Сделай Сам Свою Работу на 5

Профессор Владимир Козлов





 

ГЛАВА 1.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

В.В.Козлов, ЯрГУ

Социальная работа является социальной деятельнос­тью, направленной на оказание помощи людям в кризисных ситуациях (Козлов, 1996). Социальная работа как форма социальной активности присуща всем экономическим формациям в процессе эволюции человечества. Способность, стремление поддержания слабых и нуждающихся является наиболее важным качеством человеческого рода и условием его выживания. Подобная деятельность основывалась не только на морально-религиозных воззрениях, но и на социо-биологических чувствах материнства, отцовства, идентификации личности с социальными группами, когда любой член сообщества идентифицировался «своим» независимо от того, слаб он или болен, стар или увечен и как «свой» обеспечивался защитой и опекой.

Сама социальная работа осуществля­лась теми способами, которые были доступны людям в каждое кон­кретное время. На смену «раздаточно-дележным отношениям» пер­вобытного общества пришли милостыня, благотворительность (конфессиональная, государственная, индивидуальная), общинно-традиционное, церковное и государственно-регламентированное призрение слабых, увечных и нищих.



Как мы уже указывали выше, основным механизмом реализации социальной работы была идентификация личности с какой-либо социальной общностью и переживание их «своими». Признаком для этой идентификации на начальных этапах существования человеческой расы стадно-территориальная, затем родо-общинная. В дальнейшем в связи дифференциацией структуры сообществ появились сословные, религиозные, этно-национальные, профессиональные, корпоративные признаки. Следует отметить, что содей­ствие, поддержка оказывалось «своим», но не чужим – тем, кто находился за пределами социальной, материальной или духовной идентификации.

Мы не можем не отметить базовые качества отношений между дающим и берущим:

1). Естественную социальность, вплетенность этих отношений в обычай, традицию, ритуал;

2). Иерархичность в отношениях власть-подчинение. Дающий выступал в позиции более сильного, а те, кому оказывалась помощь, находились в позиции слабых, ущербных, зависимых. Они должны были принимать дая­ния и испытывать благодарность к дающим.



3) Произвол дающего: оказывающий помощь, раздающий милосты­ню, организующий благотворительность действовал исключитель­но по собственному выбору в определении того, кому следует ока­зать помощь, чьими нуждами пренебречь.

Появление и укрепление социальной работы связаны с целым рядом процессов, обусловленных постепенной демократизацией и индивидуализацией в обществе.

В течение XIX—XX вв. получают всеобщее распространение гу­манистические, демократические, эгалитарные представления: от рождения ни у кого нет никаких привилегий. Эта революционная мысль была выражена еще в XVIII в. в знаменитой декларации: «Все люди рождаются равными перед Богом и наделенными одинаковы­ми правами». Века борьбы против всеобщего бесправия и привиле­гий для избранных, потребовавшие огромных усилий и немалых жертв, привели не только к утверждению понимания человеческих прав, но и к законодательному признанию их в тексте основопола­гающих документов наиболее авторитетных международных орга­низаций. Они зафиксированы во Всеобщей декларации прав чело­века (1948), Международном пакте о гражданских и политических правах человека и Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966, вступили в силу для России в 1976).

В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом ООН, признание достоинства, присущего всем членам человечес­кой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свобо­ды, справедливости и всеобщего мира. Согласно Всеобщей деклара­ции прав человека идеал человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созда­ны такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, причем государства — члены 00Н обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, а каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблю­дения прав, признаваемых мировым сообществом.



Экономические, социальные и культурные права человека трак­туются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою чело­веческую природу, жить со своими близкими в человеческих отноше­ниях и не опасаться насильственного разрушения своего благосо­стояния.

Закрепленное в основных документах понимание прав человека подразумевает следующее.

Права человека всеобщи. Они должны осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национального или социального происхождения, имуществен­ного положения, рождения или иного обстоятельства. Все люди наделяются равным объемом и перечнем таких прав.

Права человека прирождены. Индивиды получают их не в ре­зультате удачного происхождения, религиозных, национальных или материальных преимуществ, а в силу того факта, что они появи­лись на свет в том обществе и государстве, которые признают такие права в качестве основополагающих.

Права человека неотъемлемы. Никто и никаким образом не должен ущемлять права людей в экономической, социальной и культурной областях. Никто не может отнять у индивида такие права, и ни у кого они не могут быть отняты.

Права человека целостны. Ущемление одного какого-либо права или пренебрежение им может привести к нарушению возмож­ности пользоваться другими правами или даже всем комплексом прав человека. Например, ущемление права на «наивысший дости­жимый уровень физического и психического здоровья» может бло­кировать возможность реализации каждого из остальных прав.

