Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций

 

Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
ß ß
Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции. Существует свободный вход на рынок и выход. Свойственна классической модели рынка. Фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, и, соответственно, ведут конкурентную борьбу. Ограничен вход на рынок продукции. Распространена в современных моделях рынка.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок. Модель совершенного рынка основывается на том, что его главные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами. Основой рационального хозяйствования фирм (предприятий) является принцип экономичности, имеющий два аспекта:

 

· используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат — пользу, доход (принцип максимума);

· желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств (принцип минимума).

Рынки совершенной конкуренции — это рынки, где соблюдаются следующие основные условия:

· число участников сделок (продавцов и покупателей) вели­ко, потенциально бесконечно;

· продукция является однородной;

· решения об экономическом выборе одного индивида не зависят от решений других индивидов и не влияют на них. Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей;

· покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии рынка в целом, прежде всего о ценах в любой его части. Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

· отсутствуют барьеры для свободного входа и выхода из рынка. Осуществляется полная мобильность ресурсов. У участников рынка отсутствуют стимулы для слияний.

Совершенно конкурентная фирма — это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ори­ентиру, заданному извне — рыночной цене. Таким образом, условием равновесия совершенно конкурентной фирмынезависимо от того, прибыльна она или убыточна, будет являться равенство предельных издержек предельному доходу, совпадающему с ценой. Прибыльная фирма не уйдет с рынка. Другое дело — фирма убыточная. Здесь возможны варианты. Фирма может работать с убытками тогда, ко­гда покрывает хотя бы переменные издержки. Для анализа этой ситуации необходимо сравнить валовый доход с валовыми (общими) издержками. Валовые (общие) издержки равны сумме постоянных и переменных издержек. Если валовый доход возмещает переменные издержки и частично постоянные, то очевидно, что такой фирме выгоднее находиться на рынке и продолжать производство. Если валовый доход не возмещает переменные и постоянные издержки, то в этой ситуации фирма должна уйти с рынка.В зависимости от соотношения цены и средних издержек различают четыре типа фирм.

1. Предельная фирма. Для такой фирмы цена равна миниму­му средних переменных издержек. На графике (рис. 4.1 а) линия цены проходит через «точку бегства фирмы с рынка».

2. Запредельная фирма. Для нее цена на продукцию ниже средних переменных издержек. На графике (рис. 4.2 б) линия цены проходит ниже «точки бегства фирмы с рынка» (А`).

3. Допредельная фирма с нормальной прибылью. В данном случае имеется в виду, что цена на продукцию такой фирмы обеспечивает предпринимателю доход, позволяющий удерживать его в данной сфере деятельности. На графике (рис. 4.3.в) линия цены проходит выше «точки бегства фирмы с рынка», но ниже минимума средних общих издержек.

4. Допредельная фирма с экономической прибылью. У такой фирмы цена на продукцию покрывает все издержки и обеспечивает излишек. На графике (рис. 4.4.г) линия цены выше точки минимума средних общих издержек.

 

 

 

Несовершенная конкуренция:

1. Чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара и услуги, контролируя всю, или большую часть производства. (Частный случай – монопсония, то есть монополия покупателя).

2. Олигополия - образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Обратная ситуация носит название олигопсонии.(Частный случай – дуополия, когда монополию образуют два продавца товара).

3. Монополистическая конкуренцияхарактеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.

Сравнительная таблица рыночных ситуаций

Основные черты Рынок свободной Рынок несовершенной конкуренции
рыночной ситуации Конкуренции Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренции
Количество фирм, производящих продукцию Множество независимых Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип продукта Стандартизированный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизированный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны

Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию.

Имеются три основные источника монополии: «технические» соображения, «прямая и косвенная правительственная поддержка» и «частные сговор».

Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к таковым.

Классификация монополий

 

Случайная монополия может перерасти в искусственную, если:

· движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;

· данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.

Процесс возникновения монополистических союзов обуславливается следующими факторами:

· скачком в развитии производительных сил;

· возрастанием капиталоемкости производства;

· концентрацией производства;

· возникновением крупных предприятий;

· обострением конкурентной борьбы.

Все указанные факторы взаимосвязаны и создают предпосылки возможности и необходимости формирования монополистических союзов и создания монополий.

Концентрация производства - главная причина возникновения монополий. Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

Горизонтальная интеграция Þ слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства
Вертикальная интеграция Þ Комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью
Диверсификация Þ Комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой

Этим направлениям концентрации соответствуют следующие организационные формы монополий:

1. Картели – монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

2. Синдикаты – монополистические объединения с целью организации современного сбыта продукции.

3. Тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.

4. Концерны – монополистическая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.

 

 

Монопольное положение на современном рынке достигается не только посредством массовости производства (характерно для естественной монополии), но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей, что обеспечивает эффективное вложение капитала (характерно для случайной монополии).

Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценами.

Изучая спрос на продукцию монополиста и уровень устанавливаемых им цен, мы исходили из того, что монополист назначает единую цену для всех покупателей. Однако часто фирмы устанавливают разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Подобное поведение монополиста называется ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация — один из способов расширения рынка сбыта и, следовательно, увеличения прибыли в условиях монополии. Она представляет собой продажу продукта различным покупателям по разным ценам.

Обычно монополистические цены по сравнению с ценами рынка совершенной конкуренции являются более высокими. Это сужает количество потенциальных покупателей. Однако, снижая цену в расчете на расширение объема сбыта, монополист теряет монопольную прибыль. Поэтому монополист находит иной выход, позволяющий сохранить монопольную прибыль и одновременно расширить количество продаж: он снижает цены не для всех покупателей, а для отдельных групп. Последние получают ценовые льготы, которые не распространяются на остальных покупателей, т.е. по отношению к ним допускается ценовая дискриминация.

Использование политики ценовой дискриминации строится на соблюдении двух условий:

 

· исключении возможности товар перепродать. При перепродаже фирма теряет часть рынка, ибо она не сама выходит на конечного потребителя, а через посредника;

· возможности разделить всех потребителей продукции на сегменты. Для покупателей, приобретающих товар вне зависимости от колебаний его рыночной цены, снижать цены не имеет смысла. Цены снижаются для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным: для них устанавливаются скидки с цены.

 

Ценовая дискриминация имеет различные виды:

 

· пространственная (продажа в городе и в деревне по разным ценам);

· временная (продажа железнодорожных и авиабилетов в зависимости от сезона);

· по доходам потребителей (предоставление услуг для бедных и богатых);

· по объему потребления блага (минимально необходимое количество и сверх того):

· по социальному статусу потребителя (проездные билеты для студентов и работающих).

Ценовая дискриминация выгодна для монополиста, поскольку позволяет ему получить большую массу прибыли, расширяя объем продаж, минуя снижения цены на все предлагаемые к продаже партии товара.

Барьеры, препятствующие проникновению новых конкурентов на монополизированный рынок:

· высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли (например,

автомобильная промышленность);

· патентная защита производства товаров. Для того чтобы выйти на такой рынок, необходимо купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.