Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутриличностный конфликт





И стратегии его разрешения.

Козлов В.В. (Ярославль),

Сукманюк А.Н. (Москва)

 

На уровне психики отдельного индивида объективная противоречивость человеческого бытия проявляется как переживание внутриличностного конфликта. Необходимо отметить, что, несмотря на широкое использование этого понятия, проблема внутриличностного конфликта не отличается глубиной разработанности, большим количеством теоретических работ и, тем более, эмпирических исследований.

Ф.Е. Василюк определяет внутриличностный конфликт как невозможность разрешения противоречий жизненных отношений. По мнению Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко внутриличностный конфликт является состоянием человека, отражающего столкновение между различными свойствами и отношениями, стремлениями и тенденциями в его внутреннем мире. Ф. Б. Березин понимает под внутренним конфликтом возникновение сравнимых по силе, по противоположно направленных потребностей. Сходное с последним определение дает К. Левин: «Конфликт… психологически можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины». Это определение, как нам представляется, лучше всего отражает сущность внутриличностного конфликта.



Исходя из более широкого понятия конфликта, можно выделить следующие его существенные характеристики:

наличие двух сторон (если даже их больше, они обычно тяготеют к двум полюсам);

активное столкновение, противоборство, противоположная направленность этих сторон;

относительное равенство сил противоборствующих сторон.

 

Спецификой внутриличностного конфликта является то, что эти противоборствующие силы находятся в психике одного человека. Наличие внутреннего конфликта предполагает именно внутреннюю дисгармоничность, разнонаправленность личности.

В качестве противоборствующих сторон при внутриличностном конфликте могут выступать самые различные феномены психики: влечения, потребности, мотивы, цели, ценности и т.д.

Важным условием возникновения внутреннего конфликта многие ученые определяют наличие развитой структуры личности, системы ее потребностей, чувств, ценностей, наличие “сложного внутреннего мира (по психологии Ф.Е. Василюка)”. Можно сказать, что любая личность – очень сложная система, характеризуемая сосуществованием самых различных, зачастую, противоречивых, взаимоисключающих тенденций. Видимо, поэтому переживание внутриличностного конфликта знакомо большинству людей. Внутренний конфликт является одной из проблемных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и т.д.), вызывающим психическое напряжение (степень которого соответствует вовлеченности личности в конфликт, его значимости для нее), и, зачастую, переживаемым как мучительное раздвоение, сомнение, нерешительность, необходимость и при этом невозможность принятия решения.



Однако, безусловно, нельзя определять внутренний конфликт как однозначно отрицательное явление. Как любое порождение психики он имеет определенную положительную роль и несет определенные функции.

Прежде всего, внутренний конфликт, являясь преломлением в психике индивида объективных противоречий человеческой жизни, сигнализирует своим появлением человеку об их наличии, предоставляя тем самым возможность разрешить эти противоречия до их реального столкновения. Отсутствие внутренних конфликтов неизбежно ведет к постоянным внешним столкновениям жизненных отношений в форме фрустрации.

Внутренний конфликт также является предпосылкой личностного роста, развития. Как ситуация психического направления, внутренний конфликт требует своего разрешения. При этом для успешного его решения человеку необходимо проявить такие качества как умение объективно оценить ситуацию, принять решение, сделать выбор и осуществить его в жизни. Осознание человеком собственной успешности в разрешении проблемы повышает его уверенность в себе, способствует росту уровня притязаний, что влечет за собой новые цели и задачи.



По словам К. Хорни, чем более осознанно мы смотрим в суть наших конфликтов и ищем собственных решений, тем большей внутренней свободы и силы мы достигнем.

Осуществление выбора предполагает также осознание человеком значимости в его жизни определенных факторов, на которые он может опираться при рассмотрении альтернатив своего поведения, принципов, ценностей, идеалов, к которым следует стремиться и в соответствии с которыми направлять течение собственной жизни.

