Сделай Сам Свою Работу на 5

Трансформация личности и психодуховный кризис





Киселев Юрий, ЯрГУ

Человек - это канат, натянутый между животным

и сверхчеловеком, - канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен

взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он мост, а не цель; в чело-

веке можно любить только то, что он переход

и гибель.

Ф. Ницше

 

Метафора эволюции постоянно сопровождает историю человечества и его культуру. Ее можно заметить в древних мифах, сказках, философских и алхимических трудах. Трансформация человека, его возрождение на новом более высоком уровне развития - частый мотив этих трудов. Идея сверхчеловека, человекобога также прослеживается на всем этапе исторического и культурного развития человечества.

Прекрасное метафорическое описание процесса трансформации мы находим в алхимии, где существует идея нахождения "философского камня", с помощью которого происходит трансформация неблагородных металлов в золото.

Ничто не является застывшим: "Все течет, все изменяется ". Жизнь это постоянное развитие, как на филогенетическом уровне, так и на уровне онтогенеза. Развитие никогда не прекращается. Человек - это также сложная динамическая система, которая ни в коем случае не статична. Человеку свойственно также изменение, внутреннее "развертывание", трансформация. Существование человека и его развитие, изменения - это один и тот же процесс.



Цель этой работы состоит в попытке рассмотрения человека, его психики как самоорганизующейся, саморазвивающейся системы. Для этого мы будем прежде всего опираться и основываться на теории диссипативных структур И. Пригожина, которая отражает в себе генетический принцип, присущий сложным системам. Так же рассматриваем роль кризисов в процессе трансформации личности.

В качестве методологической основы нашей работы привлечем основные принципы: принцип целостности и генетический принцип. При этом мы будем опираться на работу Козлова В.В. "Методологические аспекты трансформационной работы " [10].

 

МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Личность можно представить как некоторую гомеостатическую, семантическую дуальную систему, некое семантическое пространство, состоящее из двух разнополярных частей, сформировавшуюся в результате личной эволюции в процессе социализации. На наш взгляд следует рассматривать эту структуру как некую систему из следующих основных элементов:



1 элемент - система идентификации (идентификация - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо).

2 элемент - ментальный. Этот элемент сводится к мыслям, идеям, установкам, вербальным конструкциям. Этот компонент является ментальным проявлением системы идентификации .

3 элемент - поведенческий. Является внешним проявлением внутренней структуры идентификации личности и через него может осуществляться воздействие на внутреннюю структуру идентификации.

Эти элементы находятся в непрерывной, взаимозависимой, взаимовлияющей системе отношений.

Рассмотрим каждый элемент более подробно:

Система идентификации.

Для описания этого элемента воспользуемся работой Щербакова М. "Модель уровней самоидентификации личности", а также лекцией Козлова В.В. "Личность и личностный рост".

Систему идентификаций можно разбить на следующие виды или уровни идентификации, которые состоят из отдельных единичных идентификаций принадлежащих определенному классу или виду идентификации. Выделим следующие виды:

а. Материальные идентификации.

Материальные идентификации включают в себя идентификации со своим телом ( "Я-образ"), идентификация со своими вещами (одежда, предметы личного пользования), идентификации с определенным пространством (комнатой, личной территорией и т.д.). Как правило в материальную идентификацию включается социальное окружение, референтные группы.



Материальные идентификации отражают качество отождествления личности с окружающими вещами и некоторым пространством. При этом личность переживает вещи и некоторое пространство как неотъемлемую часть себя ("мой стул", "моя комната" и т.д.). Личность сохраняет стабильность в структуре материальной идентификации.

б. Социально-общественные идентификации.

Здесь можно выделить следующие основные подвиды: социально-профессиональные, семейные, религиозно-идеологические и другие.

1) Социально-профессиональные идентификации - отождествление индивидуума с каким-либо социальным или профессиональным статусом. Этот класс идентификации определяется утверждениями типа: "Я - студент", "Я - программист", «Я - уважаемый гражданин" и т.д. Причем каждый человек по-своему наполняет такое утверждение (форму) неким смысловым содержанием.

2) Семейные идентификации - отождествление себя с какой либо семейной принадлежностью. Определяется утверждениями типа: "Я - мать", "Я - отец" и т.д.

