Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики





ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

По направлению 050100.62

Педагогическое образование

Профиль «Экономическое образование»

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

    Утверждено на заседании кафедры социального и естественнонаучного образования ВФ РГПУ им. А.И. Герцена   Протокол № ___ от _______2014 г.   Зав. кафедрой Н.А. Костикова

 

Санкт-Петербург

2014 г


Учебная практикапо экономике

 

Семестр: 4

Количество недель: 4

Количество кредитов: 6

1. Цель и ожидаемые результаты учебной практики:

Формирование компетенций (указывается код и формулировка компетенции по видам деятельности в соответствии с ФГОС):

ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 -применение методов математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ОК- 7 – готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

ОК- 8- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;



ОК – 9 – способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК- 13- готовность использовать нормативные, правовые документы в своей деятельности;

ОПК – 1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК - 2 – способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

А также:

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;



- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

- аналитическая, научно-исследовательская деятельность – способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

 

Для успешного выполнения заданий по учебной практике по экономике студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин:

- гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономика образования» (базовая часть), правоведение (вариативная часть);

- математического и естественнонаучного цикла: «Основы математической обработки информации», «Информационные технологии» (базовая часть);

- профессионального цикла: модуль «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика предприятия», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Бухгалтерский учет», «Общая теория статистики», «Региональная экономика», «Экономическая политика» (вариативная часть).

Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

Знали:

- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;



- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- типы организационной культуры и методы ее формирования;

- методы маркетинговых исследований;

- назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;

- основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности.

Умели:

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных задач;

- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;

- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

Владели:

- методологией и методикой экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- методами разработки и реализации маркетинговых программ;

- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

- навыками деловых коммуникаций;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

 

2.1. Содержание инвариантных заданий (задач)* на учебную практику в соотношении с формами отчетности и формируемыми компетенциями:

№ п/п   Формулировка задания   Форма отчетности   Формируемые компетенции
Описание организации: сбор информации о времени, причинах и условиях создания, сфера деятельности, организационно-правовая форма Дневник прохождения практики. Отчет по практике. ОК-1,ОК-7,ОК-13, ОПК- 1, ОПК-2  
Анализ организационной структуры предприятия. Характеристика деятельности отделов и служб Дневник прохождения практики. Отчет по практике. ОК-1,ОК-7,ОК-8,ОК-13, ОПК-1
Анализ объема и ассортимента услуг Дневник прохождения практики. Отчет по практике. ОК-1, ОК-4, ОК-8,ОК-9,ОПК-1, ОПК-2
Анализ внешней среды организации Дневник прохождения практики. Отчет по практике. ОК-1,ОК-4,ОК-8, ОК-9,ОПК-2
Анализ внутренней среды организации Дневник прохождения практики. Отчет по практике. ОК-1,ОК-4, ОК-7,ОК-8,ОК- 9,ОПК-2
Анализ организационной культуры организации Дневник прохождения практики. Отчет по практике. ОК-1,ОК-7,ОК-13, ОПК-2
Выводы и заключение о перспективах развития организации Дневник прохождения практики. Отчет по практике. ОК-1,ОК-7,ОПК-1,ОПК-2

*Кроме инвариантной части студенты выполняют задания либо научно-исследовательского характера, либо вариативные, что должно определенным образом оцениваться при итоговой аттестации студента по данному виду практики

**В соответствии с ФГОС ВПО «разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося».

 

 

2.2 Примерное содержание заданий научно-исследовательской работы, выполняемой в ходе учебной практики:

