Сделай Сам Свою Работу на 5

Шейка головки и ее патронка

У головы перчаточной куклы есть одна обязательная деталь, шея с патронкой для пальца кукловода. Шея может присутствовать уже в скульптуре, но это усложняет техпроцесс.Редко когда перчаточной кукле требуется шея толще нашего пальца.

Всё начинается с фетровой прокладки. Сшейте ее нитками
по размеру нужного пальца (если размер пальца неизвестен,
делайте свободней). Скрутите из смазанного клеем картона
патронку по фетру на пальце.Высота шеи складывается из видимой ее части и той, что
войдет в голову. Место соединения патронки с головой
самое слабое звено. Берешь куклу в руки, а у нее головка
болтается на шейке, кто-то поспешил и вся работа пошла
насмарку. Когда голова с механикой, у нее прорезается
затылок для установки моргающих глаз или подвижного
ротика. В этом случае место соединения шеи с головой
легко укрепить изнутри (бумагой, тряпкой с клеем).
Тут же оклеивают полоской бязи внутренний шов стыка
папье-маше. Но если голова пустая, вскрывать затылок
бывает лень, и проклеивают соединение только снаружи.

___________________________________________________________

Зачистка папье-маше

Часами сидеть перед гипсовой формой и оклеивать ее кусочками бумаги, дело нудное и утомительное. Но эту операцию не пропустишь. А зачистку готового папье-маше многие охотно пропускают, видя в корявой поверхности под росписью особый шарм. Не буду спорить, бывают случаи, когда вместо зачистки нужно искусственно добавлять корявость.Вам повезет, если папье-маше фактурится мехом или чем-то подобным.
Тогда все огрехи поверхности будут скрыты.

Грубым напильником проходимся по всей поверхности (по той,
что будет расписана). Вам страшно, вам кажется, что все
и так ровно и красиво. Напильник движется, наклоняясь по
поверхности, а не по прямой. Он снимет бугристость, сорвет
бумагу над пустотами. Не все места окажутся доступны,
тогда продолжайте грубой наждачной бумагой. Смажьте
ободранную поверхность клейстером, пригладьте рукой бахрому
бумаги. В таком виде изделие готово к оклейке фактурами
(ткани), но не для росписи. Высохшее папье-маше зачистите
мелкой наждачной бумагой.
___________________________________________________________



Левкас

Покрытие головы левкасом, самая пыльная и грязная работа.
Им окончательно выравнивают поверхность, он является
грунтом для последующей росписи. Знаю, вы можете
расписать и голое папье-маше, и все получится «клево».

Для тех, кто любит рецепты:

мел просеянный — 50 весовых частей;

Столярный клей разведенный — 15 весовых частей;

олифа — 5 весовых частей;

вода горячая -30 весовых частей.
В воду добавьте столярный клей, чтобы получить проклейку. Избыток клея придаст
левкасу хрупкость и жесткость (трудно шкурится, скалывается). Недостаток клея делает левкас мягким и сыпучим (легко шкурится, пачкается, как побелка). Смочите большой и указательный пальцы руки в проклейке, подуйте на них и сложите вместе, чтобы быстро разомкнуть. Если пальцы слиплись и с трудом размыкаются, клея много. Если пальцы чувствут легкий отлип, все в норме, можно добавлять мел до густоты сметаны (левкас быстро загустевает при охлаждении).

Количество олифы отмерять сложно. Одна мастерица учила меня считать, сколько
раз олифа булькнет, выливаясь из бутылки. «Рома, я опрокидываю бутылку над ведром
и держу ее, пока она не булькнет три раза». Избыток олифы делает левкас масляной
краской, которую невозможно шкурить, а недостаток, лишает левкас эластичности.
Ищите свои «бульки».

Перед нанесением левкаса, рекомендуется нанести на папье-маше слабую проклейку
(на любителя). Первый слой левкаса почти весь сошкурится, выявив множество
неровностей. Второе, основное покрытие левкаса, шкурьте мягче. Образовавшиеся проплешины подмажьте точечно, и окончательно зачистите. Левкасом издревле
грунтуют доски для икон, резьбу по дереву под позолоту, он активно используется в театральном деле.