Можно выделить несколько стадий протекания внутреннего конфликта. На начальной стадии конфликт, как и любое другое затруднение, активирует, приводит к интенсификации усилий личности, направленных на разрешение противоречия. На этой стадии, даже если первичные усилия не привели к желаемому результату, продолжается активный поиск решения. Идет пересмотр действий, новый взгляд на ситуацию, происходит замена средств достижения цели или самой цели, которая также привела бы к удовлетворительному результату. Привлекаются новые элементы или расширяется контекст восприятия проблемы и т.д.

Если на этой стадии конфликт не нашел своего разрешения, он перерастает в хронический. Напряжение усиливается и носит уже разрушительный характер, т.к. это приводит к нарушению координации усилий, когнитивной ограниченности (слишком большое сосредоточение на проблеме мешает взглянуть на нее под другим углом зрения, увидеть альтернативы), а также к эмоциональному возбуждению, что препятствует рациональному процессу мышления и выбора; человек теряет контроль над ситуацией. Все это вызывает чувство тревожности, и, уже как реакция на тревогу, как способ ее устранения или уменьшения, приходят в действие защитные механизмы личности. Психологическая защита, как известно, обеспечивает до известной степени избавление от тревоги, однако, за счет определенного отказа от реальности или ее искажения, что не способствует, и даже препятствует реальному решению конфликта.

Наконец при критическом нарастании аффективного напряжения в сочетании с конституциональной предрасположенностью, внутриличностный конфликт может привести к заболеванию неврозом.

Таким образом, отрицательная роль конфликта проявляется в том случае, если он относительно длительное время не находит своего разрешения, перерастает в хронический. Пока человек находится в состоянии внутреннего конфликта, он не только испытывает психическое напряжение и соответствующие ему эмоциональные переживания, но и не способен двигаться в определенном направлении, совершать реальные действия, достигать конкретных целей. Жизнь с нерешенными конфликтами влечет за собой потерю человеческих сил. Когда человек разделен на части, он не может полностью отдать себя чему–либо, и тем самым, либо распыляет свои силы, либо сводит на нет собственные усилия.

Можно сказать, что внутриличностный конфликт необходим и неизбежен как ситуация неопределенности, выбора, когда человеку необходимо принять самостоятельное решение, направить течение жизни в том или ином направлении. Это необходимое условие его развития, самореализации. В этом смысле хронический внутриличностный конфликт – явление застоя, отсутствие движения в том или ином направлении, торможение развития, которое может иметь самые негативные последствия для личности.

Как исключительной привилегией, так и мучительной необходимостью человеческих существ является их способность осуществлять выбор, принимать решение. Многие внутренние конфликты имеют общий характер. При этом большинство людей не осознает их и, следовательно, не решает их каким – либо ясным образом.

Между тем, конфликт может быть оптимальным образом разрешен, если вся психическая организация человека в данный период будет находиться в состоянии активного поиска, напряжения, стремления к выходу из создавшегося положения. Очевидно, что специфика протекания и стратегия разрешения конфликта теснейшим образом связана с особенностями личности.

Так, Л.И. Анцыферова, рассматривая особенности поведения личности в трудных жизненных ситуациях, говорит о двух типах людей.

Первые, “интерналы”, характеризуются оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и выраженной мотивацией достижения. Такие люди убеждены в своей способности контролировать и изменять окружающий мир, влиять на события и справляться с трудными ситуациями. Кардинальная черта – чувство ответственности за свои поступки. Высокий уровень саморегуляции. Интернал воспринимает проблему в совокупности ее положительных и отрицательных сторон, в ее связи с другими событиями. Неопределенность ситуации побуждает к поиску информации, трудности воспринимаются как вызов. Неудачи используются в качестве полезной информации, свидетельствующей о необходимости изменить направление поисков решения. Принятие на себя безусловных обязательств выполнить действие и отвечать за полученный результат.

Другой тип людей, “экстерналы”, характеризуются уходом от трудных жизненных ситуаций, преимущественно используют механизмы психологической защиты, воспринимает мир как источник угрозы, опасностей. Экстернал пессимистичен, уверен в своей недееспособности. Плохо развито самосознание, слабая структура представлений о себе, низкая мотивация достижения, пассивность.

