стию в конкурсе допускаются все организации, которые отвечают определенным требованиям до­норской организации (например, НПО должна быть внесена в Ре­естр неприбыльных организаций). К участию в закрытых конкурсах допускаются только те НПО, кото­рые соответствуют особым услови­ям грантовой программы (напри­мер, только региональные партне­ры донорской организации или НПО, ранее получавшие (или не получавшие) гранты от БФ).

С точки зрения периодичности проведения программы грантов де­лятся на:

• разовые конкурсы - програм­мы грантов, которые проводятся БФ один раз (как правило, они на­правлены на достижение опреде­ленных целей или задач);

• цикличные конкурсы - про­граммы грантов, которые повторя­ются через определенные проме­жутки времени - один-два раза в год;

• постоянные конкурсы - про­граммы грантов, которые не имеют определенных сроков подачи за­явок на финансирование. Проекты рассматриваются по мере поступ­ления (программа малых грантов Посольства Королевства Нидерландов);

• конкурсы грантов либо про­водятся БФ самостоятельно, либо несколько организаций объединя­ются для совместного финансиро­вания.

Существует большое количе­ство различных типов грантов. Пе­речислим основные из них:

• Гранты общей поддержки - благотворительная помощь, оказы­ваемая неприбыльным организаци­ям на поддержку их основной дея­тельности, обеспечение устойчи­вости и развития.

• Гранты на программы или проекты - благотворительная по­мощь, предоставляемая на реали­зацию конкретного проекта или программы.

• Гранты с частичным финан­сированием - вид благотворитель­ной помощи, предполагающий обя­зательное привлечение дополни­тельных источников финансирова­ния (другие донорские организа­ции или собственные средства не­прибыльной организации).

• Капитальные гранты - благо­творительная помощь, предостав­ляемая некапитальные затраты не­прибыльной организации (приоб­ретение недвижимости, ремонт, приобретение необходимого обо­рудования).

• Корпоративные гранты - бла­готворительная помощь, которая оказывается наприбыльным орга­низациям предпринимательскими структурами; либо гранты, предпо­лагающие софинансирование про­екта бизнесом.

• Начальные гранты - благо­творительная помощь, предостав­ляемая неприбыльным организаци­ям на начальном этапе их развития (как правило, до 1 года) в целях обеспечения их устойчивости и ин­ституционального развития; либо гранты на создание новых органи­заций (новых направлений в рам­ках действующей организации).

• Гранты в натуральной фор­ме - благотворительная помощь, предоставляемая в виде матери­альных ценностей, а не денежных средств.

Перспективные гранты - бла­готворительная помощь, предо­ставляемая организации в разме­ре, равном учредительному фонду организации, но выплачиваемая по частям (доля выплаты равна сумме доходов, которую получила бы ор­ганизация за год, если бы учреди­тельный взнос был сделан единоразово).

• Посреднические гранты - благотворительная помощь, предо­ставляемая спонсором для прове­дения социально ориентированной политики от его имени.

• Стимулирующие гранты - благотворительная помощь, со­ставляющая определенный про­цент от необходимой НПО суммы в целях ее стимулирования к даль­нейшему обращению к донорам; либо средства, выделяемые на проведение кампаний по сбору средств для НПО.

• Целевые гранты - благотво­рительная помощь, предоставляе­мая НПО целевым образом для осуществления конкретной деятельности.

Кроме оказания помощи в виде грантов, существуют и другие осо­бенности работы с донорскими ор­ганизациями:

• Высокая степень конкурен­ции. Грантовые программы извест­ных донорских.организаций соби­рают 400 и более проектов, из ко­торых отбирается для финансиро­вания обычно не более десяти процентов.

• Заявка на финансирование подается в виде проекта.

• Отбор проектов для финан­сирования происходит на конкурс­ной основе.

• Особые правила подачи про­ектов. Как правило, проектные за­явки составляются на основании аппликационных форм. Аппликаци­онная форма (специфическая форма анкеты) представляет со­бой набор разделов, освещение которых является обязательным. У некоторых БФ аппликационные формы разработаны настолько по­дробно, что подготовка проекта, по сути, сводится к ответам на вопро­сы анкеты.

• Определенные правила рас­смотрения проектов. Процедура рассмотрения проектов обычно происходит в несколько этапов. На первом этапе проекты проверяют­ся менеджерами программы с точ­ки зрения их соответствия приори­тетам программы грантов и пра­вильности оформления докумен­тов. На втором этапе проекты рас­сматриваются членами специаль­ных экспертных комиссий, прини­мающих решения о финансирова­нии. На третьем этапе проекты ут­верждаются директором (правле­нием) БФ. В отдельных случаях эта процедура бывает еще более сложной. Например, экспертная комиссия проводит отбор в не­сколько туров (этапов), либо наци­ональные представительства меж­дународных БФ отправляют отоб­ранные проекты на утверждение в центральные офисы.

• Значительные сроки рассмо­трения проектов. Как правило, процедура рассмотрения проектов (с момента подачи заявки до нача­ла финансирования) занимает от 3 до 12 месяцев. Реальные сроки рассмотрения необходимо учиты­вать во время подготовки проекта, поскольку он может «морально ус­тареть» еще до начала финанси­рования.

• Специфические правила от­четности по проекту. Ведение до­кументации, оформление и подачи отчетов по грантам предполагают наличие специальных навыков и умений от директора и бухгалтера проекта.

Принятие положительного или отрицательного решения относи­тельно финансирования проекта БФ зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Таким образом, перспективы существования и активной жизнедеятельности российских НКО в настоящее время во многом зависит от степени овладения их членами технологией сбора средств или фандрайзинга.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.