Однажды, мне пришлось консультировать авиамоделистов. Они нашли заказ на изготовление марионеток. Специфика их мастерской проявилась в изготовлении невесомых головок. Они забыли, что это не самолет, голова должна иметь вес,
иначе плохо управляется нитками. Но в отделке поверхности они мне утерли нос, применив нитрошпаклевки, и нанесение росписи распылением нитрокраски. Получились куклы с аэродинамикой самолета!

Речь о том, что появилось много новых материалов и технологий,
знакомство с которыми полезно всем.
___________________________________________________________

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРЧАТОЧНОЙ КУКЛЫ (TECHNOLOGY OF CREATION OF A MANUAL DOLL)  
ВАСЯ Чтобы избежать общих слов, рассмотрим устройство конкретной куклы. Её голова выполнена из папье-маше по гипсовой форме с детской скульптуры, и надета не на палец, а на гапит, а вместо рук и ног сделаны культяпки. Кукла соответствует всем профессиональным требованиям, и предназначена для работы педагога совместно с детскими перчаточными куклами. ГАПИТ Нижняя подвижная часть конструкции упирается в ладонь руки, а указательный и средний пальцы согнуты на проволочном крючке. Они могут своими движениями поворачивать головку в стороны и наклонять ее вперед. На гапите свободно висят плечики, к которым крепится перчатка. Так как голова на гапите удерживается двумя пальцами, ее размер может быть значительно больше той, что на фотографии. И, что очень важно, гапит поворачивает голову в стороны (голова на пальце может только наклонять голову). Плечики выпилены лобзиком из двух дощечек с прорезями на противоположных сторонах. Отверстия на концах сверлятся после склейки дощечек на шейке гапита. Один сантиметр равен двум клеткам. Деревянная ось нижней детали гапита покрыта графитовой смазкой и входит в отверстие торца рукоятки. Через отверстие в нижней части «подпятника» продет шнур его фиксации. Деревянные детали выточены стамеской на токарном станке. Гапит в разобранном виде. Показаны плечики к которым крепится перчатка. Как ни странно, но детям легче управлять куклой с гапитом. Для них гапит делается с ручкой на один сантиметр короче, и без плечиков. Разработана масса различных конструкций гапитов. Самая популярная состоит из двух коротких палок соединенных резиновым шлангом. Наклонив голову вперед, кукла может одновременно поворачивать ее во все стороны (один недостаток, такой гапит управляется второй рукой кукловода). РУКИ Перед тем, как проектировать костюм, необходимо сделать патронки на пальцы, управляющие руками куклы. Они сворачиваются из тонкого картона с клеем ПВА шириной в 7 см. В сыром состоянии один конец трубки слегка сплющивается. Углы «ладошки» желательно закруглить ножом или напильником. Для мизинца надо сшить фетровый колпачек-вставку, чтобы он не болтался в патронке. Диаметр входного отверстия для двух патронок одинаков, и рассчитан на большой палец. Выверните подкладку швами вовнутрь. Вставьте в рукава обтянутые тканью патронки, так, чтобы их «ладошки» были внутри (для мизинца длинный рукав) и перетяните рукава ниткой по линии пунктира на выкройке. Выверните подкладку лицом наружу. Из рукавов будут торчать ручки. Обратите внимание, патронка большого пальца слегка развернута относительно мизинца по часовой стрелке. Но когда пальцы соединяются вместе, они поворачиваются одинаково. Рукава верхней одежды не зафиксированы на руках, они плотно подогнаны по месту сборками и тесьмой. СНЯТИЕ МЕРКИ С РУКИ КУКЛОВОДА Когда кукла сомкнет свои ручки, перчатка вытянется