Безусловно, представленные выше описания являются двумя полюсами, между которыми – большое количество вариаций, но основные тенденции отношения к проблемам, в том числе и к внутренним конфликтам, прорисовываются довольно четко.

К. Хорни выделяет следующие характеристики личности, способствующие выявлению противоречий и принятию решений.

1.Мы должны быть способны осознать, каковы наши желания и чувства (часто мы не знаем, чего на самом деле хотим и что чувствуем).

2.Необходимо выработать у себя собственную систему ценностей, которые будут служить в качестве направляющего принципа при принятии решений.

3.Способность отказаться от одной из несовместимых сторон конфликта (большинство людей недостаточно уверены в себе и счастливы, чтобы отказаться от чего - либо).

4.Принятие решений предполагает готовность и способность нести за него ответственность. Сюда относится риск принятия неправильного решения, и готовность нести его последствия, не обвиняя за это других, для чего необходима большая внутренняя сила и независимость.

Большинство из перечисленных выше характеристик с незначительными вариациями повторяется в работах, так или иначе связанных с проблемой преодоления внутреннего конфликта. Однако, простое перечисление особенностей личности, с точки зрения, недостаточным для понимания сущности данного отношения. Поэтому необходимо более глубокое изучение взаимосвязи особенностей личности с процессом разрешения конфликта. На наш взгляд, наиболее продуктивным в этом плане будет использование категориального аппарата теории деятельности, глубоко разработанного, позволяющего вычленить, обозначить различные образования психики и, что самое главное, проследить их взаимодействие. Как отмечает В.К. Вилюнас, развитие субъекта в условиях человеческой психики определяется, прежде всего, тем, что расширенные возможности отражения крайне усложняют состав и характер одновременно действующих и часто взаимоисключающих побуждений. Далее он отмечает, что одним из основных направлений активности субъекта по линии мотивационного самоопределения является интеграция, внутреннее согласование мотивационной сферы, устранение в ней противоречий. В этом плане многие ученые указывают на необходимость иерархизации потребностей, мотивов, ценностей и т.д. в структуре личности.

Эта необходимость вытекает из специфики внутреннего конфликта, где в противоборство вступают равные по силе и значимости для личности силы.

Поэтому, для принятия решения в ситуации такого рода человеку необходимо выработать систему субъективных критериев, ведущих ориентиров, позволяющих достичь внутреннего единства и сделать оптимальный выбор.

Существенную роль при этом играет самосознание личности. Люди с высоким уровнем самосознания лучше осознают и точнее описывают свои мысли, чувства, потребности, желания. Они также обладают развитой структурой представлений о себе. Это позволяет им точнее описывать свои внутренние, зачастую, противоречивые состояния и, соответственно, лучше контролировать свое поведение, приводя его в соответствие со своими ценностями.

На определяющее значение саморегуляции в преодолении критической ситуации указывается в работе Б.В. Зейгарник и ее коллег. Под саморегуляцией в данном случае понимается осознанное управление своим поведением, когда человек находится в конструктивной позиции по отношению к самому себе и своей деятельности.

Авторами выделяются два уровня саморегуляции:

1) операционально-технический, связанный с сознательной организацией общей направленности деятельности с помощью средств, направленных на его оптимизацию;

2) мотивационный, связанный с организацией общей направленности деятельности с помощью сознательного регулирования своей мотивационно – потребностной сферы.