3) Религиозно-идеологические - идентификация себя с каким либо религиозным или идеологическим направлением. Сюда, а не к духовным идентификациям мы отнесли этот подвид по причине того, что часто утверждения как: "Я - христианин", "Я - мусульманин", "Я - гуманист" и другие не имеют истинно духовного содержания, а представляют собой некие социальные ярлыки, содержание которых не имеет ничего общего с духовностью.

в. Духовные идентификации

Этот уровень часто и трудно определить прямым вербальным выражением. Хотя возможно, если эти утверждения действительно будут соответствовать духовному содержанию. К примеру высказывания: "Я верую" или "Я чувствую Бога" иногда могут служить вербальным выражением этого вида идентификации. Этот вид идентификации представляет собой прежде всего систему ощущений, мировосприятия, которая непосредственно связывает человека с духовными измерениями, с Богом (Вселенским разумом, Светом, идеей духовного).

Семантическое содержание неразрывно связано и сливается со структурой идентификации. Семантическое содержание присутствует в каждой идентификации. Если представить систему идентификации как более менее устойчивую форму, то содержанием заполняющим эту форму и является некое семантическое пространство, которое находится в состоянии постоянного изменения. Содержание идентификации может дополняться, изменяться с течением времени без изменения самой идентификации. То есть, таким образом всякая идентификация представляет собой некое семантическое пространство, которое не является стабильным и неизменяемым, а напротив - находится в постоянном движении.

Смысловое содержание может иногда не соответствовать непосредственному понятию идентификации, т.е. каждый человек наполняет форму своим субъективным содержанием, иногда противоречащим самому понятию.

Следует, на наш взгляд, отметить следующие важные для понимания процессы трансформации свойства "Я - идентификаций":

1) Каждый вид, подвид или отдельная идентификация обладает своей ценностью для индивида, т.е. отдельные идентификации более важны и значимы для поддержания личностной структуры индивида, чем другие.

2) Многие классы идентификации обладают свойством сильной нестабильности и изменчивости (материальные, социальные), другие же имеют качество стабильности и неизменяемости (половые, национальные идентификации).

3) Личность обладает способностью, менять свою привязанность изменять ценность с одного вида идентификации на другой. Например, менять привязанность к материальным идентификациям на привязанность к духовным.

4) Некоторые (материальные, социально-общественные) более подвержены внешнему воздействию среды, чем другие (духовные).

Личность всю структуру идентификации обозначает для себя как "Я».

Личность в свою структуру включает не только структуру отождествлений, но так же структуру разотождествлений, которую можно обозначить как "Не - Я". Если любая "Я" идентификация является положительной идентификацией, любая "Не - Я" идентификация является объектом отрицания. Структуру или область "Не - Я" личности можно так же расчленить на три основные вида: материальный, социально-общественный и духовный. Любая идентификация любого класса в структуре "Я" имеет свою противоположность в структуре "Не - Я".

Область "Не - Я" более обширна, чем "Я" идентификации. Человек может четко не осознавать "кто он есть", т.е. свои "Я" идентификации, но он точно знает "кто он не есть" и этих "Не - Я" в каждом виде и подвиде идентификаций намного больше, чем положительных "Я" идентификаций. Устойчивость личности обеспечивается не столько тем, что жестко идентифицирована с какими-то объектами внутренней и внешней реальности, а сколько дезидентификацией с объектами. Основным механизмом устойчивости не отождествление, а разотождествление.

Системы "Я" и "Не - Я" составляют единый конструкт, но как бы с разными зарядами и их соединение вызывает некое напряжение (разность потенциалов) личности. Именно это напряжение между "Я" и "Не - Я" и является личностной решеткой ограничивающей проявление личности неким пространством ("Я"). Любое приближение в "Не - Я" вызывает внутренний протест, сопротивление, чувство опасности. Гомеостатические тенденции личности обеспечиваются мерой жесткости личностной решетки.

Ментальный элемент.

Внутренняя структура идентификации имеет свое выражение на ментальном уровне, таким образом она служит базой для формирования и поддержания отношений к реальности. Система идентификаций непосредственно влияет на формирование отношений к окружающему и личность, таким образом, содержит огромное количество отношений, которые сформировались под воздействием ее внутренней структуры идентификации. У человека формируются позиции типа: "Это хорошо", а "это плохо", "Это правильно", а "это нет". Каждый человек должен поступать именно так, а не иначе и т.д.

Поведенческий элемент.

