Сделай Сам Свою Работу на 5

Религиозная ситуация в современной России

Предисловие издателей русского перевода

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Тема «Новые религиозные движения» не сходит сегодня со страниц российских газет, дискутируется в Думе и различных общественных организациях, беспокоит христианские Церкви. Данная проблема актуальна не только для России, но также для Ев­ропы, Америки и Азии. Православный институт миссиологии, экуме­низма и новых религиозных движений при Русском Христианском гуманитарном институте в Петербурге, предлагающий читателю книгу о новых религиозных движениях, уже несколько лет изучает религи­озную ситуацию в городе и в стране, анализирует результаты социо­логических исследований и публицистические выступления, изучает различные документы и предложения, связанные с отношением обще­ства и Церквей к этому феномену.

Вполне понятно, что точка зрения на определенные проявления религиозной или пара-религиозной активности во многом зависит от конфессиональной позиции исследователя. Религиозный и безрелиги­озный подходы различны. Также никого не должно удивлять наличие разных точек зрения, подходов и даже практических рекомендаций в рамках одной конфессии, одной Церкви. Время покажет, какого рода православная активность будет наиболее эффективна. Однако, неза­висимо от эффективности, следует говорить о приемлемости тех или иных методов, об их корректности, объективности и нравственной допустимости. Во всяком случае важно подчеркнуть, что требование научности и объективности должно предъявляться к рассуждениям и утверждениям не только социологов религии, но и церковных деяте­лей и исследователей, будь то пастыри или публицисты. Это еще более важно для церковных ученых, чей фундамент составляют такие ценности, как стремление к объективности, нравственная безупречность, тон христианской любви и уважения к носителям других убеждений.

Для того чтобы помочь православному религиоведению встать на ноги (в этой области церковная наука делает лишь первые шаги, если не считать дореволюционной антисектантской литературы), ПИМЭН предлагает российскому читателю перевод очень известной книги, написанной ученым, но достаточно популярной и обращенной не столько к специалистам, сколько к тем, кто первый раз сталкивается с проблемой НРД.

Об авторе, о самой книге и о наших мотивах ее издания в России

Автор книги, профессор Айлин Баркер (Eileen Barker), возглав­ляет факультет социологии Лондонской школы экономики и полити­ческих наук (Лондонский университет). Она известна в научном мире своими многочисленными статьями и книгами, среди которых есть отмеченные премиями за лучшую книгу года по социологии ре­лигии." Профессор Баркер является основателем и руководителем одного из крупнейших в мире центров по сбору и анализу информа­ции о новых религиозных движениях (ИНФОРМ, INFORM, Information Network Focus on Religious Movements — Информаци­онная сеть по религиозным движениям),2 созданного в 1989 г. при прямой, в том числе финансовой, поддержке Министерства Внутрен­них Дел Великобритании, а также традиционных Церквей. Четверть века автор этой книги занимается новыми религиозными движениями (НРД) как социолог, как ученый.

1 Е. Barker «The Making of a Moonie: Brainwashing or Choice?», Oxford, Blackwell, 1984.

2 см. Приложение 1.

Когда Православный институт миссиологии изучал опыт англиканских коллег, архиепископ Кентер-берийский доктор Кэри рекомендовал обратиться именно к профессо­ру Баркер. Отделение миссиологии Санкт-Петербургской Право­славной духовной академии пригласило ее для прочтения нескольких лекций в Академии и других аудиториях. Лекции профессора Баркер, профессора Огода из Орхуса (Дания), специалистов из США поло­жили начало Христианскому междисциплинарному центру по изуче­нию новых религиозных движений «Диалог: Невская перспектива». Опыт профессора Баркер и центра «Информ» необходимо изучать, его нельзя не учитывать каждому, кто серьезно относится к про­блеме НРД. Опираться на подобный опыт важно и тому, кто инте­ресуется этой темой как исследователь, и тому, кто связан с ней по роду своей деятельности (политику, журналисту, общественному дея­телю). Но прежде всего знакомиться с работами профессора Баркер необходимо родителям, обеспокоенным вступлением детей в НРД.

