Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ К КРИТИЧЕСКИМ СИТУАЦИЯМ





ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

y

Г.Ярославль, 1998г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Отделение практической психологии

 

 

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Под редакцией Владимира Козлова

Г.Ярославль, 1998г.

 

ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.98

 

 

Психотехнологии в социальной работе./Сб. под ред.

Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 1998 – 201 с.

 

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.

 

Ó Козлов В.В., 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Козлов Владимир

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………..6

Албегова Ирина

ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ К КРИТИЧЕСКИМ СИТУАЦИЯМ…………18

Антонова Любовь, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ В РСС НА СКОРОСТЬ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИЙ.…………………………………………….24

Белякова Юлия, Тумаркин Денис

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПСИХОТЕХНИК В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ…………………..28



Веремеенко Наталия, Цыганенко Майя

НОВОЕ ОБЩЕСТВО - НОВЫЕ ЦЕННОСТИ………………………………33

Гаврищук Елена

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………38

Геперле Ирина, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА ДИНАМИКУ ТРЕВОЖНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА…………………….42

Глухова Ольга

ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ

ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….65

Голубкова Елена

САМОУБИЙСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ………………………………………………..68

Гусева Елена, Заярная Ирина, Муляр Андрей

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ…………………………………………..73

Жедунова Ирина, Киселев Игорь

О ПРОЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ…………………80



Жукова Ирина

ВЛИЯНИЕ ВХОЖДЕНИЙ В РСС НА ДИНАМИКУ ВНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………82

Капустин Андрей

ЛЮДИ И ДЕНЬГИ………………………………………………………………85

Киселев Юрий

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОДУХОВНЫЙ КРИЗИС….90

Ковшиков Михаил

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ И АРМИИ………………………………….101

Ковшиков Михаил, Смирнова Светлана

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………..108

Кудеринов Т.К., Баклыкова И.В., Паршина Е.В., Сыздыкова А.К.

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

И ПСИХОТЕРАПИИ………………………………………………………….114

Мазилов Владимир

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОИСКИ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ………………………………………………………………116

Мазилов Владимир

ПСИХОЛОГИЯ: ШИЗОФРЕНИЯ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО………….140

Малеева Ирина

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗГЛЯДА НА СМЕРТЬ………………….174

Непомилуева Елена

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЕЗРАБОТНЫМИ………………………………………………………………180

Смирнова Юлия

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАКТИВНУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………183

Черничкина Вера

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ…..…187

Щербаков Александр

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИМИДЖ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………191

Яшков Александр

НОВАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЯРОСЛАВЛЕ…………...196



Никольская Инна

ИМИДЖ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА…………………………………200

 

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.

Козлов Владимир, ЯрГУ

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возни­кающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвали­дам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; нарко­манам; больным СПИДом; семьям из групп “риска”; лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социаль­ную напряженность, но и участвуют в разработке законода­тельных актов, призванных полнее выразить интересы раз­личных слоев населения.

На исходе второго тысячелетия в России после ры­ночных реформ, которые не только улучшили прежнюю “плохую” жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит во­прос не только о социально незащищенных слоях населе­ния, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, со­кращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконеч­ные обещания Правительства привели к социальной напря­женности. Обострение социально-психологической напряжен­ности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методо­логии и технологиях её осуществления.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная ра­бота как профессиональная деятельность (в западном пони­мании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь пробле­мами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным груп­пам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использо­вании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же соци­альным проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуж­дающимся в ней гражданам.

Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятель­ность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессио­нальной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые явля­ются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности от­дельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе.

Основой профессиональной работы выступают отношения “социальный работник - клиент” (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объек­тов социальной работы:

· конкретный человек

· различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)

· конкретное общество

· всё человечество

Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.

Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педаго­гики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем.

Цель социальной работы: сохранять комфортное, дос­тойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сло­жившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населе­ния почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опо­зданием, а их размер просто смехотворен.

Использование психотехнологий в социальной работе на уровне объектов касается индивида и групп. Что касается уровней общества и всего человечества, автор данной статьи достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе.

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива­ется гуманистическая направленность социальной деятельно­сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от­дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное призна­ние социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и ду­ховном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвя­занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Объектом социальной работы является человек. Субъек­том социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения “специалист - клиент”. Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.

Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и пси­хотерапевтом. Социальная работа является макси­мально интегративной дисциплиной. Если посмотреть на социаль­ную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, спе­циализирующиеся строго в своей области. Но социальная ра­бота пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного ха­рактера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно, т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности.

Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах «профессионал- личность» и «профессионал-группа» психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными.

В соответствии с этой логикой именно основные методологические принципы российской психологии и являются ведущими для формирования методологии социальной работы.

Как мы уже писали (Козлов, 1997), в приложении к социальной работе, методология психологии приобретает новые черты и особенности.

В прикладном аспекте социальной работы, каковыми является

интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), методология имеет частный и конкретный характер. Но и при этом наблюдается преемственность с общенаучными и психологическими традициями.

Современная социальная работа в своем развитии приближается к формированию своей научной парадигмы. По нашим представлениям сам процесс этого формирования изменит наши понятия о смысле социальной работы, о ее содержании и механизмах.

На наш взгляд, научная парадигма социальной работы должна быть соизмерена с обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе.

Мы уже описали те методологические принципы, которые могут стать некоторой базой для формирования парадигмы интегративных психотехнологий. Мы предполагаем, что они могут быть рассмотрены как принципы для формирования системы практической социальной работы на уровне «профессионал – клиент».

По этой причине хочется напомнить основные из них:

Первый принцип - целостный подход,который подразумевает системный анализ предмета науки. Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации.

Второй принцип - генетический рассматривается исходя из положений теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожин И., 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, "режим обострения" в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.

Третий принцип - принцип обусловленности,проявляется в следующих моментах при работе с клиентами:

- неравновесное состояние системы воздействует на линейную область, т.е. следствие влияет на вызвавшую его причину. Клиент в зоне дисбаланса может интерпретировать факты биографии из точки кризисного состояния и содержание интерпретации будет обусловлено неравновесным состоянием системы и искажать линейную область;

- содержательно одинаковые неравновесные состояния могут детерминировать различные векторы эволюции системы - прогрессивные и регрессивные и возможный содержательный континуум векторов ( пример: одинаковый по содержанию личностный кризис может привести к суицидной попытке и к самоактуализации);

- содержательная цель трансформации и психотерапии, а также социальной работы, во многом определяет процесс его достижения.

Четвертый принцип - принцип позитивностиобозначает центрированность специалиста и клиента на положительном опыте.

Использование принципа позитивности также обусловлено тем фактом, что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с высокой жизненной энергией, степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме.

Пятый принцип - принцип соотнесенности -необходимость учета интенсивности действия психотехнологии с уровнем сензитивности психики клиента на структуру, содержание и форму воздействия.

Шестой принцип - принцип многомерности истины - любоеобъяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным.

При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных переменных, влияющих на поведение человека или группы и выведенные закономерности в индивидуальной психической реальности, групповом пространстве будут справедливы лишь при определенных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью.

Поэтому любое объяснение и понимание человека и групп может претендовать на жизнь и истинность.

Для нас важно как в научном, так и в прикладном аспектах, применение в социальной работе интенсивных интегративных психотехнологий. Поэтому мы хотим более подробно остановиться на содержании, структуре и стратегических моментах именно этого направления.

Как известно, понятие интеграции было введено в обиход европейской психологии Карлом Густавом Юнгом. Он понимал под интеграцией следующее:

а) осознание конфликта между фрагментами сознания;

б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.

Смысл интеграции заключается в том, чтобы та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, бо­лее не отвергалась. На уровне фрейдовской карты интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей её целостности. Понятие “интеграции” в интегративных психотех­нологиях было введено Джимом Ленардом (основателем дви­жения вайвейшн). Джим Ленард понимал под интеграцией присоединение части к целому, где целым является сознание, личность, а частью вытесненный комплекс. До Д. Ленарда в ин­тенсивных психотехнологиях было популярно понятие “высвобождение” , которое содержательно близко к понятию “катарсис” в психоанализе. Д.Ленард предложил целостную пси­хотехнологию, которую обозначил как вайвейшн.

Понятие интеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсонального направления (С.Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу).

Под интегративными психотехнологиями ( “психе” - душа, “технос” - умение, навык, мастерство, “логос” – понятие, учение) понимаются совокуп­ность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, пове­дения и деятельности.