на спине максимально. В этом положении кисти руки и снимайте мерку для спинки. Оберните портновский метр вокруг распрямленной на столе ладони и получите размер талии (25 см.) Тем же метром определите ширину спинки от кончиков сложенных вместе большого пальца и мизинца через тыльную сторону кисти руки, под костяшками пальцев. ( 29 см). Ширина сшитой из двух кусков грудки меньше спинки на 3.5 см. Если вы запутались во всех этих замерах, то приложите кусок бязи к кисте руки со сложенными впереди пальцами (мизинец и большой палец). Отметьте на ткани расположение шеи, и окончания пальцев. На выкройке они соответствуют красным меткам. Так вы определитесь с общими габаритами перчатки. Посмотрите, если они сильно отличаются от предложенной выкройки, внесите свои изменения. Это особенно важно, если вы шьете на детскую руку. ПОДКЛАДКА ПЕРЧАТКИ-КОСТЮМА Спинка подкладки. Подкладка для перчатки шьется из бязи. Она должна легко отделяться от костюма для стирки. Левая часть грудки с длинной рукой   Правая часть грудки с короткой рукой Две детали грудки сшиваются друг с другом по зеленой линии, образуя центральный шов. Полученная деталь сшивается со спинкой по красным линиям (длинная рука с длинной, короткая с короткой). Готовая подкладка выворачивается швами вовнутрь, и в таком виде на нее будут монтироваться руки и верхняя одежда куклы. Так выглядит подкладка на изнанке костюма нашей куклы (вид передней части). ВЕРХ РУБАШКИ Спинка и грудка рубашки одинаковые, но ассиметричные (правая рука длиннее левой). Спинка пришивается к грудке по красной линии. Места подгиба и крепления рукавов указаны пунктиром. Нижняя часть рубашки Низ рубашки (подол) в виде круга диаметром 28 см. Внутреннее отверстие 8 см. Подрубить края по красной линии. Подол обшит декоративной золоченой каймой. Та же кайма скрывает швы на рукавах рубашки. Требуется найти место линии талии на рубашке, она выше ее нижнего края. Все это делается на перчатке с рукой. После примерки, юбка окончательно пришивается к талии. ШТАНЫ Верх штанов в виде прямой юбки из двух деталей. Штанина Две штуки. Длинна 20 см, ширина 8 см. Штанина из одной детали сшитой в трубку, которая присборивается на ноге. Предусмотрен вырез для пальца кукловода. ВЕРХ ШТАНОВ Верхняя часть штанов и места крепления рубашки и ног куклы. _________________________________________________________ НОЖКА Выкройка ноги для ткани и сентипона. Слой сентипона короче ткани, которая будет подгибаться вовнутрь. Схема показывает порядок вшивания ноги в присборенную штанину. Желтым цветом указан сентипон. Показана задняя сторона штанины с отверстием для пальца. Белую подкладку надо вывернуть швами вовнутрь. Вид сзади. Перчатка вывернута наизнанку. Показаны ноги в штанинах. Костюм смонтирован на подкладке В простейших перчатках голова надевается на указательный палец руки кукловода. Отверстие имеет фетровый переходник, позволяющий подгонять диаметр под разные руки. Так выглядят фетровые вставки для картонных патронок рук и шеи. Их размер подгоняется точно по руке актера. Подобные вставки вшиваются в мягкие набивные ручки и головы. Конус вдавливается в ватную или сентипоновую набивку, края его входного отверстия приметываются к ткани с набивкой. Фетровый наконечник на пальце. Парик Парик сделан из витков пряжи, прошитых по центру и разрезанных между строчек. Получившееся подобие бахромы уложено на голове и зафиксировано клеем ПВА. Практика показывает, что одна и та же головка может использоваться для создания нескольких кукол (сменные головки). В