Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ И АРМИИ.





Ковшиков Михаил, ЯрГУ

 

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, о котором идет речь в по­следнее десятилетие, вступило наконец, как отмечается в настоящее время, в практическую плоскость. Оно предполагает реорганизацию Вооруженных Сил, определенные структурно-функциональные изменения. Началом, а фактически продолжением этого процесса, является очередное сокращение численности личного состава и высших военно-учебных заведений, где в основном происходила подготовка офицеров-профессионалов, хотя только в 1994-1996 годах по нежеланию служить из армии ушло 120 тысяч человек, в то время как вакантными оставалось более 60 тысяч офицерских должностей1, а число офицеров, увольняющихся, не выслужив поло­женные сроки, приближается к числу выпускников российских военных училищ.

Основными направлениями реформирования армии предполагается качественное совер­шенствование боевой, профессиональной и психологической подготовки, но возникает резонный вопрос: а есть ли у общества, государства все необходимое для подобных преобразований?

Боевая и профессиональная подготовка армии зависит от военно-экономического потен­циала страны, способности экономики государства удовлетворить непосредственные нужды вооруженных сил. Затянувшееся кризисное экономическое состояние, развал военно-промыш­ленного комплекса привел к тому, что армия практически не получает новой боевой техники, всех необходимых средств для обеспечения боевой подготовки, проведения учений. За 1994-1995 годы в Сухопутных войсках не было проведено ни одного дивизионного учения с боевой техникой, а летчики Военно - Воздушных Сил налетали только одну десятую положенных часов2, многие курсанты военных авиационных училищ проводили тренировки по управлению самоле­том только на земле. Финансирование армии не обеспечивает даже выплату денежного доволь­ствия : задержка выплаты заработной платы в 1995-1996 годах доходила до 6 месяцев, полно­стью провалилась государственная жилищная программа3 ( на конец 1997 года в Вооруженных Силах насчитывается 126 тысяч бесквартирных офицеров ), по данным военных социологов 50% офицеров не в состоянии прокормить семью4. Становится проблематичным качественное изме­нение боевой и профессиональной подготовки армии голодными бесквартирными офицерами : по результатам военно-социологических исследований за полгода до ввода войск в Чечню 79% командиров заявили, что их подразделения не выполнят боевые задачи в условиях реальных боевых действий5, подтверждением этому является то, что каждый двадцатый из участвующих солдат и офицеров в штурме Гудермеса был убит или ранен. Оценка боевых действий со сторо­ны 50 военных экспертов ( 15 докторов и 35 кандидатов наук ) показала, что 2,5% считает бое­вые действия эффективными, 20% неэффективными, 35% крайне неэффективными, 22,5% рав­носильными поражению и 20% считает, что их нельзя оценить однозначно.





Важным направлением проведения реформы в армии является социально-психологиче­ская работа. В соответствии с требования Организационно-методических указаний по воспита­тельной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации главной целью социально-психо­логической работы считается поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач в любых условиях обстановки.

В военной психологии под психологической устойчивостью понимается неподверженность военнослужащего угнетающим влияниям стрессовых факторов боевой обстановки.6 Психологическая устойчивость позволяет сохранять высокую эффективность работы, обеспечивает верную оценку обстановки, своевременное и обоснованное принятие решений и энергичное их проведение, на основе стабильности ранее развитых творческих способностей, профессиональных навыков и мастерства. Факторы боевой обстановки, влияющие на психологическое состояние военнослужащего, подразделяются на три группы : внешнее ( физические, материально-бытовые условия, социально-групповые обстоятельства и др.; к главным из них относят : наличие противника, его огневое воздействие, возможность и применение им новых образцов оружия и боевой техники, новых приемов ведения боя ); содержание боевой деятельности военнослужащего - это его отношение к выполняемому, понимание всей системы целей, задач, условий, противодействие противника, обстановки, всей ее многогранности, внезапности; внутренние условия деятельности - впечатления, воспоминания, переживания и др.



