Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ В СВЕТЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ





C.Д. Шерстнева, РГУ

Темой данной работы является исследование применения метода, направленного медитирования для психокоррекции и психодиагностики личности. Этот метод базируется на основанном К.Г. Юнгом методе активного воображения. Темы для работы с направленным медитированием взяты из работы Р.Дезолье «Направленное фантазирование» (18). Для закрепления полученных навыков были использованы основные упражнения психосинтеза Р. Ассаджоли (2), медитации Рам Дасса (14).

Принято считать, что происходящие на ментальном плане изменения влияют на изменения и в физическом плане. Юнг писал: «Так как активное воображение продуцирует весь материал в сознательной форме, он в данном случае является значительно более оформленным, нежели в сновидениях с их непонятным языком. Он значительно более содержателен, нежели в сновидениях. Например, в нем есть чувственные ценности, о нем можно судить с помощью чувств... Объективируя свои надындивидуальные образы и понимая присущий им смысл, пациент способен сам выразить все ценности, которыми богат его архетипический материал. Благодаря этому он может его увидеть и бессознательное становится ему понятным. Более того, эта работа определенным образом влияет на него самого. Всё, что он ни вкладывает в нее, оказывает на него ответное воздействие и вызывает изменение его позиции, которую я пытался определить через представление о центре, не сводимом к эго» (24).



Последователи Юнга развили его учение дальше. Одним из них был Р.Дезолье, чей метод является необходимой частью таких современных высокоэффективных методов краткосрочной терапии как гипноанализ, эриксоновская терапия, психосинтез. Его исследования близко подводят нас к вопросу о роли мистических и эстетических переживаний в развитии личности.

По мнению Юнга, бессознательные процессы недоступны непосредственному наблюдению, однако их продукты, пересекающие порог сознания, можно разделить на два класса. К первому принадлежит узнаваемый материал, имеющий явно индивидуальное происхождение, т.е. индивидуальное бессознательное. Содержания второго класса трудно поддаются чёткому определению, но у всех них есть одна общая особенность - их мифологический характер. Они принадлежат человечеству в целом и имеют коллективный характер. Юнг назвал их архетипами. «Из этих слоев возникают содержания, носящие надличностный, мифологический характер - другими словами, архетипы, которые вследствие этого я называю внеличностными или коллективным бессознательным».(24).Юнг обратил внимание на то, что архетипы обладают большой динамической силой и избавиться от них невозможно, вследствие этого он предложил на окончательном этапе терапии отделять индивидуальную связь с аналитиком от надындивидуальных факторов. Для этого он использовал объективацию надындивидуальных образов, т.е. отделение сознания от объекта.



Динамика прохождения медитаций в данной работе соответствует вышеописанным утверждениям - от осознания низших слоев психики к более высоким, от разрозненности - к целостности личности и дальше - к постижению сущности и объединению с ней.

Эксперимент по работе с направленным фантазированием продолжался в течение полугода. Он был разделен на несколько этапов. В первый из них входило первоначальное собеседование с обследуемыми, тестирование, дающие общее представление о них. На втором этапе проводилось ознакомление обследуемых с основными представлениями об используемой методике и работа с шестью темами для направленного медитирования Р.Дезолье. Третий этап включал в себя закрепление полученных навыков и обучение самостоятельной работе. В зависимости от того, насколько успешно был проведен второй этап, и от способностей испытуемых, он мог проводиться испытуемыми самостоятельно в соответствии с рекомендациями, данными им. В каждом случае этот вопрос рассматривался индивидуально. Четвертый этап включал в себя направляемые медитации, ведущие к тождественности с сущностью. В него входили заключительные упражнения из (2) и (14).Он также находился в прямой зависимости от целей, с которыми испытуемые обратились к проводимой терапии. Пятый этап включал в себе заключительные тестирование и беседу, в которой предлагались способы, практики или техники для проведения самостоятельной работы. Критерием перехода от одного этапа к другому служили показатели самочувствия испытуемых, их отчеты, результаты тестирования, и т. п.



В качестве основных рекомендаций во время начальных сессий испытуемым напоминали о том, что происходящее в медитации – «их сон», говорилось, что они в полной безопасности, стимулировались проявления самостоятельности, творчества.

