Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ГОСУПРАВЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕФЛЕКСИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ





Симонов В.И., ЯрГУ

Развитие творческого потенциала государственных чиновников в принятии решений и решении каждодневных текущих вопросов остается одним из приоритетных направлений совершенствования управленческой деятельности. В этой связи определенные перспективы связаны с привлечением к этой деятельности социальных работников - психологов. Дело в том, что социально-правовой институт государственной службы в новых социально-политических условиях остается важным звеном в реализации задач, определяющих приоритетное развитие общества и государства, а государственный чиновник — той силой, которая предопределяет поступательное движение многих вопросов государственного строительства как в центре, так и на местах. В этой связи вопросы повышения эффективности деятельности управленцев через реализацию их творческого потенциала представляют как научный, так и практический интерес.

Постоянно возникающие ситуации неопределенности, дефицита времени на принятие управленческих решений, требуют от госслужащего нестандартных решений, новых подходов. А это связано с соответствующей подготовкой по развитию творческих способностей руководителей. В определенной степени эти и другие проблемы призвана решать акмеология как наука, изучающая механизмы повышения профессионализма и развития творческого потенциала. Как свидетельствует ситуация по стране в целом, многое из потенциала этой науки явно недостаточно активно внедряется в программы переподготовки и обучения госслужащих. По этой причине хотелось бы остановиться на одном из моментов, связанных с изменением подобной ситуации через совершенствование механизма рефлексии среди руководителей как процесса осмысления и переосмысления содержания профессиональной деятельности, что прошло испытание практикой и показало определенную эффективность. Разработка этой проблемы получила развитие в трудах российских ученых, среди которых О. А. Полищук, С. Н. Маслов, С. Ю. Степанов, Г. И. Катрич, А. А, Деркач, И.Ю. Киселев и ряда других исследователей.



Привлечение психологов к этой деятельности из числа социальных работников вызвано тем, что повышение эффективности управленческой деятельности связано с необходимостью развития рефлексивно-творческих способностей руководителей. Как показали исследования в области психологии творчества, исследования рефлексивно-творческого аспекта принятия решений эффективность рефлексии собственной деятельности во многом зависит от степени развития самой рефлексивной способности и возможности ее актуализации в профессиональной деятельности. И дальнейшая разработка и внедрение методов развития рефлексивно-творческих способностей управленцев может способствовать повышению эффективности их профессиональной деятельности.



В этой связи хотелось бы остановиться на составной части развития рефлексивной способности и возможности свободно актуализировать ее в профессиональной деятельности, какой является наличие готовности к профессиональной рефлексии, что можно охарактеризовать как рефлексивную компетентность. Рефлексивную компетентность можно определить как осведомленность относительно процессов актуализации, организации процессов рефлексии и целенаправленной реализации рефлексивной способности через осмысление и преодоление стереотипов мышления, формирование нового для переходного периода содержания сознания. Она выступает в качестве сложного конструкта, когда субъект может рефлексировать знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия, представления о внутреннем мире других людей и причинах их поступков, свои собственные поступки и поведение, знания об объекте и способы взаимодействия с ним.



Безусловно, компетентное исполнение профессиональных функций по госуправлению должно опираться на фундаментальные знания. Вместе с тем этого явно недостаточно, чтобы развивать инициативность и самостоятельность, поиск нестандартных путей решения задач по изменению содержательного компонента профессиональной деятельности госслужащего. А это и требует творческого подхода к управлению, обеспечения его рефлексией. Несмотря на то, что при решении повседневных задач госуправления руководитель спонтанно осуществляет рефлексию собственной деятельности, сам процесс рефлексии требует большей эффективности и адекватности потребностям различных обстоятельств, т. е. рефлексивная способность должна находиться на более высоком уровне развития, чтобы свободно актуализироваться в профессиональной деятельности. В этом случае рефлексивная компетентность как готовность к профессиональной рефлексии выступает фактором совершенствования личности руководителя и определяет ее саморазвитие. Таким образом может обеспечиваться инновационный характер управленческой деятельности. Причем, сам механизм рефлексии обеспечивает адекватное развитие всех остальных видов профессиональной компетентности управленцев. Как показывает практика, развитие рефлексивной компетентности хорошо осуществляется в рамках рефлексивно-творческого подхода к построению инновационных обучающих практик на основе социально-ориентированного гуманитарного знания, которым владеет социальный работник и на его основе может оказать существенную практическую помощь по развитию рефлексивной компетентности у наших управленцев.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ

ПОЗИТИВНОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ

К. ДОМБРОВСКОГО

Е. Т. Тытарь, Ростовский университет

Казимеж Домбровский (Kazimierz Dabrowski) – доктор медицины и философии. Клинический психолог, психиатр и педагог. Учился в университетах: Познанском, Женевском, Венском, Гарварде, Сорбонне, Балтиморе. Стипендиант нескольких фондов, в том числе: Рокфеллера, Форда, ООН, Centre Nationale des Kecherches Scientifiques, Совета Канады. Инициатор движения психической гигиены в Польше в 1930 году. К этому же времени относится начало разработки им основных принципов теории позитивной дезинтеграции, в основе которой лежит представление о развитии личности как нравственного существа. В 1935г. организовал Институт психической гигиены, которым руководил до 1949г. (в том числе и нелегальной деятельностью этого Института во время фашистской оккупации Польши). В 1958 – 1966 годах был руководителем Института Психической гигиены и детской психиатрии Польской Академии Наук.

К. Домбровский читал лекции по клинической психологии и психопатологии в университетах Alberta и Laval (Канада). Автор многих публикаций.

К. Домбровский принадлежал к направлению гуманистической психологии, по-своему развивая основные её идеи и создавая свои формы и методы.

В 1977 г. в Варшаве по инициативе и под руководством профессора К. Домбровского был создан Центр психической гигиены для здоровых людей. Он был создан на основе Консультационного центра творческого развития, организованного для людей творческого труда по инициативе К. Домбровского и Ежи Гротовского, известного теоретика театра. Этот консультативный центр имел в своей составе философа, психолога, педагога, психиатра, терапевта и невролога. К. Домбровский полагал, что только такой «единый фронт» специалистов может гарантировать всестороннюю помощь человеку, обеспечивая глубокий «многоуровневый» диагноз состояния пациента.

Теория позитивной дезинтеграции нашла широкое применение в различных странах. Её принципы и методы лежат в основе практики многих действующих педагогических и психоневротических учреждений не только в Польше, но и в ряде других стран.

Умер К. Домбровский в Варшаве, в декабре 1980 года.

В основе теории позитивной дезинтеграции (ТПД) лежит представление о человеке как о субъекте, способном на непрерывное развитие, более того – «приговоренном» к развитию. В процессе этого непрерывного становления человек проходит ряд фаз (биологических) и уровней (социально-психологических); процесс этот совершается на «территории» внутренней психической среды - (ВПС) - термин К.Домбровского, - которая определяется автором как «система внутренних тенденций и динамизмов индивида, одно- или многоуровневых, иерархических или равнозначных, гармоничных или противоречивых».

Процесс психического развития осуществляется через механизмы позитивной дезинтеграции (ПД), которая, по мере своего углубления, ведет сначала к частичной вторичной интеграции, а потом - к целостной вторичной интеграции. Это - открытый процесс, продолжающийся всю жизнь человека, принципиально не завершаемый. ПД осуществляется за счет потенциала развития (ПР), которым в той или иной степени обладает огромное большинство людей и который состоит из таких черт, как впечатлительность, заинтересованность, способности, внутренняя психическая среда, и т.д. Важнейшее значение в ТПД имеет понятие иерархии внутренних ценностей и целеустремлённость.

Позитивная дезинтеграция - это ослабление или даже распад первичной психической структуры индивида в периоды созревания, при неврозах, психоневрозах, во внешних и, что важнее всего, внутренних конфликтах. ПД является фактором, способствующим ускоренному психическому и творческому развитию. Важный момент ПД это позитивная неприспособленность, т.е. неприспособленность к действительности, носящая творческий характер, отражающая самостоятельность развития.

