Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовой нигилизм. Правовой идеализм





Нигилизм вообще выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определённым ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческой жизни. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идёт речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объёмном понятии – «отрицание». Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестаёт быть нигилизмом. Позитивный заряд несёт в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы – вообще, отрицательных явлений действительности. Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Выражается явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Нигилизм может проявляться и в деятельности органов власти и должностных лиц в форме форсирования социальных преобразований, шоковых методов осуществления преобразований. Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, за­кону и правовым формам организации общественных отношений.Выступает антиподом правовой культуры. Его сущность заключается в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин – в юридическом невежестве, отсталости, правовой невоспитанности. Право оценивается не как базовая, фундаментальная идея, а как второстепенное явление в системе социальных ценностей. На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах:1) как состояние умов, чувств, настроений2) как образ действий, линия поведения (является показателем вредности и опасности явления).Именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Правовой нигилизм может выступать в двух разно­видностях или формах: 1). теоретической (идеологичес­кой). Это теоретическое обоснование правового нигилизма. 2). практической. Происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди насе­ления, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную.Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, общесоциальным или иметь личные причины. Формы выражения правового нигилизма: 1прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. 2массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний в первую очередь органами власти и должностными лицами (бессилие власти). 3издание противоречивых, коллизионных правовых актов (низкий уровень качества законодательства). 4подмена законности целесообразностью. 5неспособность «сработаться» органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях. 6нарушение прав и свобод человека. Характерные черты правового нигилизма: 1его подчёркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный и неконтролируемый характер; 2глобальность, массовость, широкая распространённость не только среди граждан, социальных групп, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных органах власти; 3многообразие форм проявления – от криминальных до легальных, от уровня власти до бытового; 4особая степень разрушительности, национально-региональная направленность; 5слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом; 6связь с негативизмом – более широким течением.Основные пути преодоления правового нигилизма: 1повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; 2совершенствование законодательства, изменение содержания правового регулирования; 3профилактика правонарушений; 4упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; 5уважение и всемерная защита прав личности, усиление роли судебной власти; 6массовое просвещение и правовое воспитание населения; 7подготовка высококвалифицированных кадров юристов; 8проведение правовой, социально-экономической реформы. В тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди на­селения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблю­даются государственными же органами, ведомственными и должностными липами, чему тоже находятся соответствую­щие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм. Правовой идеализм.Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм (романтизм) – его переоценку, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Оба эти явления обусловлены одними и теми же явлениями. Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза, явление это причиняет такой же вред государству, обществу как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям. Осознаются его последствия, как правило, «потом». На право нельзя возлагать завышенные, несбыточные надежды – оно не всесильно. Его нельзя возводить в абсолют. Не должно складываться впечатления, что достаточно принять хороший, «умный» закон, чтобы все сложнейшие проблемы общества разрешились. Бессилие закона может привести к правовому нигилизму, неверию в реальную значимость принимаемых правовых актов. Правовой идеализм может повлечь неверие в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения существующих проблем. Распространению правового идеализма способствует восприятие права только как инструмента правового регулирования.







88. Гос-во, право и личность. Государство находится в постоянных взаимосвязях с обществом в целом, с различными коллективами и с отдельными личностями, поведение которых оно регулирует. Эти взаимосвязи имеют прямой и обратный характер, т.е. государство путем правотворчества регулирует общественные отношения, осуществляет правореализационную и правоохранительную деятельность, оказывает воздействие на человека и получает обратную информацию, отражающую реакцию личности на данные акты государства. Эти взаимосвязи чаще всего опосредуются правом. Степень урегулированности различных сфер общественных отношений не одинаково, соответственно и воздействие, которое оказывают государство и право на поведение личности, ее автономии не одинаково. Можно разграничить степень и характер воздействия государства в публично-правовой и частноправовой сфере. Наиболее полно будет урегулирована сфера публичных отношений, в которой государство выступает как властвующий субъект. В частноправовой сфере государство определяет необходимые границы правового поведения, в большей степени сохраняя автономность личности. Государство также охраняет интересы частных лиц. Государство определяет основы правового статуса личности. Человек в отношениях с государством может выступать как гражданин государства, иностранный гражданин, ЛБГ, неспособное лицо, государственный служащий и в другом качестве. Взаимоотношения с государством имеют фактическую и юридическую сторону. Фактические отношения зависят от того, в какие ПО вступает личность, а юридические отношения основываются на принципе равенства всех перед законом и судом.Государство закрепляет и признает определенный объем прав и свобод человека и гражданина, создает систему гарантий. Взаимодействие государства и личности зависит от признания и непризнания государством естественных прав, свобод, а также признания их международным правом, частными правовыми системами государства. Изменение взаимодействия государства и личности можно проследить в историческом аспекте, т.е. в зависимости от типа государства. Взаимодействие государства и личности будет проявляться в характеристике государства как правового или неправового, демократического или антидемократического, социального или антисоциального, обеспечение его институтами гражданского общества. Для демократического правового государства характерно взаимодействие государства и личности, как равноправных партнеров, обладающих взаимными правами и обязанностями, имеющими взаимную ответственность и обладающими возможностями осуществления взаимного контроля.