При этом, второй уровень подразделяется на саморегуляцию как волевое поведение, направленное на преодоление препятствий на пути достижения цели, и на саморегуляцию как одну из составляющих деятельности переживания, направленную на гармонизацию мотивационной сферы, устранение внутренних противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов

Процесс переживания (как особая внутренняя деятельность по порождению новых смыслов) протекает на различных уровнях, включая бессознательный. Можно сказать, что саморегуляция, основными характеристиками которой являются осознанность и произвольность, выступает важным условием успешного переживания. Возможность сознательной регуляции задается иерархической структурой смысловых образований личности и представляет собой единство когнитивных и аффективных компонентов. Процесс саморегуляции предполагает перестройку смысловых образований, условием которой является их осознанность. Именно осознанные смысловые образования лежат в основе саморегуляции поведения – с их помощью осуществляется произвольное изменение смысловой направленности, контроль над непосредственными побуждениями, оценка и коррекция действий и поступков.

Процесс саморегуляции, предполагающий формирование новой смысловой системы, обеспечивается целым рядом механизмов, задающих общие принципы соотношения между мотивами и смыслами, мотивами и целями внутри структуры мотивационной сферы. В ситуации внутреннего конфликта саморегуляция направлена на поиск более общей смысловой системы, в рамках которой конфликт исчезает благодаря формированию соподчиненных отношений между мотивами, целями и ценностями, и созданию новой иерархической смысловой системы.

Осознание смыслов достигается за счет воплощения смысла в системе значений и описывается как вербализации, который представляет собой восстановление в значениях мотивационной обусловленности смысла. Отсюда следует, что процесс саморегуляции, условием которого является осознание и изменение смысловых образований, предполагает наличие сформированной системы значений. Кроме того значения должны быть относительно автономными от смысловых образований. Разведение личностного смысла ситуации и ее объективного значения – предпосылка произвольного трансформирования смысла в сознании, способность “оторвать” его от конкретной ситуации, развести свое отношение к ней и ее объективное содержание. При слиянии значения со смыслом человек не способен выйти в рефлексивную позицию и отстраниться от ситуации, а значит, не способен изменить это отношение, произвести смысловую перестройку. Нельзя также не отметить, что рефлексивная позиция не только является предпосылкой и условием рациональной переработки критической ситуации, но и способствует снятию аффективного напряжения, ее сопровождающего. Это является очень важным моментом в разрешении проблемы, т.к. негативные переживания, как известно, занимают когнитивные ресурсы и тем самым нарушают процесс регуляции деятельности.

Таким образом, мы подошли к проблеме соотношения двух важнейших сфер психики, выделяемых как интеллект и аффект, познание и чувства, знание и переживание, значение и смысл.

Необходимо отметить, что когнитивному компоненту в преодолении проблемной ситуации придается очень существенное значение. Начнем с того, что психически отражается не только стимуляция, инициирующая акты отражения и вызывающая субъективные впечатления, сколько опыт индивида в отношении воспринимаемой ситуации, открывающей то, как эта стимуляция способна измениться и какими действиями ее можно изменить. Именно этот опыт, существующий в виде навыков, умений ожиданий, когнитивных схем, является главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности.

По словам Л. Гуровой, в любом принимаемом решении находит выражение целостная структура личности, но когнитивный компонент в значительной мере определяет, какое решение будет принято в данной конкретной ситуации.

На основе познавательных процессов происходит согласование и когнитивная переработка возникающих побуждений, определение их возможности, целесообразности, в результате которого они могут быть как отклонены, так и приняты в качестве основы для конкретных действий. Такие качества как доверие своему интеллекту, умение ориентироваться в ситуации, извлекать информацию и давать ей адекватную семантическую оценку, выработка более эффективных способов переработки информации и др., самым существенным способом сказывается на особенностях преодоления человеком проблемной ситуации.

С другой стороны, схема переживания личностных смыслов, аффекта по своей значимости в разрешении проблем ни сколько не уступает когнитивной сфере. Это четко прослеживается, например, на механизме целеобразования.