Совокупность основных экономических, социальных и культур­ных прав включает в себя:

· право на труд, которое включает право каждого человека на по­лучение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или па который он свободно соглашается;

· это также справедливая зарплата и равное вознаграждение за труд рав­ной ценности без какого бы то ни было различия, в частности, жен­щинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которы­ми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

· право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся удовлетвори­тельное существование для них и их семей, а также условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

· отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени; оплачиваемый отпуск;

· право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование;

· семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться, по возможности, самая широкая охрана и помощь;

· особая охрана должна предоставляться матерям в течение разум­ного периода до и после родов;

· особые меры охраны и помощи должны приниматься в отноше­нии всех детей и подростков без какой бы то ни было дискримина­ции;

· дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации; применение их труда в области, вредной Для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть нака­зуемо по закону;

· право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни;

· право каждого человека на свободу от голода;

· право каждого человека на наивысший достижимый уровень фи­зического и психического здоровья; это включает, помимо прочего, создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую по­мощь и медицинский уход в случае болезни;

· право каждого человека на образование, направленное на полное развитие человеческой личности и укрепляющее уважение к правам человека и основным свободам; высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого;

· необходимо уважать свободу родителей и законных опекунов выби­рать для своих детей не только государственные, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством;

· право на участие в культурной жизни;

· право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения;

· уважение свободы, безусловно необходимой для научных иссле­дований и творческой деятельности.

В ряде других документов также зафиксировано признание права человека на жилище и утверждение его неприкосновенности.

Если суммировать перечень настоящих прав, можно сделать вывод, что вся их совокупность обеспечивает способности индиви­дов к социальному функционированию, к тому, чтобы жить пол­ноценной жизнью в обществе, иметь возможности развития и самореализации. Однако всеобщее признание этих прав или за­крепление их в нормах национального законодательства еще не гарантирует реальной возможности пользования ими для каждо­го индивида.

В России имеется довольно современ­ная законодательная база в области образования (федеральные законы 1996 г. «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и т.д.). Тем не менее ежегодно сотни тысяч детей и подростков, юношей и девушек оказываются ущемленными в этом праве, вынуждены покидать учебные заведения, не получив даже минимального среднего образования, что обусловлено множе­ством причин. Во-первых, невнятность юридических формулиро­вок создает так называемые дыры в законодательстве, что позволяет недобросовестным лицам произвольно трактовать его положения и вытеснять за стены школы подростков без необходимого образова­тельного уровня, без возможности получить полноценную профес­сиональную подготовку, без малейшего шанса найти себе достой­ную работу. Далеко не все родители знают законодательство и умеют пользоваться им. Во-вторых, экономические трудности семей и домашние конфликты, асоциальное поведение родителей вынуждают многих детей и подростков бросать учебу, чтобы добы­вать себе пропитание.

Школьная успеваемость детей серьезно зависит от социокультурного и имущественного статуса родителей, от их возможности или невозможности уделять внимание детям, от того, наконец, где проживает данная семья. Естественно, в большом городе у семьи гораздо больше возможностей обеспечить развитие детей, чем в отдаленном поселке. Наконец, уровень физического и психического здоровья детей и родителей прямым образом влияет на доступность образовательных ресурсов: известно, что детям-инвалидам, даже об­ладающим значительным интеллектуальным потенциалом, гораздо труднее получить высококачественное среднее образование и пре­тендовать затем на получение высшего, чем здоровым детям.

Во всех перечисленных случаях (и множестве неназванных) детям и их родителям необходимо содействие квалифицированных помощников, для того чтобы пользоваться закрепленными в зако­нодательстве правами. Социальная работа как раз и является тем социальным механизмом, который должен переводить потенциаль­но провозглашенные права в актуально реализуемые. Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содейст­вовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных ин­дивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы — это деятельность по оказанию помощи инди­видам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компен­сации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Эта деятельность может быть и профессиональной, и доброволь­ческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Содержание социальной работы можно определить как специфи­ческий вид профессиональной деятельности, оказание государствен­ного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предо­ставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальная работа — универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от соци­ального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерии в этом вопросе — по­требность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь ат­рибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма вли­ятельных морально-нравственных императивов, деятельность со­циального работника регулируется также государственным законодательством.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа — двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

Активность клиента исходит из принципа его суверенности. Че­ловек, семья или группа, находящиеся в трудной жизненной ситуа­ции, вправе искать помощи и принимать ее. Но они также вправе не принимать предлагаемую им помощь. Они могут выбирать из имею­щихся вариантов тот вид содействия, который они признают наибо­лее приемлемым для себя, хотя, возможно, социальный работник сочтет, что им более подошел бы другой вид помощи. Кроме того, вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно только с их согласия, за исключением случаев, определяемых законом, когда необходимо защитить лиц, находящихся в опасности, напри­мер подвергаемых жестокому или пренебрежительному обращению детей.