С ТПД связано понятие внутренней психической среды. ВПС - это определенное единство разнородных психических динамизмов разного уровня (одноуровневых и разноуровневых), находящихся во временной гармонии, но главным образом - в конфликте. Это та среда, в которой разыгрывается внутренняя драма человека, стремящегося через напряжения, конфликты, ретроспекцию и проспекцию к уровню личности и ее идеалам, и далее, в направлении раз от разу все более высокой иерархии ценностей и целей, здесь, в ВПС, под воздействием внешних факторов, а иногда и без них, разыгрываются все явления развития: творческие, патологические, сознательные и полуосознанные. Здесь возникают энтузиазм, депрессия, тенденции к самоубийству, к творчеству, неврозы и психоневрозы.

Все эти динамизмы ВПС в рамках ТПД описываются через пять уровней психического развития.

Прежде чем перейти к характеристике этих уровней, следует сказать о том, как ТПД представляет психическую болезнь и психическое здоровье.

По мнению основателя ТПД К.Домбровского, «психическое здоровье - это способность к многостороннему и многоуровневому психическому развитию». Эта многосторонность и многоуровневость включает в себя все основные функции человека: интеллектуальные, сенсорные, интуитивные, волевые и т.п., а также моральные, эстетические и социальные ценности. Психическое здоровье оказывается процессом внутреннего развития личности в направлении все большей общественной значимости, ценности человека как члена общества через повышение его самоценности как личности.

Психическое здоровье также предполагает, как отмечает К.Домбровский, «отсутствие тяжелых хронических психопатологических синдромов инволюционного, диссолютивного и ущербного характера». В этом случае определение психической болезни звучало бы так: «Психическая болезнь представляет собой неспособность к психическому развитию и наличие тяжелых хронических инволюционных и диссолютивных явлений»[3]. Т.о., понятие психического здоровья включает в себя непременным условием развитие, и все факторы и явления психики человека, препятствующие развитию, расцениваются как симптомы психической болезни.

Что же именно развивается, что является материалом и движущими силами психического развития человека?

Согласно ТПД, каждый индивид в своём биологическом развитии проходит несколько определённых фаз, характеризующихся формированием психобиологических доминант, обозначающих важные этапы или переломы в его жизни. Так, фаза младенчества характеризуется преобладанием вегетативной жизни, полной зависимостью от окружающих людей и условий, растущей реактивностью на внешние раздражители и т.п. В период созревания наиболее сильно выражены импульсивность, крайность настроений и мнений, повышенная психическая возбудимость, крайняя неустойчивость самооценки и т.д. Юность, зрелость, старость также имеют свои доминантные характеристики.

Все эти фазы развития человека детерминированы биологически, действуют они автоматически, независимо от воли человека, словом, «внекультурным» образом.

Являясь примитивными характеристиками людей как биологического вида, как и прочие биопсихические явления, фазы развития имеют свои уровни и, по мнению К. Домбровского, составляют «зародыш» будущих высших свойств на уровне личности. В отличие от фаз биологического развития, понятие «уровень развития» описывает явление индивидуальное, не автоматичное, достигаемое путём сознательных усилий, биологически не детерминируемое. Следует строго различать два этих понятия: фазы психического развития и уровни психического развития.

Фазовое развитие подчиняется статистическим законам и является наиболее общей формой развития индивидов как биологических существ, принадлежащих человеческому роду.

Уровни развития представляют собой индивидуально-личностную форму развития и относятся, в отличие от фазы развития, не ко всем, а только к некоторой части индивидов. «Законы рода ослабевают по мере развития все более высоких уровней, а уровень слабеет в результате чрезмерного доминирования фазовых факторов»[4]. С развитием уровней индивид движется в направлении преодоления биологического цикла и своего психологического типа.