В Предисловии к английскому изданию профессор Баркер дос­таточно ясно пишет о мотивах написания книги и выборе жанра. Ав­тором руководило «убеждение, что за страданиями многих людей стоит недостаток знаний о природе и особенностях современной вол­ны НРД». Действительно, несмотря на то, что на Западе выходит большое количество религиозной литературы, а в школах ряда стран даются уроки религии, многие люди сегодня понимают, что им ката­строфически не хватает знаний о новых религиозных движениях в целом и о конкретных группах и направлениях в частности. Книга представляет собой введение в проблематику НРД, в котором автор, избегая излишнего академизма, предлагает практические советы лю­дям, оказавшимся в затруднительном положении. Предназначенная широкому кругу читателей, книга писалась прежде всего «как настольное руководство для родителей, родственников и друзей чле­нов новых религиозных движений, а также для тех, кто чувствует потребность духовно или просто советом помогать близким уже при­соединившегося к НРД или только собирающегося это сделать чело­века». Священнослужителям, профессиональным консультантам по социальным вопросам, учителям и самим действительным или потен­циальным членам НРД книга также может оказаться полезной. Речь в ней идет о возможных последствиях вступления в НРД, о различ­ных степенях вовлеченности в жизнь движения, о реакции со сторо­ны обеспокоенных родителей и т. п.

Написанная на Западе, эта работа оказалась чрезвычайно акту­альной для восточного читателя (в Восточной Европе в целом, в России и во всех странах бывшего Союза), постоянно сталкивающе­гося у себя дома не только с многочисленными аналогами западных движений, но и с «экзотическими продуктами» религиозного творче­ства собственных соотечественников. Все это тем более актуально потому, что религиозная проблематика в нашей стране стала сегодня частью политической проблематики, частью массовой культуры. Юристы, политики, журналисты, религиозные лидеры в стремлении определить и обосновать новые правовые нормы ведут острые дискуссии о религиозной свободе и свободе совести. Продолжаются бурные обсуждения поправок к Проекту нового закона о свободе совести. До сих пор обществу не ясно, в какой мере оно должно зна­комиться с религией в рамках образовательных программ государст­венных учебных заведений. Тема «Новые религиозные движения» важна и сама по себе, и как фактор более серьезного и вниматель­ного отношения к традиционным религиям и конфессиям.

Главным же основанием для издания данной книги послужила сама реальность, сегодняшняя религиозная ситуация и тот вызов, который бросили НРД обществу и Церквам уже одним только фак­том своего появления.

Религиозная ситуация в современной России

Понятия: религия, религиозные искания, религиозные цен­ности — в современном российском сознании уже не звучат так враждебно, как десять-пятнадцать лет назад, когда доминирующая и нормативная коммунистическая идеология была решительно атеи-стичной. В новом российском обществе восторжествовала свобода совести. Те религиозные объединения (Церкви, общины), которые имели право на существование, но были весьма ограничены в своей активности и миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности. Движения и общины, которых в России прежде не было, а также те, что существовали подпольно, получили возмож­ность выступать открыто, официально; и получили права, равные с традиционными для России. Все это вполне естественно для нового общества, декларирующего демократическую модель развития.

Люди верующие и люди, не считающие себя таковыми, относят­ся к этой ситуации по-разному. Большинство верующих людей в нашей стране — православные. Так же, как представители других конфессий и других религий, они не могут не радоваться снятию ограничений на регистрацию общин и выпуск духовной литературы, не могут не приветствовать свободу проповеди и возможность пользоваться средствами массовой информации (возможность, к сожалению, скорее теоретическую, поскольку для ее осуществления необходимы немалые денежные средства). И в то же время некото­рые (а может быть, и многие) православные полагают, что сегодняш­ний государственный строй, общественно-политическая атмосфера очень неблагоприятны для Православия. Появляются романтические представления о возможности реставрации монархии, популяризиру­ется мнение о том, что монархическое прошлое России гарантировало благочестивое существование Святой Руси, поколебленное лишь в 1917 г. Сегодня возрождению Православия (строго говоря, Право­славие никогда в России не умирало) сопутствует возрождение (как рост имевшихся прежде общин, так и появление новых деноми­нации) инославия, других религий и религиозных движений и групп. Рост численности общин таких христианских исповеданий, как католичество, лютеранство, реформатство, баптизм и др., а также мусульманских, буддийских и прочих многие связывают только с политическим плюрализмом, демократическими ценностями, объяв­ленными новой властью, однако очевидно, что существенны именно внутренние ресурсы каждой религии, каждой христианской конфес­сии, которые в соответствующей атмосфере свободы имеют возмож­ность реализоваться.