Интенсивность психотехнологий вы­звана следующими причинами:

- огромным массивом кризисных состояний личности, высо­кой репрезентацией кризисной личности в социуме;

- сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоин­форма-ционных процессов в обществе и индивидуальном сознании;

- проявленной потребностью быстрого и эффективного, точ­ного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самоосознания и рефлексии.

Интенсивные интегративные психотехноло­гии появились в начале 90-х годов в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.

Интенсивные интегративные психотехнологии работают на следующих уровнях психики как живой, открытой системы:

а) физическом и психофизиологическом (работа с физическими, соматическими последствиями стрессов и стрессогенных ситуаций);

б) психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение интеграции личности);

в) разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеракции, социаль­ной адаптации, проявленности в общественных связях и отно­шениях);

г) разрешение проблем самоактуализации (расширение личностной свободы выбора; открытие внутренних, витальных, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов; нахождение глу­бинной мотивации человека и приобретение права личностью проявить свою индивидуальность);

д) удовлетворение потребности личности в трансцендирова­нии (нахождение психодуховных измерений личности, опреде­ление ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятие права на “воплощенное” существование, “примирение человека с Богом”, просветление и “второе” рождение).

Интенсивные интегративные психотехноло­гии удовлетворяют качествам системности, многомерности, целостности.

Высокая адаптивность интенсивных интегративных психо­технологий (ИИПТ) обеспечивается следующими факторами:

- огромной предисторией использования (40 тысячелетий) методов и техник трансформации и интеграции личности;

- тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыден­ной жизни без теоретического осмысления;

- высокой мерой научности.

В ИИПТ существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской пара­дигмы науки, что отвечает принципу научности. Теории и кон­цепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р.Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного Станислава Грофа, спектр сознания К. Уилбера, концепция целостностей психической реальности В. Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С. Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина и др.).

Теоретический пласт ИИПТ обладает следующими качествами:

- высокий динамизм;

- открытость;

- губчатость;

- тесная связь с практикой.

Теоретические представления при всем многообразии под­ходов и направлений имею ряд общих свойств:

- нелинейность и многомерность пространства, времени и че­ловеческого сознания;

- голографическая, холономная интерпретация психики;

- расширенные карты бессознательного;

- технологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики;

- холистическая ориентированность трансформации.

 

Теория ИИПТ имеет следующие истоки:

- теософические (даосизм, буддизм, чань-буддизм, изотерическое направления мировых религий, философский мистицизм);

- холономная парадигма науки, сформированная в атомной физике и теории систем (теория относительности А. Эйн­штейна, исследования Дэвида Бома и Карла Прибрама - голографическая модель мозга, теория шнурка Джефри Чью, теория диссипативных структур И. Пригожина).

- психолого-философские теории трансперсональной ориентации (Ст.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, Р.Дасс, Т.Маккена и др.)

- личностно-ориентированные психологические теории (У.Джеймс, З.Фрейд, В.Райх, О.Ранк, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, Ф. С. Пёрлз и др.).

Психотехнологии мы можем рассматривать на следующих уровнях:

- работа с телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело; телесно-ориентированные психотехники, направ­ленные на расширение осознания тела и телесности; фоку­сированная работа с телом в стилях: массаж (китайские, японские, европейские техники); райхианские техники; роль­финг; различные статические позы; динамические движения; ци-гун; тайцзыцю­ань; телесные медитативные практики; синтетический мас­саж; сегментарный массаж; биоэнергетика Боаделла; су­фийские техники балансировки энергии; трансовые танцы; ритуальные практики; холистический палсинг; система рейки; випассана; пранаяма и др.).

- индивидуально-психологический уровень (ребефинг; вай­вейшн; холотропное дыхание; свободное дыхание; транзактный анализ; психосинтез; юнгианский анализ; суггестивные техники; аутотренинг; тренинги релаксации; тех­ники переформулировки; игротехники; регрессия возраста; реинкарнационная терапия; различные дыхательные техники погружения; направленная визуализация; биографический метод; медитация; работа со снами; мандалотехника; тера­пия искусством (боди-арт, медитативная живопись и др.).

