Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутриличностный конфликт





И когнитивный стиль личности.

Сукманюк А.Н. (Москва)

 

В последние годы в психологии наблюдается значительный рост исследований, посвященных вопросам ответственности человека за свою судьбу, необходимости осуществления выбора, принятия решения и тем самым направления течения собственной жизни по определенному руслу.

При этом указывается на объективность противоречивости человеческого бытия, его динамической раздвоенности как предпосылки и необходимого условия становления и развития человека (Козлов, 1998).

На уровне индивидуального сознания объективная противоречивость человеческой жизни проявляется как переживание внутриличностного конфликта – возникновения в психике индивида одинаковых по силе, но противоположных по направленности тенденций. Следовательно, возникновение внутреннего конфликта сигнализирует личности о необходимости осуществления выбора, изменения хода своей жизни. Взвешенное, осознанное принятие решения способствует личностному росту, развитию. При этом хронический внутренний конфликт - явление застоя, отсутствие движения в том или ином направлении, торможение развития, которое может иметь самые негативные последствия для личности.



В этом плане представляется актуальным изучение процесса переживания личностью внутреннего конфликта, механизмов его возникновения, протекания и развития, а также факторов, способствующих либо препятствующих продуктивности его преодоления.

При этом необходимо отметить недостаточную изученность проблемы внутриличностного конфликта. В зарубежной литературе работы этого плана посвящены в основном внутриличностному конфликту при заболевании неврозом, мотивационным внутриличностным конфликтам.

В отечественной психологии изучение внутриличностного конфликта в большинстве случаев ведется в рамках деятельностного подхода. Рассматриваются особенности конфликтов потребностей, мотивов, личностных смыслов, причем как на горизонтальном уровне (например, между мотивами), так и на вертикальном (между потребностью и ценностью). В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют работы, посвященные изучению роли внутриличностного конфликта в становлении, функционировании и развитии личности. Внутриличностный конфликт при этом рассматривается как движущее противоречие, как источник и необходимое условие развитие личности. Данное противоречие выражается в несоответствии смысловой и операционно-технической сторон деятельности.



На наш взгляд, такое понимание внутриличностного конфликта является наиболее продуктивным для целостного изучения механизма его возникновения, протекания и разрешения, позволяет выделить компоненты, участвующие в этом механизме, особенно их взаимосвязи и взаимодействия.

Одним из факторов, влияющих на данный процесс, является когнитивный стиль личности, который определяется как устойчивые индивидуальные различия в организации и переработке информации и приобретаемого опыта. Влияя на характер восприятия человеком окружающего мира, проявляясь в особенностях управления процессом переработки информации и контроля аффективных влияний, когнитивный стиль оказывается связанным с личностными характеристиками, особенностями мотивационной сферы, сферы общения, обучения и т.д. на данный момент выделено около 20 параметров когнитивного стиля. Наибольший интерес в соответствии с тематикой данной работы представляет такой параметр, такой как полезависимость – поленезависимость (ПЗ - ПНЗ). Этим параметром обозначаются стабильные индивидуальные различия в степени артикулированности восприятия окружающего мира и самого себя. Более высоко артикулированное восприятие (связанное с полюсом поленезависимости) означает как большую детализацию, так и лучшую организацию перцептивного поля. В основе артикулированности лежит также способность действовать, самоутверждаться, организовывать и использовать релевантные факторы “поля” и контролировать разрушительные силы в самом себе. Большая артикулированность проявляется в таких особенностях личности как стабильность и адекватность самооценки, развитость самосознания, способность действовать самостоятельно, без поддержки со стороны других, предпочтение пользоваться своими мнениями, установками и суждениями в конфликтных ситуациях.



В работах, посвященных переживанию внутриличностного конфликта, перечисленные характеристики указываются как значимые для данного процесса.

Необходимо также отметить, что когнитивный стиль находится на стыке процессуальных и структурных, когнитивных и мотивационных аспектов личности, что, видимо, влияет не только на содержание, но и на особенности их взаимодействия.

Таким образом, проблема внутриличностного конфликта личности в его связи с когнитивным стилем личности является актуальным и имеет исследовательские перспективы в русле социальной и организационной психологии.

 

 

Влияние акцентуаций характера

На подростковый кризис

Терентьева Т.Б., ЯрГУ

 

Объектом социальной работы, по мнению В.В. Козлова, является кризис. Кризисное состояние можно обозначить как дисбаланс в жизнедеятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, дисбаланс нервно-психического и соматического состояния клиента. Кризисы могут быть вероятностные – это непредсказуемые события, которые могут случиться или не случиться с любой личностью; а также закономерные, являющиеся эволюционными этапами онтогенеза.

