Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ 19. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА.

 

Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения. До тех пор, пока обмен носил случайный характер, его можно было осуществлять в натуральной форме – путем прямого обмена одного товара на другой. Позже, когда обмен стал регулярным и массовым явлением, возникла необходимость в специальном средстве обмена, с помощью которого можно было бы быстро и с минимальными издержками получить любую вещь, нужную в хозяйстве. Таким средством обмена и становятся деньги. Главная черта денег, отличающая их от любого другого товара, - их ликвидность,т.е. способность обмениваться на любой другой товар. Те экономисты, которые верили в международный золотой стандарт и осуществляли соответствующую практику в XIX в., фактически были монетаристами. Так, приток золота в страну в результате превышения экспорта над импортом может рассматриваться как фактор, увеличивающий денежную массу и способствующий росту уровня цен. В противоположном случае при оттоке золота ожидается сокращение денежной массы и снижение уровня цен. Придерживаясь этой точки зрения, можно говорить о глобальном балансе экспорта и импорта, так же как и о стабильности уровня цен мирового рынка в долгосрочной перспективе.

Денежная масса –совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Денежная масса состоит из банкнот, монет и банковских депозитов, которые рассматриваются как деньги, потому что используются для уплаты посредством чеков и подобных им финансовых инструментов. Для измерения денежной массы используют денежные агрегаты: M1, M2, М3, L.Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности финансовых активов.

 

· M1 – наличные деньги (банкноты и монеты), депозиты до востребования;

· M2 – M1 плюс процентные депозиты со сроком не менее 1 месяца и срочные вклады с фиксированным верхним пределом;



· M3 – M2 плюс срочные вклады, депозитные сертификаты и др.;

· L – M3 плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр.

 

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты M1 и M2

Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют три основные функции денег:

· средство обмена;

· мера стоимости;

· средство сбережения или накопления богатства.

 

Во-первых, функция денег как средства обмена (платежи за товары и услуги ) осуществляется тремя способами:

 

· путем передачи денежных знаков;

· посредством записей на счетах и банках;

· документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому.

На этом основании различают три вида платежных средств:наличные деньги (банкноты, монеты), жироденьги (чеки, текущие счета), долговые деньги (векселя частных лиц, обязательства). Первые два типа платежных средств создаются банковской системой, а третий – не банками.

Во-вторых, как мера стоимостиденьги являются единицей счета, с которой могут сравниваться ценности других товаров.

В-третьих, деньги являются удобной формой сбережения, сохранения богатстваглавным образом в силу своей ликвидности.Деньги, как форма сохранения богатства имеют и некоторые недостатки. Они, во-первых, не приносят их владельцам доход и, во-вторых, обесцениваются в период инфляции. Поэтому, для сохранения ценности, помимо денег используются и другие активы – акции, облигации, недвижимость, драгоценности.

Спрос на деньги(спрос на ликвидность) — это потребность в определенном запасе денег. Спрос на деньги определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т. е. в форме наличности и чековых депозитов (кассы).

Спрос на деньги определяется на основе уравнения обмена количественной теории денег:

MV = PY,

 

где М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег;

Р — уровень цен (индекс цен);

Y — объем выпуска (в реальном выражении).

 

Предполагается, что скорость обращения — величина постоянная (V), так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике.

Отсюда следует, что спрос на деньги определяется динамикой ВВП :

 

 

Если, например, ВВП увеличивается на 3% в год, то этому темпу будет соответствовать темп спроса на деньги. Государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального BBП. В этом случае предложение денег будет соответствовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

 

Существуют три мотива спросана деньги. Первый мотивсостоит в том. что люди и фирмы нуждаются в деньгах, как в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производства). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок, операционным спросомили трансакционным спросом.

 

Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от:

 

· объема товарной массы, находящейся на рынке;

· уровня цен. по которым продаются товары и услуги;

· совокупного (национального) дохода;

· скорости обращения денег.

 

Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности.Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу.

Поскольку эти два мотива спроса на деньги не зависят от уровня процентной ставки, то графически трансакционный спрос и спрос по мотиву предосторожности выглядят как вертикальная линия, расстояние которой от оси ординат определяется величиной дохода (рис.1а).