таких случаях, удобнее парик с головным убором цеплять за два-три крючка, укрепленных на голове. РОСПИСЬ Голова расписана масляными красками. Если у краски появится неприятный блеск, дуньте на свежую роспись белой пудрой. Пудру можно добавлять в краску и в процессе росписи. Обратите внимание на известные приемы росписи, усиливающие рельефность скульптуры. В одном случае выступающие места головы можно сделать темнее, а все углубления оставить светлыми (эффект загара). В другом случае все делается наоборот, впадины затеняются, а выпуклости высветляются (эффект потертости). Надо помнить, яркие краски и тусклые, так же, как теплые и холодные, зрительно расслаивают поверхность. Яркие и теплые цвета «выступающие» (красные щеки и нос), а тусклые и холодные «удаляющиеся» (периферия лица, шея).Объем с любой росписью надо ясно представлять в условиях сценического освещения. Световая среда способна преобразовывать форму до неузнаваемости. Роспись куклы, играющей в условиях рыжего света рампы, будет смотреться вульгарно при дневном освещении. Но, стоит вам переписать лицо так, чтобы оно хорошо смотрелось при дневном свете, и при свете рампы оно поблекнет. Расстояние, отделяющее зрителя от куклы, диктует не только степень детализации росписи, но и ограничения на толщину линии. Если усы кота нарисовать тонкими линиями, то на расстоянии от зрителя они пропадут. Если зрачки меньше того размера, который способны рассмотреть дальние зрители, то их надо увеличить. Зрачки кукол театра окружены светлым белком, так, чтобы они легче замечались с расстояния (вытаращенные). Это все те преувеличения, которые пугают обывателя, рассматривающего театральную куклу на выставке в упор, «они такие страшненькие!». Понятно, что с большого расстояния воспринимаются только ясные силуэты форм, в противном случае, все смажется. ГЛАЗКИ Глазки выточены из дерева, покрыты белой нитроэмалью и приклеены к лицу головки. Зрачки удобней расписать цветной нитрокраской на месте после установки глаз. ПОКРАСКА ШАРОВ Перед окраской шаров белой нитрокраской, опустите их в ацетон, и не вынимайте до тех пор, пока из дерева не выйдут все пузырьки воздуха . Теперь, когда вы будете окунать шары в белую нитрокраску, воздушные пузырьки не испортят гладкую поверхность. Дайте краске подсохнуть, и окуните еще раз. Следите, чтобы подтеки собирались на невидимой стороне глаз. ГОЛОВНОЙ УБОР Полосатый колпак подшит к волосам. Во многих случаях он имеет зафиксированную форму (каркас, подкладка и т. п.). О тканях ничего не говорю, надеюсь, фотографии подскажут вам их названия. Понятно, материал толстый и грубый малопригоден для работы с костюмом миниатюрного размера. Мне нравится трикотаж, батист, тюлевые сетки, все, что создает мелкие складки. Они хорошо сочетаются с жесткими гладко обтянутыми вставками (различные толщинки костюма в виде горбов, животов, поясов). Фактуры в театре, тема для отдельного разговора. Уровень сложности конструкции куклы, ее художественное оформление выбираются автором. Сделать этот выбор осознанным помогают знания техники и технологии изготовления куклы театра, и если эта серия статей окажется кому-то полезной, мне будет интересно ее продолжить. Можно подготовить разделы о фактурах и о механизации кукол театра (минимум). возможно, подготовлю авторские эскизы кукол. Мне все так надоело, что глаза ни на что не смотрят. Никогда бы не подумал, что я такой умный. Одно утешет, после подготовки этих страниц в голове у меня не осталось ни одной извилины, мозги круглые, как бильярдный шар.