Современное низкое психологическое состояние армии обусловлено не только стрессовыми факторами боевой обстановки и спецификой военной службы, а в первую очередь социально-патологическими явлениями в обществе7, всей системой общественных отношений, формами и методами ее формирования. С одной стороны растет количество преступлений, совершаемых в армии, так как только около 40% призывников характеризуются нервно-психологической

неустойчивостью и такой же процент имеет низкий уровень нравственных качеств8. В анализе особого отдела Северо-Кавказского военного округа и комиссии Генерального штаба о морально-психологическом состоянии личного состава 80-тысячной группировки федеральных войск на имя министра обороны отмечалось, что 42% являются морально-неустойчивыми, сомневающимися в правомерности ведения боевых действий и участия в них. Среди солдат таких 76%, среди младших офицеров 62% 9. По данным Главного управления воспитательной работы каждый второй солдат и офицер, выходя на боевую операцию задумывается во имя чего он рискует жизнью.

С другой стороны возрастает негативное отношение к армии молодежи. Сложившийся в сознании солдат стереотип «брошенной армии» обусловлен отношением к ним как к «пушечному мясу»10 в период войны в Чечне. Об этом свидетельствует постоянная путаница различными ведомствами данных о числе пропавших без вести, попавших в плен, самовольно оставивших место дислокации, а 220 погибших солдат находились в моргах военных госпиталей неопознанными, то есть каждый пятнадцатый был «неизвестным солдатом», если верить официальной статистике, что погибших в Чеченской войне было около трех тысяч человек, хотя по другим, заслуживающим доверия источникам называют цифры 6,5 тысяч, 10 тысяч и даже 13 тысяч человек. Для сравнения можно отметить, что в Афганской войне за 10 лет боевых действий погибло около 13300 человек ( в том числе умерших от болезни ), то есть 1330 человек в год. О морально-психологической неустойчивости личного состава свидетельствует дезертирство: за время пребывания федеральных войск в Чечне из них дезертировало 750 человек. Для сравнения, в Афганистане дезертировало около 20 человек, а в экспедиционном корпусе США во Вьетнаме 277 человек в год11.

Негативное отношение молодежи к военной службе характерно на только для призывников и солдат, но и для курсантов военных училищ и молодых офицеров, которые связали свою жизнь с военной карьерой и достижением определенного социального статуса. Оно обусловлено постоянными сокращениями армии и военных училищ, а увеличение конкурса при поступлении связано с тем, что это одна из возможностей бесплатно получить образование на полном государственном обеспечении, а не высоким чувством патриотизма. Так при опросе курсантов старших курсов, начиная со второго, одного из военных училищ 12% заявили, что намеревались уйти из училища после полутора лет обучения, чтобы не идти служить в армию, по такой же причине и чтобы получить документы о неоконченном высшем образовании - 8%, 37% планируют уйти сразу после окончания училища, а в зависимости от обстановки - 23%.

Морально-психологическое состояние личного состава во многом зависит от социального престижа армии. Реформирование Вооруженных Сил только путем их сокращения, начало которому было положено в 1986 году, использование армии в политических целях, акции проводившиеся в Прибалтике, Баку, Тбилиси привели к снижению социального статуса защитника Родины. Можно согласится с мнением Серебрянникова В. В., Дерябина Ю. Н. О резком снижении социального престижа Вооруженных Сил Российской Федерации. В своем анализе они выделяют целую группу причин12:

- участие так называемых элитных частей в «расстрельной операции» против Верховного Совета РФ;

- изгнание из Вооруженных Сил генералов и офицеров советской военной школы в целях обеспечения политической благонадежности офицерского корпуса, что имело не только нравственный аспект, но и лишило армию боевого опыта;

- развитие новых явлений ( обусловленных новой системой общественных отношений ), таких как коммерциализация сознания значительной части военной элиты, нарастающая коррумпированность офицерского корпуса и кастовость генералитета, вытеснение морально-нравственных основ бескорыстного служения Отечеству меркантильными интересами ( к прежнему протекционизму прибавился признак политической ангажированности высших генералов существующей власти, превращение его в главный критерий продвижения по службе. Генералы, стремящиеся честно выполнять свой долг перед Родиной, оказываются неугодными и отправляются в отставку, как например директор Федеральной пограничной службы Николаев. ), усиление фона социально-правовой незащищенности основной массы кадровых военных, обвальное снижение их материального уровня, что порождает отток молодых офицеров.

