Сделай Сам Свою Работу на 5

Нравственный статус личности – степень готовности следовать морали, обусловленная ее гуманистическими принципами и состоянием соматического и психического здоровья.





Нравственный статус возникает под влиянием двух факторов: социального – действующей морали, условий для ее реализации, принятой системы поощрений и наказаний, и индивидуального – ориентации личности и внутренних возможностей следовать нормам морали.

Мерилом нравственности личности в социальном плане является добродеяние. Это действие человека, способствующее благополучию другого (других, общества), совершенное под влиянием нравственного мотива, то есть бескорыстного стремления помочь другому в достижении какого-либо блага, например, в удовлетворении его потребностей, интересов, в разрешении каких-либо проблем, конфликтов, реализации планов, материальных или духовных притязаний и т. д. Добродеяние, добро может совершить и недобрый человек, поддавшись мимолетному нравственному порыву. Поэтому добродеяние неточно определяет нравственный статус личности.

Нравственный статус – это устойчивая характеристика личности, как было отмечено, готовность следовать морали. Он определяется в диапазоне эмоционально окрашенных качеств: доброжелательность – равнодушие -зловредность. Эти качества формируются не столько социальным влиянием (оно, конечно, имеет значение), сколько обусловлены внутренними биохимическими и психофизиологическими процессами – моциональным




стереотипом поведения, психосоматическим благополучием индивида, его восприятием жизни, мироощущением. Не случайно, упомянутые качества содержат разную эмоциональную окраску, несут различный информативный смысл и обладают совсем не похожими энергетическими свойствами.

Доброжелательность – нравственный статус личности, который характеризуется направленностью на добро, отзывчивостью, стремлением жертвовать своими потребностями, интересами, временем во имя других. В системе ценностей доброжелательного человека преобладают гуманизм, уважение другой личности, порядочность. Коммуникация отличается готовностью устанавливать дружеские контакты с разными партнерами, находить компромисс, преодолевать препоны на пути к сотрудничеству. В его оценках партнеров преобладают хорошие отклики, в их поведении подмечаются прежде всего сильные стороны и достоинства. Доброжелательность сопровождается положительной психической энергией и вызывает ответные позитивные действия со стороны партнеров.



Равнодушие – нравственный статус, в котором трудно угадываются моральные принципы личности. Ее ценности не содержат явных указаний на гуманизм, либо они противоречивы и потому акты уважения к окружающим чередуются с актами, принижающими их достоинства. Дружба приобретает сомнительный характер. В общении с партнерами наблюдается как стремление к сотрудничеству, так и обособленность, компромиссы сменяются стремлением утвердить свою правоту. Энергетическое воздействие на партнеров в ситуациях морального выбора несущественное, незаметное, неопределенное.

Зловредность – нравственный статус, в соответствии с которым индивид осознанно или бессознательно стремится причинить неприятность партнеру, заставить его испытывать дискомфорт и даже пережить страдание. Провозглашенные или скрываемые принципы личности антигуманного содержания:

неуважительное отношение к людям, пренебрежение дружбой или отрицание ее роли. Лейтмотив общения – недоверие партнерам, отсюда столь явное стремление принизить, обидеть, задеть их самолюбие. Снедаемая недоброжелательностью личность либо воздерживается от контактов, либо превращает их в повод для выяснения отношений, самоутверждения. Зловредность сопровождается выбросами негативной энергии, которая наносит ущерб партнерам, а в некоторых случаях травмирует их психику.

Зловредные люди, образно говоря, лишены «нравственной грунтовки", необходимого слоя сознания, на основе которого возникают развитые формы морально-этического поведения.



"Нравственная грунтовка" – элементарное условие для становления нравственной культуры личности, ее отсутствие вряд ли восполнимо сентенциями, примерами или просветительством. Ее наличие является следствием психической нормы, естественной адаптации индивида к


социальной среде. Даже едва заметные изъяны психики и адаптационные нарушения искажают "нравственную грунтовку" или препятствуют ее образованию.

"Нравственную грунтовку" образуют наипростейшие навыки социального поведения и элементарные привычки оценивать свои поступки. Об ее отсутствии свидетельствуют садистские формы поведения (привычка истязать животных, наносить физическую обиду тем, кто беспомощен, беззащитен, слаб), крайние формы проявления цинизма (оскорбление стариков и детей, издевательство, продиктованное чувством физического превосходства или чувством безнаказанности), святотатство (осквернение национальных святынь, могил, памяти предков и родственников).

Люди, лишенные "нравственной грунтовки", относятся к разряду морально дефективных. Их аморальное поведение обусловлено либо врожденным снижением высших психических функций, либо временным проявлением психических аномалий. Таковые у некоторых вполне нормальных людей иногда возникают в период бурного полового созревания или после стрессовых ситуаций, вызвавших сильное психическое потрясение. Восстановление психической нормы у них, как правило, сопровождается проявлением способности к нравственной оценке своих поступков в прошлом, преодолением зловредности.

По причине врожденной или временной психической недостаточности морально дефективные не способны осознать аморальности своих действий. Они не способны являть доброту в ее нравственном смысле. Если же они и демонстрируют ее, то в некоей уродливой форме – в виде пощады, уступив мольбам своей жертвы, снисхождения, либо унижая человеческое достоинство, либо под влиянием мощного социального контроля и угрозы наказания.

От морально дефективной категории людей следует отличать моральных примитивов. Они также лишены "нравственной грунтовки", но отличаются тем, что аморальность – садизм, цинизм, святотатство – взяты ими на вооружение сознательно, расчетливо используются как средства мести, давления, вымогательства и т. п. Моральный примитив – более проблемный и социально опасный вариант. Попытки воздействия на такой тип людей наталкиваются на их озлобленность, уверенность в своей правоте, незамаскированное противодействие. Они так же, как и морально дефективные, не способны проявлять доброту, ибо руководствуются расчетом, циничны, откровенно меркантильны.

На характер проявления доброты влияют временные негативные изменения в психическом статусе личности.

Может ли человек в состоянии психологического дискомфорта проявлять устойчивую доброту? Это крайне затруднено, ибо для проявления доброты, как, впрочем, и для любых нравственных актов, необходим какой-то минимум устойчивости и стабильности в положении индивида. Мораль, как идущее изнутри личности побуждение следовать некоторому порядку,


общим правилам поведения, может иметь место только тогда, когда упорядочено внешнее положение этой личности. Если же оно подвержено непредсказуемым колебаниям или чьим-то прихотям, то склонность к нормативным действиям неуклонно разрушается. Возникает почва для проявления недоброжелательности в различных ее формах. Типичная причина – фрустрация, то есть психическое напряжение, появляющееся в результате блокирования целей личности.

Примитивные и завистливые люди – неиссякаемый источник недоброжелательности. Они нетерпимы к чужой индивидуальности, любому, на их взгляд, превосходству. И поэтому их раздражает и злит то, чего у них нет. Молодая женщина вызывает раздражение тем, что она молода и красива, умный и начитанный злит посредственных, человек кипучего темперамента провоцирует неприязнь вялых и ленивых, человек принципиальный не оставляет равнодушными подхалимов и "флюгеров". Если одаренная личность попадает в примитивную или завистливую группу, ситуация почти безвыходна: невольно эта личность демонстрирует свое превосходство над большинством и невольно ополчает против себя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.