 

 

 


Дж. Кейнсу принадлежит заслуга в выделении третьего мотива хранения денег — спекулятивного.Графически в координатах "процентная ставка — количество денег" линия спекулятивного спроса на деньги выглядит как кривая с отрицательным наклоном (рис. 1б). Он связывал его с наличием у денег альтернативнойстоимости. Под альтернативной стоимостью денег понимается упущенная выгодав виде неполученных процентов (дивидендов), которые могли бы быть получены, если бы деньги были обменены на менее ликвидные, но доходные финансовые активы.

Держание ликвидности (кассы) домашними хозяйствами и фирмами для приобретения в удобный момент иных финансовых активов в целях сохранения или преумножения богатства получило название спроса на деньги со стороны активов, или спекулятивного, поскольку в данном случае деньги используются для увеличения дохода путем перепродажи финансовых активов. Если процентная ставка низка, то нет большого смысла менять наличные деньги на другие финансовые активы — срочные депозиты, облигации.

 

Денежный мультипликатор. Деньги, поступившие в коммерческие банки, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. Открывая у себя счета, коммерческие банки должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческим банкам всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются ЦБ в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ. Их размер определяется в виде процента от депозитов коммерческих банков (данный процент получил название нормы резервирования): для вкладов до востребования — более высокий норматив; для срочных вкладов — более низкий.

Рассмотрим условный пример, показывающий эффект денежного мультипликатора. Пусть норма обязательного резервированиясоставляет 10%. Допустим, в коммерческий банк А поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 100 млн. руб. банк обязан перечислить в резервный фонд (10% от суммы депозита). В этом случае сумма кредита, выдаваемая банком, составит 900 млн. руб. (избыточные резервы).

Таким образом, 900 млн. руб. стали новыми деньгами, созданными коммерческим банком А. Взяв эти деньги, фирмы и граждане используют их на оплату товаров и услуг. Владельцы магазинов и прочие получатели денег затем переводят их на свои банковские счета, допустим, в банк Б, и получается, что 900 млн. руб., на которые банк А выдал ссуды, снова оказались на депозите.

Из 900 млн. руб., которые были внесены в банк Б, последний должен 10% этой суммы (90 млн. руб.) перечислить в резервный фонд; остальную часть можно вновь ссудить; 810 млн. руб. ссужаемых денег вскоре вновь вернутся в банк, но теперь в банк третьего уровня — В. Часть из них опять необходимо поместить на резервный счет, а остальные снова можно будет дать в кредит.

Этот процесс получил название эффекта денежного (кредитного) мультипликатора. В нашем примере первичный депозит в размере 1 млрд. руб. позволил выдать ссуду 900 млн. руб., а затем создать депозит на эту же сумму в другом банке. Банк Б, выдавая ссуду 810 млн. руб., позволил создать второй депозит в банке В на эту же сумму. Третий депозит составит 729 млн. руб. в банке Г, который образует вскоре в банке Д четвертый депозит в размере 652 млн. 100 тыс. руб., и так до завершения процесса.

В конце процесса предел расширения банковских депозитов будет выглядеть следующим образом:

1 млрд. + 900 млн. + 810 млн. + 729 млн. + 652 млн. 100 тыс. руб. + ... = ,

= 10 млрд. руб.

 

Таким образом, при норме резервирования r, равной 10%, первоначальный депозит в 1 млрд. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 10 млрд. руб. Это значит, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования. Если бы она была равна 5%, то максимальная сумма ссужаемых средств возросла до 20 млрд. руб., если бы 50%, то максимальный размер кредитных денег уменьшился бы до 2 млрд. руб.

В общем виде денежный мультипликатор тможет быть записан в виде следующей формулы:

 

 

 

где r— норма резервирования, исчисляемая как отношение резервов R кдепозитам D:

Поскольку имела место прямая взаимосвязь между металлическими деньгами, или золотом (иногда серебром), и денежной массой, классическая политическая экономия придерживалась так называемой товарной теории денег. Карл Маркс воспринял товарную теорию денег и применил свою трудовую теорию стоимости для определения стоимости золота и, следовательно, денег. Он критически относился к неразменным на золото бумажным деньгам (т. е. деньгам, основанными на "доверии" к их стоимости, выражаемой тем, что на них можно в конечном счете купить), несмотря на все более широкое их распространение.

