Монументальная живопись домонгольского периода
· Росписи собора Рождества Богородицы Антоньева монастыря (В.Новгород)
Здесь идет отсылка не к византийским канонам монументальной живописи, а к образцам романики. У фигур большие головы, также схож с западным и скупой колорит росписей…
Основным средством художественной выразительности является линия. Ключевые цвета – охра, синий.
Появляется II сюжет иконографии купола: «Вознесение» - ростовое изображение Христа в окружении ангелов
| |
Новгород и Псков образуют единое направление в искусстве…пока…
Монументальная живопись связана с архитектурой, подчеркивая все особенности интерьера, вписываясь в него…до конца татаро-монгольского нашествия…XD
3 изображения Христа:
- младенец
-отрок
-33 года
| | Создается набор изображения святых, заполняющий все внутреннее пространство храма, в пустоты вписываются медальоны.
· Иконография «Спас Нерукотворный»:
1.На чрепии (черепице)
2.На плате/убрусе
· Иконография «Положение во гроб»:
Лики написаны не по византийскому образцу.
Округло декоративные позы.
Отсылка к канонам романики.
| |
· Росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге: (сами смотрите…)
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2014384
http://www.icon-art.info/location.php?lng=&loc_id=153
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=71&chap=4
Росписи трансформировались. Видны тонкость и острота линий.
Ангелы образуют орнаментальное кольцо вокруг фигуры спасителя.
http://www.icon-art.info/schema.php?lng=ru&mode=schemas&loc_id=153&schema_id=4
пояснения….
Палитра становится ярче, живописные решения свободнее, видны попытки решения динамического движения…но герои росписей еще не вступают друг с другом в диалог. Каждый из них находится в своей живописной нише, окруженные растительным и анималистическим орнаментом. Они вписаны в архитектурные элементы.
Но еще проглядывается связь с византийскими канонами – в изображении Спасителя и ангелов.
· Росписи церкви Спаса на Нередице:
Схема расположения
Орнамент в окне
Полноценный, интересный, текст:
http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200600611
- гротескность и предельная декоративность
- нет столбов, пространство храма представляет собой единую расписную плоскость
- теряется связь с архитектурой.
«сцена Страшного суда» («апостольский трибунал»)
· Росписи Дмитровского собора во Владимире:
«Страшный суд» (ангелы стоят за каждым апостолом, сомн ангелов)
- гамма более теплая (земельные краски)
- бОльшая связь с византийскими канонами
- влияние на изображение иконы Владимирской Божьей Матери (она редко влияет на архитектуру, но…)
· Росписи Рождественском соборе в Суздале:
Роспись аркосолия Рождественского собора. XIII в.
Фреска Рождественского собора. XIII в.
Пол храма был в 1233 году покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
^ Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 году ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; ее фрагменты открыты А.Д.Варгановым в 1938 году. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках (илл. 65). Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари.
| |
- эмалевые вкладки, золотая подводка (развитие в Суздале декоративно-прикладного искусства)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|