Сделай Сам Свою Работу на 5

Гражданское общество: понятие, признаки, структура





Гражд общ представляет собой многообразие не опосредованных гос взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократ правовой государственности. Это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между чел-ком и гос-вом и не позволяют последнему узурпировать личность. Гражд общ сущ и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократ режиме оно взаимодействует с гос, при тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Гражд общ – система независимых от гос общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Она проявляется в слиянии политических, правовых, нравственных и этических ценностей. Автономия общества – важный элемент гражданского общества. Автономия различных сфер общества означает, что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации. Современное понимание гражданского общества предпо­лагает наличие у него ряда существенныхпризнаков.1. Гражданское общество - это общество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. В социальном плане принадлежность индивида к определённой социальной общности не является абсолютной: он может сущест­вовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удов­летворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть, в возможности, напри­мер, быть членом политической партии или объединения, в праве участвовать или не участ­вовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определённые механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.2. Гражданское общество - открытое социальное образование. В нём обеспечивается свобо­да слова, свобода критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свобод­ного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привер­жено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными обра­зованиями в планетарном масштабе.3. Гражд общ есть сложноструктурированная плюралистическая система. Нали­чие многообразных общественных форм и институтов позволяет выразить и реализовать са­мые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность чело­веческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех её сферах: в экономической - это многообразие форм собственности; в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети об­щественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной -обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к противоположным взглядам.4. Гражд общ — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализую свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос как политической вла­стной силы. Гражд общ имеет свои внутренние источники саморазвития, незави­симые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную дея­тельность государства.5. Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретённых прав человека и гражданина.Гражданское общество возникает и развивается естественно-исторически. Хотя гражданское общество формируется внутри государства, его отдельные элементы имели место ещё до появления государства. Государство является инструментом, средством существования общества, т. е. по отношению к обществу государство выполняет служебную роль. К признакам гражд общ(точка зрения) можно отнести следующую совокупность:1наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, 2самоуправляемость, 3конкуренция образующих его структур и различных групп, 4свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм, 5всеобщая информированность, право на информацию, 6жизнедеятельность базируется на принципе координации. Структура – это внутреннее строение общества, от­ражающее многообразие и взаимодействие его состав­ляющих, обеспечивающее целостность и динамизм .развития.В структуру гражд общ вклю 1). совокупность межличностных отношений, развивающихся без вмешательства государства; 2). систему самостоятельных общественных институтов (различных объединений людей, ассоциаций, общественных институтов) и 3). комплекс основополагающих принципов, ценностей, норм поведения (гуманизм, взаимоуважение, свобода, равноправие). Структуру современного российского гражд общ можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизне­деятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и ин­формационная системы. Социальная система охватывает совокупность объек­тивно сформировавшихся общностей людей и взаимоот­ношений между ними. Это первичный, основополагаю­щий пласт гражданского общества, оказывающий опре­деляющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего здесь следует обозначить блок отноше­ний, связанных с продолжением рода человеческого, вос­производством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обуслов­ленные ее сущ-ем, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. 2 блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.). 3 блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (груп­пами, слоями, классами, нациями, расами). Экономическая система представляет собой совокуп­ эконом институтов и отношений, в кото­рые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.В качестве первичного слоя здесь выступают отноше­ния собственности, пронизывающие всю ткань экономи­ческих отношений и весь цикл общественного производ­ства и потребления. В РФ призна­ются и защищаются равным образом частная, государст­венная, муниципальная и иные формы собственности. Отношения производства материальных и нематери­альных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общест­ва, поэтому неотъемлемой частью экономических отно­шений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производствен­ные отношения, которые в силу своей специфики ста­новятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической сис­темы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, ин­дивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления обще­ственного совокупного продукта являются важной состав­ной частью экономической системы, хотя они в опреде­ленной степени функционируют и в рамках другой системы – социальной. Политическую систему составляют целостные само­регулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Инди­вид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отно­шения по поводу власти, которые пронизывают полити­ческую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнооб­разны: это отношения между гос-вом и иными структурными элементами, между гос ор­ганами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой высту­пает всегда политическая (государственная) власть. Помимо сугубо властных существует целая гамма по­литических отношений, охватывающих проблемы объеди­нения-граждан в общественно-политические организа­ции, свободы слова, гарантий избирательных прав граж­дан, функционирования форм непосредственной демо­кратии и др. Духовно-культурная система образуется из отноше­ний между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, уч­реждений (образовательных, научных, культурных, религ) через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фун­даментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкрет­ного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и разви­тие науки, культуры, религии. Разнообразны пути фор­мирования этих отношений, неоднозначно их воздейст­вие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение историчес­кого опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культ ценностей. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципаль­ные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной хар-р, они пронизывают все сферы гражданского общества. Названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвяза­ны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними высту­пает человек (гражданин) как совокупность обществен­ных отношений и мера всех вещей. При изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). Связующим, упорядо­чивающим фактором структуры и процесса жизнедея­тельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкреп­ленной прогрессивным, демократ законодательст­вом, что логика развития гражд общ неиз­бежно приводит к идее правовой государственности, правового демократ общ.







