Сделай Сам Свою Работу на 5

Эразм Роттердамский и Томас Мор





Обучение и воспитание в эпоху Возрождения

Развитие педагогической мысли тесно связано с интенсивным развитием литературы, искусства, научных знаний. Гуманистов привлекали свобода, выразительность, красота классической литературы. Она превращается в источник идеалов воспитания. В классическом наследии стремились черпать то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Отвечая на потребности времени, педагоги-гуманисты предлагали формирование общественно полезной личности.

В результате педагогическая триада Возрождения: классическое воспитание, гражданское воспитание базировалось на трех слагаемых: античности, средневековья, идеях – предвестниках нового общества. Деятели эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, дополнив её изучением древнегреческого языка и возродив правильный латинский язык. Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесного и духовно, воспитанного в труде.

Итак, развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в ХIV-ХVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов, усилили потребность в новом характере и направлении образования.



Это находит свое выражение в гуманизации, в отказе от суровой палочной дисциплины, системы телесных наказаний, жесткого режима, подавляющего ребенка, игнорировавшего его интересы и запросы. Создаются новые типы школ.

Первые гимназии появились в Германии. Отцом этих учебных заведений был Ф. Меланхтон. В «Саксонском учебном плане» предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На этой ступени предполагалось обучать наиболее одаренных учащихся. Программа на этой ступени расширялась: при изучении римской литературы плюс ко всему изучались сочинения Цицерона, Овидия, Вергилия. Учащиеся сами должны были упражняться в сочинительстве. Вместо латинской грамматики предлагалось изучение диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обязательное общение лишь на латыни.



На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в некоторых школах выглядели свежо и ново. Так, в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490-1556 гг.) существовало подобие школьного самоуправления. Ученики жили «республикой», избирая «сенат», «консулов», «трибунов», «цензоров». Ученики оказывали помощь отстающим. Старшеклассники вели уроки. Главный предмет – готический язык. Кроме того, изучали: греческий и латинский языки, диалектику, риторику, философию, музыку. Осуществлялась литературная подготовка.

Образовательные системы эпохи Возрождения отбрасывали церковно-аскетический идеал. Идеалом становился человек, живущий полноценной жизнью, раскрытие детской природы. Большинство гимназий в различных странах стало создаваться по типу гимназии Штурма.

В эпоху Возрождения появляются и специальные (медицинские, юридические) школы, а затем и университеты. Первый в мире университет был открыт в Болонье в XI–XII вв., потом появляются Кембриджский, Краковский, Оксфордский, Парижский, Пражский и др. [10, с.164].

Итак, по сравнению со средневековьем ситуация в обществе начинает качественно меняться, формируются светская культура и новое понимание гуманизма, мир человека очищается от средневековых оков. Таким образом, начинается новый этап в развитии европейской культуры, в рамках которого продолжаются исследования человека, наработанные еще античными философами. Вместе с тем эпоха Возрождения – переходная эпоха, имеющая принципиальное значение для будущего, поскольку именно в этот период начинается разделение науки и ценностей, знания и добродетели, что оказало глубокое влияние на всю последующую историю. Вся философская и педагогическая мысль становится на путь формирования более прагматического, специализированного видения происходящего.



Великие гуманисты Возрождения и их педагогические идеи

Витторино де Фельтре

Известный знаток античной философии гуманист Витторино де Фельтре (1378-1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Широко использовали различные средства наглядности и творческий потенциал детей.

В школе «Дом радости» исповедовался принцип: обучение в радости.

Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривали идеи Квинтилиана.

В городе Мантус он основал образцовое заведение для воспитания молодежи которое в народе получило название «Дом Радости». В нем преподавали предметы, целью которых было не столько преобретение отдельных знаний, сколько выработка характера, большое внимание отводилось музыке, так как Фельтре ведет по прямому пути к добродетели. На ряду с эти большое внимание отдавал физическому развитию детей, образец анти чная гимнастика, а так же изящной манере держать себя, воспитаники вели гигиенический образ жизни, учились правдивости и честности.

Франсуа Рабле

Идеи Возрождения из Италии проникают во Францию. Парижский университет становится важным очагом идей гуманизма эпохи Возрождения.

Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Итак, Франсуа Рабле обличал пороки средневекового образования и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания – духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность, неэффективность обучения в школе. Выдвигается идея разносторонне воспитанной личности. Предлагается идея игрового обучения, сочетания умственных занятий с играми, физическими упражнениями, гимнастикой. Приветствуется занятия: верховой ездой, фехтованием, борьбой, плаванием, поднятием тяжестей, трудом.

Эразм Роттердамский и Томас Мор

Гуманистические педагогические идеи Возрождения, получившие свое распространение во Франции, имели продолжение и в других странах Европы, в которых появились свои представители такого направления в педагогике, например, в Англии – Томас Мор и Эразм Роттердамский. Последний (настоящее его имя – Герхард Герхардс) сыграл большую роль в развитии гуманистического движения в Англии.

Эразм Был талантливым поэтом и педагогом. В своем трактате «молодым детям наука, как должно себя вести и обходиться с другими» он писал, что дети с малых лет должны развиваться гармонично. Что ребенку нужно заниматься науками, но обязательно также учиться учтивому общению с людьми.

Согласно учению о человеке Эразма, каждый человек свободен от природы благодаря мученической смерти Христа, который взял на себя все грехи человечества. Поэтому любое угнетение личности противоречит природе человека и христианскому учению. Но поскольку каждый человек свободен, постольку он морально и юридически ответствен перед собой и обществом. На этом положении основывается учение Эразма о правах и достоинстве человека.

Утверждение человека в качестве главного начала требует социальных отношений, основанных на признании свободы человека, опирающихся на законы морали и права, которые приводят к утверждению правового сознания, правовых отношений в качестве нормы жизни. Эти требования касаются как главы государства, живущего по законам морали и права, так и простых граждан.

Вместе с утверждением идеи достоинства человека, признанием силы разума в становлении человека, приходит убеждение в необходимости образования и воспитания как главной формы развития человека. Считается, что человек, не получивший образования, - невоспитанный человек. Образование становится важнейшей общественной ценностью и только оно делает человека благородным.

Впервые в мировой педагогике он обратил внимание на воспитание как на форму становления, формирования и развития человека. Еще одна из важнейших заслуг Эразма состоит в том, что он заинтересовался миром ребенка и его воспитанием с точки зрения его возрастных особенностей. Если раньше Платон и Аристотель смотрели на возрастное развитие ребенка как на внешнюю данность, с которой надо считаться, то Эразм увидел внутренний мир ребенка, его развитие, на основе которых и создал свою педагогическую теорию.

Лучшие умы эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла, В. Фельтре, Ф. Рабле и др., определяли человека как главную ценность на земле, разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремились увидеть в человеке все то лучшее, что в нем было. Их идеалом стала духовно и физически развитая личность. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись образцом мудрости, духовности, нравственности.
-идея разностороннего гармоничного развития личности

- необходимость изучения индивид-х особенностей детей

-идея широкого образования, позже названного классическим

-гиеническое воспитание детей

-в первые заговорили о совершенствование лучших качеств человека и вцелом человека

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.