Продуктивность деятельности человека во многом определяется характером выбираемых им целей как возможных либо невозможных, реальных и не реальных в смысле их достижения. Этот процесс регулируется объективным содержанием материала в его соотношении со знаниями и опытом субъекта, на основе чего он определяет возможную разрешимость или неразрешимость проблемы, принятие или непринятие ее в качестве своей цели. Но это только одна переменная в регулировании субъектом процесса оценки, выбора и принятия конкретных целей. Вторую составляют влияния, определяемые мотивационной сферой, формирующей его самооценку, уровень притязаний, отношение к успехам и неудачам. Отрицательное отношение субъекта к себе, неуверенность в своих силах, низкая самооценка накладывают свою специфику на структуру его целеобразования. Излишняя критичность субъекта к себе сказывается на процессе анализа цели и ведет к объективно необоснованному результату мыслительной деятельности по оценке цели, чаще всего, к ее отклонению. Причем, оценочная работа происходит зачастую бессознательно и гипотеза отвергается не дойдя до сознания, а сам человек не получает субъективного представления даже о возможности такого варианта решения проблемы.

Таким образом, схема пререживаний, личностных смыслов также во многом определяет возможности деятельности индивида. Субъективность, пристрастность человеческого сознания проявляется в избирательности внимания, эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости познавательной сферы от потребностей, влечений. Со стороны сознания мотивы (в форме пререживания интереса, желания и т.д.) как бы “оценивают” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его деятельности в этих обстоятельствах, придавая им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым их объективным значением.

Однако основной акцент при рассмотрении двух выделенных сфер ставится не на изучение роли каждой из них в процессе деятельности (что также является немаловажным), а на особенностях их взаимодействия, так как в реальных актах деятельности они переплетена самым теснейшим образом. Причем, это взаимодействие наблюдается на всех уровнях психической активности индивида, начиная от акта восприятия и заканчивая такими образованиями как самосознание, самоопределение и т.д.

Это относится и к процессу переживания внутриличностного конфликта, который можно рассматривать как проблемную ситуацию, активирующую психические процессы и структуры на деятельность по ее разрешению. При этом наряду с общими закономерностями их функционирования можно выделить специфические структуры и механизмы их взаимодействия, непосредственно влияющие на протекание и разрешение внутреннего конфликта. Выше мы обозначили некоторые из этих структур и их рол в переживании конфликта. Однако, в целом, имеющиеся на сегодняшний день данные о процессе протекания и разрешения внутреннего конфликта представляются недостаточными. Необходимо дальнейшее, более глубокое и тщательное его изучение.

Таким образом, преодоление внутриличностного конфликта – сложный процесс, который протекает на различных уровнях психики, включая бессознательный, и в который оказываются вовлеченными самые различные образования личности.

Причем, как и в любом психическом процессе, в разрешении конфликта наблюдается двойная интеграция: снизу, как восхождение по уровням когнитивных психических структур от элементарного ощущения до понятийного интеллекта, и сверху, как влияние синтетических личностных свойств на нижележащие уровни сознания, перцептивные процессы и т.д. с помощью когнитивного компонента происходит сбор информации, ее оценка, переработка, формирование определенной стратегии поведения.

Мотивационные образования (ценности, интересы, отношения, смыслы) как бы “оценивают” жизненное значение для субъекта обстоятельств и его деятельности в этих обстоятельствах. По отношению к проблеме разрешения внутриличностного конфликта существенную роль играют такие образования как самооценка, уровень притязаний, отношение к успехам и неудачам, вера в собственные способности, в преодолении проблемных ситуаций, уровень развития самосознания и др. при этом определяющую роль в преодолении конфликта играет саморегуляция как осознанное конструктивное управление своим поведением. В ситуации внутреннего конфликта саморегуляция направлена на поиск более общей смысловой системы, в рамках которой конфликт исчезает, благодаря формированию соподчиненных отношений между мотивами, целями и ценностями, и созданию новой иерархической смысловой системы.

Необходимо отметить недостаточную разработанность как теоретического аспекта проблемы внутриличностного конфликта, так и его экспериментального изучения.

В современном прагматически ориентированном мире не менее важен прикладной аспект конфликта:

нахождение оптимальных стратегий их разрешения;

позитивная утилизация энергии конфликтного напряжения;

психотехническое насыщение стратегий разрешения конфликтов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.