 

89. Правовой статус личности. Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64 К РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом К РФ.Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными чертами:1. права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности;2. права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается государством, так и самими гражданами;3. права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;4. права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений;5. права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;6. права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое имеет личность в обществе. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками.Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено убежище.

Гарантии прав личности.

Гарантии – это система условий, сpeдств и спосо­бов, обеспечивающих всем и каждому равные право­вые возможности для выявления, приобретения и ре­ализации своих прав и свобод. Их классификация мо­жет быть проведена по различным основаниям. По сфере действия различают международно-право­вые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках регио­нальных международных. сообществ, внутригосударст­венные и автономные гарантии. Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, . международных пактах и других документах. Их осуществлением зани­маются ООН, ее органы, а также организации, дейст­вующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различ­ного рода международные программы и проекты; Важ­ное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Меж­дународного Суда ООН и специализированных учреж­дений - Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН. Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств, Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация го­сударств Юго-Восточной Азии, Содружество Независи­мых Государств) осуществляются также через различ­ные учреждения на основе соответствующих норматив­но-правовых актов. Так, гос-ва – члены Совета Европы руководст­вуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и до­полнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам чел-ка. Страны - члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осу­щ-ию на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств - членов СНГ. В частно­сти, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражд, сем и угол делам от 22 янв 1993 г., Декларация о международ­ных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сент 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с испол­нением ими трудовых обязанностей от 9 дек 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Внутригосударственные гарантии закрепляются в кон­ституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и ор­ганизационными средствами. К РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы чел-ка и граж­данина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение зако­нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положении и защита прав граждан входят в компетенцию Конст-го Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам чело­века, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране. Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федера­тивных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с Федеральными органами и суб РФ. Во всех конституциях и уставах суб РФ содержатся положения о признании и га­рантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права. По содержанию и видам деятельности гарантии под­разделяются наэкономико-правовые (закрепление свобо­ды экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципаль­ной и иных форм собственности, социальное партнер­ство), политико-правовые (механизм народовластия, раз­деление и равновесие властей, многопартийность, плю­рализм мнений), социально-правовые (запрет на разжи­гание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независи­мого правосудия, возможность получения квалифициро­ванной юр помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенны­ми законом). Неразрывность правового статуса личности и его юр гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нор­мах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рас­сматривать как реальный, ибо он будет носить формальный характер. Правовые гарантии могут быть материальными (нор­мативные установления, опред-ие условия реали­зации прав и свобод), идеальными (презумпция неви­новности, юридические фикции), процессуальными (ин­ституты надзора и кассации, процедура приостановле­ния и прекращения полномочий судей), технико-юриди­ческими (конструкции, отражающие предоставительно­-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражд-правовых исков, дог-в).В качестве правовой гарантии рассм и юр отв-ть. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры гос-го воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юр обязанностей.Традиционно систему гарантий прав, свобод и обяз лично­сти подразделяют на 2 группы: общие и специальные (правовые, юридические). Общими гарантиями принято считать экономические, политиче­ские, идеологические, которые представляют собой совокупность эко­ном, полит, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государ­ства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, опре­деляющие условия и порядок реализации прав, юр средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использова­нием государственного принуждения или возможности такого при­нуждения со стороны государственных органов. С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конст-ые права и обязан граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Гарантии могут быть судебными и внесудебными.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.