Сделай Сам Свою Работу на 5

Самый бедный 1 2 3 4 5 6 7 Самый богатый





Нужно было отметить своё субъективное положение на этой шкале. В итоге 1 и 2-ой уровень – люди, потерявшие работу более 6 месяцев назад, возраст 32 – 45 лет, образование среднее специальное, высшее гуманитарное; 5, 6-ой уровень – предприниматели, возраст 23 – 38 лет, в основном мужчины, образование среднее специальное, высшее техническое.

Потом этим испытуемым предлагалась методика ценностных ориентаций Рокича М. Испытуемых просили проранжировать семь наиболее важных, проводилось усреднение показателей.

Основными выводами можно назвать следующие:

Были выявлены две основные группы безработных с конструктивным и деструктивным стилем поведения в кризисных ситуациях.

Факт потери работы влияет на личностные особенности испытуемых. В результате математической обработки выявлены значимые различия в некоторых личностных особенностях в группах безработных и работающих испытуемых. Выявлено явное сходство когнитивной картины мира, то есть значимых конструктов, испытуемых с конструктивным стилем поведения в кризисных ситуациях, и предпочитаемых ценностей предпринимателей, т. к. их субъективный социально- экономический статус не столь разительно отличается по сравнению с первой группой (конструктивно действующих) безработных. Кризисное положение личности при отсутствии работы накладывает отпечаток на структуру личности человека, его ценности и преобладающий стиль поведения в кризисных ситуациях.



 

Практическое значение работы заключается в том, что впервые был разработан вариант Теста личностных конструктов (техника репертуарных решеток) именно для людей, потерявших работу. С его помощью может вестись коррекционная работа, направленная на побуждение активности деструктивно действующих безработных. При этом коррекция осуществляется уже в процессе проведения ТЛК и не только психологом, но и безработным самостоятельно, что особенно ценно.

Итак, кризисное положение личности при отсутствии работы накладывает отпечаток на структуру личности человека, его ценности, преобладающий стиль поведения в кризисной ситуации. Имеющаяся картина мира может изменяться , более менее перестраиваться под влиянием данного кризисного события.



Необходимо также заметить, что психологический дискомфорт, появляющийся в результате потери работы (неуверенность в будущем, социальная дезадаптация) ведут к дисбалансу отношений в семье, психологической невратизации, а это, в свою очередь не может не сказаться на здоровье безработных. Любой человек, который в наше сложное время по той или иной причине, часто не зависящей от него, теряет работу, приобретает статус безработного нуждается в медико-социальной защите. Именно в этом направлении должны вестись дальнейшие исследования по данной проблеме.
Влияние насилия в семье

На становление личности ребенка

Василевская И.В., ЯрГУ

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья может выступать как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи состоит в том, что ребенок имеет своеобразные стандарты мужчины и женщины, имеет возможность перенимать опыт поколений, наиболее безболезненно и естественно пройти процесс социализации. Но вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Одной из сторон деструктивного воздействия семьи на личность ребенка является насилие. Насилие в семье может проявляться в разных формах: физическое, сексуальное, эмоциональное – оно сопутствует жизни многих семей, с ним приходиться сталкиваться часто, но совсем не всегда оно воспринимается именно как насилие над теми, кто в него вовлечен. Более того, во многих случаях и насильник не считает, что совершает насилие, и жертва не считает, что подвергается насилию, и свидетель насилия не понимает, что же он все-таки наблюдает. Но все же подавляющее большинство случаев насилия совершается насильником осознанно, и жертва, как правило, ясно осознает это.



Формы проявления насилия в семье могут быть разнообразны. Насилие может быть эмоциональное, физическое, сексуальное, насилие над другими членами семьи, над животными и т.д. Интенсивность и форма проявления зависит от различных обстоятельств: пола, возраста ребенка, уровнем образования и воспитания членов семьи, их социальной и материальной принадлежностью, склонностью к алкоголизму и наркомании, психическим и физическим здоровьем, зависимостью от характеристик прародительской семьи.

Насилие, в какой бы форме оно не проявлялось, обязательно оставит свой след на детской психике. Говорить в этом случае можно как о положительном, так и об отрицательном влиянии. Положительное влияние очень не значительно, тем не менее оно во-первых: в определенной степени формирует дисциплину, и во-вторых: переживание некомфортных ситуаций ребенком способствует накоплению специфического опыта и переживаний, которые но сможет использовать в дальнейшем, сравнивая их с возможным благоприятным исходом.

Как правило, основным источником насилия ребенка в семье является процесс воспитания взрослыми. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, и конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Те же из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрпримерами. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности – все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Насилие в семье во всех своих проявлениях встречается очень часто. Так, анализ результатов проведенного исследования показал, что практически 40% всех опрошенных детей подвергаются эмоциональному насилию, причем такие случаи наиболее часты в неполных семьях.[9] Жертву эмоционального насилия определить сложнее, но именно у эмоциональных травм наблюдаются далеко идущие последствия. Стресс, который испытывает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в результате насилия физического или сексуального. Не так давно стала известна болезнь - «психологическая карликовость», когда в результате глубоких психологических травм перестает вырабатываться гормон роста. Его недостаток отражается не только на физическом, но и на умственном развитии.

Физическое же насилие практически всегда осознается жертвой, и осуществляется насильником, как правило, преднамеренно. Физическое насилие в повседневной жизни распространено широко и настолько привычно, что воспринимается нашим сознанием почти как норма. Возвращаясь к результатам проведенного исследования можно предположить, что примерно половина всех опрошенных детей (49%) подвергаются физическому насилию в той или иной степени. Такие дети составляют группу риска – они чаще совершают преступления, склонны к употреблению наркотиков и алкоголя. Примерно у 75% детей, хотя бы однократно подвергшихся физическому насилию, есть те или иные проблемы. Если пострадавшие не проходят соответствующую терапию, то по статистике в 60% случаев подвергаются повторному насилию.

Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни из признаков таких расстройств наиболее заметны у ребенка так называемые симптомы повышенной возбудимости: раздражительность, нарушение сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольные реакции на то, что напоминает о событии, вызвавшем когда-то травму. Есть и еще одно следствие опыта насилия, которое в каком-то смысле страшнее перечисленных выше: пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. У ребенка низкая самооценка приводит к тому, что он перестает искать доброе отношение к себе, стремиться к успеху. Пережитый опыт насилия научит его совершать насилие по отношению к более слабым и беззащитным. Многие взрослые насильники в детстве были жертвами насилия.

Ребенок, ставший пассивным свидетелем насилия, также испытывает негативные последствия этого опыта. Самое печальное следствие – это ощущение беззащитности. И своей собственной и жертвы. Непреодолимая, безнадежная беззащитность – а затем либо смирение и превращение в покорную жертву, либо яростный протест - и рождение агрессивного насильника.

Итак, получается замкнутый круг: насилие порождает насилие. Где есть насилие, там есть жертвы. Участники треугольника насильник – жертва – свидетель воспроизводят эти роли в последующих поколениях и/или с другими людьми. Мало кому удается избежать этого самостоятельно, без специальных усилий или специальной помощи.

 

Литература

1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи» М; 1988г.

2. Варга А. «Насильник поневоле» ЭКО; 1997 г; №9.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.