При условии ускоренного позитивного, всестороннего развития индивида приходит момент, когда его перестаёт удовлетворять одноуровневая действительность, и человек начинает искать или создавать другие реальности, отличающиеся от ежедневной монотонной, серой, скучной действительности.

Здесь и появляется потребность в преодолении фазовых связей. Отсюда, как считает К.Домбровский, и повышенная психическая возбудимость, внутренние конфликты и кризисы, страхи, депрессии и т.п.

«Человек приговорён к развитию, приговорён - по собственному выбору - к преодолению собственного биологического цикла» [5]. Т.о., у человека нет выбора: он должен становиться человеком, но это становление - тяжкий труд.

У человека, вступившего на путь преодоления биологических фаз развития, начинает развиваться саморефлексия, возникают внутренние конфликты, он перестает слепо подчиняться фазовым автоматизмам, например, возникающим в определенном возрасте сексуальным желаниям без выбора, без союзов дружбы, без чувства ответственности. Преодоление биологического цикла выражается в ответственности за других, неприятии многих проявлений «стадности» в человеческом общежитии, в канонах моды. Выход за пределы биологического цикла и переход на высший уровень развития знаменуется для человека увеличением эмпатии, внутренней независимости, потребности в помощи другим и т.п.

С преодолением биологических фаз тесно связана проблема преодоления собственного психического типа, что включает в себя сознательную внутреннюю перестройку, самовоспитание и аутопсихотерапию. Здесь момент сознательного выбора уже играет ведущую роль, человек перестает подчиняться автоматизмам, ведущим к бездушному приспособлению. Возникает явление, которое К.Домбровский называет «позитивной неприспособленностью» что означает нежелание примеряться с явлениями пошлости, несправедливости и грязи жизни, отказ от приспособления к этому. У индивида появляется собственная программа внутренних перемен многоуровневого характера, возникает иерархия потребностей, ценностей и целей.

Теперь уже развитие индивида не определяется исключительно психобиологическими фазами; совершается сознательный переход на «собственно человеческий» путь развития, который в ТПД представлен как цикл, состоящий из пяти уровней:

1 уровень - первичная интеграция;

2 уровень - одноуровневая дезинтеграция;

3 уровень - спонтанная многоуровневая дезинтеграция, импульсивная и недостаточно организованная;

4 уровень - систематическая и многоуровневая организованная дезинтеграция;

5 уровень - вторичная интеграция (уровень собственно личности).

Первый уровень является самым низким уровнем развития. Он находится скорее за границами ВПС, это - исходный пункт развития дальнейших уровней. Люди, находящиеся на этом уровне, обнаруживают обычно примитивную интеграцию инстинктов с подчиненным им интеллектом. Их характеризует одностороннее интеллектуальное развитие с недоразвитием чувств. Воображение их находится во власти сильных примитивных инстинктов и влечений. У этих людей практически отсутствуют внутренние конфликты, не развита эмпатия, отзывчивость на страдания и смерть людей, отсутствие понимания и попыток разрешения проблемы собственной смерти. Согласно К.Домбровскому, первый уровень характеризует большинство так называемых обычных людей, а также людей на грани психопатии и психопатологии. Это - индивиды агрессивные, часто коварные, обычно ловкие, динамичные. Решают все быстро, без колебаний. Не очень щепетильные, они производят впечатление, что «на них можно рассчитывать». Всегда руководствуются собственными интересами и охотно используют других людей в своих целях, их мало впечатляет несправедливость по отношению к другим людям. В своем стремлении к цели они ни перед чем не остановятся. Разумеется, существует моральная градация этой группы: от психопатов до т.н. «средних людей», у которых психопатия развивается под влиянием несчастливо складывающихся внешних обстоятельств (война, экономический кризис и т.п.). В этих условиях они, как правило, подчиняются психопатической группе людей, сохраняя, однако, некоторые колебания и незначительную впечатлительность.

