Сделай Сам Свою Работу на 5

Введение в психологическую теорию аутизма





 

Перевод с английского Д.В. Ермолаев Специальное редактирование М.С. Дименштейн Литературное редактирование Н.Л. Холмогорова Художественное и техническое редактирование, дизайн и верстка И.Э. Бернштейн Корректор Ю.Г. Яникова

Подписано в печать 15.02. 2006 Издательство «Теревинф»

117334, Москва, ул. Косыгина, д. 5

для переписки: 119002 Москва, а/я 9

тел./факс: (495) 585 0 87

эл. почта: terevinf@bk.ru, terevinf@online.ru

сайт: www.terevinf.ru, www.osoboedetstvo.ru

Отпечатано ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ» 140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403 тел.: (495)554 21 86

 

 


[1] Синонимы: синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Мартина-Белл, синдром fra-X. (Здесь и далее — прим. перев.)

 

[2] Умственный возраст (mental age — MA) — балл, соответствующий возрасту; оценка психического развития, получаемая с помощью тестов интеллекта и тестов достижений, отражает тот возраст, которому соответствуют полученные результаты выполнения заданий. Отмечается, что в течение одного года МА может значительно изменяться, а к началу подросткового возраста эта характеристика вообще становится бессмысленной; более того, у двух детей с одинаковым МА может быть весьма различная школьная успеваемость, что подразумевает необходимость дополнительной информации для получения представления о когнитивном развитии ребенка. Изначально IQ рассчитывался как отношение умственного возраста к хронологическому, умноженное на 100.



 

[3] Символическая игра — игра, где реальные предметы выступают в роли других предметов (например, спичечный коробок — в роли машины

[4] Пенетрантность — вероятность фенотипического проявления гена. Неполная пенетрантность — наличие некоторого процента случаев, когда ген не проявляется на уровне фенотипа.

[5] Прагматическая сторона речи — использование и понимание высказываний в связи с ситуационным контекстом.

[6] Модель психического (theory of mind) — система репрезентаций психических феноменов, интенсивно развивающаяся в детском возрасте. В литературе можно встретить другие варианты перевода этого термина: теория намерений, теория сознания и пр.

 

[7] «Смартиз» — фирменное название разноцветного горошка с шоколадной начинкой.



[8] Тест «Ханойская башня» направлен на оценку способности к планированию. Перед испытуемым — подставка с тремя стойками, на крайнюю левую стойку надеты диски различного размера (например, от большого к маленькому в форме пирамидки). Задача испытуемого: перенести диски с левой стойки на правую так, чтобы сохранить порядок расположения дисков на оси за как можно меньшее время и количество ходов. За один ход можно брать один диск и надевать его либо на пустую стойку, либо на стойку, на которой уже есть диски большего размера.

 

[9] Задания на достижение цели обходным путем — ряд заданий, направленных на оценку возможностей подавления непосредственных импульсивных реакций.

[10] Тест верных ожиданий: ребенку показывают кукольный домик с двумя комнатами — в одной находится стол, в другой — шкаф. На столе лежит шарик, и точно такой же шарик лежит в шкафу, что и демонстрируется ребенку. Затем ему говорят: «Вася пошел гулять и оставил свой шарик на столе. Шарик в шкафу он не видел. Когда он придет, где он будет искать свой шарик?» Было показано, что аутичные дети одинаково часто указывают как на первую, так и на вторую комнату. Т.е. они ориентируются не на ожидания Васи (в данном случае верные — шарик действительно находится там, где он его оставил), а на реальное положение вещей. Трудно понять, как эти данные, а также данные, полученные в эксперименте Sodian и Frith (1992), могут противоречить гипотезе невозможности дистанцироваться от объекта. Более убедителен в этом отношении тест с фотографией.



[11] Под репрезентацией высшего порядка, или метарепрезентацией, понимается психическое отражение тех объектов, которые не даны вовне, это репрезентация репрезентаций — мыслей, представлений, ожиданий и т.д. Все тесты ложных ожиданий направлены на диагностику способности к метарепрезентации. Репрезентация реально существующих объектов и положения вещей — репрезентация первого порядка.

[12] Стандартный тест «Салли и Энн» — задание на модель психического первого порядка: здесь вопрос формулируется просто: «О чем думает Салли?* Утверждение, основанное на модели психического второго порядка, в общем виде формулируется так: «Он думает, что другой думает, что...» Например, вопрос на модель психического второго порядка: «Где, по мнению Энн, Салли будет искать свою конфету?» Утверждения, исходящие из модели психического третьего порядка: «Он думает, что другой думает, что он думает, что...» Пример вопроса на модель психического третьего порядка: «Что думает Салли по поводу того, что думает Энн, где она будет искать свою конфету?» Таким образом, порядок репрезентации внутренних представлений может возрастать бесконечно.

 

[13] Имеются в виду более сложные задания — на репрезентацию второго и более высокого порядка.

[14] Вайнлэндская шкала оценки адаптивного поведения — стандартизированная методика оценки личностных и социальных способностей, необходимых в повседневной жизни. Применяется к людям в возрасте от 0 до 18 лет. Представляет собой либо полуструктурированное интервью для родителей и учителей, либо опросник, который заполняет сам ребенок. Включает следующие разделы: «Коммуникация», «Бытовые навыки», «Социализация», «Моторные навыки». Раздел «Социализация» состоит из следующих подразделов: «Межличностные отношения», «Игра и проведение досуга», «Способности к преодолению трудностей».

[15] Ребенок младшего возраста (infant) — ребенок младше двух лет.

[16] Логистическая регрессия — метод статистики, позволяющий выявить тип зависимости между двумя показателями, чьи значения представлены дискретными величинами (например, успешность-неуспешность выполнения задачи и возраст в годах или месяцах).

 

[17] Имеется в виду отсутствие данных по невербальному IQ и уровню невербального интеллекта.

[18] Прогрессивные матрицы Равена — батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка («матрицы»), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком.

[19] Векслеровская шкала интеллекта — батарея тестов, разработанная американским психологом Д. Векслером в 1939 г. для оценки IQ. Включает вербальную и невербальную шкалы.

 

[20] Нарушение обучения (learning disability) — синдром, при котором у ребенка с нормальным или высоким интеллектом отмечаются избирательные трудности в овладении чтением, письмом или счетом.

 

[21] Лягушка в горле — идиоматическое выражение для обозначения кашля.

 

[22] «Наборная доска» (Pegboard) — группа тестов, предназначенная для количественной оценки моторных способностей. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее вставить мелкие детали в отверстия. Первый вариант был предложен в 1948 году американским исследователем Perdue.

 

[23] В когнитивной науке ряд теорий предполагает, что психика состоит из относительно независимых модулей, запрограммированных на обработку определенной информации определенным способом. Некоторые когнитивисты считают, что эволюция интеллекта идет по пути развития способности модулей взаимодействовать между собой.

[24] The central coherence — в литературе можно встретить другие переводы: центральная связь, центральная когерентность.

 

[25] Тест вложенных фигур (Embedded Figures Test) — испытуемому показывается простая фигура и сложный узор, одним из элементов которого является простая фигура. Испытуемый должен найти в узоре простую фигуру.

[26] В отечественной нейропсихологии известен как «Кубики Коса».

[27] Омографы — слова, имеющие одинаковое написание, но разное произношение (например, замок и замбк).

 

[28] Коннекционизм, в отличие от традиционных моделей в когнитивной науке, утверждает, что информация распределена по всей сети, а не локализована в функционально дискретных структурах.

[29] То есть по частному признаку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.