Сделай Сам Свою Работу на 5

Остриков П.В. (Новосибирск)





 

Вопросы, поднимаемые в этой статье, следующие:

1. Для чего существует брак?

2. Что такое духовность в браке?

3. Какие существуют препятствия для реализации духовного потенциала в браке?

3. Когда и как конкретно может быть реализован духовный потенциал брачных отношений?

4. Какую роль в духовности брака имеют сексуальные отношения?

 

1. Для чего существует брак?

Рассматривая этот вопрос необходимо разделить две принципиальные позиции:

А). Материалистическую.

Б). Абстрактную, которая в свою очередь может быть разделена на две субпозиции:

а). Экзистенциальную.

б). Транс персональную.

А). С материалистической точки зрения семья—это ячейка общественного строя и цели, которые ставятся перед ней, следующие:

1.Служение благам общественного строя.

2.Продолжение рода, рождение и воспитание потомства.

3.Взаимная поддержка и взаимопомощь в решении жизненных проблем, возникающих при следовании п.п.1,2.

4.Доставление удовольствия друг другу в сексуальных и других отношениях.

б). Экзистенциальные вопросы, с которыми сталкивается семья, проходя путь своего развития, возникаю, как правило, в период стрессовых обстоятельств, таких, как тяжёлое заболевание или травма одного из членов семьи, потеря работы и угроза нищеты, крупная утрата денег, вещей или жилища и т.д.



Именно здесь человек получает шанс соприкоснуться с основными экзистенциалами—бессмысленностью жизни и конечности бытия, полной ответственностью за происходящее с ним, свободой выбора жизненного пути и, конечно, смертью, которая подводит итог всему.

По всей видимости, столкновение с экзистенциалами неизбежно и каждый рано или поздно соприкоснется с ними. Именно здесь и появляется шанс лучше познать себя и партнёра и построить более глубокие взаимоотношения. И именно здесь более велик риск деградации каждого партнёра в отдельности и семьи в целом.

б). Трансперсональная область взаимоотношений связана с личностным ростом, выходом осознания за индивидуальные границы и расширение осознания до космических пределов(если таковые существуют) и именно здесь духовные смыслы играют главные роли.

2.Что такое духовность в браке?



Духовность — это то, что выходит за пределы материалистических межперсональных взаимоотношений и связывает человека со смыслом космического бытия. Духовность — это связь человека с Богом и признание себя его частью. Духовность — это служение и следование предначертаниям Божественного.

3. Какие препятствия существуют для реализации духовного потенциала в браке?

Их можно было бы разделить на две категории:

а). Внешнего порядка, т.е. все то, что связано с общественным мнением, господствующей идеологией в обществе, поощряющей или подавляющей духовный поиск индивидов и определяющей основные общественные и индивидуальные ценности популяции.

б). Внутреннего порядка, т.е. основные жизненные стратегии и убеждения личности, которые могут полностью исключать необходимость духовного поиска или создавать определённые трудности при следовании этим путём.

Деление это в определённой степени условно, т.к. ответить на вопрос, что первично, трудно. Тем не менее, с точки зрения экзистенционалиста, ответственность за создание внешней реальности и свобода в выборе содержания этого акта лежит на каждом.

То, что касается вопросов духовности в семье, трудности определяются тем, что создаёт и поддерживает вне- и внутри личностные границы и служит процессу овеществления. Тогда человечество делит себя на мужчин и женщин и одни «приобретают» других в мужья или жёны, тогда появляется желание управлять и властвовать. Тогда Божественный акт сексуального взаимодействия превращается в анонирование с помощью объекта противоположного пола.



3. Когда и как конкретно может быть реализован духовный потенциал брачных отношений?

На этот вопрос можно было бы ответить одной фразой—тогда, когда партнёры по браку используют все доступные им средства для расширения осознания до космических пределов. Мы не говорим здесь о простом следовании ритуалам богослужения, которые пропагандирует церковь или литература. Не отрицая их ценности, необходимо признать тот факт, что далеко не всегда бездумное следование ритуалам приводит человека к Божественному прозрению. Опыт общения с Богом может быть получен только в изменённом состоянии сознания, когда механизмы, поддерживающие границы, ослабевают. И вот здесь-то и имеет смысл перейти к следующему вопросу.

4. Какую роль в духовности брака имеют сексуальные отношения?

Ответ может быть совершенно однозначным — первостепенную.

Самая мощная энергия, которой обладает человек, это энергия сексуальная. Недаром в традиции йоги первостепенное значение придаётся пробуждению Кундалини—дремлющей у основания позвоночника змеиной силе. Именно она ведет к просветлению адепта. Но именно потому, что здесь силы больше всего, здесь больше всего и запретов, блокировок, ограничений. Прохождение их даёт доступ к источнику основной жизненной силы и творчества. Поэтому сексуальный акт может быть использован, как средство пробуждения этой силы и направление её на расширение осознания и высшие цели. Безусловно, это становится возможным лишь тогда, когда оба партнёра осознанно следуют этой цели. Только тогда сексуальное взаимодействие перестаёт быть средством разрядки, способом доставления удовольствия и т.д., а приближается к своей первозданной сути.

Поэтому мы считаем, что использование в тренингах ИИПТ работы с сексуальной энергией не может не привести к повышению их интенсивности и, как следствие, глубине в личностных изменениях.