- социально-психологический уровень (коммуникативные тре­нинги; тренинги сензитивности; тренинги встреч; психодраматическое обыгрывание; ролевые игры; тренинг любящих взаимоотношений; гештальт; различные форматы работы: процессы “глаза в глаза”; суфийские ритуальные иг­ротехники; обряды; групповые песнопения; групповые риту­альные взаимодействия; групповая динамика).

- психодуховный аспект ( буддистские и даосские техники са­моисследования; трансцендентальные медитации; дзогчен; пси­хотехники дзень; глубинный опыт различных сессий из психоделических погружений и погружений в расширенное состояние сознания; молитвенные практики; практики ас­кезы; депривационные практики; направленные визуализа­ции и идентификации; различные инициации).

Интенсивные интегративные психотехнологии, как пра­вило, используют различные уровни измененного состояния сознания и для этого имеется колоссальный инструментарий по изменению состояний сознания.

Конечно, было бы неуместно говорить об интегративных психотехнологиях как о часто применяемом методе социаль­ной работы с клиентами. Естественно эти техники совер­шенно неуместны, когда человеку необходимо оказать мате­риальную помощь или осуществить небольшую юридическую консультацию по тому или иному вопросу. Но, когда речь идет о проблемах в семье, на работе, личностных проблемах (навязчивые страхи, физический дискомфорт, затянувшийся стресс), здесь уже можно использовать весь арсенал новых техник, чтобы облегчить ситуацию клиента.

При работе с клиентами, мы в первую очередь сталкива­емся со следующими моментами:

Во-первых - сам клиент, кто он? Ребенок, взрослый, мужчина, жен­щина - социально-демографический статус, возраст, образование и др.;

Во-вторых - проблемное поле, в чем проблема клиента? Внутренние психологические факторы, нарушения психического здоро­вья, социальная дезадаптация в виде конфликта в семье, на работе, различные фобии и др.

В-третьих - проблема выбора психотехнологии, каким образом сис­тему человеческой психики, которая находится в дисбалансе, привести в состояние гармонии, интегрировать проблему?

Первый и второй момент, задается, как правило, ситуацией социальной работы. Третий же момент является наиболее проблематичным и требует больших знаний и опыта соци­ального работника.

Для того, чтобы эффективно выбрать стратегию взаимо­действия с клиентом и методы воздействия на него, на на­чальном этапе нужно провести углубленное собеседование, при необходимости с применением психодиагностических ме­тодик. То есть первый этап взаимодействия с клиентом для выбора правильной стратегии заключается в более глу­боком проникновении в личность клиента, расширении пред­ставлений о проблемном поле клиента.

Для того, чтобы разрешение личностных проблем было эффективным, нужно соблюдать следующие условия:

- сонастроенность на состояние клиента;

- эмпатия;

- позитивная ориентация;

- незастревание на проблемном поле клиента.

При работе с клиентом есть одна очень существенная трудность, которая тормозит разрешение проблемы. Эта трудность связана с тем обстоятельством, что клиент уже нормально живет со своей проблемой, он прочитал много ли­тературы о ней, некоторые даже наслаждаются сознанием собственной ущербности, и если резко разрешить их диском­фортную ситуацию, то они начнут искать в себе новую “болячку”, чтобы сосредоточить на ней все свое внимание. Поэтому здесь многое зависит от умения социального работ­ника создать притягательный образ жизни без этой проблемы, заставить клиента захотеть лишиться этой проблемы и забыть её. При работе особенно важно точно определить проблемное поле, не жалеть времени, чтобы вникнуть в проблему клиента, так как от этого зависит психическое и социальное «выздоровление» человека.

В то же время, как показывает опыт, часто адаптивные возможности личности к трансформации Эго, изменению цен­ностных ориентаций, направленности, мотивационно-потреб­ностных структур ограничены. Также ограничены возможно­сти социальной ниши, в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его трансформации. Ломаются старые стерео­типы коммуникации, ролевые ожидания, что часто приводит к частичной, а иногда полной дезадаптации личности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т.п.

Все это выдвигает требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:

1. Особенности личности клиента;

2. Структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;

3. Возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия;

4. Обеспечение обратной связи;

5. Возможности системы поддержки и отслеживания в со­циуме.

