Сделай Сам Свою Работу на 5

Аптечных организаций по гражданской обороне

 

Важной задачей фармацевтической высшей школы является подготовка провизора к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни. Одним из оптимальных способов ее решения выступает гармонизация традиционных и новых технологий и средств обучения.

Вступление в XXI век знаменуется формированием принципиально новой концептуальной модели высшего фармацевтического образования, где вместо призыва: «образование на всю жизнь» декларируется новый подход – «образование через всю жизнь». Можно утверждать, что подобное изменение направления в образовательном процессе в полной мере поддерживается отечественной высшей фармацевтической школой с ее основными традициями.

Учитывая ключевую роль службы медицинского снабжения в организации медицинского обеспечения населения, нам представляется важным рассмотрение подготовки провизоров к работе при чрезвычайных ситуациях, как общегосударственную задачу.

30 июля 1994 г. вышло Постановление Правительства РФ № 887 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф».

Целью задачи программы является предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях.

«... В Российской Федерации необходимо создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки различных категорий работников государственного и муниципального здравоохранения, специалистов службы медицины катастроф, персонала профессиональных контингентов на транспорте, аварийно-спасательных служб и различных категорий населения по вопросам медицины катастроф, в том числе оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Нуждаются в улучшении формы и методы обучения, программы подготовки и организация лиц, участвующих в ликвидации и последствий чрезвычайных ситуаций различного характера».



Практически одновременно выходит Федеральный Закон № 68 - ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года):

Ст. 3. Цели настоящего Федерального Закона.

Целями настоящего Федерального Закона являются: ... снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Ст. 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации обязаны: ...обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований.

Ст. 15. Участие общественных объединений в ликвидации ЧС. ...Участники ликвидаций чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Ст. 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации обязаны:

... изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Гл. V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Ст. 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. ...Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Ст. 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС. ... Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.

Важнейшим этапом становления медицины катастроф явилось Постановление Правительства РФ № 420 от 3 мая 1994 г. «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами».

Правительство Российской Федерации постановляет:

Считать сохранение жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Организационные указания(Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 16.08.96 г. исх. № 2510/3730-96-97) по подготовке Всероссийской службы медицины катастроф в области защиты жизни и здоровья населения от чрезвычайных ситуаций на 1996 - 1997 годы.

«...Недостаточно активно и целенаправленно осуществляется подготовка медицинских кадров, персонала спасательных формирований и населения к оказанию медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций».

В результате отсутствия системных знаний, формального подхода к их организации и проведению население не имеет четкого представления о чрезвычайных ситуациях, характерных для районов их проживания, морально и психологически не готово к умелым и решительным действиям в случае их возникновения, не владеет основными навыками в оказании первой медицинской помощи, не знает расположения защитных сооружений и пунктов средств индивидуальной защиты. Требует особого внимания проблема совершенствования подготовки населения к действиям и режиму поведения в условиях аварийного загрязнения среды его обитания агентами радиационной природы, а также высокотоксичными химическими соединениями».

В полной мере и в первую очередь это относится к организациям медицинского снабжения (аптеки, склады, базы), относящиеся к объектам здравоохранения, которые прямо или косвенно проводят мероприятия по сохранению здоровья населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также группы населения, которые должны проходить подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Подготовка персонала аптечных учреждений по гражданской обороне проводится согласно Постановлению Правительства РФ № 841 от 2. 11. 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», которое разработано в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.

Цель обучения - подготовка персонала аптечной организации к выполнению про­изводственных задач в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Задачи обучения:

1. Изучить способы защиты сотрудников и медицинского имущества от воздействия различных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2. Научить личный состав правилам поведения по сигналам гражданской обороны, навыкам использования средств индивидуальной защиты, приемам и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

3. Изучить организацию и порядок медицинского снабжения в системе Всероссийской службы медицины катастроф (Федеральной медицинской службы гражданской обороны).

Все работники аптек должны проходить подготовку по «Программе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденной Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ.

Аптечные организации, расположенные на одной территории, тактико-специальные учения с объектовыми формированиями, командно-штабные и комплексные объектовые учения проводят совместно по единому плану.

Планирование подготовки персонала аптечных организаций проводится на основе директивы Министерства здравоохранения РФ «По подготовке объектов здравоохранения по гражданской обороне», которые издаются ежегодно; приказа начальника гражданской обороны города (района) и приказа начальника гражданской обороны аптеки.

Учебный год начинается с 3 января по 31 октября текущего года.

Начальник гражданской обороны и штаб (отдел) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям аптеки в ноябре-декабре подводят итоги обучения персонала аптеки за прошедший год и ставят задачи на новый учебный год; планируют подготовку персонала аптеки по гражданской обороне на новый учебный год (составляют расписание занятий); готовят руководителей занятий и учебно-материальную базу.

Штаб (отдел) по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций аптеки разрабатывает:

- приказ начальника гражданской обороны аптеки по итогам подготовки за прошедший учебный год и задачам на новый год;

- план подготовки руководящего состава, объектовых формирований аптеки и персонала по гражданской обороне на предстоящий учебный год;

- журналы учета занятий по различным группам;

- расписание занятий;

- перечень тем тренировок и учений по гражданской обороне;

- журнал учета подготовки руководящего состава, командиров объектовых формирований аптеки и провизоров по вопросам гражданской обороны на факультетах повышения квалификации.

Ответственность за ведение учета занятий по гражданской обороне возлагается на начальника штаба (отдела) по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций аптеки, а там где его нет – на начальника гражданской обороны - заведующего аптекой.

 

ВЫВОДЫ

1. Гражданская оборона в аптечных организациях ведется исходя из общих требований, предъявляемых к гражданской обороне, и характерных особенностей работы и задач, решаемых аптечными организациями при чрезвычайных ситуациях.

2. В зависимости от количества сотрудников в помощь начальнику гражданской обороны аптеки (заведующему) приказом по аптеке назначается штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (группа).

3. Для решения задач гражданской обороны в мирное и военное время, ведения спасательных и других неотложных работ в аптечных организациях создаются объектовые формирования.

4. Основным документом, определяющим задачи, стоящие перед аптечной организацией по гражданской обороне является задание территориального органа по делам гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

5. Основные документы, разрабатываемые в аптечных учреждениях по гражданской обороне: план действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и план гражданской обороны аптеки на военное время.

6. Все работники аптек должны обучаться по «Программе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденных Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ.

 

Вопросы по теме:

1. Кем определяется и утверждается организационная структура гражданской обороны аптеки?

2.Кто несет полную ответственность за постоянную готовность аптеки к своевременному выполнению всех мероприятий по вопросам гражданской обороны.

3. Какие аптечные организации и с какой целью создают объектовых формирования?

4. За чей счет планируется оснащение объектовых формирований аптечных организаций?

5. Кто назначает личный состав и командиров объектовых формирований аптечного учреждения?

6.Какие документы разрабатываются как приложение к «Плану действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время»?

7. В каком документе отображаются задачи стоящие перед аптекой на мирное и военное время?

8. Какие мероприятия проводятся аптеками при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий и в каком документе они отображаются?

9. На основании какого документа производится планирование подготовки персонала аптек по гражданской обороне?

10. По каким программам ведется обучение гражданской обороне персонала аптечных организаций?

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.