Поведенческие реакции являются внешним выражением внутренней структуры идентификации, то они таким образом существуют в двух зонах: "Я" и "Не - Я". В зоне "Я" находятся те поведенческие реакции, который непосредственно вытекают из структуры "Я" идентификации. К примеру, если социальная идентификация выглядит как "Я - студент", то из нее вытекают следующие функциональные обязанности такие как: посещение лекций, подготовка к семинарам, сдача зачетов и т.д. Таким образом все действия, которые будут выполняться для поддержания этой идентификации будут находиться в поведенческой зоне "Я".

В зоне "Не - Я" находятся те поведенческие реакции, которые не соотносятся со структурой "Я" идентификации и могут соотноситься лишь со структурой "Не - Я" идентификации личности.

Таким образом существует напряжение между полярными зонами "Я" и "Не - Я" на поведенческом уровне и соприкосновения с зоной "Не - Я" также нарушает стабильность и вызывает неравновесное состояние и может привести к кризису (потеря работы и как следствие тяжелый кризис безработного).

 

КРИЗИС - ТОЧКА ТРАНСФОРМАЦИИ

Пары противоположностей обладают естественной

тенденцией встретиться посередине, но это середина -

никогда не компромисс, выдуманный интеллектом, и на-

вязываемый враждующими партиями. Скорее это –

результат конфликта, который нужно выстрадать...

К.Г. Юнг

Если учитывать, что личностный кризис это некоторое дисбалансированное состояние психики личности, то исходя из модели В.В.Козлова, представленной выше, мы можем выделить некоторые причины, которые могут вызвать такое состояние в структуре личности.

Во-первых это разрушение системы "Я" и соприкосновение с зоной "Не - Я".

Во-вторых это объективная или субъективно существующая угроза разрушения существующей личностной "Я" структуры, которая переживается непосредственно субъектом. То есть соприкосновение с зоной напряжения между базовыми компонентами структуры ("Я" и "Не - Я").

В-третьих, несоответствие поведенческого паттерна внутренней структуре “Я - идентификаций”, т.е. противоречие между внутренней структурой “Я” и несоответствующей поведенческой реакцией, находящейся в зоне “Не - Я”. В этих случаях человек переживает чувство вины, стыда за свою “греховность”.

Эти конфликты между базовыми структурами могу происходить на разных уровнях идентификации (материальных, социально-общественных и духовных). Кризис, связанный с последним уровнем, т.е. с духовным мы обозначим как психодуховный кризис.

Примером первого вида может послужить лишение человека какого либо социально-профессионального статуса или потеря близкого человека. Во втором случае примером может быть субъективно переживаемый страх потери работы, страх быть брошенным любимым человеком, страх перед последствиями начавшейся болезни и т.д. Часто эти страхи могут сопровождаться объективными причинами. В третьем случае совершение какого либо греха христианином и его последующее морально-нравственные мучения. Следует отметить, что кризис имеет и другие причины.

Рассматривая личностный кризис, мы хотим обратить внимание на его огромную роль в саморазвитии личности. Основываясь на идее самоорганизации систем И. Пригожина, нам кажется необходимым для понятия внутренней логики нашей работы еще раз обозначить кризис - как точку бифуркации в развитии системы, т.е. точку самую плодотворную для дальнейшей эволюции системы. Эта точка, в которой происходит скачек в развитии либо в положительном направлении (к большей целостности и меньшей конфликтности), либо отрицательном (к большей раздробленности).

Можно отметить, что в кризисных состояниях наступает временное ухудшение психического здоровья, за которым наступает разрешение и переход на более высокий уровень функционирования. С этой точки зрения, то, что казалось плохим, можно проинтерпретировать как ступень в развитии и личностном росте или позитивную дезинтеграцию. [4]

Под позитивной дезинтеграцией В.В.Козловым понимается составная часть психологического кризиса, которая является элементом качественного личностного роста и развития. Кризисы развития - это периоды психологического стресса и трудностей, которыми сопровождаются жизненные трансформации и переломные моменты. Они могут отмечаться значительным психологическим дискомфортом, иногда даже ставящим под угрозу выживание организма. Такие переходы могут происходить спонтанно, как в хорошо известных случаях юношеского кризиса, кризиса середины жизни. Они могут быть вызваны интегративными психотехнологиями. Психологический переход к более высокому уровню развития редко протекает плавно и безболезненно. Скорее рост обычно сопровождается периодами дезорганизации, полного отчаяния. Очень хорошо об этом написал К.Г. Юнг : "Реальное решение может быть достигнуто только посредством страдания. Страдание показывает, до какой степени мы невыносимы для самих себя. "Примирись с врагом своим ", - внешним и внутренним! Вот в чем проблема. Такое примирение не унизит ни тебя, ни твоего врага. Я полагаю, что правильную формулу нелегко найти, но если это удается - вы становитесь целостным, а это, я думаю, и есть смысл человеческой жизни". [Цит. по [11c.75]].

