Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННИЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.





Кевбрина М., МГПИ

Два года назад я прошла обучающий тренинг по Интегральной телесной терапии, ведущими которого были М. Щербаков и В. Поздняков. В результате этого опыта у меня возникла идея создать программу детской телесной терапии для детей и родителей. В течение года я сотрудничала с Владимиром Поздняковым, который помог воплотить мне эту идею на практике. Его советы и рекомендации помогли мне как в построении Программы, так и в конструировании отдельных упражнений.

Программа «Волшебство прикосновения» была апробирована в 1997 году в школе №942 и до сих пор с успехом проводится в ней.

Я постаралась наполнить программу «Волшебство прикосновения» упражнениями, которые помогут улучшить взаимопонимание и психологический климат в семье. А основой сделала комплекс методов эмоциональной разгрузки и активизации возможностей организма, как родителя, так и ребенка через научение их элементам европейских и восточных массажных техник.

Программа основывается на трех важных составляющих: Прикосновение, Слово и Образ.

Все три основания играют большую роль в нашей повседневной жизни. Многие из нас работают в сумасшедшем ритме. Немало энергии отнимает дорога на работу и обратно - домой.Все на нас давит: и служба, и финансовые затруднения, и домашние обязанности. Неудивительно, что под конец дня нам очень сложно отключиться от невеселых мыслей. И именно в таком состоянии мы общаемся с супругами и со своими детьми. Для того чтобы уметь расслабляться, снимать с себя проблемы, которые навешивает социум, да и мы сами, чувствовать свое тело, нужно немало поработать над собой. Наши дети, обучаясь в школе, испытывают не меньше нагрузок и стрессов за целый день. Больше половины дня они проводят сидя за партами, и даже те физминутки, которые проводит учитель с целью помочь детям снять усталость и напряжение, не всегда помогают. Вечер у детей в основном уходит на выполнение огромного домашнего задания, где родители не упускают возможность поругать за плохие отметки или за неправильную нарисованную закорючку. К сожалению, психологов уже не удивляет, когда на консультацию мама приводит ребенка с повышенной тревожностью или страхом или агрессией по отношению к школе.Не редко встречаются дети и с такими симптомами, как резкие скачки настроения или подолгу подавленное состояние, заикание, нервный тик, тремор рук, обмороки. И это не преувеличение, а реально наблюдаемые факты. Как-то на общем родительском собрании в школе я задаю вопрос в зал: «Кто из вас может вспомнить, когда он в последний раз обнимал, гладил, нежно прикасался к своему ребенку, при этом говоря добрые слова?». И вижу всего 3-4 руки. А на вопрос о том, кто помнит, когда в последний раз ругал или шлепал своего дитя, рук стало больше: мамы и папы отвечают, что это вспоминается лучше.





К сожалению, в нашей современной жизни мы мало придаем значение прикосновению или уменьшаем его роль в наших отношениях с людьми. Но прикосновения нельзя рассматривать только как поверхностное физическое касание участка кожи. Нередко оно оказывает на человека очень сильное эмоциональное влияние, затрагивая самые значимые ценности нашего бытия. В коже человека расположены около пяти миллионов тактильных рецепторов. Только на одном кончике пальца их три тысячи. Вся информация о разнообразных прикосновениях поступает от этих рецепторов в головной мозг. Одно-единственное касание способно изменить состояние человека. Дружеская ладонь на плече может нормализовать кровяное давление. Если вы попросите своего близкого человека положить его одну ладонь вам на лоб, а другую на шею, под подбородком, то через несколько минут вы почувствуете, как избавились от сильной усталости или стресса. Прикосновение стимулирует мозг к повышенному выбросу эндорфинов - естественных обезболивающих средств. Поэтому, когда мать обнимает плачущего ребенка, ободравшего коленку, обещая, что боль скоро стихнет, его боль действительно утихает. Непрерывное длительное поглаживание может дать еще больший эффект. Массаж способен улучшить лимфообращение, а тем самым улучшить работу иммунной системы организма и снизить уровень так называемых стрессовых гормонов. Владимир Поздняков всегда говорит: «Руки любящего родителя, знающего даже немного приемов, могут принести гораздо больше пользы, чем руки более знающей, но формально, относящейся к своей работе массажистки»(В. Н. Поздняков «Новая телесная терапия для детей и родителей», 1998).



Не только прикосновения, но и ласковые слова матери способны облегчить боль, снять напряжение, улучшить настроение ребенка. Поэтому в программе используется один из элементов интегральной телесной терапии - метафора (небольшой интересный рассказ с понятными образами, сказка). А также и для того, чтобы телесно ориентированные приемы для ребенка были приятным путешествием по телу, а не страхом перед процедурой. Важность и необходимость добрых, ласковых, внимательных, заботливых слов нашли свое отражение в афоризмах и пословицах: «Доброе слово и кошке приятно» (народная мудрость), «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой» (Эзоп). Мозг, как ребенка, так и взрослого, в состоянии расслабления, релаксации подсознательно впитывает в себя смысл позитивных утверждений и меняет стереотипы нашего поведения.

Прикосновение и слово вызывают в сознании человека образ - третью составляющую программы «Волшебство прикосновения». «Образ - всегда сигнал и имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость, движение, пространственную локализацию. Человек не только ощущает, но и испытывает познавательно-эстетическую потребность в ощущениях. В эти потребности заложена основа умственного и эстетического развития личности, полнота отражения мира и отношение к нему» (Словарь практического психолога). В нашем случае мы имеем дело с чувственным образом (образ восприятия, образ представления). В результате мы задействуем сферу воображения ребенка или родителя. В науке существуют неопровержимые факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с достаточно богатой фантазией в результате хорошо развитого воображения, когда они представляют себе какую-нибудь ситуацию, например, несущую в себе угрозу, может наблюдаться учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика многих психотерапевтических воздействий. Трансформировав образ, профессиональные психологи и психотерапевты могут не только избавить пациента от боли, навязчивых мыслей, но и вывести его из депрессии, помочь сохранить душевное равновесие. В результате обратной связи от тех участников, которые прошли программу «Волшебство прикосновения», мы узнали, что положительные образы, вызванные на занятиях, помогают им в повседневной жизни лучше расслабляться и засыпать, самостоятельно снимать напряжение, корректировать свое настроение.

Еще раз хочу вернуться в начало статьи к эпиграфу. В стихотворении Эльдара Рязанова можно увидеть, как прекрасно сочетаются три составляющие программы «Волшебство прикосновения». Есть в нем и такие строки: «Стих этот старомоден, неказист и слишком прост, но искренен и чист». И действительно, как тут не вспомнить известное высказывание: все новое - это хорошо забытое старое. Как написала одна из участниц наших занятий: «Мы ищем спасения в дорогих микстурах и таблетках, забывая о том, что обладаем такими мощными средствами как прикосновение и слово!»

Программа «Волшебство прикосновения» - это совместный творческий, оздоровительный процесс родителя и ребенка, где каждый полностью включен в него и ориентирован на партнера. Именно в этом случае достигаются хорошие результаты в чувствовании и в понимании другого. Кроме того, доверие, поддержка и любовь становятся неотъемлемой частью наших встреч. Именно это, по словам родителей, помогает уже самостоятельно корректировать семейные отношения, так как эти встречи не только затрагивают непосредственных участников программы, но и тех, кто остается дома в ожидании их прихода. Не только дети, но и подростки начинают видеть в своих родителях друзей. А мамы говорят о том, что стали больше доверять своим детям, чувствовать и понимать их. И учителя все больше убеждаются, что положительный психологический климат семьи играет огромную роль в учебе ребенка и в работе родителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.