На этом уровне отсутствуют динамизмы психического развития; он характеризуется жесткостью, отсутствием эмоциональных связей с другими людьми (другие люди на этом уровне трактуются как предметы), внешней конфликтностью. Поведение индивидов этого уровня отличается эгоцентризмом, что выражается, в частности, в стремлении к занятию постов, дающих силу и власть. Как отмечает представитель школы ТПД М.И. Пеховски, “Характерные черты авторитарной личности... в точности соответствуют характерным чертам первичной интеграции”[4].

Следующий уровень развития - одноуровневая дезинтеграция. Здесь уже имеет место радикальный отход от монолитной структуры первичной интеграции. Ориентация на внешний мир и его оценки всё ещё сильна, однако появляются сомнения, колебания, неуверенность при принятии некоторых решений. Эмоциональные связи с другими людьми здесь уже существуют, однако некоторые их стороны могут быть чрезмерными (например, слишком сильная зависимость от других людей, ревность, зависть). Мышление индивида на этом уровне не имеет эвристической ценности, хотя иногда производит впечатление научного подхода к проблемам. Доминирует релятивизм нравственных ценностей. Появляются внутренние конфликты, однако их разрешение чаще всего является результатом случая или поверхностных размышлений, а не результатом внутренней борьбы. Здесь, однако, имеют место сильные эмоциональные конфликты, но поскольку они не имеют принципиальной основы для разрешения в сторону психического развития, то ведут к различного рода психическим срывам. Поведение таких людей обычно либо никак не ориентировано, либо ориентировано на внешние стандарты, будучи подвержено сменам моды, идеологии, вождей - без способности к оценке их значения и смысла.

Неконформное поведение, как правило, выливается в бунт, не будучи основано на развитых принципах. Результатом ослабления первичной интегративной структуры на этом уровне при отсутствии иерархии ценностей становятся особенно острые психические нарушения: шизофрения и другие психозы, фобии, нарушения психосоматические, алкоголизм и наркомания. С точки зрения форм поведения этот уровень дезинтеграции является наиболее разнообразным: сюда относятся все проявления ненаправленного поведения, поведения странного, но обычно лишённого рефлексии и внутрипсихических изменений в сторону развития личности. В крайних случаях одноуровневая дезинтеграция выливается в безвыходную ситуацию хронический конфликт без разрешения. «Причина - в отсутствии канализации энергии «вверх» ввиду отсутствия многоуровневых эмоциональных функций и отсутствия иерархий ценностей. Люди этого уровня становятся слишком впечатлительными, чтобы легко опуститься на низший уровень, но и не имеют достаточно данных, чтобы понять иерархию ценностей... Всё это ведет часто к самоубийствам и психическим нарушениям. Это - уровень тяжелейших страданий с весьма малыми возможностями ретроспекции и проспекции и психического развития» [1].

Третий уровень называется многоуровневой спонтанной дезинтеграцией; он отражает принципиальный скачок в развитии и характеризуется экстенсивной дифференциацией психических структур и функций. Все большее влияние на поведение начинают оказывать внутрипсихические процессы, неуверенность сменяется растущим ощущением «того, что должно быть» в противоположность «тому, что есть» в структуре личности. «Это понимание - источник сильнейших импульсов развития, фазы настоящего очеловечивания психических функций. Это – «новая вещь в мире» - понимание и переживание иерархии ценностей как чего-то неизбежного, человеческого, единственного, дающего надежду и смысл человеческой жизни. Эта фаза не достигается легко. Ей предшествуют поиски трудных решений в «ночи души», в колебаниях, напряжениях, страхе, депрессии и т.п. Однако появившаяся иерархия ценностей становится основным стимулом развития» [1].

