Сделай Сам Свою Работу на 5

Программа развивающих занятий по курсу «Человековедение»





Для детей 6-7 летнего возраста (психологическая программа развития).

 

Пояснительная записка

 

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться.

 

Готовность, это определенный уровень психического развития ребенка. Это, как иногда многие считают, не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. И каждая ступень требует от ребенка определенной готовности.

 

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться психические функции. А тренировать их заранее невозможно, так они у дошкольника просто отсутствуют. И управлять этим развитием должны специалисты. Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат либо в сфере общения ребенка со взрослым (понимание условности вопросов учителя, ее особой внутренней позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в системе взаимоотношений и взаимодействии со сверстниками (умение слушать товарища и следить за его работой, способность содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия т т. д.), либо причины затруднений связаны с особенностями самосознания детей (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).



 

Данный курс развивающих занятий задуман как своеобразное приглашение детей в новую систему отношений и тренинг свободного общения. По форме, по манере общения занятия строится как обучение навыкам сотрудничества, на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать. Программа занятий предназначена для работы с дошкольниками 6-7 летнего возраста и направлена на сохранение психического здоровья детей и усвоение приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.



 

^ Цели программы: Способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, формирование универсальных, для последующих уровней образования, человеческих способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки,

 

Умение разрешать проблемные и межличностные ситуации и др.), замотивировать нормы поведения по отношению к новым видам деятельности. Таким образом, психологически подготовить к дальнейшему развитию и обучению.

 

^ Основные задачи:

 

1. Не подменять обучение школьным, а развивать детей, способствуя вызреванию базовых психологических структур, специфичных для этого возраста; формировать регуляторные структуры.

 

2. Способствовать психическому и личностному росту ребенка, психологическому здоровью, повышение уверенности в себе и развитию самостоятельности, успешной адаптации в социуме.

 

3. Знакомить (опосредованно) с навыками релаксации саморегуляции, создавать условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием, повышения эмоциональной устойчивости ребенка.

 

4. Профилактика проблем обучения в начальной школе.

 

В силу остроты и социальной значимости проблемы данная программа предполагается, именно, как психологическая программа развития личности ребенка, с целью подготовки детей к дальнейшему развитию и обучению. Базируется на подходах гуманистической психологии, главная цель которой - способствовать раскрытию и развитию сущности человека, ее позитивного потенциала.



 

^ Основные принципы построения программы:

 

- уважение личности ребенка;

- развивающий характер обучения;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором программный материал располагается последовательно, с учетом возрастающей детской компетенции;

- использование ресурсов игры как универсального средства, обеспечивающего широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания.

 

Целесообразность проведения с дошкольниками игровых занятий, специально направленных на развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, обусловлена уникальностью этого возрастного периода, характеризующегося его повышенной сензитивностью.

 

Программа поможет органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус ученика, постепенно овладевать умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и приумножив при этом достижения дошкольного периода развития.

 

^ Ожидаемые результаты:

 

- чувство доверия к взрослому, желание с ним сотрудничать;

- уверенность в своих силах;

- стремление к расширению границ своих возможностей;

- осознание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать змоции, управлять своим эмоциональным состоянием;

- умение удерживать цель, играть по правилам, осознанное произвольное поведение;

- пробуждение мотива учебной деятельности, стремление к новой позиции- ученик;

- овладение навыками совместной деятельности, поведенческой рефлексии;

- легкая степень адаптации детей в группе временного пребывания и при поступлении в 1 класс;

- повышенный уровень развития познавательных процессов, предпосылок учебных действий и компонентов комплекса психологической готовности к обучению в гимназии.

 

^ Организация занятий. Программа рассчитана на детей 6-7 лет и предусматривает 1 год обучения, включает в себя 28 занятий. Проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов, продолжительностью 20 минут.

 

Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек.

 

Специфика предмета изучения определяет и особенности форм и методов работы с детьми на занятиях. Наряду с тренинговыми методами используются:

 

- групповая дискуссия;

- анализ конкретных жизненных ситуаций;

- ролевое проигрывание;

- творческое самовыражение;

- игры: имитационные, развивающие

 

Содержание программы

 

Программа условно поделена на 5 блоков:

 

Блок 1. Эмоциональный. Развитие эмоциональной сферы.

Блок 2. Познавательный. Развитие творческих познавательных способностей.

Блок 3. Коммуникативный. Развитие коммуникативных способностей.

