Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и научные основы экономического предвидения





CОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Сущность и научные основы планирования социально-экономического развития. 4

1.1.Сущность планирования. Виды планов. 4

1.2. Этапы плановой деятельности. 11

1.3. Принципы и научные основы планирования. 18

Глава 2. Экономическое предвидение в системе организации плановой деятельности. 28

2.1. Сущность и научные основы экономического предвидения. 28

2.2. Предвидение и планирование циклической динамики воспроизводства 45

2.3. Предвидение в оценке динамики отношений нормы
и патологий
. 60

 

Глава 3. Прогноз и планирование экономического роста. 104

3.1. Показатели экономической динамики и их перспективноориентированный анализ. 104

3.2. Экономические модели и условия их эффективного использования в планировании. 113

3.3. Виды прогнозов. Показатели их эффективности. 123

3.4. Планирование темпов экономического роста. 135

 

Глава IV. Прогноз и планирование параметров социального развития 143

4.1. Взаимосвязь показателей экономического и социального развития 143

4.2. Моделирование динамики социальных процессов. 151

4.3. Прогноз и планирование социальных сдвигов. 158

 

Глава V. Планирование устойчивости социально-экономического развития 166



5.1. Планирование востребуемой продукции и услуг. 166

5.2. Сбалансирование планируемых объемов производства и затрат 177

5.3. Методы предплановой оценки и прогноза затрат в АПК. 184

5.4. Способы планирования устойчивости воспроизводства. 192

5.5. Диспропорциональность и экономические кризисы. Планирование их локализации и преодоления. 208


Глава I. Сущность и научные основы планирования социально-экономического развития

 

 

1.1.Сущность планирования. Виды планов

 

Планированиеэто научно обоснованная разработка системы сбалансированных во времени и в пространстве мероприятий, имеющих своей целью организационно-экономическое воздействие на повышение эффективности воспроизводства.

Планирование следует отличать от предвидения и прогноза. Во-первых, если предвидение – качественная, а прогноз – количественная оценка отдельных будущих событий, то с их помощью осуществляется познание только отдельных, изолированных социально-экономических процессов. Наоборот, планирование характеризуется многогранным описанием сбалансированных во времени и пространстве грядущих подвижек в социально-экономическом развитии. Во-вторых, предвидение и прогноз выполняют, прежде всего, познавательную функцию и далеко не всегда реально используются в решении конструктивных задач. Что же касается планирования, то оно изначально является конструктивным действием, и в этой связи опирается на познавательный потенциал предвидений и прогнозов. Уже поэтому эффективная организация предвидения и прогноза является важнейшим условием успешности плановой деятельности.



Планирование – это одна из форм реализации требований закона планомерности (т.е. общественной согласованности) социально-экономического развития, а потому потребность в планировании возрастает по мере того, как усложняются экономические связи, усиливается влияние социальных факторов на экономический рост, обостряется влияние на экономику и социальную сферу – экологических проблем.

Планомерное развитие требует определенной организации планирования, но в то же время планирование вполне возможно и реально существует даже там, где в масштабах народного хозяйства, областей и регионов экономика развивается общественно несогласованно, т.е. стихийно.

В условиях патриархального хозяйства в самых примитивных формах планирование ограничивалось рамками большой семьи и оформлялось, максимум, на уровне пословиц – «Готовь сани летом, а телегу зимой». В крупном рабовладельческом, феодальном хозяйствах – это уже перечень регулярных наставлений управляющим от владельцев имений, предписаний по линии государства, рекомендаций жрецов, а позднее – священников. В современном капиталистическом обществе на государственном и местном уровне – это целевые программы, в предприятиях – бизнес-планы; в социалистических странах – это система планов государственного, местного, отраслевого уровня, планов предприятий.



Во всех этих разных системах ведения хозяйства масштабы плановой деятельности, ее содержание, целевые ориентиры существенно различны, но в любом случае оно необходимо как форма рациональной организации воспроизводственного процесса не только с многообразными объектами природы, но и со всеми субъектами хозяйственной деятельности.