Русские марксисты-догматики, естественно, были настроены критически к практике использования бумажных денег. Советские экономисты часто заявляли, что рубль на 25% обеспечен золотом. Также утверждалось, что использование такого типа товарных денег обусловливало в противоположность капиталистической экономике полное избавление от проблемы инфляции.

В начале XX в. Ирвинг Фишер выступил с так называемой количественной теорией денег, которая претендовала на объяснение того, почему увеличение денежной массы всегда инфляционно. Приняв скорость обращения денег за постоянную величину, И. Фишер представил уравнение обмена (М V = РТ, где М - масса денег в обращении, V - скорость обращения денежной едицины, Р - уровень цен, Т - общий объем операций) как полезный инструмент в объяснении политики, побуждающей банкиров строго контролировать массу денег в обращении.

Джон Кейнс поставил под сомнение надежность уравнения И. Фишера уже в 1923 г. На опыте стагнации британской экономики в 20-е годы и тщетной попытки восстановления международного золотого стандарта после первой мировой войны он также пришел к убеждению, что золотой стандарт имеет связь с дефляционной тенденцией, падением экономической активности, поскольку поступление золота в мировую экономику невелико, т. е. к выводу, который Уильям Брайан сделал еще в конце XIX в.

Полезно напомнить, что в США цены медленно снижались на протяжении 20-х годов и даже в Германии после 1923 г. серьезной инфляции не было. К началу 30-х годов стало очевидно, что действительная проблема - это дефляция. Призыв правительства Брюнинга к 10%-ному снижению заработной платы только ухудшил ситуацию с дефляцией и безработицей в тогдашней Германии по сравнению с Соединенными Штатами, создав таким образом благоприятную почву для прихода к власти фашистов.

В марте 1932 г. Дж. Кейнс изменил свою первоначальную позицию по вопросу о соотношении сбережений и инвестиций. Для монетаристов характерен взгляд на сбережения как на предварительное условие для инвестиций, которые являются пассивным фактором, т. е., образно говоря, "сбережения - собака, виляющая хвостом инвестиций." Дж. Кейнс, напротив, встал на точку зрения, что скорее всего "инвестиции - собака, виляющая хвостом сбережений". Иными словами, инвестиции - это активный фактор, а сбережения - в большей мере пассивный.

Это дало возможность Дж. Кейнсу сформулировать свой знаменитый "парадокс бережливости". Если индивиды могут улучшить свой уровень жизни, сберегая большие суммы на черный день, то для экономики в целом, переживающей существенную безработицу, этот путь катастрофичен. Так родилась немонетаристская, или кейнсианская экономическая теория.

До Дж. Кейнса все экономисты по сути были монетаристами и полагали, что экономика в целом, обозначенная впоследствии термином "макроэкономика", представляет собой простую сумму составных частей, которые будут названы "микроэкономикой". К 1940 г. Саймон Кузнец разрабатывает методику для расчетов национального дохода в качестве показателя успеха или неудачи макроэкономической политики. На протяжении 30-х годов американские политики оставались на позиции монетаризма и видели проблему в инфляции, несмотря на тот факт, что уровень цен был все еще ниже уровня 1921 г. Федеральный резервный банк под руководством Марринера Экклза в 1936 г. повысил вдвое уровень обязательного резерва, чем способствовал наступлению резкой рузвельтовской рецессии 1937 - 1938 гг. По мере притока золота в конце 30-х годов в США как в "надежное убежище" значительная его часть была "стерилизована" или не учитывалась, поскольку рассматривалась как инфляционный фактор.

В самом начале второй мировой войны американские политики установили предел номинальной процентной ставки 2%, последовав таким образом примеру Японии и Германии, которые фактически стали придерживаться кейнсианской экономической практики задолго до этого. Успех такого подхода в период второй мировой войны сделал Дж. Кейнса сторонником развития мировой торговли как экономической программы, сопровождающей создание ООН. Он постепенно отказался от положительных оценок меркантилизма и протекционизма, высказанных им в "Общей теории занятости, процента и денег", и стал вместе с Гарри Уайтом главным архитектором Брст-тонвудского соглашения 1944 г.

