Сделай Сам Свою Работу на 5

Рыжов В.В., Ольховский В.Н., Носков М.В., Володько Н.В.





(Нижний Новгород)

Высшие уровни общения без сомнения обладают повышенными социально-психологическими потенциалами: развивающими, воспитывающими, социализирующими, коррекционными. В качестве одного из них в наших исследованиях изучается диалог.

Понятие диалога отнюдь не является новым, однако осмысление психологического и нравственно-духовного его содержания принадлежит последнему времени. От блестящего анализа диалога как формы речи в лингвистике и теории речи (Е.Ф.Будде, Л.В.Щерба, Л.П. Якубинский), философско-психологического исследования диалогических отношений в литературоведении, истории, философии, культурологии (М.М.Бахтин, Л.М.Баткин, В.С.Библер, М.С.Каган), нравственно-психологического осмысления общения людей в христианско-философских исследованиях (Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, С.Кьеркегор), к современному психологически-духовному пониманию диалога как главнейшего условия полноценного развития человека и общества в гуманистической и христианской психологии и антропологии.

В гуманистической психологии диалог - первичная, родовая форма человеческого бытия личностно-развивающего общения. Основными условиями такого общения являются: (1) естественность, открытость и спонтанность отношений, (2) безусловное позитивное отношение к людям и себе, взаимопринятие и забота друг о друге, (3) эмпатическое понимание, тонкое и адекватное» сопереживание, активное и рефлексивное слушание, настроенность на другого. Эти условия одновременно суть важнейшие потенциалы и действенные силы диалога, влияющие на психологические и личностные изменения в людях, на развитие их индивидуальных потенциалов. Сотрудничество и диалог наиболее адекватны социальной природе человека вообще, оптимальны для здорового и гармоничного развития личности и общества. Только в условиях диалога возможны действительно глубокие и эффективные психологические, педагогические, духовные и иные влияния на личность человека.



Анализ существующих и обобщение собственных исследований позволяет выделить следующие нормативы диалога как высшего уровня общения:

1. Диалогическая установка сознания. Это - способность личности вмещать духовные проблемы всех времен и культур и понять их сообразно их собственной логике, самобытности и уникальности; способность быть гражданином мира, сыном человечества; сострадать всякой нужде, где бы кто бы ее ни испытывал; воспринимать всякую несправедливость и всякое зло, где бы они ни проявились, личностно; радоваться всякому добру, где бы оно ни наблюдалось, как личному достоянию. В русской литературе такая установка сознания личности как признак ее диалогичности ярко представлена в творчестве Ф.М.Достоевского, романы которого легли в основу диалоговедения М.М.Бахтина.



2. Активное диалогическое отношение к собеседнику. Здесь находит выражение вера партнеров в позитивное начало человека, в его изначальную доброту и моральность, творческие возможности и искренность, в его способность различить и избрать истинные духовно-нравственные ценности и построить в соответствии с ними свое поведение, общение, способ жизни.

3. Признание неповторимости, уникальности и самоценности другого, безусловное и безоценочное отношение к нему, принятие его, следование принципам: «Не судите, да не судимы будете; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» и «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не видишь».

4. Доминанта на «Собеседнике», актуализация «Лица» (А.А.Ухтомский ) в отличие от ориентации на «двойника».

5. Эмоциональная и личностная раскрытость партнеров, по-детски доверительное, бескорыстное и искреннее выражение своих переживаний, мыслей и отношений.



6. Доброжелательность как выражение безусловной любви к собеседнику (желания ему добра и сострадания о зле, какое в нем есть), свободное и естественное следование принципу: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

7. Неформальность общения, внеролевое и внеигровое поведение, отсутствие устремлений к обману и манипулированию, а также боязни подвоха и ловушки, когда «из доброго сокровища сердца выносится доброе, и от избытка сердца говорят уста».

8. Ориентация на актуальные состояния личности «здесь и теперь», вера в подлинную ценность не прошлого или будущего, но настоящего, в котором только и свободен человек для совершения своего выбора. Это позволяет человеку быть свободным от стереотипов и предвзятостей, жить свободным и радостным творчеством в общении.

9. Диалогическое проникновение, которое в своем предельном выражении есть событие, единство физического, психологического и духовно-нравственного пространства жизни общающихся людей. При этом «подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее» (М.М. Бахтин).