№ п/п Формулировка задания (задачи) по НИРС Форма отчетности Формируемые компетенции
Человеческий капитал: понятие и роль в современной экономике Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Управление предприятием в конкурентной среде Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Производительность – решающий фактор экономического прогресса Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Экономические функции государства Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Интернет и экономика Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Особенности регулирования экономики в эпоху информационных технологий Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Инвестиции: сущность, виды, эффективность использования Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Иностранные инвестиции в экономике России: формы, направление, эффективность Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Основные фонды предприятий: степень износа и проблемы обновления Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Повышение качества рабочей силы как условие экономического роста Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Виды инвестиций в человеческий капитал и оценка их эффективности Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Отношение общества к предпринимательству в разные исторические эпохи Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Мотивация труда в рыночной экономике Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Повышение квалификации и отдачи работников в рыночной экономике Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Основные подходы к трактовке экономической эффективности Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Экономическая эффективность и социальность справедливость: противоречия и пути их разрешения в современной экономике Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Интеграционные процессы в современной рыночной экономике Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Особенности и тенденции интеграции российской экономики в мировую Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Проблема занятости в рыночной экономике Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Прибыль и национальный доход: создание и распределение Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Измерение и оценка человеческого капитала Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Роль корпоративной культуры в повышении эффективности функционирования предприятия Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Особенности корпоративной культуры российских предприятий Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Методология изучения человека в экономике: сравнительный анализ отечественных и зарубежных школ Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Роль рекламы в стратегии и тактике современного предприятия Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Темпы роста экономики: факторы и ограничения Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Менеджмент в корпорации: специфика российской экономики Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Ценности. Мотивации. Управление: специфика в экономике знаний Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Подоходный налог: социальная справедливость и экономическая эффективность Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2
Особенности труда в глобальной информационной экономике Отчет по НИРС ОК-1,ОК-8, ОК-9, ОПК-1,ОПК-2

 

Тему исследования студент может выбрать и самостоятельно. Тематика таких исследований должна отвечать актуальным проблемам экономики. Также тема НИРС должна быть интересна с точки зрения профильной кафедры и организации — базы практики и носить в ос­новном исследовательский, поисковый характер. Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до трех человек) в зави­симости от масштабности темы. Целесообразно, чтобы тема НИРС совпадала с тематикой курсовой и вы­пускной квалификационной работ студента.

Отчет по НИРС может содержать следующие разделы:

- цель научной работы;

- предмет исследования;

- методика получения информации;

- анализ полученных результатов;

- выводы и предложения;

- список использованных источников.

Наиболее значимые отче­ты по результатам проведенных НИРС кафедра может рекомен­довать для представления на конкурсах, научных конференциях и т.п.

2.3 Содержание вариативных заданий (задач), выполняемых в ходе учебной практики:

№ п/п Формулировка задания (задачи) Форма отчетности Формируемые компетенции
Анализ эффективного использования основных фондов на предприятии Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2
Анализ использования оборотных средств предприятия Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2
Анализ производства и реализации продукции (услуг) Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2
Анализ структуры персонала в общей численности работников Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2
Анализ производительности труда Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2
Анализ себестоимости продукции, ее удельный вес в стоимости реализованной продукции Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2
Анализ рентабельности продукции (услуг) и производства в целом Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. Отчет по практике ОК-1, ОК-4,ОК -13, ОПК-2

Объектом исследования при выполнении задания 2.3 является предприятие, на котором студент проходит практику.

3. Особенности организации практики:

3.1 Образовательные, научно-исследовательские и научно- производственные технологии, используемые на учебной практике:

- индивидуальные и групповые консультации студентов;

- технологии сбора и обработки информации (кабинетные исследования, наблюдение, экспертный опрос и др.);

- наставничество;

- технологии отрасли предприятия (организации), на которое направлен студент

для прохождения практики.

3.2 Для написания отчета учебной практики по экономике можно использовать следующие рекомендации:

1. Описание организации:

- информация о времени, причинах и условиях создания (история организации);

- сфера и масштаб деятельности организации;

- миссия и имидж предприятия.