Возможности планирования определяются рядом объективных и субъективных факторов. Прежде всего, уровнем обобществления и централизации условий воспроизводства. В самом деле, чем более централизована собственность на предприятиях АПК (элеваторы, МТС, мелькомбинаты, хлебозаводы), тем легче согласовать и оформить в виде плана основные направления деятельности данных предприятий. В Китае, где государственная собственность охватывает все базовые отрасли народного хозяйства, а кооперирование распространилось на значительную часть АПК и коммерческого оборота, возможностей для планирования хозяйственной деятельности, естественно, больше, чем в РФ, Южной Корее, Индии, Пакистане. Соответственно в Китае выше и темпы экономического развития. Так, в 1980–2000 гг. среднегодовой рост ВВП в Китае составил 10,2 %, в Южной Корее – 6,1%, в Индии – 5,8 %, в Пакистане – 5,1 %. Сельскохозяйственное производство росло темпом 4,4 % в Китае против 2,7 % – в Индии, 3,2 % – в Пакистане, 3,4 % – в Корее.

В РФ, где система планового регулирования экономического развития в ходе постсоветских реформ была порушена, в 1990–2000 гг., и валовой внутренний продукт, и сельскохозяйственное производство, в отличие от всех крупных держав, существенно сократились (табл. 1.).

Таблица 1. Производство, млрд. долл. (в ценах ППС 2000 г.)

  1950 г. 1980 г. 1990 г. 2000 г.
Валовой внутренний продукт
США
Япония
Германия
Франция
Великобритания
Италия
Китай
Индия
Бразилия
РФ (в современных границах)
Сельскохозяйственное производство (добавленная стоимость)
США 93,5 157,5
Западная Европа
Латинская Америка
Азия
в т.ч. Китай
Индия
РФ (в современных границах)

 

Возможности планирования во многом определяются состоянием системы научного предвидения и прогноза, уровнем обеспеченности нормативной базой, кадрами и техникой, позволяющими выполнять плановые расчеты, общественным признанием важности плановой деятельности.

В системе АПК планирование имеет ряд особенностей. В частности, здесь особо важен учет таких социальных моментов, как проблема сезонной занятости, демографического равновесия, инвестиционного обеспечения образования, медицинского, транспортного обслуживания. При определении приоритетных сдвигов в структуре производства необходимо обратить особое внимание на дифференциацию качества земель в отдельных предприятиях и регионах.

В АПК приходится в большей мере считаться с межгодовой колеблемостью сельскохозяйственного производства и дополнительными трудностями в обеспечении его устойчивости, с технологическими ограничениями оптимизации структуры посевов, поголовья скота, выбора условий реализации продукции и т.п.

По мере прогресса производительных сил расширяются масштабы планирования, усложняются способы планирования. И все это потому, что усложняются производственные и социальные связи, увеличивается дефицитность отдельных видов экологических ресурсов. Одновременно изменяется характер плановой деятельности, а значит, и видовой состав разрабатываемых Планов.

По уровню организации можно выделить следующие виды планов:

· народнохозяйственные;

· региональные;

· отраслевые и межотраслевые;

· внутрихозяйственные.

При социально менее зрелых отношениях (мелкое частное производство) наиболее значимыми являются планы внутрихозяйственного уровня. По мере усиления экономических функций государства возрастает значение государственных планов различного уровня. С развитием монополий появляется необходимость разработки отраслевых и межотраслевых планов. По мере подрыва отношений отчуждения все большей части населения от присвоения национального богатства возрастает значение народнохозяйственного уровня планирования. При высоких темпах вовлечения в производственный оборот невоспроизводимых ресурсов становится необходимым планомерное регулирование, в том числе планирование их использования на международном уровне.

По заблаговременностивыделяем:

· краткосрочные планы (до года включительно);

· среднесрочные (до 5 лет);

· долгосрочные (свыше 5 лет).

Необходимость разработки разновременных планов связана, с одной стороны, с продолжительностью важнейших процессов воспроизводства и его цикличностью. В сельском хозяйстве – это год и четырех–шестилетний период, в целом по народному хозяйству – это период существенного изменения активной части основных фондов (в СССР – 5 лет, в РФ не менее 10 лет). С другой стороны, заблаговременность планирования может определяться спецификой социальных целевых установок (Программа восстановления ВПК, Программа преодоления бедности и т.д.).

