Сделай Сам Свою Работу на 5

Щербаков Александр , ЯрГУ





Новые условия функционирования российского общества, всех его важнейших институтов, таких как правительство, законодательная и исполнительная властные структуры, политические партии и объединения, силовые структуры; повышающаяся социальная активность и вовлеченность в политические процессы населения; нестабильные экономические условия; крайняя размытость и прозрачность границ формирующихся социальных классов требуют от властных структур проведения максимально корректной, осторожной и взвешенной информационной политики во избежание возникновения общественного недовольства и раздражения, формирования информационного вакуума и психологического диссонанса у граждан. В осуществлении такой политики немалая роль отводится профессионалам, специализирующимся на анализе содержания и динамики общественного мнения, на отслеживании личностных и социально-психологических аспектов в принятии решений, на формировании образа власти и имиджа конкретного лидера, что является важнейшей задачей и необходимым условием успешной работы политических и государственных институтов. Такими экспертами в данном случае выступают социальные психологи и социологи, решающие проблемы, входящие в компетенцию этих наук.



Исследования политических явлений с психологической точки зрения насчитывают несколько десятилетий и имеют прочные традиции в западной психологии. За эти годы сформировалась самостоятельная наука «политическая психология», берущая свое начало из социальной психологии и политологии. Однако отечественные исследования в русле политической психологии находятся еще в зачаточном состоянии несмотря на очевидную их актуальность и востребованность.

Как уже отмечалось выше, контакт с массами в осуществлении политических преобразований и реформ, в принятии решений (особенно непопулярных), в сфере пропаганды и воздействия имеет первостепенную важность. Такой контакт может осуществляться двумя путями : непосредственно и опосредованно. Непосредственный контакт подразумевает личные встречи лидера с общественностью, гражданами. Опосредованность другого способа контакта заключается в использовании специальных технических средств, дающих возможность оперативного и единовременного коммуникативного взаимодействия с огромным количеством респондентов. Речь идет о массовой коммуникации (далее МК), осуществляемой по определенным каналам, самыми распространенными из которых являются телевидение, радио и печать. В специальной литературе авторы предлагают разные варианты названий этого феномена: «массовая коммуникация» [ 1 ], «массовые информационные процессы» [ 5 ], «социальная коммуникация» [ 4 ],а также используется традиционное - «массовая информация». Мы будем оперировать термином «массовая коммуникация», в силу того, что данное понятие подразумевает не только однонаправленную передачу информации, а прежде всего обмен ею, «общение больших социальных групп»[ 1 ]. Средства массовой коммуникации (СМК) в политике не только играют роль информатора, но и выполняют ряд важнейших социально-психологических функций. Такие функции , выделяемые Н. Н. Богомоловой для МК вообще, мы попытаемся рассмотреть применительно к политической сфере:



1) Функция социальной ориентировки и формирования общественного мнения. Учитывая то, что происходит стремительное перераспределение удельного веса информации о мире в пользу СМК, сведения, получаемые по каналам МК удовлетворяя потребность в данных для ориентировки в мире политических и социальных явлений усложняют, обогащают опыт индивида и активизируют его собственную позицию, что и является условием формирования общественного мнения.

2) Функция социальной идентификации проявляется в удовлетворении потребности личности осознания своей причастности к определенной части общества ( профессиональной, возрастной и т. д. ), что дает ему чувство собственной значимости, уверенности в себе и психологической защищенности. В процессе такой идентификации субъект определяет политические интересы и предпочтения своей социальной общности и это оказывает огромное влияние на процесс выработки собственной позиции.



3) Особенно ярко проявляется при анализе политических выборных кампаний функция контакта с другим человеком, когда реципиент может устанавливать субъективную связь с коммуникатором ( в данном случае претендентом ), сопоставлять свои мнения с его мнением. В результате определяется собственное к нему отношение, формируется законченный, целостный образ политика и на его основе делается выбор.

Все вышеозначенные функции в той или иной мере играют роль при формировании имиджа политика в СМК. Как отмечается в социально-политической литературе [ 3 ], поддержка индивидом тех или иных политических взглядов, убеждений и реальных политиков происходит с одной стороны, на основе фундаментальных образований , таких как социальная стратификация, приверженность определенных идеалов ( демократических, коммунистических и т. п.), а с другой стороны, в меньшей степени, на основе манипуляций его психикой в предвыборный период, имеющими целью создание определенного образа политической партии в целом или конкретного лидера, причем в последнем случае очень часто решающую роль играют не столько политические взгляды, сколько грамотно преподнесенная личная привлекательность претендента.