Г. Уайт и Дж. Кейнс независимо друг от друга пришли к выводу, что всесилие международного банковского сообщества, имевшее место в предвоенный период, должно быть ограничено и что проблема может быть решена с помощью фиксированных обменных курсов, устанавливаемых МВФ. Предполагалось, что дефляционные последствия золотого стандарта будут преодолены на основе политики, создающей такое же давление на страны-кредиторы в направлении инфляции, как на страны-должники в направлении дефляции.

Современные тенденции

На практике, однако, МВФ стал главным центром послевоенных сил монетаризма и дефляции. "Валютная оговорка" (содержащаяся в особом пункте соглашения), предназначенная для стимулирования импорта и зарубежных инвестиций странами-кредиторами, не была использована. Вместо этого возникла тенденция к девальвации валют стран-должников, прежде всего стран третьего мира.

Так называемые программы структурных преобразований, предложенные странам-должникам в 80-е годы после проведенных там девальваций, содержали типично монетаристские рецепты - сокращение государственного сектора (приватизация), сбалансирование бюджета, прекращение субсидий и повышение реальных процентных ставок.

Эти рекомендации стали привычны для России и других постсоциалистических стран - ведь их убеждали следовать подобным советам МВФ на протяжении последних четырех лет. Как и в большинстве государств третьего мира, их экономики оказались фактически "застойным болотом". Монетаристские рекомендации, видимо, могут работать какое-то время в странах с менее развитой, чем российская, экономикой (например, Чили), но Россия должна быть способна выступить с альтернативной внутренней политикой, являющейся в большей мере кейнсианской, или немонетаристской.

Очевидно, что Россия и ее соседи, значительно сократив реальную массу денег в обращении (на 70 - 80%), превзошли необходимый предел и вместо знаменитого рынка продавца создали рынок покупателя. Необходим же более или менее нейтральный рынок, нечто среднее между этими крайностями.

Монетаристы в типичном случае признают один тип инфляции - инфляцию спроса, сопровождающуюся излишним количеством денег, гонящихся за недостаточным количеством товара. По моему мнению, российская инфляция носила в значительной мере иной характер, а именно инфляция предложения, возникшей на основе сокращения кредитов и снижения цен, отражающих реальный уровень равновесия. Запугивание гиперинфляцией - это стандартный прием, используемый монетаристами для оправдания своих рецептов сбалансирования бюджета, увеличения безработицы, повышения реальных ставок процента и т. д. Caveat Emptor (Caveat Emptor (лат.) - юридический термин, означающий предупреждение относительно качества товара ("качество на риске покупателя"). (Примеч. пер.))!

 

Однако Россия и соседние страны должны иметь в виду что влияние монетаризма на экономическую политику США значительно снизилось. Последней каплей, переполнившей чашу, явился прогноз М. Фридмана, сделанный в начале 1984 г., о том, что инфляция к концу года достигнет двузначной величины вследствие существенного роста денежной массы в 1983 г. Фактически же уровень инфляции в конце года оказался ниже, чем ранее.

Даже председатель совета Федеральной резервной системы Ален Гринспен, все еще верящий в нулевую инфляцию как реальную задачу, отказался от использования агрегированных показателей денежной массы в качестве значимых индикаторов для прогнозирования уровня инфляции. Его новый заместитель Алан Блайндер известен как антимонетарист еще с 1986 г., когда выпустил небольшую книгу "Твердые головы, мягкие сердца". Еще ранее он показал, что государственные расходы, ведущие к росту доходов экономических субъектов, стимулируют инвестиции, что прямо противоречит монетаристскому положению об отрицательном воздействии дефицита государственного бюджета на частные инвестиции.

Другой молодой экономист Пол Крюгман в книге "Процветание вразнос", опубликованной в 1994 г., идет еще дальше. Его критика монетаризма, теорий рациональных ожиданий и реального экономического цикла заслуживает внимания, так же как и защита им неокейнсианства. Не принимая в качестве допустимого с точки зрения антиинфляционного воздействия 6%-ный уровень безработицы, выдвинутый А. Блайндером, П. Крюгман склонен считать необходимым снижение его до 5%. В этой связи, учитывая двузначные показатели безработицы в ряде развитых капиталистических стран в условиях растущей глобализации мировой экономики, нелишне вспомнить давно забытый закон Хэмфри-Хокинса 1978 г., в котором в качестве целевого показателя принят 4%-ный уровень безработицы.