С общественным прогрессом возрастает как необходимость, так и возможность увеличения заблаговременности планирования. Необходимость – в связи с усложнением хозяйственных связей и ростом масштабов накоплений, что повышает роль предвидения в выборе рациональных способов использования инвестиционных ресурсов. Возможность повышения заблаговременности планирования определяется прогрессом науки, позволяющим расширять горизонт предвидения, прогрессом техники, обеспечивающей ускорение работ, связанных с плановой деятельностью.

Однако увеличение заблаговременности планирования ни в коей мере не умаляет значения краткосрочных и среднесрочных планов. Дело в том, что поскольку планирование есть одна из форм управления циклично развивающейся экономикой (а цикличность особенно характерна для АПК), то разработку планов желательно по срокам ориентировать на эту цикличность. Следовательно, объективным реалиям годового цикла хозяйственной деятельности должно соответствовать составление годовых планов, сезонной цикличности – более коротких планов выполнения сезонных работ.

Специфически капиталистическая цикличность смены кризисов – депрессией, оживлением, подъемом должна учитываться в особых программах вывода экономики из спада, застоя и оптимизации условий экономического роста. Такие программы можно отнести к среднесрочным. Наконец, решение проблем, связанных с обновлением инфраструктуры народного хозяйства и постановкой принципиально новых социальных задач, изначально требует немалого времени, а потому предполагает разработку долгосрочных программ, а в ряде случаев и планов.

По уровню управляемости выполнением планов их разделяют на директивные и индикативные. Директивное планирование предполагает решающую роль собственника используемых в процессе воспроизводства ресурсов в определении как целевых установок, так и остальных важнейших показателей разработки и исполнения плана.

Поэтому на уровне народного хозяйства планирование может быть директивным только в отношении государственных предприятий и учреждений, а также тех позиций в деятельности предприятий частной либо коллективной собственности, которые существенно зависят от использования принадлежащих обществу ресурсов (полезные ископаемые, воздух, вода, социальная сфера и т.д.). Отсюда директивный характер планирования в частных предприятиях платы за природные ресурсы, налоговых платежей и др. – либо в денежной форме, либо трансформированных в выполнение натуральных обязательств.

Аналогично на региональном уровне директивное планирование распространяется только на основные показатели работы предприятий, принадлежащих местным органам власти, на систему бюджетного планирования, а также, в известной мере, на показатели негосударственных предприятий. Наконец, в частных предприятиях директивность фиксируется с позиций их собственника и распространяется на важнейшие показатели хозяйственной деятельности, прежде всего – на целевые установки плана.

В то же время некоторые плановые показатели не могут и не должны носить директивный, т.е. приказной характер. Таковы, например, для сельхозпредприятий всех форм собственности промежуточные показатели производственной деятельности (посевная площадь, урожайность, поголовье скота и др.). Они представляют интерес в основном информационный – в качестве индикатора изменений в ресурсной базе сельскохозяйственного производства. Для частных и кооперативных предприятий не являются директивными и многие разработанные на государственном уровне конечные показатели их хозяйственной деятельности, в том числе валовая и товарная продукция, себестоимость, прибыль, производительность труда и т.д., но они тоже практически значимы в качестве индикаторов вероятной динамики спроса и предложения, перспективной конкурентоспособности.

Таким образом, реально планирование на всех уровнях должно сочетать элементы директивности и индикативности. Но все же, когда преобладают элементы директивности, особенно в части ориентации целевых установок плана на народнохозяйственные показатели эффективности производства, – можно говорить, что мы имеем дело с директивным планированием, в остальных случаях предполагается индикативное планирование.

Для хозяйственной практики в равной мере плохо, если нарушается объективно целесообразное сочетание в планировании директивности и индикативности. При злоупотреблении директивностью в планировании неизбежно парализуется инициатива исполнителей плана в использовании эффекта маневра ресурсами. Это особенно важно в сельском хозяйстве, где колеблемость природных условий производства в полной мере не может быть изначально заложена ни в какой план. Наоборот, злоупотребление отказом от директивности, ориентация исключительно на индикативное планирование открывает дорогу экономической анархии с ее неизбежно негативными социально-экономическими последствиями.