Эмоциональные связи становятся более избирательными и тяготеют к исключительности. Многочисленные внутренние конфликты отражают иерархическую организацию эмоциональной жизни: «то, что есть», противопоставляется «тому, что должно быть». Динамизмы*, характерные для этого уровня развития: удивление и беспокойство по отношению к себе самому и к окружению, недовольство собой, чувство «несоответствия» себе самому, стыда и вины; позитивная неприспособленность, творческий инстинкт. Обычно такие реакции принято считать психоневротическими, т.е. ненормальными. Однако в контексте ТПД такие психические состояния рассматриваются как признак душевного здоровья, т.к. основной критерий здесь - способность к внутреннему психическому развитию, а подобные состояния, согласно ТПД, как раз и указывают на это. К.Домбровский в ряде своих работ выявил многоуровневый и прогрессивный характер большинства психоневротических процессов, что явилось для него основой его клинической деятельности; другое важнейшее направление его исследований - анализ процессов, лежащих в основе развития творческих личностей - также указывает, что в основе этого развития лежат процессы того же психоневротического характера.

На этом уровне - спонтанной дезинтеграции - разыгрывается, как пишет К.Домбровский, «истинно человеческая драма. Здесь человек погружен в собственную усиленную возбудимость - чувственную, психодвигательную, эмоциональную, воображения, интеллектуальную; в позитивную неприспособленность, психоневрозы страха, депрессии; но у человека теперь есть защитный динамизм развития – «канал вверх», возможность развития, даже ускоренного» [1].

Следующий уровень психического развития - это систематическая многоуровневая организованная дезинтеграция. Это - иерархическая структура, являющаяся дальнейшим преобразованием структуры 3 уровня. Отличительной чертой 4 уровня является внутренне детерминируемый и сознательный синтез и организация развития. В отличие от 3 уровня, формирование внутренней иерархии ценностей здесь происходит сознательно. Ослабевают напряжения и конфликты, усиливается автономия, независимость решений и поступков. Поведение формируется в направлении самосовершенствования и служения людям. На этом уровне действует следующие динамизмы внутреннего развития: отношение «объект - субъект в себе самом», которое, как считает автор ТПД, является основным в психическом развитии человека. Оно заключается в постепенном развитии отношения к себе, а точнее - к своим низшим уровням - как к объекту.

Дело идет о процессе отделения «менее себя» от «более себя» через взгляд на себя со стороны, что не имеет (почти) ничего общего с научной интроспекцией, связанной с научными опытами, не имеющими влияния на поведение человека. Этот динамизм выполняет задачу самонаблюдения, самооценки, сравнения себя с другими людьми. Объективизация по отношению к себе находится в обратно пропорциональном отношении к субъективации по отношению к другим людям, в смысле отношения к ним не как к объектам, а как к живым людям. На этом уровне корректирующую роль в установлении и соблюдении внутренних регуляторов и образцов жизни выполняет так называемый «третий фактор». «Третий фактор» - это сложный динамизм, производный многих факторов, действующих на том же уровне, что и он, или на низших. «Третьим» этот фактор называется потому, что до него и наряду с ним действуют первый, конституциональный фактор - наследственность и связанный с ней потенциал развития, - и второй - влияние окружения, в частности, социального.

С появлением внутренней психической среды возникают элементы, которые потом сложатся в «третий фактор». Так, на 3 уровне психического развития это: чувство вины и стыда, недовольство собой, обеспокоенность собой, тяга к творчеству. Т.о., это комплекс определенных психических состояний, активно относящихся к себе самому и к окружению и постепенно формирующих автономные и аутентичные факторы, к которым на высших уровнях психического развития полностью переходит задача формирования личности и ее жизненных выборов.

Как отмечает К.Домбровский, с научной точки зрения трудно определить источник возникновения и развития этого «третьего фактора», т.к. обычно его ищут в наследственности или в социальности. Хотя это отчасти и верно, но не дает возможности выяснить источник этого фактора до конца. Можно лишь сказать, что клинически он хорошо локализован во времени: наблюдалось много случаев, когда этого фактора не было совсем или он был в зачаточном состоянии, а через несколько лет он был заметен у тех же людей явно и разветвленно. На этом же четвертом уровне психического развития действуют и самоконтроль, регулирующий развитие и сдерживающий мешающие ему процессы; и самовоспитание, которое реализует программу систематического развития, а также аутопсихотерапия - разновидность или подсистема самовоспитания в периоды конфликтов и психоневрозов.