Никто и ни в какой ситуации не может быть оставлен без под­держки под тем предлогом, что он уже отвергал предложения о содействии, что ему уже помогали и это оказалось бесполезным. Этика социальной работы требует от сотрудников избегать «заклеймения» клиента, навешивания на него ярлыков «безнадежный», «не­исправимый» и т.д.

Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как на­звать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо назы­вается «пациент». В юриспруденции — «потерпевший», что являет­ся российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т.е., по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страда­ние, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать учас­тие в разрешении своей проблемы.

Разумеется, малолетний ребенок, взрослый, не способный в силу врожденных или возрастных особенностей своего интеллектуаль­но-психического статуса понимать окружающее, контролировать свое поведение и деятельность, нуждается во внешнем присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется попечением и трудом других людей. Если же индивид сохраняет хотя бы неполное самосознание, если он в состоянии хотя бы ограниченно, под руко­водством других лиц, участвовать в деятельности по устранению своих затруднений, тогда он имеет право содействовать с социаль­ным работником, быть не пассивным реципиентом помощи, а актив­ным агентом трансформации собственных жизненных обстоя­тельств. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т.д.). Более точно его характеристики определяются уровнем орга­низации социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга — всегда актив­ная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятель­ность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в кризисном состоянии - в трудной жизненной ситуации. Кризисное состояние — это такая ситуация, которая нарушает или грозит нару­шить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Таким образом, основой профессиональной работы в психологии и социальной работе выступают отношения “специалист - клиент” (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объек­тов этой работы:

· конкретный человек

· различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку, конфессии и др.)

· конкретное общество

· всё человечество

Когда говорят о социальной работе, у неискушенного человека сразу возникает представление о сотруднике с сумкой, который снабжает продуктами одиноких инвалидов и престарелых. Принято также выделять среди клиентов социальной работы малоимущих и бедных людей. Однако, хотя борьба с бедностью и считается «родо­вым предназначением» социальной работы, ограничивать ее только кругом подобных лиц нет никаких оснований.

В жизни, к сожалению, случаются несчастья, болезни, катастро­фы, которые могут вполне благополучного человека, семью, соци­альную группу вытеснить в число неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут воз­никнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения. Проблемы подростков в пубертатном периоде или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что соци­альная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя неко­торые нуждаются в ней потенциально, а другие — уже актуально. Принято сравнивать ее с зонтиком, который может быть свернут до времени, но в нужную минуту защитит индивидов от неблагоприят­ных воздействий, угрожающих им.

В нашей стране сложились достаточно редкие условия, которые практически исключают из обихода понятие «благополучная соци­альная группа». Те категории населения, которые в других государ­ствах относятся к гарантированно благополучным, зажиточным слоям населения (государственные служащие, врачи, педагоги, на­учная интеллигенция, офицеры, сотрудники оборонных предпри­ятий и т.д.), чаще всего относятся к малообеспеченным, если не к бедным. Занятость, наличие работы в других условиях гарантируют обеспеченность самого работника и его семьи на уровне хотя бы прожиточного минимума. Однако в нашей стране, даже если пред­приятие и учреждение успешно функционирует, если его продукция пользуется спросом, если заработную плату платят в срок (каждое из этих обстоятельств отнюдь не обязательно), уровень оплаты труда в большинстве случаев не обеспечивает содержания семьи работающего. В цену заработной платы не заложены не только рас­ходы, необходимые для социокультурного развития, - в ней отсут­ствуют средства на содержание минимальной жилплощади, на детей.

Затянувшееся кризисное состояние, неясность перспектив раз­вития, усталость населения, состояние аномии, то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутст­вие внятной общепринятой новой системы, — все это приводит к тому, что в психологической поддержке нуждается все больше людей. Усложнение структуры гражданско-правовых отношений, появление множества нормативных актов, ряд которых противоре­чит прежде существовавшим или друг другу, усиливают потреб­ность в правовом консультировании. Нужда в поддержке в условиях безработицы (по статистическим данным в России 8% безработных) или угрозы безработицы, в содействии самозанятости и самообеспечению повышает роль социальных служб, оказываю­щих помощь в этой области. Все это позволяет сделать вывод, что в условиях России потребность в социальной работе является особен­но острой и всеобщей.