 

 

1.2. Этапы плановой деятельности

 

Планирование осуществляется в следующей последовательности:

· разработка концепции плана;

· разработка целевых программ;

· разработка плана социально-экономического развития;

· организация выполнения, включая контроль и корректировку плана.

Концепция –краткое логическое обоснование основных целевых установок и этапов социально-экономического развития.

Эти целевые установки, как минимум, должны включать:

а) Критериально значимые (важнейшие) показатели экономического роста в плановом периоде. Таковыми могут быть на уровне народного хозяйства, в зависимости от одних условий, – рост общественного богатства либо ВВП, в других условиях увеличение рабочих мест, рост производства продовольствия, вооружений, лекарств и т.д.

На уровне предприятий – это в одних случаях рост прибыли либо валового дохода (в частности, для кооперативов и крестьянских хозяйств), в других – рост капитализации имущества либо объема портфельных инвестиций и др.;

б) Определение основных направлений достижения вышеуказанных критериев, на основе совершенствования отраслевой, региональной, технико-технологической, общеэкономической и социальной структуры производства;

в) Определение предпочтительных источников финансового обеспечения реализации целевых установок;

г) Определение механизмов (экономических, административных, нравственных), на основе которых предполагается реализация проектируемой динамики социально-экономического развития;

д) Определение темпов и основных этапов осуществления концептуально установленных задач.

Например, концепция долгосрочного развития народного хозяйства Воронежской области должна указать, почему в ближайшие 10 лет область следует ориентировать на приоритетное развитие в качестве индустриально-аграрного, а не аграрного или аграрно-индустриального региона. Почему за этот период можно и нужно удвоить или утроить валовой региональный продукт, а не повысить его в 1,5 или 4,5 раза. Почему такая задача должна решаться не в 2 этапа, а скажем, в 3 этапа:

- преодоление условий спада производства;

- расширенное воспроизводство с использованием внешних инвестиций;

- расширенное воспроизводство по преимуществу за счет собственных накоплений.

Разработка концепции является наиболее ответственным этапом планирования, определяющим качество и целевых программ, и плана.

Целевые программыразрабатываются на основе концепции и представляют собой количественно конкретные характеристики реализации отдельных целевых установок, с указанием важнейших источников и способов привлечения необходимых для этого средств, а также механизмов стимулирования хозяйственной деятельности. Таковыми могут быть Программа вывода из кризиса либо Программа развития АПК региона, Программа реформирования ЖКХ, Программа преодоления бедности, Программа обеспечения продовольственной либо финансовой безопасности и т.д.

Например, программа развития АПК, в отличие от концепции, должна определить, какие следует иметь к концу каждого этапа объемы производства не только валовой продукции, но и основных видов продовольствия, сырья для легкой, микробиологической и других отраслей; сколько для этого потребуется поголовья, площадей по отдельным предприятиям, регионам, формам собственности; какие предпочтительно задействовать технологии; сколько придется изыскивать средств на приобретение отдельных видов дополнительных трудовых и материальных ресурсов; в какой мере издержки производства на каждом этапе удастся покрыть за счет выручки от реализации произведенной продукции, а в какой мере придется прибегнуть к внешним заимствованиям.

Основные позиции целевых программ должны быть для каждого периода сбалансированы, чтобы предупредить возможные диспропорции воспроизводства.

Однако поскольку такая программа ориентирована на реализацию только отдельных целевых установок общей концепции социально-экономического развития, она не может претендовать на высокоточные решения. Поэтому на уровне целевой программы количественные оценки, как правило, должны быть интервальными, что в ряде случаев требует их представление в нескольких вариантах (минимум, максимум, усредненный). Многовариантность оценок становится особенно необходимой, если у разработчиков возникают существенные трудности в выборе предпочтительных способов реализации перспективных задач.

Что особенно важно, в программе должен быть изложен механизм реализации основных ее задач – на основе адекватного совершенствования систем ведения хозяйства, определения предпочтительных форм организации управления производственной деятельностью, товарными и финансовыми потоками, стимулирования более производительного труда и т.д.

Следовательно, программа отличаетсяот концепции, во-первых, ограниченностью сферы плановой деятельности (меньший охват отраслей, территорий), но в то же время – большей содержательностью, детализацией фиксированных в концепции целевых установок, а нередко и дополнением их постановкой специфических задач, значимых для реализации данной программы и несущественных на уровне общей концепции (например, это проблема сезонной занятости, ограничения межгодовой колеблемости урожаев, развития подсобного хозяйства и т.п.).