Процесс данной терапии включал в себя три фазы: 1.Открытие и изучение болезненных паттернов пациента. 2.Переобусловливание этих болезненных паттернов. 3.Установление новых и подходящих динамических паттернов. О завершении терапии свидетельствовала реконструкция поведения пациента, касающаяся большинства его потенциалов во всех областях жизненного функционирования. Достижение этой цели стало возможным благодаря способности мозга создавать новые «временные связи».

Принято считать, что невротическое поведение является «аффективным торможением», говорящим о незрелости людей, страдающих неврозами. В проведенной работе искомым поведенческим целям служило овладение пациента своими инстинктивными реакциями и выработка способностей сохранять здравый смысл в трудных и опасных ситуациях, оценивать ситуации реалистически и отвечать действиями, принимающими в расчет права других, равно как и свои собственные интересы.

В данной работе задачи эмоциональной зрелости, социализации инстинктов, психического роста осуществлялись через использование идей подъема и спуска, позволяющих субъекту спонтанно конструировать мир образов, символически выражающий не только привычные и типичные эмоциональные реакции, но и другие, выражать которые он способен научиться. Используя в этом механизм самовыражения, пациент спонтанно соскальзывает в использование символизма, где отсутствуют цензура и сопротивление с его стороны, что приводит к существенной экономии времени. Использование помощи пациентам для решения проблем в воображаемой ситуации помогало им преодолеть беспокойства, способствовало затуханию вредных рефлексов, которые, хоть и соответствовали конфликту, были активными только в воображении пациента и не усиливались в текущей реальной ситуации. Таким образом, происходило развитие новых динамических паттернов, переносимых из реальности воображаемого мира в реальность настоящую.

Используя результаты проведенной работы, можно сказать, что наибольшего успеха описанной терапии можно ожидать от пациентов, относящихся к среднему или сильному по силе мыслительных процессов, возбудимому, подвижному типу высшей нервной деятельности с преобладающей второй сигнальной системой. В конце эксперимента значительно увеличились характеристики адекватности самооценки, искренности, повысились показатели второй сигнальной системы, параметры, характеризующие силу возбуждения и торможения, их инертность и подвижность, стали более гармоничными, улучшилась эмоциональная стабильность, коммуникабельность, адаптивные способности.

Проведенный опрос участвующих в эксперименте подтвердил то, что в символической форме процесс восхождения на гору повторял условия, сопутствующие процессу рождения испытуемых, т. е. обозначились связи между описанными Ст. Грофом БПМ и условиями, соответствующими воображаемому подъему на гору.

К примеру, клиент К. при первом «подъеме», дойдя до середины пути, наотрез отказался идти дальше, лишь с помощью воображаемой группы спасателей он смог достичь вершины горы. В интервью после сессии К. рассказал о том, что его матери было сделано кесарево сечение. Он провел параллель между испытанными им во время подъема ощущениями и способом, которым произошел на свет, испытал инсайт. После этого К. на следующей сессии дошел до вершины самостоятельно. Результатом работы на этом этапе стало то, что в реальных ситуациях К. научился самостоятельно доводить до конца начатые дела, одновременно враждебное отношение его к матери сменилось на более мягкое.

Клиентка Р. во время первого «восхождения», только выйдя на тропинку, ведущую к горе, увидела, что вокруг вырастают скалы, пытающиеся ее раздавить. Обсуждение происшедшего на сессии натолкнуло Р. на мысль о том, что, по рассказам матери, родовая деятельность была внезапно прервана, и Р., по всей вероятности, застряла в родовых путях, что по Грофу соответствует БПМ 2. Осмыслив происшедшее с нею, Р. на следующей сессии смогла пройти до вершины самостоятельно, однако по дороге она встретила женщин, мешавших ей идти дальше. Обсуждение этого факта вначале натолкнуло Р. на мысли о том, что ее отношения с женщинами всегда были проблемными. Дальнейший разговор выявил, что во время беременности у матери Р. была резусная несовместимость с плодом (плохая БПМ-1 по Грофу), женщина-врач требовала, чтобы мать Р. сделала аборт, но та отказалась. Р. поняла, что на протяжении своей жизни она переносила описанную выше ситуацию на взаимоотношения с женщинами, проецируя на них то «плохую материнскую среду», то «врача-убийцу». После этого Р. смогла достаточно просто преодолеть «гору», в реальной же ее жизни последовало значительное улучшение ее взаимоотношений с людьми, повысилась социальная адаптация, появилось больше энергии на выполнение реальных жизненных задач.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.