Появление новых религиозных и псевдорелигиозных групп часто воспринимается как результат «тлетворного влияния За­пада». В наши дни действительно завоевали популярность пришедшие, как правило, с противоположной Востоку стороны экзотические восточные учения и практики. Но верно и то, что в России конца XIX — начала XX вв. уже были хорошо известны, а в Петербурге и Москве модны теософия, спиритизм, различные системы йоги. Теософская и оккультная литература издавалась еще в дореволюционной России. А сколько было различных сект (штун-дисты, духоборы, молокане, хлысты, свои российские иеговисты-ильинцы и многие другие), сколько толков в старообрядческом рас­коле! Как бы ни было больно православному человеку вспоминать и думать об этом, такова реальность прошлой и сегодняшней жизни, общественно-политическая реальность, которая побуждает искать мирные, хотя и допускающие интенсивную полемику, формы сосу­ществования.

Интересно, что уже в дореволюционную пору мы видим опреде­ленную толерантность, к нехристианским религиям, как, например, к исламу и буддизму. В Санкт-Петербурге в начале XX в. были построены самая большая в Европе мечеть и буддийский храм. В апреле 1905 г. принято Постановление о веротерпимости. Конечно, то, что Православная Церковь была государственной, находи­лась под государственным контролем, создавало для нее определен­ные трудности. Когда 12 декабря 1904 г. правительство пообещало ввести закон о веротерпимости, Митрополит Санкт-Петербургский

1 Издавался, например, журнал «Вестник теософии», но также издавалась и крити­ческая, «разоблачительная» литература, например, книга Вс. С. Соловьева о Бла-ватскои: Современная жрица Изиды. М., Республика, 1994.

х

ПРЕДИСАОВИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ РУССКОГО ПЕРЕВОДА

Антоний написал императору Николаю II записку, в которой указал, что такой закон поставит Православную Церковь в неравное положе­ние. Он писал: «остальные религии будут пользоваться свободой, только государственная Православная Церковь останется стиснутой мелочным контролем со стороны государства». Теперь ситуация иная, и, по крайней мере, формально, внешне, Церковь свободна. Она перестала быть государственной, избавлена (хочется надеяться) от всякого контроля, и давления, имевшего место в период коммуни­стической диктатуры.

Сегодня в нашей стране и Православие, и любая община, назы­вающая себя религиозной, имеют одинаковые юридические права. Это может показаться несправедливым, но таков уже уровень демо­кратичности самосознания нашего общества и возврата к старому, скорее всего, нет. Это не означает, что в обществе все Церкви, кон­фессии, религиозные группы имеют или будут иметь равный автори­тет и одинаковый вес в общественном мнении. Если Православие действительно укоренено в обществе, то исповедующие его граждане через соответствующие социально-политические институты (партии, парламент, общественное мнение, СМИ и др.) будут выражать свою позицию и направленность. Если же Православие будет в обществе религиозным меньшинством, незначительным в количественном отно­шении, а потому и мало авторитетным, то общество не сможет руко­водствоваться христианскими ценностями в православном их понима­нии, не сможет жить православно. Православный образ жизни не предполагает утверждения христианских ценностей силой. Нравствен­ный авторитет, примеры нравственного совершенства отдельных лич­ностей, которые осознаются как образцы благочестия, евангельский характер служения ближнему и жертвенность могут сыграть роль более значительную, чем «костыли» законов, обеспечивающих режим максимального благоприятствования.

1 См. Д. В. Поспеловский, Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М„ ББИ, 1996, с. 207.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.