Во-вторых, в отличие от концепции, целевые программы должны характеризоваться количественной конкретностью описания определенных концепцией социально-экономических показателей. Так, если в концепции только формулируются критерии эффективности производства в плановом периоде, то в целевых программах должны быть указаны примерные уровни проектируемой эффективности (повысить рентабельность до «х» процентов, увеличить продовольственные ресурсы на «z» процентов, и т.д. – в зависимости от сущности программы). Если в концепции определяется только общее направление изменения отраслевой структуры производства (например, опережающий рост продукции животноводства), то в целевой программе необходимо конкретно обосновать, какой ожидается прирост производства молока, мяса по видам, и т.д.

Разработка целевых программ должна осуществляться на разных уровнях. Предпочтительно, чтобы она начиналась на народнохозяйственном уровне, а затем опускалась на отраслевой, региональный, на уровень предприятий (принцип – от общего к частному). Но при этом, как правило, обнаруживается немало нестыковок, связанных с тем, что в низовых звеньях планирования удается точнее определить рациональную систему мер по реализации целевых установок программы. Следовательно, все эти нестыковки необходимо преодолеть, путем последующего согласования основных направлений хозяйственной деятельности всех субъектов процесса воспроизводства.

Но согласование различных программ необходимо не только ввиду возможных расхождений проектируемых показателей народнохозяйственного и низового уровня. Кроме того, в согласовании нуждаются различающиеся по содержанию программы (например, продовольственная, энергетическая, транспортная и т.д.), поскольку каждая из них предполагает использование определенного объема материальных, финансовых, трудовых ресурсов, сумма которых вполне может превысить то, что имеется в наличии. В таком случае согласование целевых программ становится важным условием реальной ресурсообеспеченности, а значит, и реальной возможности их выполнения. И, наконец, согласование целевых программ необходимо ввиду того, что они могут различаться концептуально.

Например, в Воронежской области были разработаны три варианта Программы вывода АПК из кризиса. В основе одного из них лежала концепция, предполагавшая минимизацию участия государства в восстановлении АПК – в расчете на стихийно рыночные стимулы притока в область инвестиций, особенно зарубежных. Вторая программа исходила из необходимости использовать экономические функции государства, путем концентрации ресурсов для подъема экономики сначала 6 % хозяйств, утративших производственно-финансовую дееспособность, с последующим включением в систему государственной поддержки других предприятий-банкротов. Наконец, третья программа, в отличие от предыдущей, предусматривала введение в действие такой системы государственного регулирования АПК, которая позволяла стимулировать концентрацию ресурсов в наиболее дееспособных хозяйствах с условием, что часть этих средств они используют для восстановления производства в соседних предприятиях.

Не останавливаясь на оценке сравнительной эффективности указанных трех программ, примем к сведению следующее: целевых программ может быть много, но организацию хозяйственной деятельности необходимо ориентировать однозначно. Документ, в котором обобщается определенным образом согласованная развернутая в целевых программах система мер по реализации целевых установок признанной в качестве предпочтительной концепции, и есть план социально-экономического развития.

План не объединяет механически различные программы – он их обобщает с позиций социально ориентированной концепции. Это обобщение, с одной стороны, касается качественных (текстуально выраженных) характеристик перспектив социально-экономического развития. Но, с другой стороны, он по возможности максимально конкретизирует перспективные ориентиры хозяйственной деятельности в цифровых показателях, характеризующих проектируемую динамику производственной, финансовой деятельности и социального развития.

План –это система мероприятий, сбалансированная по ресурсам и потребностям во времени, в межотраслевых и межрегиональных связях, для реализации основных положений концепции и целевых программ, с минимальными издержками и в кратчайшие сроки. Поэтому в качестве основных показателей плана отбираются такие, которые позволяют точнее отразить целевые установки концепции в части перспектив производства, обмена, распределения и потребления на уровне предприятий, регионов, народного хозяйства. При этом особо выделяются показатели, с помощью которых становится возможным контроль межотраслевых и межрегиональных связей, производственно-финансовой устойчивости, экологического и социального благополучия, локализации потенциальных рисков. Определяются мероприятия по стимулированию (экономическому и правовому) эффективности производства.