Естественным образом здесь встает вопрос о выделении характеристик воздействующего на аудиторию человека, которые являлись бы факторами положительно влияющими на его восприятие. Такие характеристики обозначены в результатах исследований, посвященных СМК. В частности, Н. Н. Богомолова [ 1 ], выделяя в своей монографии элементы образа коммуникатора, приводит данные экспериментов по определению характеристик восприятия реципиентами дикторов. Отмечается существование двух категорий, включающих в себя ролевые и индивидуальные характеристики. Под ролевыми понимаются объективные социально-демографические показатели, такие как пол, статус, профессия, возраст. Индивидуальные характеристики - особенности внешности, поведения, мимики, пантомимики, голоса, а также личностные черты. Однако, на наш взгляд, во-первых, они нуждаются в дополнительной корректировке, а во-вторых, что особенно важно, понимание политического лидера воздействующего через СМК только как носителя информации неверно в силу того что политик не является простым диктором, а олицетворяет некоторые социальные институты и, к тому же, система оценок политического лидера реципиентами гораздо сложнее и непредсказуемее. Более того, деятельность всей системы МК именно как инструмента политического воздействия подразумевает подключение множества дополнительных механизмов восприятия , оценки, принятия и осознания информации, формирования готовности к действию у реципиента как личности, включенной в систему общественных отношений.

Таким образом, перед современной отечественной социально-политической психологией стоит множество интереснейших, актуальных и серьезных задач, требующих, однако, тщательности, обоснованности и адекватности в определении подходов к означенным проблемам, в подборе и утверждении методологической основы, а также учета специфики российского менталитета, факторов национальной психологии.

Под обоснованностью и тщательностью в выборе подходов понимается во-первых, четкое видение психологом целей и задач своей работы в области политической рекламы, поскольку дело это новое и незнакомое не только для психолога, но и для социолога, режиссера телевидения, рекламиста и других специалистов, принимающих участие в разработке имиджа политика; во-вторых, - способность отдавать себе отчет в своих возможностях и ясно осознавать границы своей компетентности. Что же касается методологии работы, необходимо заметить, что в сфере политической психологии - при анализе СМК, при оценке эффективности и специфики воздействия рекламы, а также при решении ряда других задач, с успехом могут использоваться как традиционные психологические методы, так и современные, с успехом применяемые на западе, но у нас до недавнего времени неиспользовавшиеся у нас. Эффективность использования того или иного метода зависит от поставленной цели, а также от типа представляемой в результате информации и ее соответствия задачам. Отметим здесь лишь некоторые из этих методов. В частности, оправдывает себя использование при отслеживании динамики образа политика, изучения социальных установок контент-анализ, который позволяет рассмотреть и собственные речи и выступления лидера, и публикации прессы, и документы обратной связи ( например, письма респондентов в редакции газет, журналов, телевидения, радио ). Контент-анализ чаще используется в совокупности с другими методами - с опросом, методом экспертной оценки, наблюдением. Весьма популярен и такой распространенный в социологии и психологии метод как опрос. Этот метод универсален, дешев и позволяет получить за короткое время большой объем данных. Главный недостаток его известен: это невозможность получения информации о неосознаваемых испытуемым феноменах отношения к объекту исследования.

Отметим также и так называемые качественные методы, все активнее использующиеся в нашей стране. Качественные методы отличаются от опирающихся на статистические процедуры количественных тем, что носят нестандартизированный характер и направлены на раскрытие полной феноменологической картины изучаемого явления. Это позволяет вскрыть процессуальные характеристики, мотивационную составляющую различных объектов. К качественным методам относятся, например, глубинные интервью, расширенные креативные группы, фокус-группы, мозговой штурм и другие. Однако они уязвимы с точки зрения субъективности участников по сравнению с количественными методами и это является главным их недостатком.

Третьим требованием к работе психолога в сфере политики мы назвали важность учета специфики российской психологии. Необходимость собственных отечественных исследований в области политической психологии диктуется с одной стороны, национальным своеобразием культурных, ценностных систем и мотивационной сферы, а, с другой стороны, совершенно особой современной экономической, правовой и политической ситуацией в России, также требующей своего учета.

Цели же и задачи собственных исследований мы видим, в частности, в попытке анализа, операционализации и психологической рефлексии понятия «имидж», экспериментального выделения характеристик восприятия реципиентами политика в средствах массовой коммуникации, а также определения факторов оптимальности ситуации политического воздействия и ее составляющих на массы.

Функция психолога не сводится к тому, чтобы «... «сделать» из данного политика человека, который понравится избирателям» [ 2 ,с147 ], однако определение стратегии формирования образа, его содержания, анализ обратной связи, поиск путей воздействия на установки и настроения граждан ему вполне по силам. Важнейшим условием успешного осуществления этого является наличие большого массива наблюдений, экспериментальных результатов, научных знаний, которые можно было бы с успехом экстраполировать в сферу практической деятельности психолога в политике.

 

Литература

1.Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

2.Гозман Л. Я. Психология в политике - от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию . М.: «Смысл»,1996.

3.Дилигенский Г. Г. Социально - политическая психология: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Наука, 1994.

4.Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.:СПбГУП , 1996.

5.Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М.: Мысль, 1973.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.