Сделай Сам Свою Работу на 5

Как актуальная проблема современности.





Воронина Е.Н, ЯрГУ

 

Внимание отечественных психологов к изучению феномена манипуляции было привлечено совсем недавно, с вхождением России в новые экономические отношения, с развитием новых общественных форм, которые вместе с приоритетом «купли – продажи» привнесли и «овеществление» человека, точнее, покупателя, которые стал средством достижения материальных выгод. Эта же ситуация возникла и на рынке психологических услуг, и в сфере общественного производства.

Современное состояние общественных институтов, не подвергающихся в последнее время хоть какой-либо упорядоченной структуризации, однозначно нельзя назвать оптимальным. Многие из них вообще не имеют оформленной программы, остальные – «замалчивают» её либо выдают ложные цели за действительные.

В этой ситуации, соответственно, снижаются требования индивида к содержанию и качеству услуг, предоставляемых ему. Подобная «неразборчивость» проецируется индивидом на весь спектр человеческих отношений и зачастую «играет на руку» тем, для кого вмешательство в человеческую психику необходимо для достижения собственных целей.



Уже имеются многочисленные примеры систематических манипуляций сознанием. Мы можем практически ежечасно наблюдать схожее воздействие и на себе, просматривая множество рекламных роликов, прослушивая выступления тех или иных политических лидеров (особенно в период выборов). Большинство из этих людей имеют в своём «арсенале» штат людей, деятельность которых оглашается как «имиджмейкерство», хотя, если называть вещи своими именами, они попросту продумывают методы склонения электората к выгодному для них поведению.

Как правило, чем незаметнее механизмы манипулятивного воздействия, чем тщательнее они скрыты, тем эффективнее оказывается само воздействие.

Не удивительно, что наибольшее распространение техники манипулирования сознанием получили в среде, где возможен «открытый», не опосредованный доступ к психике человека: в религиозных, «псевдо - психотерапевтических» организациях и организациях политической направленности.

Изучение манипуляций получило распространение во многом благодаря сторонникам гуманистической психологии. Именно учёные гуманистической ориентации, выступив против манипулирования человеком, сделали исследование манипуляций приоритетным, хотя и придали ему негативный оттенок.



«В целом манипуляция рассматривается как вид психологического воздействия, который осуществляется в общении».[10] Конечной целью манипуляции является побуждение другого человека к какому-либо действию, к изменению его психических характеристик (поведения, сознания, личности).

Большинство социологов под манипуляцией понимают «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которого он от них ожидает».[11] Кроме того, среди множества определений данного явления присутствуют и те, которые рассматривают манипуляцию как: форму духовного воздействия, осуществляемого насильственным путём; господство над духовным состоянием и изменением внутреннего мира; скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого; обманное (косвенное) воздействие в интересах манипулятора; такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать; отношение к другому как к средству, объекту, орудию; скрытое программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения и т.д.

Методов, способных зафиксировать манипулятивное воздействие и его последствия, а также определить склонность к манипулятивной деятельности, очень мало. Наиболее часто для исследования данного психического явления используются такие методы, как: анализ жизненных ситуаций, свободное истолкование художественных текстов, контент – анализ, наблюдение за поведением партнёров, беседа, метод экспертной оценки.



Отечественный психолог С.Л. Братченко под манипулированием понимал сложный способ общения, для успешного осуществления которого манипулятор должен обладать определёнными качествами, важнейшими из которых являются: гибкость, хорошая адаптивность, отсутствие явной психопатологии; низкий уровень эмпатии, эмоциональная отстранённость от собеседника, аморальность и ориентация на прагматические ценности. Е. Л. Доценко в одной из своих статей была предпринята попытка количественного анализа критериев, наиболее часто упоминающихся у авторов в их попытках определить феномен манипуляции. Рассмотрев около двух десятков книг, Е. Л. Доценко выдвинула интегральное понятие манипуляции: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определённых действий».[12]

Проблема, в данном случае, имеет два основных аспекта. И дело не совсем в том, что путём манипуляций достигаются специфические цели манипулятора. Первый аспект заключается в непосредственно наблюдаемом нами явлении так называемого «массового сознания» или «сознания толпы», подверженного одному и тому же воздействию из СМИ и не только. Оно, теоретически, способно принимать различные формы: как стихийные, неуправляемые, так и упорядоченные, «созидающие», позитивные. Речь, в данном случае, идёт об организационных моментах в целом. Если здесь возможны любые варианты: от деструктивизма до конструктивности, то второй аспект проблемы однозначно рассматривается как пагубный, так как в данном случае речь идёт о тех последствиях, которые проявляются благодаря постороннему вмешательству в психику индивида. Иначе говоря, о сдвигах в структуре личности, вызванных влиянием постороннего вмешательства.

Сейчас всё более очевидно, что постоянно отмахиваться от этой проблемы власти не в праве, так как речь идёт о психическом здоровье и безопасности граждан. Необходим также более разработанный подход к данной проблеме со стороны специалистов: психологов, социальных работников, педагогов. Очевидно, что, имей они в запасе набор методик, позволяющих достоверно установить источники и способы манипулятивного воздействия на человека, было бы гораздо легче устанавливать причины разного рода психических расстройств.