Если кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов.

Появляется возможность переоценить, "Отпустить на волю" старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии.

Как пишет В.В.Козлов – «Кризис - это зов перехода в новое качество». И здесь возможны всего два варианта исхода:

- скачок в развитии и психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа "Я" и его обновление, возрождение и замещение новым, более действенным. Позитивную дезинтеграцию мы можем рассматривать как некое возрождение и процесс обновления является естественным циклом, обладающим благотворным потенциалом для роста и трансформации личности.

- углубление кризиса с потерей витальности, негативная дезинтеграция с преобладанием отрицательных эмоций, носящих эстетический, пассивно-бессильный, упаднический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился с поражением.

Наступают те негативные последствия, которые кризисное состояние оставляет в организме - депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадий начальных, преимущественно обратимых нарушений, в стадию нарушений стойких, органических.[4]

Таким образом мы можем заключить, что кризис состояния приводит структуру личности к некоторой разобщенности, разрушенности и существует потенциальная возможность того, что последующая сборка, уравновешивание структуры будет более лучшей, более целостной, более оптимальной для личности.

 

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС

Большая роль в развитии личности принадлежит психодуховным кризисам. Психодуховными кризисами мы обозначим те из ник, которые связаны с уровнем духовных идентификаций (конфликтами на этом уровне, с переживаниями духовного, мистического, трансперсонального порядка и затрагивающие глубинные уровни психики человека, сюда же мы относим экзистенциональные кризисы философско-смыслового порядка, связанные с такими смысловыми конфликтами, как "жизнь и смерть", "смысл и цели существования" и др.) (Козлов, 1997) .

Причины психодуховных кризисов в том, что в процессе развития человека, его самоактуализации глубинные слои психики прорываются в сознание человека с целью интеграции их в единое целое с другими слоями сознания. С. Гроф описывает этот процесс, как борьбу холотропного модуса сознания за равноправное существование вместе с хилотропным в сознании человека, в его психической реальности.

Для Р. Ассаджиоли это также захлестывание сознания человека сверхсознательными, архитепическими и другими глубинными содержаниями психики, проявлением высшего "Я" человека.

Таким образом психодуховный кризис выступает как проявление движения к целостности и единству всей психики человека.

Психодуховный кризис может возникнуть после ряда неудач или какого либо сильного потрясения, например утраты любимого или близкого друга, переживания опыта смерти и возрождения и т.д. Но иногда человек попадает в кризисное состояние без какой либо видимой внешней причины в виду развертывания процесса саморазвития, самотрансформации личности.

Вариативность, разнообразие протекания кризисов огромно. Ассаджиоли, к примеру, разделял кризисы психодуховного порядка на различные виды, по критерию: на каком этапе "пробуждения" (духовного) он проявляется, также он постарался описать основные черты кризиса каждого выделенного им вида на разных этапах "пробуждения".[1] К примеру, кризис, предшествующий духовному "пробуждению" он описывал в следующих характеристиках: проявление общего чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то недостает, но он не может понять чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не имеющее определенной предметной формы.

К этому постепенно добавляется ощущение неподлинности и пустоты повседневной жизни. Начинает происходить переоценка всего в жизни. Причем часто новые ценности еще не видны, а лишь разрушаются и теряется ценность всего, что человек раньше ценил в жизни.

Индивид начинает искать исток и назначение жизни.

На этой стадии человеку свойственно неверно понимать и неверно истолковывать свое состояние. Не понимая значение этих новых умонастроений, многие считают их отклонением от нормы и будучи встревоженными возможностью утраты психического равновесия, люди стараются как-то бороться с этими проявлениями психодуховного кризиса. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты - невыносимым. Все, что составляло его жизнь, большей своей частью исчезает, рушится, как сон, когда как новый свет еще не зажегся.

Нередко это состояние сопровождается нравственным кризисом. Проявляется или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжелое чувство вины и муки раскаяния. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии могут приходить мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего крушения и распада может быть физическое уничтожение.

Выше изложенное представляет собой лишь абстрактную модель переживания психодуховного кризиса и служит некой иллюстрацией протекания кризиса.