2. Анализ организационной структуры:

- особенности организационной структуры (схема взаимосвязей между отделами и подразделениями организации, производством и управлением);

- для акционерных обществ – характеристика органов управления акционерным обществом, вопросы реорганизации и ликвидации общества (согласно Устава).;

- деятельность профессиональных союзов или органов самоуправления в коллективе, характеристика их взаимодействия с органами управления акционерным обществом;

- правовые аспекты регулирования деятельности предприятия, законы, лицензирование деятельности, сертификация продуктов (услуг). Регулирование антимонопольным и экологическим законодательством (если осуществляется).

Рекомендуется использовать Устав организации, положение об отделах, подразделениях, должностные инструкции.

3. Анализ объема и ассортимента услуг:

- структура продукции (услуг);

- динамика изменения (увеличения/уменьшения) объема услуг за последние 3 года;

- перспективы роста объемов и расширения ассортимента продукции (услуг).

4. Анализ внешней и внутренней среды:

- состояние факторов внешней и внутренней среды и их взаимодействия;

- выводы об угрозах и возможностях, сильных и слабых сторонах в деятельности организации.

Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации. В качестве инструментов использовать методы SWOT и PEST анализа.

5. Характеристика организационной культуры предприятия и стиля управления.

- описание внешних атрибутов организационной культуры;

- описание ценностных ориентиров основных подразделений;

- анализ результатов опроса по определению типа культуры (профиль и описание доминирующего типа), характеристика глубины расхождения между существующим и предпочтительным профилями культуры;

- описание стиля управления первого руководителя;

- выводы о культуре и используемом стиле управления (соответствие целям и условиям деятельности, потенциальные проблемы и преимущества).

Выполнение задания из вариативной части (п.2.3) включается в основной отчет по части 2.1.

Некоторые разделы отчета учебной практики могут требовать сбора первичной информации (экспертный опрос, наблюдение). Для этой цели необходимо разработать инструментарий исследования. Инструменты исследования (заполненные опросные листы, анкеты) прилагаются к отчету.

3.3 Оформление отчета по результатам учебной практики по экономике:

В течение практики студент должен вести дневник (приложение 1). Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем он ежедневно указывает, где именно он работал, какую информацию собирал. Дневник регулярно поверяется руководителем практики на предприятии.

По окончании практики студент представляет руководителю от организации законченный отчет о прохождении практики и дневник практики.

Отчет о прохождении практики должен включать в себя:

1. Содержание;

2. Отчет по части 2.1;

3. Отчет по части 2.2 или части 2.3

4. Список использованных источников.

Текст отчета должен быть напечатан с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А 4. Выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,25 мм. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое, верхнее и нижнее поля – 20 мм, правое – 10 мм. Шрифт Times New Roman; кегль – 14, межстрочный интервал 1,5. Отчет должен иметь содержание, указание разделов (инвариантные задания, вариативные задания или отчет по НИРС), нумерацию страниц – снизу посередине.

По окончании практики руководитель от предприятия составляет характеристику-отзыв на студента, в котором должны найти отражение следую­щие моменты:

- характеристику студента как специалиста, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций;

- способность к организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность;

- направления дальнейшего совершенствования, недостатки и пробелы в подготовке студента;

- оценку выполнения студентом работ в баллах.

Отчет о прохождении учебной практики, дневник практики и характеристика-отзыв представляются руководителю от филиала университета не позднее, чем через три для после окончания практики.

 

Содержание итоговой аттестации по результатам учебной практики

 

Оценка итогов учебной практики по экономикеосуществляется руководителем практики на основании анализа дневника, отчета студента, характеристики-отзыва и собеседования со студентом. Отчет оценивается по системе «дифференцированный зачет».