Подростковый кризис является примером закономерных кризисов, личность его избежать не может, однако у одних он более выражен, чем у других. Личность в этот период попадает в кризисное состояние, которое имеет, как правило, системный характер и проявляется на различных уровнях существования человека:

соматическом;

нервно-психическом;

дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур личности;

социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде.[2]

Основными трудностями подросткового возраста является то, что в этот период происходит переход от детства с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них к взрослому возрасту с его зрелостью, способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от первых его признаков до полного завершения. А также именно на этот период падает формирование характера. Характер (от греческого Character - черта, признак, примета, особенности) - индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.[2] Здесь выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты – способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. В период подросткового кризиса обнажаются и заостряются слабые стороны личности, делают ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. В период становления характера бывают особенно видны его типологические черты, – выявляются разные типы акцентуаций.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. [6]

Существуют две классификации типов характера – первая, преложена К. Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Леонгард вводит термин «акцентуированные личности», однако, личность понятие широкое и включает в себя интеллект, способности, мировоззрение и т.п. Для подросткового возраста термин «акцентуации характера» является наиболее точным. Личко говорит именно о типах характера, а не личности. Он выделяет следующие 11 типов: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, а также существуют смешанные типы. Акцентуации характера могут проявляться не везде и не всегда, они могут обнаруживаться в определенных условиях. Каждому типу присущи свои, отличные от других «слабые места». Но наряду с заострением типологических черт, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества – психологические особенности, поведенческие модели – специфически подростковые поведенческие реакции на воздействие среды, прежде всего ближайшего окружения. К этим специфически подростковым поведенческим реакциям относятся:

реакции эмансипации,

реакция группирования со сверстниками,

реакция увлечения (хобби-реакция),

реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Нарушение поведения, его отклонения от общепринятых норм, является основным проявлением акцентуаций характера. Девиации поведения могут быть различными: от бродяжничества, алкоголизма, сексуальных девиаций до суицидального поведения.

Для подросткового возраста актуальным является не алкоголизм, а склонность к алкоголизации. Наибольшая склонность была обнаружена у гипертимных и неустойчивых подростков, а отрицание у шизоидных и сенситивных. Остальные же находятся на промежуточной стадии, и их поведение зависит от окружения, в которое они попадут. Деликвентность не всегда связана с аномалиями характера, однако, при некоторых акцентуациях характера имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Чаще всего это такие типы как неустойчивый, эпилептоидный, истероидный. Таким типам, как сенситивный и психастенический деликвентность вообще не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические деликвентные поступки во время гипертимной фазы.

Разным типам акцентуаций присущи неодинаковые особенности сексуальных девиаций. У гипертимных подростков чаще встречается ранняя половая жизнь. Сексуальная жизнь шизоидного подростка может быть покрыта глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам может сочетаться у шизоидов с выраженной эротичностью - с интенсивным онанизмом и соответствующими фантазиями и т.п. Сильное влечение толкает эпилептоидов к сексуальной агрессии. Сексуальные девиации неустойчивых более всего определяются реакцией имитации тем формам сексуального поведения, которые имеют место в компании, к которой они принадлежат. На суицидальное поведение влияет также и акцентуирование характера. Среди подростков, совершающих суицидные попытки, преобладают истероиды и инфантильные эмоционально-лабильные, а также астеноневротический тип. Шизоиды и циклоиды встречаются крайне редко. Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного типа.[6]

Все перечисленные специфически подростковые реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, сексуальные - могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения. Патологическими они становятся, если распространяются за пределы той ситуации и микро группы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а также, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Патологические реакции от нормального поведения отличаются следующими признаками:

1. Склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе и неадекватными стимулами.

2. Склонностью приобретать характер патологического стереотипа, повторяя как клише по разным поводам один и тот же поступок.

3. Склонностью превышать определенный "потолок" нарушений поведения, никогда не переступаемый в норме.

4. Склонностью рано или поздно приводить к социальной дезадаптации.[5,6]

В зависимости от степени выраженности Личко выделяет две степени акцентуации характера – явная и скрытая.

Явная акцентуация - это степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Однако это не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям.

Скрытая акцентуация – обычные варианты нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, неожиданно выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера.

Классификация типов акцентуаций открывает перспективы для ее практического использования: дает возможность отыскать правильные терапевтические и профиклатические пути, эффективнее использовать разные формы психотерапии, дать нужные медико-педагогические рекомендации. [6]

Однако, теория об акцентуациях характера Леонгарда, Личко не общепризнанна, выводы исследований спорны, полностью эта теория отрицается в школах установки Узнадзе, деятельностном подходе Рубинштейна, Петровского, Леонтьева.

 

Литература

1. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

2. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. г. Ярославль, 1999

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону "Феникс", 1997.

5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Медицина, 1979.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Медицина, 1983.

7. Основы социальной работы. М. ИНФРА-М, 1999

8. Психологический практикум для студентов по специальности "социальная работа". г. Ярославль, 1999.

9. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

 

Эгоцентрическая речь

(трансперсональный аспект ).

Ходжаев А.В. (г.Иркутск)

 

Мои слова легко понять, и легко следовать

Им на практике,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.