Кому же оказывают помощь социальные работники? Перечень клиентов в известной мере отражает краткую, но насыщенную исто­рию развития этого вида деятельности. Социальная работа ориен­тирована на индивида. Помощь должна быть направлена не только на социальный слой, большую группу, территориальную об­щность — каждый представитель этих больших масс, отдельный человек имеет право на счастье, благополучие и развитие своих способностей. Первоначально социальная работа велась именно как работа с индивидами. Однако позднее стало ясно, что попытки из­менить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказываются эффективными, если не воздействовать на их непо­средственное окружение, на ближайшую социальную сеть, в кото­рую они вовлечены. Это привело к становлению семейной и группо­вой социальной работы. Воздействие на семью невозможно без воздействия на каждого ее члена, то есть семья является многофакторной динамической системой и требует системной трансформации. Изменения в поведении и самочув­ствии отдельных членов семьи ведут за собой изменение напряжен­ности внутрисемейных взаимоотношений, трансформацию семейных коммуникаций и т.д. То же можно сказать и о работе с группой. Влия­ние непосредственного окружения трудно переоценить, особенно если речь идет о подростках и молодежи, о людях конформных, зависимых, с неустойчивым характером. А эта работа в свою очередь требует разрешения проблем более широкого окружения — всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная груп­па или семья. Подобное понимание выводит на необходимость об­ращения к общинной, или коммунальной, социальной работе.

В русском языке, к сожалению, слова «община» и «коммуна» наделяются смысловой нагрузкой, затрудняющей их употребление в контексте социальной работы. Между тем в понимании зарубеж­ных теоретиков и практиков эти термины относятся к совокупности жителей определенного населенного пункта или района, обладаю­щих достаточно большой степенью самоуправления и имеющих ряд общих интересов в охране и обустройстве территории, обеспечении нужд взрослых и детей в образовании, социальном обслуживании, спортивном и культурном развитии. Отмечено, что чем выше обра­зовательный уровень и социальный статус обитателей таких терри­ториальных единиц, тем выше уровень их участия в делах своей коммуны или общины. Жители районов застойных социальных трудностей, в которых обитают бедняки, наследственные безработ­ные, отличаются пассивностью, проявляют равнодушие к делам своего населенного пункта.

В нашей стране существовавшая система местного самоуправле­ния неоднократно подвергалась разрушению, заменяясь прямым административным правлением. Исследование различных ее вари­антов, включая дореформенную сельскую общину, реформы Петра I, земскую деятельность конца XIX — начала XX в., опыт советской власти, свидетельствует, что в прошлом опыте много ценных соци­ально-политических и правовых механизмов, использование кото­рых может помочь улучшить жизнь. Главный вывод — без исполь­зования потенциала местного самоуправления невозможно должным образом наладить функционирование социального орга­низма в данном населенном пункте. Именно совокупная воля и совокупный разум местных жителей способны контролировать ад­министрацию, предупреждая бюрократизм, коррупцию и неэффек­тивность, и стимулировать ее к более активной и целесообразной деятельности. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что укреп­ление местного самоуправления неизбежно и в его рамках получит становление общинная (коммунальная) социальная работа, которая в свою очередь невозможна без улучшений в рамках всего общества. Поэтому мы имеем право говорить, что существует также общесо­циальный уровень социальной работы.

Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работ­ник, зависят также от их принадлежности к определенной социаль­но-демографической группе. Так, специфические трудности встре­чают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные измене­ния настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объектив­ные обстоятельства их положения составляют для них угрозу соци­ального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что по­вышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродук­тивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-соци­альные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

Принято также выделять клиентов — людей с особыми пробле­мами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специаль­ной помощи со стороны государства, так как их физические, психи­ческие или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспо­сабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствия посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Все эти категории нуждаются в специальных видах помощи и в содействии работников различных специализаций. Конечно, в наших условиях пока было бы наивно ожидать, что социальные работники станут оказывать помощь в удовлетворении некоторых особых, специальных, даже экзотических потребностей, как это де­лают представители американских социальных служб, которые счи­тают, что содействуют социальному равенству, помогая девушкам из бедных семей подготовиться к конкурсам красоты, на что девуш­ки из богатых семей тратят большое количество родительских денег. Однако учет и этих «особых нужд» в социальной работе необходим.