Заключение: таким образом, подводя вышеизложенному итог, можно сказать, что отношения в браке приводят к реализации духовного потенциала, когда пара осознанно использует доступные средства и, в первую очередь, сексуальный акт, с целью расширения сознания и выхода за пределы границ личности.

 

 

Влияние фактора запланированности беременности на некоторые

Эмоционально-личностные особенности

Детей 4-6 лет.

Пастухова Л.А., ЯрГУ

 

Мы все были беременными, потому что мы пережили беременность хотя бы один раз – изнутри

Алисон Хантер

Изучение психологических особенностей беременности в последнее время приобрело актуальность. (1,2,8,10) Все больше психологов интересуются тем, как влияет состояние беременности на психику женщины, ее партнера и, в конечном счете, на ребенка. Обнаружен ряд интересных психологических феноменов, например, «эффект наседки», описанный французскими психологами (1). О влиянии особенностей протекания беременности на ребенка так же написано немало. Обширные области психологической науки занимаются изучением пере - и принатального опыта человека (3,7). Мы же рассмотрим частный аспект влияния беременности матери, а конкретно запланированности беременности, на эмоциональные особенности и поведение детей 4-6 лет.

Ребенок помнит о том, что было до его рождения. Иногда он сообщает о своих болезненных переживаниях и обидах того времени – на языке игры или через необычное поведение, но родители не всегда могут или хотят вспоминать об этом периоде. Франсуаза Дольто описывает случай, когда полуторагодовалая девочка во время беседы психоаналитика с ее мамой (по поводу проблем ребенка) периодически подбегала и вкладывала маме в подол платья куклу так, что та все время соскальзывала. Через некоторое время аналитик осторожно поинтересовался у мамы, не задумывалась ли она об аборте, когда ожидала дочку. «Как вы узнали?» - изумилась мать. «Ваша дочка сама рассказала мне об этом…» - ответил врач» (4 с 106).

А.И. Захаров отмечает, что большинство детей, которых, судя по результатам опросов «не ждали», в последствии заболевало неврозом страха (5).

На Руси любая знахарка, умудренная опытом и обладающая интуицией, могла по внешнему виду взрослого человека определить, желанным ли он был для матери.(9)

Мы предположил, что фактор запланированности беременности является системообразующим, так как он включает в себя психологическую, социальную, экономическую готовность к появлению в семье ребенка.

Итак, задавшись целью определить, как влияет запланированность беременности на эмоциональные особенности и поведение детей, мы провели ряд экспериментов.

Родителям детей 4-6 лет групп детского сада предлагалась анкета, где в ряду медицинских и других вопросов относительно поведения, интересов их детей значился вопрос: «была ли беременность запланирована". По результатам анкетирования были выделены две группы детей по 20 человек, родители которых положительно или, соответственно, отрицательно ответили на вопрос, ждали ли они этого ребенка. Детям предлагался проективный тест «сказка» Луизы Дюсс, позволяющий выявить эмоционально-личностные особенности детей и проблемы детей 4-10 лет. Предъявлялись сказки:

а) «Птенец». Цель - выявить степень зависимости ребенка от матери (из сюжета сказки был исключен отец, т.к. нас интересовало наличие или отсутствие сильной зависимости от матери).

б) «Годовщина свадьбы родителей». Цель – понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу (6 с 87-88)

В результате проведенных исследований выявились следующие факты: В экспериментальной группе количество негативных ответов по первой сказке- 20%, в контрольной группе – 15% (р=0,07). Таким образом, статистических различий по данному критерию не обнаружено. Дети, рожденные от незапланированной беременности, находятся, в той же степени зависимости от своих матерей, что и дети ожидаемые.

В экспериментальной группе количество негативных ответов по второй сказке 60 %, а в контрольной группе – 10 %, найдены статистические различия на уровне р = 0,01. Таким образом, по нашим данным, дети, которых “не ждали” их родители чаще, чем дети, рожденные от запланированной беременности, испытывают ревность к союзу своих родителей. Вероятно, дети нежданные чаще чувствуют себя “третьим лишним” в семье. Эта особенность детей, рожденных от незапланированной беременности, требует на наш взгляд особой коррекционной работы психологов. Например, знание того, что ребенок был “нежданным” для родителей может послужить сигналом для психологов ДДУ к проведению специальных занятий такими детьми.

Итак, беременность - это, прежде всего, начало. Начало новой жизни для ребенка, его матери, семьи в целом. “Забудь начало, и ты лишишься конца…” – поет Б. Гребенщиков. На наш взгляд одной из важнейших задач не только медиков, но и психологов сделать это начало максимально удачным.

 

Литература

1. Браш Х., Рихбер И.-М. Самые важные девять месяцев. Справочник здоровья. - М.: Изд-во «Сигма-Пресс», Изд-во «Феникс» 1998.

2. Второй конгресс по гуманитарной психологии. Июль 1999 г. Москва.

3. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция. М: 1993 г.

4. Детство: Педагогический альманах. У родного очага./РГПУ им. А.Н. Герцена/.- СП б: Акцент,1999 г.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М: Просвещение, 1986 г.

6. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь: анималотерапия для детей. Ярославль. «Академия К» 2000 г.

7. Козлов В.В. Дао трансформации.-М: “Пангея” 1998

8. Пэрну Л. Я жду ребенка. Пер. с фран.: - М: Медицина. 1989 г.

9. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. Линка-Пресс. Москва 1998 г.

10. Флэйк-Хобсон, Кэрол и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей. Республика. 1992 г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.