Блок 4. Психопрофилактический. Обучение саморегуляции и снятия

психоэмоционального напряжения.

 

Блок 5. Психодиагностический.

 

Каждый блок является логически связанным с другим и напрвлены на решение поставленных задач.

 

Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.

 

Этот блок занятий направлен на работу с «предметными» чувствами.^ Основная цель: научить ребенка осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих. На занятиях детям проживают эмоциональные состояния, вербализуют собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них будет развиваться способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности собственные переживания, .

 

Блок 2. Развитие творческих познавательных способностей.

 

Проблема комплекса свойств личности ребенка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решается, она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Основная цель этого блока занятий - планомерное развитие умственных способностей, формирование устойчивого интереса и положительной мотивации к учению.

 

Учебные задания включают в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

 

Предлагаемые игры -упражнения, система познавательных задач будут способствовать развитию познавательных процессов (внимания, памяти, речи, воображения), детской фантазии, языкового чутья, причинно-следственному мышлению, умению решать сложные проблемные задания.

 

Блок 3. Развитие коммуникативных способностей.

 

Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению Кроме того, отмечено, что сфера общения является едва ли не главным источником эмоционального неблагополучия детей, Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей: педагога, родителей, сверстников. Цель этого цикла упражнений - развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности. Проводится в форме психотренинга.

 

Блок 4. Психопрофилактический

 

То, что дети дошкольного возраста, так или иначе, нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Проблемы развития дошкольников разнообразны по глубине и распространенности (гиперактивность, вспыльчивость и агрессивность, замкнутость, застенчивость и тревожность, импульсивность поведения, быстрая утомляемость, истощаемость, непоседливость с невротическими проявлениями, нарушениями характера, а также недостаточное развитие эмоциональной сферы, отсутствие у детей навыков общения со сверстниками. умения работать в коллективе и др.). Психопрофилактика или коррекция тех или иных нарушений является наиболее востребованной со стороны родителей и педагогов.

 

Предлагаемые в этом блоке занятия также эффективны для детей с нормой развития с целью обучения их саморегуляции и снятия эмоционального напряжения. Итак, цель этого блока занятий: психопрофилактика и психокорркция, психогимнастика. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

 

^ 1фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний. Связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

 

^ 2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. (психопрофилактический характер)

 

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка.

 

^ 3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую напрвленность на определенного ребенка или группу в целом.

 

Цель: коррекция настроения отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

 

4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

 

Блок 5. Психодиагностический.

 

Цель: изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп для последующего учета в работе с детьми.

 

Психологическое наблюдение и диагностика ведется в процессе подготовки детей, на занятиях, в минуты свободного общения.

 

Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года и фиксируется по определенным показателям трижды: в начале (исходный уровень), в середине (промежуточный) и в конце подготовки. Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.

 

Вопрос №15

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе: организация, содержание взаимодействие

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс.

Предметом деятельности - ситуация развития ребенка как система отношений ребенка:

- с миром;

-с окружающими (взрослыми и сверстниками);

-с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение гармонического развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно при оптимальных условиях).

Задачами психолого-педагогического сопровождения ребенка являются:

· сохранение и укрепление здоровья детей;

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

· помощь (содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

· выявление первичных возможностей развития;

· развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов;

· психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.

 

Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, могут быть:

· профилактика;

· диагностика;

· консультирование (индивидуальное и групповое);

· развивающая работа;

· коррекционная работа;

· психологическое просвещение и образование;

экспертиза образовательных программ, проектов, пособий, предметно-развивающей среды, профессиональной деятельности педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования учреждений.

Этапы сбора информации

На первом этапе взаимодействия собирается информация о состояние соматического и психического здоровья ребёнка, социальном статусе семьи.

На втором этапе определяются направления оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи.

Третий этап – это совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагогов, руководителей, специалистов.

Четвертый этап считается консультационным. Проводятся консультации для участников сопровождения.

Пятый этап – непосредственное решение проблем ребенка, реализация намеченных мероприятий.

На шестом этапе уточняется содержание сопровождения и продолжается сопровождение ребенка уже на новом витке развития.

Условия создания единого образовательного пространства ребенка

· предметно-развивающая среда;

· интеграция и координация специалистов на межпередметной и междеятельностной основе при реализации программного материала

· реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми

· выполнение распорядка дня, отвечающего индивидуальным особенностям биоритмов организма ребенка;

· соблюдение охранного режима каждого ребенка;

· обеспечение двигательной активности в соответствии с возрастом ребенка и продолжительностью не менее 50% от времени бодрствования и т.д.