Какой бы монетаристской ни была в недалеком прошлом (1979 - 1982 гг.) экономическая политика Федеральной резервной системы, она все же оказалась более мягкой по сравнению с позицией Немецкого федерального банка (НФБ) и Банка международных расчетов в Базеле. Политика НФБ по поддержанию высокой реальной процентной ставки сыграла важную роль в подрыве европейской денежной системы в 1992 г. и возникновении в этой связи хаоса при реализации Маастрихтского соглашения.

 

Долгое время символом денег служили достаточно редкие и поэтому дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, пушнина, рыба и т.д. Однако постепенно, с развитием обмена и созданием мирового рынка, в силу физических и химических свойств (сохраняемость, однородность, делимость, портативность), позволяющих удобно производить обмен, роль денег стали выполнять золото и серебро. Вследствие стирания золотых и серебряных монет в процессе обмена, реальное их содержание перестает соответствовать номиналу, т.е. обозначенному на них весу металла. Поэтому бумажные деньги начинают замещать в обращении действительные деньги – золото, серебро. Бумажные деньги становятся номинальными знаками стоимости денег, необходимых для обращения. Бумажные деньги выпускаются государством для покрытия своих расходов. Они наделяются принудительным курсом и являются обязательствами государства. Со временем утверждаются кредитные деньги, которые проходят собственные ступени развития через коммерческий и банковский кредит. Сначала такие деньги могли выпускать крупнейшие и самые солидные банки страны, позже функции эмиссионного центра закрепились за одним крупнейшим национальным банком. Банки, выпускавшие банкноты, брали на себя обязательства разменивать их на золото, что придавало доверие к бумажным деньгам и обеспечивало устойчивость денежного обращения. Правда, банкноты имели лишь частичное обеспечение: у банков было золото, достаточное для оплаты лишь небольшой суммы выпущенных бумаг.

Остальная часть выпуска была фидуциарной, т.е. ее стоимость обусловливалась только доверием держателей банкнот. Таким образом, выпускаемые в настоящее время банкноты не имеют золотого обеспечения и национальная валюта разных стран является полностью фидуциарнойпо своей природе. Банкноты и монеты, которые используются в экономике, — это символические, декретные деньги. Они являются деньгами постольку, поскольку государство декретируют их в качестве законного платежного средства на данной территории и люди принимают их в таком качестве. Товарная, золотая природа денег осталась в прошлом. Золотом сейчас не расплачиваются даже во внешнеторговых сделках. Природа нынешних денег стала всецело кредитной, и это новый, более высокий этап их развития.

В современных условиях из денежного оборота все активнее выталкиваются наличные деньги, широко используется чековая система, бурно развивается хождение кредитных карточек. Все эти банковские технологии позволяют ускорить расчеты, экономить на издержках обращения, а значит, внести вклад в повышение эффективности общественного производства, создать дополнительные удобства для рыночных агентов.

 

Кредитная система – это совокупность кредитно - финансовых институтов, используемых государством в целях обеспечения функционирования субъектов хозяйственной деятельности, экономического роста, поддержания стабильности национальной валюты.

В большинстве стран сложилась двухуровневая банковская система. Верхний уровень – это Центральный банк, нижний уровень – это коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.

Центральный банк является главным государственным банком, наделенным особыми правами. Он выполняет следующие функции:

 

· осуществляет эмиссию денег (выпуск денежных знаков);

· несет ответственность за управление государственным долгом, выплачивает займы правительства, и проценты держателям государственных ценных бумаг;

· обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета;

· кредитует коммерческие банки;

· хранит резервы коммерческих банков;

· осуществляет контроль за деятельностью кредитно-финансовых институтов;

· хранит золотовалютные резервы страны;

· регулирует резервы иностранной валюты и золота;

· проводит многочисленные финансовые операции на международном уровне;

· осуществляет кредитно-денежную политику.

 

Коммерческие банки по своему организационно – правовому статусу – это частные компании (ООО) или акционерные общества (ЗАО, ОАО).

Деятельность коммерческих банков независимо от форм собственности носит коммерческий характер, т.е. направлена на получение максимальной прибыли за счет обслуживания клиентов.

