Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету с оценкой





 

 

1. Познание - процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию. Диалектика процесса познания.

2. Методологические основы научного познания. Методология как составная часть культуры и научного познания мира.

3. Понятие о методе и методологии науки. Объект и предмет методологии.

4. Историческая эволюция науки и ее методов: от античности к Новому времени.

5. Историческая эволюция науки и ее методов: XVIII - XXI века.

6. Методология науки как социально – технологический процесс. Общие требования, выбор темы и проблемы научного исследования. Уровни и структура методологии научного исследования.

7. Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования; системный подход к проведению исследования.

8. Диалектика как общая методология научного познания. Методологическая культура – культура мышления, основанная на методологических знаниях.

9. Уровни, формы и методы научного познания. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Основная функция метода.



10. Теория и метод – тождество и различие. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные исследования.

11. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент.

12. Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико- дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному.

13. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный подход и др.

14. Особенности методов научного познания и специфика их применения в зависимости от изучаемой области действительности. Исследовательские возможности различных методов.

15. Специфические средства и методы, обусловленные особенностями предметов естественных и социально-гуманитарных наук.

16. Понятие о научном исследовании. Виды исследований. Классификация научных исследований: по составу исследуемых свойств объекта исследования, по признаку места их проведения, по стадиям выполнения исследования.



17. Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы. Этапы научного исследования: подготовительный, проведение теоретических и эмпирических исследований, работа над рукописью и её оформление, внедрение результатов научного исследования.

18. Компоненты готовности исследователей к научно - исследовательской деятельности. Проблемная ситуация. Алгоритм создания проблемной ситуации.

19. Методика проведения научного исследования. Структура и методологическая стратегия исследования, проблемная ситуация, объект и предмет исследования, программа исследования, план – проект исследования.

20. Непосредственное проведение научного исследования. План – проспект. Уровни и структура методологии научного исследования. Методологический замысел исследования и его основные этапы. Общая схема научного исследования.

21. Этапы научного исследования. Замысел, план и методика исследования, апробация результатов исследования, внедрение результатов исследования, экспертиза исследования.

22. Характерные особенности осуществления этапов исследования. Основные компоненты методики исследования. Литературное оформление материалов исследования. Основные методы поиска информации для исследования.

23. Подготовка и публикация научной статьи. Определение темы статьи, подбор источников, группировка авторов. Правила цитирования, ссылки и сноски.

24. Структура и логика научного диссертационного исследования. Исследовательская программа диссертации.



25. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Архитектура диссертации.

26. Логика научного исследования, проблема, актуальность, объект и предмет исследования, гипотеза, цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

27. Алгоритм создания понятийного аппарата исследования. Особенности выбора темы, противоречия, проблема, объект и предмет исследования.

28. Категориальный аппарат научного исследования, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции. Необходимость структурирования материала.

29. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы. Разработка проблемного поля диссертации.

30. Кандидатская диссертация: основные требования к содержанию и оформлению.

31. Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления. Представление к защите, процедура публичной защиты.

32. Культура и мастерство исследователя. Профессионально-значимые качества исследователя, научная школа, новаторство, этика исследователя, культура исследователя.

33. Методология диссертационного исследования. Структура кандидатской диссертации, ее категориальный аппарат, архитектура диссертации, литературный стиль диссертации, научная школа, научный аппарат диссертации, проблемное поле диссертации, государственный стандарт.

34. Автореферат как квинтэссенция диссертации. Стилевые, жанровые, языковые различия автореферата и диссертации.

 

 

Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения аспирантов

 

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки компетенций. Максимальное количество учебных баллов, которое может получить аспирант по видам контроля – 100 баллов.

 

В качестве итогового контроля при изучении дисциплины предусмотрен зачет с оценкой, на который выносится учебный материал всего курса.

Зачет с оценкой проводится в форме устного опроса по вопросам билетов. Вопросы билетов формируются на основе вопросов всех разделов дисциплины.

Оценка «отлично» выставляется, если аспирант дает полный и правильный ответ на поставленные в экзаменационном билете вопросы, а также на дополнительные (если в таковых была необходимость):

- обстоятельно раскрывает состояние вопроса, его теоретические и практические аспекты;

- анализирует литературные источники по рассматриваемому вопросу, в том числе нормативно-правовые документы;

- имеет собственную оценочную позицию по раскрываемому вопросу и умеет аргументировано и убедительно ее раскрыть;

- излагает материал в логической последовательности на литературном русском языке.

Оценка «хорошо» выставляется, если аспирант дает ответ, отличающийся обстоятельностью и глубиной изложения, но:

- допускает несущественные ошибки в изложении теоретического материала, исправленные после дополнительного вопроса экзаменатора;

- опирается при построении ответа только на обязательную литературу;

- испытывает трудности при определении собственной оценочной позиции.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если аспирант, излагая ответ на вопрос, допускает при этом существенные ошибки. Аспиранту требуется помощь со стороны экзаменатора (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.). При ответе наблюдается нарушение логики изложения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если аспирант при ответе:

-обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала;

- не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов экзаменатора;

-допускает грубое нарушение логики изложения.

 

Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки

 

Количество баллов, набранных при сдаче зачета с оценкой Общая сумма баллов Итоговая оценка
0-40 86-100 отлично
0-40 76-85 хорошо
0-40 61-75 удовлетворительно
0-40 <60 неудовлетворительно

 

Образцы тестовых заданий

для зачета с оценкой по курсу «Методология и методы научного исследования»

 

1. В чем отличие научного творчества от других видов творчества?

а) оно помогает решению практических задач

б) оно обнаруживает нечто реально существующее, но людям не известное

в) оно помогает удовлетворить потребности честолюбия

г) оно позволяет удовлетворить свое любопытство за государственный счет

 

2. Какие мотивы являются важнейшими в научном творчестве ученого-естествоиспытателя?