План полнее отдельных целевых программ реализует основные установки концепции, но по ряду направлений он не обязательно включает все показатели, предусматриваемые в программах. Так, если одна из целевых установок концепции развития народного хозяйства требует обеспечить выход на IV этап решения продовольственной проблемы (обеспечение обильного и сбалансированного питания), то целевая продовольственная программа конкретизирует эту целевую установку в показателях перспективного объема производства широкого ассортимента овощей и продуктов животноводства, с указанием площади посевов каждой культуры и поголовья скота. А вот в плане социально-экономического развития такой детализации не требуется – достаточно фиксировать только суммарный объем производства овощей и совокупную площадь их возделывания; указать проектируемые на перспективу ресурсы молока, мяса, яиц – за счет отечественного производства и возможного импорта.

План так же, как и целевую программу, отличает от концепции количественная конкретность оценок перспектив социально-экономического развития, однако в плане уровень обоснованности этих оценок значительно выше, поскольку он предполагает взаимную сбалансированность всех целевых программ во времени, в межотраслевых и межрегиональных связях.

В отличие от программы социально-экономического развития, план характеризуется однозначностью проектируемых способов решений, соответствующим образом обоснованной с позиций оптимальности одного избранного варианта. При этом оптимальность может быть определена в сочетании количественных и качественных характеристик эффективности хозяйственной деятельности. Например, когда невысоким показателям прибыльности сопутствуют хорошие показатели занятости, дифференциации доходов, естественного прироста населения, экологического благополучия и т.д.

Планирование далеко не завершается на составлении планов. Наиболее сложная часть плановой деятельности – организация его практического исполнения. А это предполагает:

· согласование основных позиций плана по вертикали и горизонтали социально-экономических отношений, чтобы минимизировать возможные противодействия выполнению плана;

· оформление этих согласований системой договоров, приказов, распоряжений, законодательных актов, предусматривающих ответственность по вертикали и горизонтали за выполнение утвержденных планов;

· мониторинг выполнения плана, с оценкой позитивных и негативных последствий превышения либо не достижения отдельных плановых показателей;

· отслеживание изменений внешних условий социально-экономического развития и анализ их возможного влияния на выполнение плана;

· корректировка отдельных показателей плана, а в ряде случаев и концептуально значимых положений, если это диктуется изменяющимися условиями социально-экономического развития.

При этом следует исходить из того, что в силу многих объективных и субъективных причин, даже в лучшем случае, План не может в полной мере учесть все многообразие природных, экономических и социально-политических факторов, которые будут оказывать определенное влияние на развитие народного хозяйства даже в близкой перспективе, не говоря уже о более отдаленной. Поэтому задача экономической службы состоит в том, чтобы постоянно отслеживать реальный ход выполнения Плана, анализировать обнаруживаемые отклонения, оценивать их возможное влияние на реализацию основных задач Плана и целевых установок Концепции и своевременно вносить необходимые коррективы в балансы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, затем в Планы производства, обмена, распределения и потребления последующих лет в различных отраслях и регионах. Если эти корректировки окажутся существенно значимыми, они должны будут найти отражение в целевых Программах и в Концепции социально-экономического развития.

 

 

1.3. Принципы и научные основы планирования

 

Эффективное планирование предполагает следование ряду принципов, в том числе таким, как: научная обоснованность, непрерывность, выделение «ведущего звена», системность, согласованность интересов субъектов хозяйственной деятельности, гибкость планирования, минимизация риска и подстраховка, стимулирование выполнения плана.

1. Принцип научной обоснованности предполагает подход к планированию не с субъективистских позиций добрых намерений, а на основе научного предвидения тенденций социально-экономического развития; всестороннего учета факторов, способных оказать в перспективе существенное влияние на хозяйственную деятельность; использования научно выверенных методов прогноза важнейших показателей развития экономики. В целом это должно обеспечить одновременно напряженность и реалистичность плановых показателей.