Операции, которые осуществляют коммерческие банки, делятся на пассивные и активные. Пассивные операции – это аккумуляция временно свободных денежных средств домохозяйств и фирм в виде депозитов (вкладов). Сбережения, сосредоточенные в банке, банк использует как ссудный капитал, т.е. предоставляет кредиты. Это – активные операции.

По всем видам предоставленных кредитов банки получают от заемщиков плату в виде процента. Поскольку процент, взимаемый банками с заемщиков, больше процента, выплачиваемого вкладчикам, банк получает доход в виде разницы между двумя этими видами процентов.

Коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными (сберегательными, инвестиционными, ипотечными, клиринговыми и др.).

К небанковским кредитно-финансовым институтам относятся: пенсионные фонды и страховые компании, которые аккумулируют огромные денежные средства.

Кредитно-денежная политика Центрального банка связана с изменением предложения денег с целью стабилизации национального производства, занятости, уровня цен.

Выделяют три основных инструмента денежной политики:

· операции на открытом рынке;

· изменение обязательной нормы резервов;

· изменение учетной ставки.

 

Инструменты денежной политики изменяют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на денежный мультипликатор.

Операции на открытом рынкепредполагают куплю-продажу Центробанком государственных ценных бумаг. Если ЦБ надо увеличить предложение денег в обращении, он начинает скупать государственные облигации. Деньги, полученные от продажи облигаций, поступают в избыточные резервы банков по установленной норме и будут использованы для активных операций. Если ЦБ добивается уменьшения предложения денег, то он начинает продавать ценные бумаги. Избыточные резервы в коммерческих банках сократятся. С учетом банковского мультипликатора сжатие денежной массы произойдет в несколько раз. В результате сокращения предложения денег процентная ставка возрастет, кредит станет дорогим. Это приведет к сокращению объема производства и занятости. Такая политика обычно проводится в период инфляции с целью уменьшить рост денежной массы и цен.

Учетная ставка представляет собой процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Снижение учетной ставки позволяет

коммерческим банкам брать кредиты, увеличивать свои абсолютные избыточные резервы и наращивать масштабы кредитных операций. Под воздействием механизма мультипликатора количество денег увеличится. И это в свою очередь, приведет к понижению процентной ставки. При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают объем заимствований, что приводит к сокращению избыточных резервов и кредитных операций и как следствие происходит уменьшение предложение денег и рост процентной ставки. Повышение учетной ставки приводит к удорожанию кредита, предоставляемого коммерческими банками. Удорожание кредита негативно отражается на реальном секторе экономике. В итоге сокращаются инвестиции, объем производства, занятость. Понижение учетной ставки, напротив расширяет кредитные возможности и положительно влияют на экономику.

Регулирование нормы обязательных ресурсов приводит к следующим результатам. Увеличивая норму обязательных резервов, ЦБ ограничивает эффект банковского мультипликатора. Например, если норма обязательных резервов 20%, то банковский мультипликатор будет равен . Если норма обязательных резервов 25%, то банковский мультипликатор =4.

Увеличивая норму обязательных резервов, ЦБ уменьшает предложение денег. И, наоборот, уменьшая норму обязательных резервов, ЦБ увеличивает предложение денег.

Кредитно-денежная политика применяется в целях стабилизации экономики.

В период инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, уменьшает предложение денег.

 

С этой целью он:

· продает ценные бумаги;

· повышает учетную ставку;

· повышает обязательную норму резерва.

 

В период спада ЦБ проводит политику дешевых денег, обеспечивая увеличения предложения денег.

 

С этой целью ЦБ:

 

· покупает ценные бумаги;

· снижает учетную ставку;

· снижает норму резерва.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. В силу каких обстоятельств возникли деньги, перечислите виды денег и их функции?

2. Какое значение имеют денежные агрегаты?

3. Что такое спрос на деньги?

4. Дайте определение денежной базы и покажите ее отличие

от денежной массы.

5. Что такое денежный мультипликатор и как он влияет на объем денежной массы в экономике?

6. Каковы функции Центрального банка?

7. Какова цель и инструменты кредитно-денежной политики?

8. Что означает политика дорогих и дешевых денег?

 

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.