На 4 уровне развития эмпатия означает сочувствие и любовь, включающие в себя готовность защиты других людей, помощи им; идентификация означает точное эмпатическое понимание и принятие чувств и проблем других, часто вовсе непохожих на нас, людей; самосовершенствование означает ожидание совершенства от самого себя, борьбу с неуспехами в достижении своих целей, желание бороться за себя; внутренний конфликт отражает разочарование во время поисков совершенства или в решении «экзистенциальных вопросов», страдания от собственного несовершенства.

Основная структура процесса развития на 4 уровне представлена превращением должного в действительное. С 5 уровнем развития ее сближает ряд действующих уже здесь динамизмов вторичной интеграции, таких как ответственность, решение общественно важных задач; автономия, или вера в собственный внутренний прогресс, проявляющийся в утверждении себя на высших уровнях; аутентизм, или иерархия универсальных ценностей в деятельности; личностный идеал, или наивысший уровень регуляции, включающий в себя ряд индивидуальных черт, таких как интересы, способности, таланты, исключительные союзы любви и дружбы, сознательное самоотождествление с собой и с историей себя и социальных черт: эмпатия, ответственность, автономия, аутентизм, высокий уровень социального сознания.

В процессе многоуровневой реструктурализации подчиненность динамизмам низших уровней замещается гармонией и автономией высших уровней. Низшие уровни распадаются и оказываются исключенными из структуры вторичной интеграции. Одновременно с их исчезновением возвращение на низшие уровни функционирования становится невозможным.

5 уровень - вторичная интеграция - представляет собой наивысший уровень развития. На этом уровне процесс прогрессирующего синтеза приводит к гармоничному единству, которое является функцией «наиболее полного воплощения идеала» (Домбровский, 1974). Лица, которые достигают этого уровня, соединяют в себе безграничную способность к сочувствию и самоотверженность. На этом уровне уже нет внутренних конфликтов в смысле противопоставления «того, что есть», - «тому, что должно быть», т.к. здесь должное становится действительным. Личностный идеал является основным и наиболее сильным динамизмом вторичной интеграции; при отсутствии напряжения со стороны других динамизмов, самоотождествляющихся с личностью, - он один напряжен, динамичен и действует как сильнейший фактор этого уровня.

Таким образом, в процессе ПД индивид преодолевает биопсихическую заданность, свой психологический тип и выходит на уровень личности. Согласно ТПД, личность - это не состояние, это процесс, никогда не завершимый, и о том, что индивид становится на путь развития своей личности, можно говорить лишь после того, как в нём (в результате ПД) совершился ряд необратимых психических процессов нравственного смысла. Личность, по мнению К.Домбровского, «это индивид в наибольшей степени цельный, гармоничный, отличающийся высоким уровнем саморефлексии, сознательности, « самовыбором», убежденностью в правильности своей позиции, в непреходящей ценности своих целей, отдающий себе отчет в незавершенности развития и постоянно самосовершенствующийся. Индивидуальность может быть недюжинной как в позитивном, так и в негативном смысле - личность всегда позитивна» [1]. На вершине своего развития личность в своей жизни руководствуется уже только и исключительно «личностным идеалом», основой которого К. Домбровский считает такие нормы и качества людей, которые имеют неизменный характер, признаны и реализованы человеком еще на заре его культуры и которые можно назвать безотносительными. Они проявляются через историю человечества, аккумулируясь в большей или меньшей степени в известных исторических личностях.

К.Домбровский рассматривает людей - с точки зрения индивидуальной и общественной ценности - как позитивно настроенных (их относительно мало), негативно (их тоже мало) и смешанных (их большинство) с преобладанием позитивных черт в целом, хотя случаются периоды в жизни отдельных людей или обществ, когда деструкция берет верх, но это обычно длится недолго. Ценности же даже в периоды упадка не исчезают, а остаются (хотя бы в форме тоски по ним). Они составляют основу и условие существования человечества, они неуничтожимы; они существуют от начала истории, неизменны в своей сути, хотя проявляются в различной степени развитости. Рядом с позитивными чертами существуют негативные и эволюционируют вместе с ними.