а) эмоции радости познания

б) самоутверждение через открытие истины

в) ответ на вопросы практики

г) желание заработать

 

3. Какие мотивы являются ведущими в научном творчестве ученого-гуманитария?

а) желание заработать

б) самоутверждение

в) обрести уверенность в завтрашнем дне и надежду

г) ответ на запросы общества

 

4. Синергетический метод относится к методам рациональным или иррациональным?

а) это рациональный метод

б) это иррациональный метод

в) метод сочетает черты рациональной и иррациональной методологии

 

5. Какой критерий новизны научной работы является важнейшим?

а) новизна использования

б) новизна результатов

в) новизна методологии

г) новизна постановки вопроса

 

6. Каковы правила формулирования темы научной работы?

а) новизна, проблемность, актуальность

б) точность, яркость, привлекательность

в) доказательность, ясность, мудрость

г) неожиданность, лаконичность, метафоричность

 

7. Чем обуславливается необходимость и достаточность собранного для выполнения научной работы материала?

а) избыточностью, чем больше материала, тем лучше

б) необходимостью подтвердить выстроенную гипотезу

в) убедительностью аргументации, доказывающей справедливость выводов

г) оригинальностью полученных результатов

 

8. Каковы критерии актуальности научной работы?

а) важность, серьезность, интерес для общества

б) парадоксальность, ясность, неожиданность

в) новизна, связь с жизнью, назревшее противоречие

г) остроумие, оригинальность, яркость

 

9. Какие требования предъявляются к научному тексту?

а) увлекательность, яркость, четкость стиля

б) логичность, ясность, доказательность

в) красота, занимательность, историчность

г) последовательность, полемичность, привлекательность

 

9.1 Основная литература

9.1.1 Базовый учебник

 

1. Рузавин Г. И. Методология научного познания. М., 2012.

(Указывается основной базовый учебник по данной дисциплине. Базовый учебник должен иметься в наличии в библиотеке университета в количестве не менее 0,5 экз. на 1 обучающегося. Если дисциплина состоит из разделов, каждому из которых соответствует отдельный учебник, то приводится базовый комплект учебников).

 

9.1.2 Основная литература

1. Пивоев В. М. Философия и методология науки: учеб. пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 320с.

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.

3. Философия науки/Под ред. С.А.Лебедева. – 4-е изд., пер.и доп. М.: Академический проект, 2010.

4. Ганс Селье. От мечты к открытию: Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. 368 с. Адрес исходного документа в Сети: http://lib.ru/PSIHO/SELYE/otkrytie.txt

5. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи /. Изд. 6-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2010.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования.

М. : Либроком, 2010. 280с.

 

(В список основной литературы следует включать, имеющиеся в библиотеке новые издания основополагающих учебников и учебных пособий, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации для высшего профессионального образования, рекомендации учебно-методических объединений (УМО) по соответствующим специальностям (направлениям), научно-методических советов (НМС) или других федеральных органов.)

 

9.1.3 Дополнительная литература

1. Павлова Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практическое руководство по подготовке, изложению и защите: научное пособие. - М.: - "Книга сервис", - 2003. 156 с.

2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 5- изд., доп. - М.: "Ось-89", 2001. 224 с.

3. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие/ Под ред. Н.И. Загузова. - М.: Гардарики, 2001. 160 с.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. 112 с.

5. Захаров А., Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию. СПб.: Питер, 2003. 157 с.

6. Лукаш С.Н., Эпоева К.В. Самостоятельная и научно – исследовательская работа студентов высших учебных заведений: учебн. методич. пособие для преподавателей вуза. Армавир: РИЦ АГПА, 2011. 52с.

 

9.1.4 Периодические издания по курсу

 

1. «Вопросы философии»

2. «Вестник РФО»

3. «Философия науки»

4. «Эпистемология и философия науки»

 

9.1.5 Интернет-ресурсы

  1. http://granisa.clan.su/search
  2. http://iph.ras.ru/enc.htm
  3. http://iph.ras.ru/elib.htm
  4. http://www.ihtika.net
  5. http://books.atheism.ru/philosophy/
  6. http://filosof.historic.ru/ - "Электронная библиотека по философии".
  7. http://www.zipsites.ru/
  8. http://yanko.lib.ru
  9. http://lib.ru
  10. http://filosofia.ru
  11. http://www.zipsites.ru/
  12. http://khazarzar.skeptik.net/books/index_ph.htm
  13. http://philosophylib1.narod.ru

9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

 

9.2.1 Методические рекомендации к занятиям

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Методология и методы научного исследования». Учебно-методический комплекс по курсу.

 

9.2.2 Программное обеспечение и информационные справочные системы

Операционные системы Windows, стандартные офисные программы, электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в вузе.

Для успешного освоения дисциплины студент использует следующие программные средства:

– Microsoft Internet Explorer (или другой интернет-браузер)

– Microsoft Word

– Microsoft Excel

– Microsoft Power Point

– Adobe Reader

Электронная поддержка дисциплины осуществляется в электронной образовательной среде обучения для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем.

1. Информационная система БГУ test-quality-brgu.ru

2. Большая советская энциклопедия: http://encycl.yandex.ru

3. Научно-образовательный портал: http://www. eup.ru

4. Административно-управленческий портал: http://www. аup.ru

5. Образовательный портал: http://www. informika.ru

6. Федеральный портал «Российское образование»: URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id.

7. Портал «Гуманитарное образование»: URL:http://www.humanities.edu.ru/.

9.2.3 Критерии оценки итоговой формы контроля - зачет с оценкой

(Приводится форма итогового контроля знаний, умений и навыков по дисциплине – зачет /зачет с оценкой/ экзамен).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.