В основе общения-диалога лежит особое отношение к человеку, суть которого выражается понятиями любви и благоговения в их универсальном и изначальном смыслах - желание добра и сострадание о всеобщем и имманентном человеческом зле - греховности.

Для нас очевидны пять выводов из рассмотрения этого (далеко неполного) перечня нормативов диалога:

1. Подлинный диалог есть высшее и совершенное общение, каким оно было изначально заложено в социальную природу человека. Достижение диалогического уровня в реальном общении между людьми ограничено греховной природой человека и потому в полноте его характеристик оно либо невозможно, либо чрезвычайно редко. Возможно, однако, большее или меньшее приближение к нему. Это процесс, в котором общение все более приобретает черты диалога. Мы называем его диалогизацией общения.

2. Детерминантой диалога является духовность личности участников общения и духовно-нравственная ориентация их взаимодействия. Способность к диалогическому общению может быть рассмотрена как выражение нравственно-духовных потенциалов личности. Под духовностью понимается способность различать и выбирать истинные ценности и в соответствии с ними строить жизнь, деятельность, поведение и общение.

3. Нормативы диалогического общения есть одновременно характеристики личности его участников. Взятые в полноте, они описывают диалогическую личность. В данном понятии мы фиксируем высший уровень развития индивидуальных коммуникативных и духовных возможностей человека, проявляющихся в его отношениях и позволяющих ему общаться диалогически.

4. В диалоге сконцентрированы и предельно заострены социально-психологические, духовно-нравственные, преобразующие потенциалы человеческого общения. Это делает его чрезвычайно мощным фактором решения серьезных человеческих проблем.

5. Условием подлинной и полной диалогизации общения является духовное возрождение одухотворение личности в результате освобождения от несовершенных и извращенных способ общения и взаимоотношений с людьми и Богом (покаяние).

Данные положения легли в основу нескольких, выполненных нами экспериментально-психологических исследований, кратко описанных ниже.

1. Исследование психологического механизма диалогизации общения.

Теоретическая модель изучаемого механизма представлена пятью основными блоками условий и факторов, в совокупности обеспечивающих процесс диалогизации общения: (1) деятельностный - предметно-содержательное единство совместной деятельности, объединяющей людей для общения; (2) мотивационный - общность целевой и мотивационной направленности участников общения, мера вовлеченности и устремленности к предметному содержанию сотрудничества; (3) личностный - согласованность ценностных ориентаций, личностно-психологическое единство, «родство душ»; (4) духовный - духовная близость, берущая начало в общечеловеческих ценностях и идеалах, устремленность к духовному единству на основе отношений доброты, любви, искренности, открытости; (5) коммуникационный - информационно-языковое единство, согласованность средств общения и понимания.

Экспериментально доказывается, что процесс диалогизации обеспечивается совокупным действием всех пяти условий при доминирующей роли духовного компонента.

2. Исследование роли диалога в преодолении личностных трудностей и проблем участнике общения.

Анализ трудностей и проблем личности показал их обусловленность различными факторами - психофизиологическими, психологическими, социально-психологическими, социальными, нравственно-духовными. Однако, вся их совокупность в познавательной, коммуникативной, эмоциональной, волевой и других сферах личности детерминирована единой природой их происхождения, которая состоит в дисгармонии душевно-телесного и духовного «Я» личности. Построена универсальная классификация личностных трудностей и проблем в общении: (1) психофизиологические трудности: повышенная утомляемость, потливость, сонливость и др.; (2) трудности по признаку «норма-невроз» то есть, те или иные невротические проявления личности в общении; (3) когнитивные трудности: дефекты восприятия, внимания, памяти, мышления и др.; (4) коммуникационные трудности: скудость словаря, затрудненное словесное оформление мыслей, неэффективный стиль общения и др.; (5) эмоционально-регулятивные трудности: повышенная возбудимость, инфантильность, эмоциональная неуравновешенность, агрессивность и др.; (6) характерологические трудности: эгоцентризм, ригидность, аутичность, отчужденность, некоммуникабельность, подозрительность и др.; (7) мотивационные трудности: несформированность или дефектность потребности в общении, борьба мотивов, сверхсильная деструктивная мотивация общения и др.; (8) ценностно-ориентационные трудности: потеря смысла, потеря цели, смешение целей, остановка в развитии, ощущение бесперспективности др.; (9) духовные трудности: дефицит способности к любви, прощению, взаимопониманию, чуткости, отзывчивости и т.д.; недостаточное понимание сущности и предназначения собственной личности и личности других людей; «заземленность» потребностей и запросов, отсутствие ориентации на высокие нравственные идеалы, примитивная эгоцентричность в отношении партнеров по общению, различные формы проявления гордыни, зависти, болезненного соперничества, стремление осуждать, оценивать, порицать при явном или неявном представлении о собственной непогрешимости; дефицит совести и т.д.