Позитивные ценности, которые осваивает индивид на пути становления личности, по мнению автора ТПД, таковы. Широко распространенные ценности - это: чувство личной социальной ответственности, чувство справедливости, гражданственность, отвага, честность, смелость, верность принципам и людям; редко встречающиеся ценности: общая впечатлительность и тонкость (моральная, интеллектуальная, эстетическая); вера в свое мировоззрение; зрелость чувств; способность к самопознанию и познанию; способность к постоянному самосовершенствованию.

Итак, согласно ТПД, личность - это процесс, который проходит индивид в направлении овладения этими ценностями через иерархическое освоение пяти уровней психического развития. Однако для того, чтобы успешно развиваться в направлении личности, индивиду необходимо иметь определенный потенциал развития (ПР).

«Потенциал развития - это основная база, от которой зависит, какого уровня развития может достичь индивид в оптимальных физических и социальных условиях» (Домбровский, 1970).

Потенциал развития имеет определенные характерные черты, которые позволяют подтвердить его существование и измерить его силу. Это - формы повышенной психической возбудимости, которые представляют собой способы или размеры психического функционирования. Т.о., потенциал развития - это сумма напряжений динамизмов и форм повышенной психической возбудимости, которые можно выявить у данного индивида.

Впервые формы повышенной психической возбудимости были описаны К. Домбровским в его работе «О типах повышенной (усиленной) возбудимости» в 1938 г. Им было замечено, что многие дети, молодежь и даже взрослые постоянно чрезмерно реагируют на внутренние и внешние раздражители. Домбровский назвал эту тенденцию к чрезмерно сильной реакции усиленной психической возбудимостью и вычленил пять различных форм её: психомоторную, чувственную, интеллектуальную, воображения и эмоциональную. Характерной чертой этого свойства - повышенной или усиленной возбудимости является то, что широкий диапазон раздражителей оказывается сведенным к той форме, к которой индивид реагирует наиболее чувствительно. Например, индивид с повышенно развитым воображением реагирует на эмоциональные и интеллектуальные раздражители вначале воображениями, мечтами и снами. Этот процесс может подвергнуться трансформации в эмоциональную реакцию либо интеллектуальную. Индивид с повышенной психомоторной возбудимостью реагирует на те же раздражители эмоциональным напряжением или тем, что немедленно приступает к решению интеллектуальной задачи методом проб и ошибок.

Если бы индивиды проявляли только какую-нибудь одну форму повышенной психической возбудимости, их способ чувствовать ограничивался бы только одной формой. Однако у всех можно обнаружить в элементарной форме все виды психической возбудимости. Если сравнить формы психической возбудимости с каналами, проводящими информацию, то количество информации будет зависеть от ширины этих каналов. Если все каналы будут иметь одинаково широкое сечение, обилие и разнородность информации, по мнению автора ТПД, непременно приведёт к диссонансу, конфликтам и напряжениям. Иначе говоря, процесс восприятия можно условно принять за процесс преобразования информации.

Представленные ниже пять форм повышенной психической возбудимости опираются на исследования Домбровского (1959) и Пеховского (1972).

Психомоторная форма повышенной психической возбудимости представляет собой функцию органического избытка энергии либо чрезмерной возбудимости нервно-мышечной системы. Проявляется в быстрой речи, движениях , в потребности немедленного действования. Эмоциональное возбуждение или беспокойство выражает себя в повышенной жестикуляции, бросании предметов, мании путешествования или непрерывного курения.

Чувственная форма повышенной возбудимости является функцией способности усиленного ощущения чувственных удовольствий, что проявляется в потребности удобств, роскоши , потребности в красивых предметах и в предметах искусства, в модных вещах, разнородном сексуальном опыте, многочисленных, но поверхностных связях с другими людьми. Наиболее распространенные случаи трансформации эмоциональных напряжений в чувственные формы выражения - это неумеренность в еде и чрезмерная сексуальная возбудимость,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.