36. Становление, развитие и перспективы современной рос-ой государств-ти. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и РФ.1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления. Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование. С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства. 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.Все это привело к образованию великорусской нации.В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон.После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики. Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными.Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене - СССР и США. В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.5. Эпоха РФ началась в декабре 1991 г и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены.

. Закономерности возникновения права. Периодизация формирования права, этапы в его становлении в разных юридических школах различаются. Соответственно, во взглядах на происхождение права представителей позитивизма, естественно-правых и социологических теорий имеются существенные различия. Мы укажем этапы в формировании права в связи с экономикой общества. Можно выделить три основные фазыв развитии права. Первая — фаза зарождения - относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований. Разделяя формирование права на некоторые условные этапы, можно выделить формирование права в первобытном обществе, присваивающей экономике, производящей экономике. Хотя основание - вид экономики, как и любое другое основание, является не абсолютным. В структуре регулятивной системы первобытного общества - социальных норм присваивающей экономики -можно выделить следующие элементы. Содержание.Социальные нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование и воспроизводство конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории. В социальных нормах закрепляласьи выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения. Способы регулирования.Здесь можно выделить три основных способа: запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание. Запреты существовали, главным образом, в виде табу, т.е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Дозволения (разрешения), определяя поведение человека, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды. Запрещалось: нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство и т.п. Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи,строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок). Формы выражения.Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах. Мифологическая нормативная система - одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с обрядами, ритуалами мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, обо всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу. Санкции.Для присваивающих обществ было характерно добровольное выполнение правил поведения. Однако имели место и санкции: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь и др. Правила (нормы) поведения в доклассовом догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер мононорм,т.е. единых, еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Основой организации первобытного общества была община: род, племя, их объединения. Род - это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Роды объединялись в племя, а иногда и в союз племен. Власть носила общественный характер и осуществлялась всеми взрослыми членами рода. Органами власти являлись родовые собрания, старейшины, вожди, военачальники. Сформулируем существенные признаки права, позволяющие констатировать его появление и функционирование в обществе, производить выделение правовых норм из иных социальных норм. ное содержание права, обеспечивающее общесоциальную

и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей вгосударстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных, отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.— Нормативность.Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой (если..., то..., иначе...), установлением масштаба, меры поведения. Оно определяет границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения. Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права они приобретают новое содержание, формы выражения,способы обеспечения. — Обязательность.Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т.е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий, (имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий), при их нарушении. — Формальная определенность.Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме - законы, прецеденты и т.д. Формальность права определяется порядком создания законов, их изменения, отмены, достигается особой языковой формой.— Процедурность.Право как система норм включает в себя четкие процедуры их создания, реализации, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок -характерные признаки права, определяющие связь с государственным аппаратом, прежде всего, со специальными органами: судом, полицией и т.п.— Неперсонифицированность.Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы, как правило, не имеют конкретно определенного индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.— Институционность.Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства, с признанием государством тех или иных самоорганизационно возникших правил поведения (обычаев).— Объективность. Этот признак характеризуется появлением права на этапе перехода общества к производящей экономике как закономерный, естественный результат развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется обществу какой-то внешней силой. Оно, как и государство,является одним из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, имея, таким образом, большую социальную ценность.Названные признаки в совокупности определяют социальную ценность права.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.