БУРАТИНО

Буратино моей молодости.

КУКЛЫ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ — 1

 

Не хотелось мне касаться кукол мультипликации, слишком много потаённого личного было связано с этим периодом молодости, а потом подумал, тебя и не просят откровенничать, кому ты нужен.

Наткнулся на старые фотографии, качество то ещё (сами понимаете, какое у меня тогда могло быть качество, — дерьмовое). Целый день возился со снимками, сканировал, приводил в божеский вид в цифре, показать-то хочется. Не знаю, помнит ли кто сериал мутьттелефильма 70 х годов «Элла в волшебном городе»? Куча персонажей, много дублей кукол, они снимались одновременно в разных павильонах. Кто не знает, скажу, куклы мультипликации стараются заказать как можно меньшего размера, чтобы макеты декораций уместить в небольшом помещении. Ювелирная работа изматывала, а от дублей кукол я просто зверел. Первая фотография подтверждает мои слова, Сохнут под лампой два дровосека. Сразу скажу, восторгов от бездарных фильмов у меня не было, надеюсь, те постановщики меня не читают.
Чуть ниже покажу шарнирные конструкции, главное достоинство которых в жёсткой фиксации малейшего изменения позы куклы.

Название этого фильма вам ничего не скажет, да, я и не помню его. Сложность работы и особый для меня интерес в ней представляла смена возраста героя. В начале фильма мы видим мальчика, потом юношу и в конце фильма старика.

Немного о конструкции для тех, кто не знаком с шарнирными куклами. Разновидностей шарниров много, здесь показана малая их часть. Эта голая кукла не моей работы, она каким-то чудом завалялась в мастерской, и теперь пригодилась в качестве пособия.

В ногах кукол делаются отверстия для гвоздей, которыми кукол фиксируют на липовом основании макета.

Как видно из фотографий, шарниры бывают не только шариковые. «Шестерёнка» фиксируется поршнем, который прижимается к её гребёнке пружиной или резиной с помощью торцевого регулировочного винта.

Аналогичный шарнир, только вместо «шестерни» вставлен шарик.

Скульптурные элементы делаются из зубопротезной пластмассы (лепится из пластелина модель и формуется гипсом). Это удобно ещё и тем, что позволяет отливать несколько дублей по гипсовой форме. Акрил хорошо обрабатывается бормашиной и резцами.

Если кого-то заинтересует технология изготовления таких кукол (а сегодня они дышат на ладан), скажите, могу дать страницу на эту тему.

КУКЛЫ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ — 2

 

Вряд ли когда я ещё вернусь к мультипликационной теме, у меня нет для неё читателей, но и бросить на полуслове начатое на предыдущей странице нельзя. Несколько слов о деталях работы, о ретро технологии прошлого века.

Стальные калёные шарикиот подшипников отжигают в муфельной печи, чтобы в них можно было просверлить отверстия для проволочных ножек (2 мм). Когда ножки впаяны в отверстия, шары полируют до блеска на войлочном кругу в станке. Такие шары теряют свою прочность и со временем изнашиваются.
Если в калёных шариках создать канавку отрезным кругом и потом впаять в неё загнутый кончик проволочной ножки, шарнир будет более износостойким.

Латунные пластины сверлят попарно, сжимают струбциной и сверлят по разметке насквозь. С внутренних сторон по концам пластин высверливают сферы под шарики. Сверло заточено по шаблону шарообразно. От качества заточки зависит плавность работы шарнира. У меня нет сил подробно всё описать (нарезание резьбы и пр.), попробуйте дойти до некоторых деталей своим умом.

Шарнирные конструкции собирает слесарь из заготовок, выточенных токарем, это их специализация, но бывают нестандартные решения, когда слесарить лучше самому. Не забывайте, есть шарниры и деревянные, например, сферические, стянутые пружинами. Один из таких шарниров находится в поясе Железного дровосека.
Каркас очень мелких кукол для эпизодических ролей делают из скрученного в жгут пучка тонкой мягкой медной проволоки. Она выдерживает многократное сгибание и разгибание (отожжёная).
Важно понимать, что жёсткость работы шарниров регулируется затяжкой винтов так, чтобы самыми тугими были нижние шарниры, на которых удерживается вся фигура при её движении, а самыми мягкими были кисти рук, шея и т. д. Часто, этого не удаётся добиться и кукловод вынужден использовать подпорки для куклы, подвески и прочие хитрости, засоряющие кадр.