Особое место среди этих причин занимает война в Чечне. Военно-полицейская акция в Чечне носит размах локальной гражданской войны высокой интенсивности. Ее характерными чертами считает Серебрянников В. В. являются: наличие признаков агрессии, определяемой в документах ООН;

- это насильственная акция, находящаяся вне правового поля, потому что согласно Конституции президент не имеет права решать вопросы войны и мира. Это функция парламента;

- это грубое нарушение военной доктрины государства, четко определяющей возможности применения Вооруженных Сил внутри страны, причем только отдельных формирований и для содействия внутренним войскам, а не наоборот, при этом направленных на выполнение конкретных задач: блокирования района конфликта, разведения противоборствующих сил, пресечения боевых действий и охраны стратегически важных объектов;

- это антинародная по своему характеру война, так как по данным социологических исследований против нее выступали 80-90% россиян;

- это беспрецедентная по своей жестокости война в ходе которой было почти полностью разрушено хозяйство Чечни и на его восстановление потребуется не менее 40-50 триллионов рублей. Но самое главное люди: на одного погибшего военнослужащего в Чечне приходилось 15-17 человек взрослых, 1-2 ребенка. Удельный вес жертв среди мирного населения составляет 95 %, что перекрыло все другие войны: в первой мировой войне от числа всех погибших - мирных жителей было 5%, во второй мировой войне - 50%, а в войне во Вьетнаме - 90% 13.

Совокупность этих причин характеризует тенденцию нарастания напряженности между армией и обществом. Вооруженные Силы в глазах общественности все более воспринимаются как полицейский институт, выполняющий жандармские функции, как институт социального риска ( по оценке военных специалистов на территории СНГ существует возможность возникновения 123 региональных войн и конфликтов, которые могут унести более 500 тысяч жизней военнослужащих. А мирного населения? ), как институт формирования нового типа личности на ценностях уголовного мира и социального неравенства: насилия, жестокости, низменных физиологических инстинктах с одной стороны и с другой стороны - бесправия, социальной незащищенности. Только в 1993 году по данным Министерства Обороны в армию были призваны 34 тысячи человек, имевших судимость14.

Важным показателем растущего недоверия к армии является создание антивоенных организаций и движений, например, движения солдатских матерей за освобождение сыновей от службы в горячих точках. Индикатором является то, что только в 1995 году было зарегистрировано более 5000 молодых людей, уклоняющихся от службы в армии, до 80% призывников не хотят служить, 64% призывников одобряют тех кто бежит из армии15.

Большая ставка делается на решение проблем в армии на контрактников. Но кто туда идет?

В теоретических разработках по проблемам социальной работы отмечается, что положительным фактором сегодня является адаптация человека к новым рыночным отношениям, очевидно имеется ввиду «шоковая терапия», приведшая к социальной поляризации общества. Но адаптироваться можно по разному: один путь - это приспособление к данным условиям ( когда произошло разграбление народного добра путем передачи общественной собственности созданной народом в частные руки. Весь исторический процесс свидетельствует о том, что по мере развития общества сначала происходит перераспределение собственности, а потом перераспределение власти, а у нас сначала перераспределили власть, а потом пошло перераспределение собственности ) путем «зарабатывания» больших денег рэкетом, алкогольным и наркобизнесом.

Другой путь приспособления - это путь отказа от элементарных жизненных потребностей в результате потери надежды приобрести работу по специальности, не говоря уже о призвании, после окончания вуза, получения бесплатного жилья, образования, лечения, то есть приспособится к нищете. Третий путь - это когда люди спиваются от безысходности, становятся наркоманами и токсикоманами. Только смертельных отравлений алкоголем было в 1991 году - 21 тысяча человек, в 1992 году - 33 тысячи человек, в 1993 - 56 тысяч, а по информации главы правительства В. С. Черномырдина в 1996 году - 120 тысяч человек, а сколько потеряли здоровья или произвели больных детей?