Первый пункт выдвигает следующие требования:

- обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;

- соблюдение “закона восьми” (на одного специалиста не должно быть больше восьми клиентов);

- владение специалистом профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности.

Второй пункт обладает чрезвычайной важностью в страте­гии взаимодействия. Если специалист не представляет слож­ной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента.

Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое глав­ное, в возможном соответствии с внутренней картиной проис­ходящего.

Третий пункт предполагает, что специалист по социальной работе имеет не только теоретические представления о психотехниках, но и владеет ими. В психоанализе является закономерностью то, что прежде чем психоаналитик приступает к работе с клиентами, он проходит сам психоанализ. Мы считаем, что прежде, чем социальный работник приступит к работе с использованием различных психотехник, он сам должен их пройти, испытать их во внутренней работе с самим собой. Это выдвигает требование к учебным программам в вузе и программам переподготовки в их особой практической психотехнической ориентированности.

Четвертый пункт предполагает то, что социальный работник должен иметь время и возможности для получения обратной связи от своих клиентов. В профессиональном отношении вуз обязан формировать навыки проведения рефлексивного, чуткого, открытого собеседования с клиентом.

Пятый пункт является чрезвычайно сложным в организационном аспекте в силу дефицита времени социального работника и высокой плотности трудового графика. Одновременно он является определенным критерием эффективности работы и способом контроля за процессом социализации клиента.

Все пять пунктов в их синтезе открывают широкие возможности в повышении эффективности, корректности и точности социальной работы.

В психотехнологическом обеспечении социальной работы в настоящий момент больше вопросов, чем ответов. Существует огромное количество моделей и подходов. Это показывает, что эта тема в социальной работе является перспективным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

 

Список литературы.

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира: Пер. с англ. - М, Издательство Трансперсон. Ин-та, 1994, - 338 с.

2. Козлов В.В. Истоки осознания - М., 1997 -363 с.

3. Козлов В.В. , Бубеев Ю.А. Измененное состояние сознания: психология и физиология. М., 1997 - 197с.

4. Козлов В.В.. Парадигма интегративных психотехнологий. /Психологический пульс Ярославля// Сб. под ред. В.В.Новикова –М., Ярославль,1998 – С.140-156.

5. Козлов В.В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. Психотехнологии в социальной работе. / Сб. под. ред. Козлова В.В. - Ярославль, 1997, с. 9 -19.

6. Пути за пределы “эго” . Под ред. Роджерса Уолша и Фрэнсис Воон. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 318 с.

7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.- 432 с.

8. Ребенок и пространство. Семь шагов к истине. / Сб. под. ред. В.В. Козлова. - М:, 1996. -197 с.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Том 1. - М., “Три Л”, 1996. -208 с.

10. Фромм Э. Человек для себя. /Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. - Мн. : “Коллегиум”, 1992- 253 с.

11. Этюды о новой психотерапии / Под ред. В.В. Козлова. - Мн., 1995 - 192 с.

 

ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ К КРИТИЧЕСКИМ СИТУАЦИЯМ

Албегова Ирина, ЯрГУ

 

Критические ситуации в самом общем виде можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.

Условия современной России способствуют тому, что большое количество людей постоянно оказывается в такого рода ситуациях. В связи с этим принципиально важной является проблема адаптации к критическим ситуациям. Одним из способов решения данной проблемы является изучение наиболее распространенных механизмов адаптации к ним, разработка на их основе приемлемых техник и обучение таковым.

Современная психологическая наука предлагает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Стресс можно определить как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации.

Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности.

Фрустрация (лат. - frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достичь цель ( удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

Преградами на пути к достижению цели могут оказаться внешние и внутренние причины различного характера: физические (лишение свободы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность), социо-культурные (нормы, правила, запреты), материальные (деньги).

Степень выраженности состояния фрустрации может быть различной и зависит от многих факторов ( пол, возраст, характер цели, структура личности, разного рода обстоятельства).

Имея в виду отдельного человека, можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения деятельности в ситуацию, когда трудность оказывается непреодолимой.

Результатом фрустрации является изменение поведения личности. Прежде всего может наблюдаться потеря волевого контроля поведения и, как следствие, его деградация (от странностей в поведении до ярко выраженного девиантного).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.