Итак, мы можем сделать вывод, что социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказы­вая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы. Этот вопрос также служит темой серьезных дискус­сий, связанных с рамками компетенции и пределами возможностей данного вида деятельности.

Следует признать, что на целый ряд причин, условий и обстоя­тельств, осложняющих положение клиента, не может воздейство­вать не только социальный работник, весь институт социальной работы, вся социальная система данного государства, но даже на современном уровне наших знаний и наших ресурсов — все челове­чество в целом. Скажем, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, ко­торые обусловливают ограничение возможностей индивидов, сегод­ня невозможно. Такие достижения цивилизации, как развитие здра­воохранения, появление новых видов генетической прогностики и пренатальной диагностики, совершенствование медицинской помо­щи, улучшение условий труда и быта устраняют одни причины инвалидности, однако им на смену приходят другие, в значительной мере вызванные теми же успехами цивилизации, поэтому общее число инвалидов растет. Не имея возможности устранить причину, которая делает индивида инвалидом, что же может предпринять социальный работник? Только помочь индивиду достигнуть макси­мального уровня интеграции в общество, возможного при его реаль­ных жизненных обстоятельствах и здоровье.

Вероятно, бедность — неизбежный спутник современного обще­ства, так как ее причины вызваны не только недостатками здоровья, личности, характера, интеллекта и психики, не только несовременной прокреативной ориентацией, обусловливающей многодетность, не только эгоистической позицией работодателей (включая государст­во), но и общим дефицитом ресурсов в мировом масштабе. Устранить бедность социальный работник не в состоянии, он может действовать с целью устранения наиболее вопиющих последствий бедности, с тем чтобы она не стала наследственной для семьи данного клиента: ока­зать содействие в обеспечении полноценным питанием; помочь полу­чить образование и вместе с тем шансы на успешный социальный старт детям бедняков, родители которых не могут предоставить им таких возможностей, какие предоставляются детям из обеспеченных или богатых семей; гарантировать медицинскую помощь, в первую очередь женщинам и детям. Есть множество таких социальных про­блем, которые социальные работники должны постоянно разрешать в своей деятельности, но не могут разрешить их целиком и полностью.

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в затруднении из-за этих про­блем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация — конкретное состояние проблемы конкрет­ного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Социальная ситуация клиента и является предметом социаль­ной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности — улучшение соци­альной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиен­том своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что в усло­виях спада производства и массовой безработицы помочь индиви­дам найти новое рабочее место не так просто. Но вот оказать им социально-психологическую поддержку, избавить от негативных личностных реакций на безработицу вполне возможно. Более того, члены добровольной ассоциации «Жены алкоголиков», призна­вая, что не в силах избавить своих мужей от пагубной алкогольной зависимости, считают целью своего участия в работе объединения научиться быть счастливыми в условиях пьянства супруга.

Понятие социальной ситуации служит методологическим ин­струментом, позволяющим вычленить те связи и взаимодействия, которые непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и воздействие на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неаде­кватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явле­ний, начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголи­ка с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен. Поня­тие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его специфических усло­виях в первую очередь то, что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психо­логические, семейные, групповые, медицинские и иные причины, которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации на излечение.

В данной статье мы попробовали, на основе существующих литературных источников, определить смысл социальной работы как формы общественной активности, а также очертить круг понятий, которые существуют в современной социальной работе.

Вне сомнения, социальная работа несколько странная профессиональная деятельность, которая в отличие от других больше является духовным путем и способом личностного роста. Но нужно признать, что ей не занимать благородства и у нее есть тот духовный потенциал, который отличал всех людей на Земле, посвятивших себя служению другим, другому.

Явно понятно, что даже в двадцать первом веке никакого реального равноправия в России нет и в ближайшее время не будет.

Явно понятно, что в России обездоленные это не только единичные клиенты, а целые слои населения, города и районы.

Явно понятно, что все мы разные и по способностям, и по возможностям и по степени реализации.

Нужно понять, что мы не чужие, но люди одной судьбы и живущие только для того, чтобы помочь другому словом, чувством, делом. В чем, собственно, и есть сущность социальной работы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркер Р. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1995.

2. Бершер Г., Юиссон Л. Теория социально-психологической деятельности / Пер. со швед. М.,1992.

3. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М.: Институт психотерапии, 2003.

4. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной рабо­ты. 1995. № 1.

5. Тезаурус социальной работы. М., 1995.

6. Теория и методика социальной работы. В 2 т. М., 1994.

7. Справочное пособие но социальной работе . М., 1997.

8. Словарь-справочник но социальной работе. М., 1997.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.