Существенно облегчило бы дело также наличие методик, способных разделить людей на «управляющих» и «ведомых». Основы подобных разработок мы можем отметить уже у Шострома, который выделил как основные черты манипулятора, так и типичные предпосылки к подчинению у всех без исключения индивидов. Это позволило бы, в свою очередь, создать ряд психокоррекционных техник, направленных на изменение тех качеств личности, которые являются доминирующими в процессе выбора индивидуальной линии поведения.

 

 

Я-концепция выпускника

По специальности «социальная работа»

И эффективность его адаптации в профессиональной деятельности

Демчук И.В., ЯрГУ

 

Каждая профессия требует специалистов, обладающих отличительными, свойственными только ей чертами. В связи с этим у работодателя постоянно существует проблема подбора специалистов, подходящих по определенным критериям к конкретной сфере деятельности. Традиционное использование резюме и анкетирования при найме не всегда отвечает требованиям вследствие наличия попыток представить себя с наилучшей стороны. Наиболее эффективным способом является поиск и наблюдение будущих специалистов среди студентов-выпускников.

В процессе профессионального становления студент проходит несколько ситуаций самоидентификации: первая – при выборе будущего направления обучения, вторая – в процессе самого обучения специальности и третья – при окончании обучения. Выбор будущего направления обучения протекает под воздействием разных факторов: следование семейной традиции, воля родителей, невысокий проходной балл и т.д. Но тем не менее при этом все же происходит представление себя в роли специалиста, выбранного профиля обучения. Однако первоначальная идентификация себя выбранной сфере деятельности не всегда оказывается реальной. В ходе дальнейшего процесса обучения индивид, углубляясь в основы специальности, более ясно осознает сделанный им выбор. Существующая учебная программа как вовлекает, так и отталкивает студента от дальнейшего обучения. Следовательно, у выпускника возникает либо образ себя в роли профессионала – реального или идеального, либо возникает чувство отстраненности к выбранной сфере деятельности. Это сопровождается процессом взросления, смены взглядов на жизнь, когда меняются жизненные ценности и идеалы, что в свою очередь отражается на повседневной жизни, в том числе и на процессе профессионального становления.

Было проведено исследование среди будущих выпускников – социальных работников ЯрГУ им. Демидова 2001 года с целью изучения «Образов-Я» как профессионалов и их адекватности выбранной специальности. Были использованы стандартная методика по оценки профессиональной направленности (методика ДДО), методика оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности (методика Йовайши) и диагностика познавательных интересов (методика «Карта интересов» различных модификаций).

Всего было опрошено 25 студентов V курса. Ответов получено 9. На основе данных тестирования были построены столбиковые диаграммы. Методики ДДО и Йовайши дают сходные результаты, характеризующие склонность испытуемых к гуманитарной сфере деятельности. Были получены следующие средние значения:

по методике ДДО: сфера работы с людьми – 5.7, сфера искусства – 5.6 из возможных 9 баллов, что составляет соответственно 63.3% и 62.2% от общего значения; показатели изменяются в диапазоне от3 до 8 баллов;

по методике Йовайши: сфера работы с людьми – 13.0, сфера искусства – 18. 5 из возможных 30 баллов, что составляет соответственно 43.3 % и 61.6% от общего значения; показатели изменяются в диапазоне от 9 до 24 баллов.

Анализ результатов по «Карте интересов» дают возможность предположить, что на данном этапе обучения среди студентов сформировалась группа интересов большой плотности в области юриспруденции и сферы обслуживания. Это можно трактовать как ориентацию оптантов на смежные с социальной работой сферы деятельности (особенно сфера обслуживания), что в свою очередь свидетельствует о широкой зоне предпочтений студентов в рамках социальной работы.

Наблюдается общая тенденция отрицания технической сферы деятельности, что также характеризует студентов как гуманитариев.

От тестирования отказалось 64% студентов. Отказ был аргументирован большим количеством вопросов и общей незаинтересованностью в проводимом исследовании, нежеланием отвечать на вопросы, связанные с изучением того, идентифицируется ли личность со специальностью. Подобное явление в определенной степени отражает степень индифферентности студентов выбранной им специальности.

 

Проведенные исследования, несмотря на малую выборку, позволяют сделать следующие предположения.

Для наиболее углубленного изучения профессиональных предпочтений студентов, степени их адекватности выбранной сфере деятельности необходимо проводить по данным критериям сравнительный анализ среди студентов-выпускников нескольких выпусков.

Необходимо проводить дифференциальные исследование «Я-концепции» на ступенях профессионального становления, что даст достоверные результаты при разработке и использовании более эффективных методик, касающихся только данной проблеме.

Самоидентификация студента–социального работника развивается и достигает высокого уровня в условиях создание ситуации заинтересованности в выбранной им профессии. Возможна разработка индивидуальной учебной программы с учетом познавательных интересов студента.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.