Бедность особенно характерна для молодежи, рабочих целого ряда отраслей промышленности, жителей сельской местности, работников социальной сферы, в том числе, и самих социальных работников. По результатам расчетов Европейской экономической комиссии ООН к беднякам относятся те, у кого среднедушевой доход составляет менее двух третей среднего по стране. В 1992 году только две трети молодежи имели среднедушевой доход менее прожиточного минимума. Все это в конечном итоге свидетельствует о морально-политической и психологической обстановке в стране, в том числе и морально-психологическом состоянии контрактников, которые

по своему социальному составу являются представителями рабочего класса, работников сельского хозяйства, безработными, то есть наименее социально защищенных представителей общества. Только 45% 16 опрошенных по данным Центра военно-социологических, психологических и правовых исследований Министерства Обороны РФ ответили, что они не смогли приспособится к новым экономическим условиям, и что бы избежать безработицы пошли в армию, при этом о стремлении защищать страну высказалось 22% ( 28% мужчин и 12% женщин ), а о стремлении хорошо зарабатывать 54% ( 52% мужчин и 58%женщин ) контрактников.

Таким образом создание профессиональной армии в условии вышеперечисленных факторов: политической нестабильности, экономического, социального и духовного кризиса, разрушения идеалов и нравственных принципов, коллективистской ( артельной ) психологии ( что было всегда присуще армии России ), использование ее в антинародных, жандармско-полицейских акциях - становится все более проблематичным, особенно для выполнения ею внешней функции по отражению агрессии.

Такой контингент контрактников, который приходит в армию в лучшем случае можно использовать только для внутренних функций. Политический цинизм в области внутренней политики проявляется и в солдате-контрактнике, которому все равно в кого стрелять, лишь бы платили. И тогда он может уверенно заявить как один из десантников корреспонденту в октябре 1993 года после расстрела законодательной власти: «Я делал свое дело и сделал его хорошо».

Современное состояние армии полностью обусловлено процессами происходящими в обществе и характеризуется социальной напряженностью и психологической неустойчивостью, что позволяет говорить о мотивациях и психологических установках лежащих в основе морального духа солдат и офицеров.

Основными мотивами деятельности для большинства военнослужащих являются: материальный - возможность регулярного получения денежного содержания с надбавками в так называемых «горячих точках» и при проведении полицейских акций и нравственно-правовой - выполнение приказов, как воинский долг, которые нельзя обсуждать и которые освобождают от ответственности и угрызений совести.

 

Использованная литература

1. См.: Армия и общество. //Красная звезда. 5 октября 1996.

2. См.: Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И. Социология армии. - М. ИСПИ РАН. 1996. С. 194.

3. См.: Красная звезда. 21 февраля 1996.

4. См.: Российские вести. 20 апреля 1995.

5. См.: Социология армии. М. ИСПИ РАН. 1996. С. 194-195, 197.

6. См.: Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М., ВПА.,1980. С. 80 - 81.

7. Более подробный анализ см.: Ковшиков М. Ф. Социальные основы выработки психотехнологий для воспитательной работы в армии //Психотехнологии в социальной работе. Сб. под ред. Козлова В. В. Ярославль. 1997. С. 77-83.

8. Более подробно см.: Ковшиков М. Ф. Социальная работа в Вооруженных Силах. Основные направления и специфика социальной работы в армии. / Социальная работа: история, теория, и технологии. Сб. под ред. И. Ф. Албеговой, В. В. Козлова. Ярославль. 1997. С.108-125.

9. См.: Правда. 18 апреля 1996.

10. См.: Там же.

11. Дерюгин Н. Ю. Контакт со смертью. М. Молодая гвардия. 1987. С. 120.

12. См.: Социология армии. М. ИСПИ РАН. 1996. С. 190-194.

13. См.: Там же. С. 190-192.

14. См.: Молодежь: будущее России. 1995. С. 115.

15. См.: Там же. С. 117.

16. См.: Там же. С. 116.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.