Ассаджиоли выделял и другие кризисы (виды) психодуховного порядка, которые проявляются на других более высоких этапах развития или "пробуждения" личности. Так же "спектр патологии" или кризисы возникающие на разных этапах духовного развития хорошо изучены и описаны в трансперсональной психологии (к примеру см. К. Уилбер "Спектр патологии" [8,с.171-176]).

Большая роль в духовном развитии человека принадлежит психодуховным кризисам философско-экзистенционального порядка, которые обусловлены его существованием. Противоречивость жизни ставит перед человеком ряд важнейших вопросов, которые человек должен решить для себя самостоятельно. Но именно “противоречивость его существования - вот что заставляет человека продолжать путь, на который он вступил”. ( Э. Фромм Цит. по [12 c. 46] ) .

Рамки этой статьи не позволяют нам рассмотреть более подробно экзистенциональные кризисы и их роль в развитии личности. Более подробное описание экзистенциональных кризисов можно найти в трудах философов экзистенционального направления (Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).

Самым ярким примером психодуховного кризиса, обладающим огромным трансформирующим влиянием на личность, является так называемый “опыт смерти”, или как его еще называют “опыт околосмертных переживаний”, который характерен для людей переживших клиническую смерть и представляет собой переживание огромной интенсивности, выступающее мощным катализатором психодуховного развития человека.

Изучение трансформирующего влияния на человека околосмертного опыта (см. статью Кеннет Ринг “Околосмертный опыт” по [8 с. 222-231]) показало, что паттерн изменений, трансформаций личности имеет тенденцию к высокой позитивности духовного развития и роста.

Таким образом позитивное разрешение психодуховного кризиса приводит личность к разрешению внутренней борьбы и страдания, к большей целостности, ощущению внутренних сил, энергий, к ощущению радости и красоты, которая окружает человека в его жизни. В этом случае психодуховный кризис является исцеляющим, в полном смысле этого слова.

Обобщения и примечания.

1. Нет единой для всех схемы переживания психодуховного кризиса и четкого набора характерных черт. Всякое описание протекания кризиса его характеристик будет всегда строго индивидуальным и отличаться некоторыми чертами.

2. Существуют различные формы протекания психодуховного кризиса. Кризис может проявить в эмоциональной, смысловой, экзистенциональной, нравственной форме или форме переживания околосмертного опыта. Практически всегда психодуховный кризис представляет собой синтез некоторых из вышеперечисленных форм, но какая-то форма преобладает.Протекание кризиса зависит от индивидуальности субъекта и от формы проявления кризиса.

Одни люди не переживают острой стадии и трансформация происходит постепенно, другие остро переживают кризис, могут испытывать тяжелые физические и психические страдания, часто сопровождаемые различными психическими расстройствами, а изменение ( трансформация ) личности может происходить очень быстро.

Существуют также два вектора исхода психодуховного кризиса: позитивная дезинтеграция и негативная дезинтеграция.

 

Список литературы.

1. Ассаджиоли Роберто Психосинтез: теория и практика. - М.: “REFL-book ” 1994, - 314 с.

2. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира: Пер. с англ. - М, Издательство Трансперсон. Ин-та, 1994, - 338 с.

3. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. - М. ИНИОН, 1992, -312 с.

4. Козлов В.В. Три аспекта психотехнологий, в социальной работе. Психотехнологии в социальной работе. / Сб. под. ред. Козлова В.В. - Ярославль, 1997, с. 9 -19.

5. Козлов В.В. Истоки осознания - М., 1997 -363 с.

6. Козлов В.В. , Бубеев Ю.А. Измененное состояние сознания: психология и физиология. М., 1997 - 197с.

7. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М., Издательская группа ”Прогресс”. -1993 -280 с.

8. Пути за пределы “эго” . Под ред. Роджерса Уолша и Фрэнсис Воон. - Пер. с англ. М. - Папуша, Е. Поле и К. Андреевой - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 318 с.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.- 432 с.

10. Ребенок и пространство. Семь шагов к истине. / Сб. под. ред. В.В. Козлова. - М:, 1996. -197 с.

11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Том 1. - М., “Три Л”, 1996. -208 с.

Фромм Э. Человек для себя. /Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. - Мн. : “Коллегиум”, 1992- 253 с.

12. Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. Вып. 4, 1992 - 303 с.

13. Этюды о новой психотерапии / Под ред. В.В. Козлова. - Мн., 1995 - 192 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.