Кисти рукскручивают из отожжённой медной проволоки, и припаивают к ножке шарнира. Далее идет обмотка формы нитками с латексным клеем (эластичным). Пальчики таких рук кукловод может многократно изгибать на съёмках. У дровосека кисти рук сделаны из листового свинца, который прекрасно гнётся.

Корпус по конструкцииделают деревянный, пластмассовый, поролоновый в накрутку, всего не перечислишь.

Обшивка такой мелочи требует особой сноровки. Иголка с ниткой так входит в подогнутые вовнутрь кромки ткани, чтобы шов стягивался, будто одежды сшивали с изнаночной стороны на машинке. Ткани тонкие и эластичные. Обязательно учитывайте возможность вскрытия корпуса для ремонта шарниров.

Глаза
Учитывая, что на экране лицо куклы даётся крупным планом, монтажу подвижных глаз отводится особое внимание. Кукловод, желая показать движение глаз, вставляет в отверстие зрачка иглу и поворачивает ею шарик в нужном направлении. Шарик глаза прижат к лунке глазницы кусочком пружинистого материала (поролон). Всё внимание мастера направлено на получение минимального зазора между глазом и глазницей.

В деревянной пустотелой головке сверлится отверстие по диаметру видимой части глаза. Глазницу изнутри выбирают подходящего диаметра шарошкой с помощью дрели. На выходе у глазницы снимается фаска.

В пластмассовой головке это делается проще. Когда комочек акрила вминается в гипсовую форму, вдавливаются и металлические шарики глаз в лунки гипса.

Забыл сказать, глазки кукол, это шарики от подшипников нужного размера. Их отжигают в муфеле, чтобы просверлить отверстие в зрачке. Понятно, что в акрил вдавливают калёные полированные шары точно такого же размера, что и глаза. Затвердевшую в тепле пластмассу вынимают из гипса (он был смазан вазелином) и зачищают бормашиной края маски и края вокруг шариков, чтобы их можно было удалить. От шаров остаются идеально гладкие глазницы, куда и вставляются окрашенные нитрокраской глаза. Пока не забыл, для уменьшения трения глаз поролон, которым поджимаются шары, присыпается пудрой.

Головка тщательно выравнивается, изъяны замазывают тем же акрилом. В качестве грунтовки под роспись берут белую нитрокраску с добавкой белой пудры (лучше шкурится).
Боюсь, вы не представляете себе, что такое шкурить и выглаживать поверхность миниатюрной скульптуры, это адское терпение и внимание. В некоторых случаях, особенно при заказе дублей куклы, есть смысл делать модель не из пластилина, а из твёрдых материалов (дерево, кость). Тогда вы можете довести чистоту обработки поверхности модели до идеала, и после её формовки гипсом, облегчить себе работу с отливкой.

Роспись делают масляной краской нежной торцовкой колонковой кисточкой. Пока роспись не высохла, её придувают пудрой, чтобы не было блеска. Опытные мастера окончательную роспись делают на полностью готовой кукле, когда она в парике и в костюме.

Напомню, при формовке гипсом пластилиновой скульптуры головы, в качестве перегородок используют тонкие лезвия бритв.

В кукольной мультипликации мимика персонажей отсутствует. Отсутствует и ладно. Не, режиссеру позарез нужно поплакать или посмеяться на экране. Для таких «творцов» приходится делать мимику съёмными масками. Можете представить, что это такое по представленным снимкам. Как видите, размер скульптуры меньше ширины двух пальцев, в ней два подвижных глаза (убрал для съёмки) и штырь для крепления к голове. В качестве штыря я использовал контакты разъёма кабеля электроники. Они хорошо удерживают лицо и легко вынимаются для смены мимики. Понятно, что «мама» намертво вмазывается в затылок изнутри головы, а «папа» вмазан в маску. Сложно подогнать стыки деталей, чтобы скрыть зазор, сложно подогнать сами штыри, сложно сохранить положение глаз на лице… Ну, а то, что получится на экране, мне вам лучше бы и не показывать.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.