В сравнительном анализе экспериментальных данных доказано, что личностные трудности (проблемы) могут эффективно преодолеваться через организацию общения на высшем, личностно и духовно ориентированном уровне - в диалоге, обладающем мощным потенциалом катарсиса.

3. Диалогическое общение как фактор преодоления социально-психологической дезадаптации.

Анализ представлений о дезадаптации, ее критериях, условиях и причинах возникновения показал, что любые формы дезадаптации, возможно, имеют единую природу, состоящую в нарушении внутренней гармонии телесно-душевной и духовно-нравственной сфер личности, вызывающем затруднения в общении и обучении.

Исследуя описанные в литературе уровни адаптации личности - психофизиологический, в котором осуществляется оптимальная организация психофизиологических соотношений, сохранение соматического здоровья и эмоционального благополучия; социальный, включающий в себя особенности микросоциального взаимодействия, формирование адекватных межличностных взаимодействий, учет экспектаций окружения, достижение социально значимых целей; личностный или индивидуально-психологический, включающий развитие личностных и типологических особенностей человека, его актуальных состояний, сохранение психического здоровья и т.д. - мы отмечаем и недостаточность и рассматриваем возможность выделения еще одного, универсального, на наш взгляд, уровня адаптации личности - духовно-нравственного, являющегося стабилизирующим не отношении личности с организмом, или с другими людьми, а в ее отношении к самой себе. Этот уровень связан с гармонизацией телесно-душевной и духовно-нравственной сфер личности. На этом уровне происходит осознание человеком собственной значимости, уникальности, смысла своей жизни;

обретается эмоционально-психологическое и нравственное благополучие, создаются условия для преодоления любых форм дезадаптации.

Духовно-нравственный уровень адаптированности характеризуется способностью к децентрации, «доминантностью на собеседнике», умением понимать свободу выбора другого человека, в частности ребенка. Педагог в современных условиях - не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему душевному росту и кто растет сам, развивая окружение детей и взрослых. Поэтому настоящим педагогом становится сегодня не просто человек знающий, а человек, способный к духовному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Достижение такого уровня адаптации личности - одна из новых ценностей образования. Она связана с характером педагогического общения в учебно-воспитательном процессе.

В экспериментальном исследовании показано, что учебно-воспитательный процесс, построенный на принципах личностно и духовно ориентированного диалога, является наиболее существенным фактором преодоления любых форм школьной дезадаптации детей. Принципы диалога реализованы в учебно-воспитательной работе в школе и семье путем внедрения системы из пяти блоков практических рекомендаций в соответствии с пятью компонентами психологического механизма диалогизации общения: (1) деятельностный - рекомендации по достижению предметно-содержательного единства совместной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе; (2) мотивационный - рекомендации по установлению мотивационно-целевой общности учителя и учащихся; (3) коммуникационный - рекомендации по оптимальному использованию коммуникативных вербальных и невербальных средств; (4) личностный - рекомендации по учету личностных особенностей участников взаимодействия; (5) духовный - рекомендации по достижению духовной близости участников взаимодействия, построение взаимодействия на основе доброты, любви, искренности, открытости. Показана решающая роль духовности педагога и духовно-нравственной ориентации педагогического общения в преодолении школьной дезадаптации детей.

Таким образом, духовный фактор в общении определяется нами в самом общем плане как глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на истинные духовно-нравственные ценности. Духовность представляет собой способность личности различать и выбирать эти ценности, в соответствии с ними строить свое поведение и общение. Объединяющей характеристикой духовности является любовь. Реализация этих ценностей в межчеловеческих отношениях - залог преодоления многих современных социальных проблем.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.