2. Принцип непрерывностипланирования, во-первых, означает, что процесс планирования включает в себя не только разработку концепции, целевых программ и плана, но и их корректировку, с учетом реально изменяющихся условий воспроизводства. Во-вторых, в соответствии с этим принципом планирование должно быть организовано таким образом, чтобы в ходе выполнения данного плана (скажем, пятилетнего) всегда была видна перспектива хозяйственного развития на такой же срок. То есть, в первом году текущей пятилетки должен разрабатываться план первого года следующей пятилетки, во втором году нынешней пятилетки – план второго года будущей пятилетки и т.д.

3. Принцип выделения «ведущего звена»требует четкого определения в плане главных задач как на весь плановый период, так и по отдельным этапам, определения приоритетных показателей как для отраслей, так и для регионов. Это позволяет концентрировать материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы на тех направлениях, которые в общей шкале проектируемых предпочтений признаны наиболее концептуально значимыми.

4. Принцип системности планирования предполагает сочетание в определенной последовательности различных видов плановой деятельности: концепции, целевых программ и плана: народнохозяйственного, регионального, хозяйственного и внутрихозяйственного; долговременного, среднесрочного и краткосрочного; директивного и индикативного. При этом будем иметь в виду, что в каждом конкретном случае последовательность такого рода сочетаний определяется социальной спецификой субъектов плановой деятельности.

5. Принцип согласованности интересов субъектов хозяйственной деятельности исходит из признания особой значимости человеческого фактора в процессе воспроизводства, а потому предполагает не только учет специфики целевых установок, которыми руководствуются в производстве различные классы, социальные группы, государственные структуры, но и многообразные формы согласования их действий в форме договоров и других юридически оформленных актов, решений и постановлений, одобренных на уровне органов представительной власти, референдумов и т.д. Все это должно сократить возможное противодействие и повысить шансы успешного выполнения плана.

6. Принцип гибкости планирования предполагает возможное несовпадение реальных и учтенных в разработанном плане условий хозяйственной деятельности, а потому проектирование такой структуры и размещения производства, которые позволяют с минимальными издержками перейти из фазы оживления в фазу подъема, пережить кризис и сохранить ресурсы для использования специфических преимуществ обновления основного капитала в фазе депрессии. Предусматривает создание технико-технологических предпосылок для успешного хозяйствования в условиях избыточной и недостаточной влагообеспеченности, в условиях мира и войны.

7.С принципом гибкости тесно связан принцип минимизации риска и подстраховки выполнения плана, в соответствии с которым, исходя из признания возможной неуспешности использования потенциала гибкости планирования, необходимо на разных уровнях плановой деятельности предусматривать создание резервов всех видов ресурсов.

8. Принцип стимулирования выполнения плана ориентирует на обязательное введение в действие системы материальных, моральных и административных механизмов, призванных сглаживать возможные противоречия между субъектами хозяйственной деятельности, локализовать противодействие некоторых субъектов реализации важнейших показателей плана, и наоборот, поощрять скорейшее малозатратное решение его основных целевых установок. При этом в качестве материальных стимулов могут быть использованы система цен, налогов, кредитов, квот, дотаций и доплат, штрафных санкций и др. В качестве моральных стимулов – неэкономические привилегии, награды и другие поощрения; в качестве административных – запреты и разрешения выполнять определенные виды деятельности и т.п.

Эффективность планирования в решающей мере зависит от качества разработки планов, что, в свою очередь, определяется уровнем его научной обоснованности.

Практически это прежде всего означает умение учесть в процессе планирования сложное взаимодействие всеобщих, общих и специфических экономических законов, включая особенности их проявления в агросфере. При этом важнейшее значение имеет использование закона обязательного соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, законов планомерного, пропорционального развития экономики и социальной сферы, товарно-денежного обращения, земельной ренты и др.

Однако поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с помощью многообразных технических и биологических ресурсов, планирование должно считаться и с законами функционирования данных ресурсов, в частности, учитывать нормы расхода сырья при различных технологиях, законы физического и морального износа основных фондов, особенности сроков выбраковки коров в условиях пастбищного и стойлового их содержания, ручного и машинного доения, законы воспроизводственного оборота различных видов скота и т.п.

Исходя из специфики возможного влияния природных факторов на хозяйственную деятельность, необходимо изучать и стараться использова

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.