Содержание сопровождения ребенка в образовательном процессе

Структура сопровождения

Педагогический блок: воспитатели, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководители дополнительных образовательных услуг;

Медицинский блок: старшая медицинская сестра, диетсестра, врач, фельдшер;

Психолого-педагогический блок: педагог-психолог

При сопровождении образовательного процесса следует учитывать составляющие элементы индивидуальности:

· работоспособность;

· саморегуляцию поведения и деятельности;

· совокупность личностных качеств;

· общие, творческие способности, особенности мышления.

Дифференцированное обучение осуществляется с учетом возможностей, склонностей, интересов и способностей детей по:

· возрастному составу;

· области интересов;

· уровню здоровья;

· уровню достижений;

· индивидуально-типологическим особенностям.

Дифференциация по организационной форме обучения:

· фронтальная форма;

· организация малых групп;

· выполнение заданий в парах;

· индивидуальная работа.

Дифференциация по содержанию работы с детьми:

· задания разной степени сложности;

· разные задания по видам деятельности.

Основными компонентами взаимодействия являются:

· системообразующий стержень, вокруг которого строиться взаимодействие (социальная ситуация развития, общение);

· дидактический объект взаимодействия (разнообразные виды детской деятельности);

· цели, содержание и технологии педагогического взаимодействия.

Взаимодействие педагогов и специалистов осуществляется с учетом:

-конкретных проблем ребенка, подлежащих корректировке;

-приоритета определенного вида помощи в рамках индивидуально-коррекционной работы;

-промежуточных и итоговых результатов индивидуальной, профилактической работы.

Формами психолого-педагогического сопровождения ребенка могут быть:

· специально организованная деятельность детей познавательного цикла;

· интегрированные задания, занятия, игры, упражнения;

· индивидуальная деятельность детей;

· совместная познавательная деятельность субъектов;

· самостоятельная деятельность детей творческого и продуктивного характера.

Показатели качественного сопровождения ребенка в образовательном процессе:

· динамика снижения заболеваемости, быстрое выздоровление при простудах, оптимальное состояние всех систем организма и их функционирование;

· двигательная активность оптимальна и содержательна, характеризуется целенаправленностью, избирательностью, индивидуальным стилем двигательной деятельности;

· доброжелательность в общении с окружающими (родными, персоналом учреждения, членами «детского общества»), эмоциональная отзывчивость;

· ребенок владеет ключевыми компетенциями (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

· создаются равные стартовые возможности для развития индивидуальности каждого ребенка;

Вопрос №19

План профессионального самообразования педагога – психолога на 5 лет (2011-2015 г.)

Цели:

· формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

· уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе;

· обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

Направления развития Планируемые мероприятия (с учётом самоанализа) Год реализации Отметка о выполнении
Научно-теоретическая подготовка
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Знание современных достижений науки. Изучение программы «Столичное образование – 6»   Подписка на «Московский психотерапевтический журнал»   Посещение различных семинаров и лекций по данной теме Октябрь 2011     С января 2012  
Теория и методы управления образовательными системами Конспект лекций. Основы управления образовательными системами. Ноябрь 2011  
Методическая подготовка
Применение современных педагогических технологий Участие в круглых столах, педагогических советах, окружных мероприятиях. В межаттес-тационный период  
Информационные технологии. Основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами, мультимедийным оборудованием Дистанционный курс повышения квалификации: «Учимся работать в программе Windows Movie Maker» Октябрь-июнь 2012      
Психологическая подготовка
Совершенствование знаний в области классической и современной психологии Курсы повышения квалификации: МГППУ Интегративная психотерапия эмоциональных расстройств (на основе системного и когнитивного подходов).   Курсы повышения квалификации: Системная семейная психотерапия. Октябрь 2012   Октябрь 2013-2015  
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций. Профилактика и разрешение Посещение специализированных лекций или курсов    
Развитие коммуникативных навыков Тренинги      
Охрана здоровья
Сохранение здоровья педагога Применение техник тайм менеджмента в организации трудовой деятельности.   Посещение бассейна.   Проведение плановых медосмотров.    
Сохранения здоровья ребёнка   Создание папки с методическими рекомендациями по организации физкультминуток.    
Основы других наук
Основы экономики Основы экономики. Базовые знания.  
Основы экологии Основы экологии. Базовые знания.  
Основы социологии Основы социологии. Базовые знания.  

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.