Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление и развитие теории правового гос-ва.

Основная идея теории правового гос-ва – это идея (мысль) о связанности государства правом. Всякая власть всегда стремится к расширению своих властных полномочий, властного пространства, распространить своё влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведёт к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь прежде всего на существующую в обществе нормативную систему, ставящую пределы власти. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве з-на, о его божественном и справедливом содержании, о необ­ходимости соответствия закона праву. Сущность правового государства заключается в том, что оно является политико-правовой формой функционирования и развития гражданского общества, закрепления в нём публично-правового порядка, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а вместе с тем и ограничения правом государственной власти. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходяще­му, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история. Исторически идея «правового государства» возникла в эпоху античности. Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Весьма важным в плане формирования идей, заложивших основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане». Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник Статута канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Конструкция правовой государственности античных классиков была в центре внимания мыслителей средневековья и нового времени, оказав заметное влияние на становление и развитие идей о разделении властей, о конституционализме и парламентаризме. К. Ясперс определял правовое государство как государство, в котором дейст­вует свобода, основанная на законах. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому философу 17 в. Дж. Локку и французскому просветителю 18 в. Ш. Монтескье. У Дж. Локка идея господства права предстаёт в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. «Если,— писал Ш. Монтескье,— власть законодатель­ная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические з-ны для того, чтобы также тираничес­ки применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодатель­ной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем». Он рассматривал проблему политической свободы в её отношениях как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину. Локк и Мотескье развивали идею разделения власти как одно из условий господства права.Ж.-Ж. Руссо исходил из идеи связанности государства позитивным з-ом, принятым государством. Он писал, что з-н принимается сувереном (народом), правительство – только слуга и исполнитель з-на. Философское обоснование учения о правовом госу­дарстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объеди­нение множества людей, подчиненных правовым з-ам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произво­ла было совместимо со свободой каждого и сообразовы­валось со всеобщим з-ом. Он указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы. Если у Канта правовые законы и правовое государство – это долженствование, то у Гегеля они – действительность, т.е. практическая реализованность разума в определённых формах наличного бытия людей. Словосочетание «правовое государство» впервые встре­чается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Ро­бертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков. В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового гос-ва. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-по­литическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделе­ния властей, понятий з-на и судебной защиты. Вей­марская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элемен­ты. Ныне действующий Основной з-н объявляет ФРГ социально–правовым государством. Во 2 пол 19 нач 20 в. идея правового государства получила развитие в трудах русских учёных-юристов. Котляревский С.А. В своей работе «Власть и право. Проблема правового гос-ва» писал о правовом государстве как о факте общеизвестном. Главное назначение правового гос-ва – быть гос-вом справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив.Оригинальный вариант концепции власти и правового государства был представлен Г.Ф. Шершеневичем. Основные пути формирования правового государства он видел в строгом определении полномочий органов власти, устранении произвола государственной власти посредством установления норм объективного права, определения пределов свободы каждого и разграничения интересов. Гос-во должно быть ограничено охраной субъективных прав. Главные атрибуты такого гос-ва: разделение властей, подчинённость государства стоящему над ним праву, наличие неотъемлемых прав личности, правовое самоограничение власти. Основной гарантией выступает сдерживающая сила общественного мнения. Заметный вклад в разработку теории правовой государственности был внесён Гессеном В.М.. К известным признакам правового государства он добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции. В основе учения Новгородцева П.И. о правовом гос-ве – идеи автономной нравственности личности, свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности. Гос-во возлагает на себя «благородную миссию общественного служения». Необходимо остановиться и на таком теоретически и практически влиятельном направлении в подходе к проблеме правового государства, как юридико-позитивистские концепции правового государства. Это направление в 19 и 20 вв. представлено различными течениями и вариантами юридического позитивизма. К его известным приверженцам относятся, в частности, К. Гербер, А. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, П. Лаблан, А. Эсмен и др. Суть их концепций правового государства (при всех имеющихся между ними различиях) состоит в попытке создать ту или иную конструкцию самоограничения государства им же самим созданным правом. При этом отрицается различие права и закона, и право сводится к установлениям государства. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложи­лись такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответству­ют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии; Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фик­сирующие, что данное государственное образование яв­ляется правовым.

32. Принцип разделения властей: становление и развитие теории. Для достижения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным ном власти и занимающуюся реализацией данных законов и административно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной, и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.