При оценке отчета учитываются:

- полнота и детальность выполненных разделов;

- умение применять табличный материал и другие статистические данные;

- знание основных положений программы практики.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:

  1. Андреев А.В. Региональная экономика: учебник для бакалавров. - СПб: Питер, 2014.
  2. Абчук В.А. Система управления организацией. - СПб: Перспектива,2010.
  3. Васильева Н.А. Экономика предприятия: краткий курс лекций.- М.: Юрайт, 2012.
  4. Вечканов Г.С. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2008.
  5. Вечканов Г.С. Макроэкономика. – СПб: Питер, 2008.
  6. Гончаров М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2012.
  7. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: Магистр, 2011.
  8. Котлер Филип. Маркетинг менеджмент. – СПб: Питер, 2007.
  9. Лукичёва Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: учебник для бакалавров. – М.: Омега – Л, 2011.
  10. Любимцева С.В. Основы институциональной экономики.- М:Вузовская книга,2012.
  11. Маркетинг: маркетинговые исследования /С.Божук, Л. Ковалик, Т. Маслова. – СПб: Питер, 2012.
  12. Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие. – М.: Инфра - М, 2013.

б) дополнительная литература:

1. Васильцова В.М. Институциальная экономика: учебное пособие для бакалавров и специалистов. – СПб: Питер, 2014.

2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для экономических специальностей вузов. – СПб: Питер, 2008.

  1. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2006.
  2. Градов, А.П. Национальная экономика: учебное пособие. – СПб: Питер, 2007.
  3. Дафт, Ричард Л. Менеджмент. - СПб: Питер. 2007.
  4. Колесов В.П. Международная экономика: учебник. –М.: ИНФРА-М, 2011.
  5. Макконелл, Кэмбелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика, учебник. – М.: Инфра – М, 2007.
  6. Маркетинг: учебное пособие: [для магистров и аспирантов и специалистов] /под ред. проф. И.М. Синяевой. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М. 2011.
  7. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник. – М.: Омега – Л, 2007.
  8. Плучевская Э.В. Региональная экономика: для бакалавров и специалистов. – СПб: Питер, 2012.
  9. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005 .
  10. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

- http://www.cfin.ru - сайт «Корпоративный менеджмент» - Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы, журналы и книги, бизнес-планы реальных предприятий, программы инвестиционного анализа и управления проектами, маркетинг и реклама.

- http://www.counsultant.ru – справочная правовая система «Консультант Плюс»/ правовые ресурсы; обзор изменений законодательства; актуализированная справочная информация.

- http://www.economy.gov.ru - сайт Минэкономразвития.

- http://www.garant.ru – справочная правовая система «Гарант»/ правовые ресурсы; экспертные обзоры и оценка; правовой консалтинг.

- http://www.ngpc.ru - сайт «Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов».

- http://www.rbc.ru - сайт РБК - РИА РосБизнесКонсалтинг.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС) ***:

- электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru - http://ibooks.ru/

- электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks - http://www.iprbookshop.ru/

- электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» - http://e.lanbook.com

- электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн- http://www.biblioclub.ru

 

6. Материально- техническое обеспечение учебной практики:

- производственные и административные помещения предприятия (организации), соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности;

- технологическое оборудование предприятия (организации);

- компьютерное оборудование предприятия (организации) и филиала университета.

Разработчики:

 

Кафедра социального и естественнонаучного образования   доцент, к.э.н.     Г.В. Булах
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
Кафедра социального и естественнонаучного образования   доцент, к.э.н.     М. А. Татарникова
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

Эксперты:

     
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
     
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

 

 

Приложение 1

 

ДНЕВНИК
ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ЭКОНОМИКЕ

 

 

Студента(ки)_______________________курса_______________________________группы

 

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Место практики________________________________________________________________

 

Руководитель практики от предприятия___________________________________________

(должность)

 

(фамилия, имя, отчество)

 

 

  дата Подразделение предприятия   Краткое описание выполненной работы Подпись руководителя практики
       
       
       
       
       
       

 

 

Начало практики______________________окончание практики______________________

 

Подпись студента__________________

 

Содержание и объем выполненных работ подтверждаю.

 

 

Руководитель практики от предприятия____________________/_____________________

(подпись) (Ф.И.О.)


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.