Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные теории происхождения гос-ва.





Государство это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин:1. Необходимость единого руководства обществом, управление обществом. В основе лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Неолитическая революция -> производящее хозяйство -дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная собственность. Потестарная власть сменилась политической властью. 2. Потребность в масштабных работах, эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство. 3.Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми. 4. Необходимость ведения военных действий и организации защиты, лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита).Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая (теос греч. - бог), патриархальная, договорная, теория насилия, марксистско-ленинская и др. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья. Определенное распространение имеет и сейчас. Наиболее видным представителем этой теории является средневековый ученый-богослов Фома Аквинский 13 век. Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) – её основоположниками были древнегреческие мыслители Платон и Аристотель 3-2 век до н.э. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. По мнению Аристотеля разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой государства – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 в. Русский философ – Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 В в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Основоположник теории внутреннего насилия является нем. философ Е. Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воли большинства. Теория внешнего насилия – немецкие мыслители Гумплович и Каутски. Согласно теории внешнего насилия государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксистская теория (классовая, экономическая) возникла в 19-ом веке, основоположники Маркс и Энгельс. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства” - Ленин полностью разделял. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство и возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).







10. Основные теории происхождения права. Естественно-правовая теория. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.Основные идеи:1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством. существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, пол которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивною, ибо не всякий закон содержит в себе право);2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.Достоинства:1 это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;2 в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;3 провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.Слабые стороны:1 такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей 3 такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Основные идеи:1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);3) все правовые переживания делятся на два вида - переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Так. разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга.Достоинства:1обращено внимание на психологические процессы, которые Выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;2повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;3источник прав человека здесь выводится не из законодательства, а из психики самого человека. Слабые стороны:4осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права:5в связи с тем что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от Г и не имеет формально определенного xар-ра, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.Историческая школа права.Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — нач XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Основные идеи:Право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;Право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое встает из недр национального духа, глубин народного сознания. Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной части не могли найти отражения никакие естественные права человека. Достоинства:1впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;2справедливо подчеркивается естественность развития права, и тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;3верно подмечены преимущества правовых обычаев, как пpоверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны:1данная теория во время своего возникновения выступила kаk реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;2ее представители переоценивали роль правовых обычаев вущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением pыночных отношений). Нормативистская: 1 20век. 2 - Ганс Кельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Его теоритические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом австро-венгерской монархии. Новгородцев, Штаммлер.3 – По их мнению право представляет пирамиду норм – на вершине которой находятся – основные (суверенные) нормы – под которой понимается – конституционные нормы, все ниже лежащие Д. соответствовать выше стоящей и в конечном сч основной. Право находится в сфере должного ибо оно не зависит от реально существующих экон (полит и иных) отношений. Индивидуальные же акты (договоры /решения) составляют фундамент пирамиды и тоже в конечном сч Д. соответствовать – основной норме.4 – Представители данной теории научно обосновали нормативный и формально определённый ХАР права (более четкий характер права). Также доказывали соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. Признали широкие возможности Г влиять на общественное развитие, ибо именно Г устанавливает и обеспечивает основную норму.5 – Представителей данной теории критикуют за недооценку содержательных начал права /и за отрыв права от реальных отношений. Очень много формализма, и игнорирование содержательной стороны. Излишне отчищают право от всех факторов. Преувеличена роль государства в установлении эффективных юридических норм. Социологическая теория права: 1 20 век. 2 Муренцев, Паулев.3 По их мнению право это – не сами законы, а реализация законов т.е. под правом понимали: реальное право отношение; юр действия; право порядок. Право находится не в сфере должного, а в сфере сущего. Формируют такое право судьи в процессе юрисдикционной деятельности.4 Представители данной теории обратили внимание ни сколько на принятие законов сколько на их реализацию (исполнение/действие).5 Понимая под правом реальный правовой порядок представители данной теории не дают чётких критериев: 1 Законного /не ~. 2 Правомерного /не ~, ибо реальные юр действия м.б. как в соответствие с законом и в противоречие с ним.Материалистическая: 1 Середина 19в –20в. 2 Маркс /Энгельс /Ленин.3 По их мнению право – есть возведённое в закон воля господствующего класса  классовое явление. Право определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в руках государственную власть. Право зависит от соц экономических факторов (от экономики /уровня экономики). Право это законы: принимаемые; обеспечиваемые гос.4 В рамках данной теории впервые анализируется классовые начала права, связь его с гос (связь анализируется историей). Также они понимали право=закону (т.е. четкие критерий правомерного и неправомерного).5 Переоценивается роль классовых начал и за экономической детерминацией.

11. Закономерности и особенности возникновения гос-ва. Вообще вопрос о происхождении государства можно рассматривать с трёх аспектов:1первоначальное возникновение государства, т.е. постепенное его появление как особого политического института в безгосударственном обществе. Возникая, оно составляет неотъемлемую часть общества и в то же время отчуждается от него, приобретая свои закономерности развития и власть над обществом. В ходе длительного и сложного процесса первоначального возникновения государства у разных народов можно выделить ряд закономерностей, лежащих в основе процесса возникновения любого государства, а также факторы, основания, которые в наибольшей мере повлияли на возникновение государства у того или иного народа. Вообще исторический опыт подтверждает, что появление государства – это объективная необходимость развития человеческой цивилизации. Государство предполагает более высокий уровень упорядочения отношений между людьми чем в первобытно-общинном строе. К наиболее общим факторам возникновения государства относят: 1).экономический фактор (рост производительности труда, увеличение объёма произведённого продукта, появление частной собственности, обособление в следствие этого отдельных членов рода, возникновение экономического неравенства, противоположность экономических интересов, развитие и дифференциация экономических отношений) 2). политический фактор (постепенно органы управления догосударственного общества перестают справляться с регулированием общественных отношений, обеспечением общественного порядка. происходит дифференциация политической элиты по уровням и разграничению компетенции, начинается функциональная дифференциация власти. власть приобретает институциональный характер, то есть начинает осуществляться не с помощью персональных лиц, а с помощью формируемых органов и учреждений) 3). природно-климатический фактор (влияет на характер использования орудий труда, на способ производства в крупных сообществах людей, … они непосредственно ведут к необходимости переустройства жизни, а преломившись через духовно-культурные и экономические факторы, заставляют общество создать государство) 4). демографический фактор (численный рост населения, миграция и связанные с ней процессы расселения, а также необходимость противостоять внешней агрессии способствовали образованию государства) 5). военный фактор (на ранних этапах развития человеческого общества переходу к государственности способствовало возросшее значение войн и военной организации. она служила как для обогащения, так и для защиты от нападения. военный быт консолидировал первобытное общество, способствовал объединению племён) 6). религиозный фактор (переход к единобожию (монорелигии) является важнейшим государствообразующим фактором. религия сплачивала общество, придавала божественный, бесспорный, беспрекословный характер государственной власти). 7). психологический фактор (постепенно людьми начинают осознаваться общие интересы, возникает понимание, что некоторые вопросы могут решить только централизованные структуры). Для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Их роль неодинакова у разных народов.Особенности возникновения государства у разных народов состоят в том, что тот или иной фактор является доминирующим, определяющим в процессе возникновения государства. 2процессы производного возникновения государства. Данный аспект отражает качественные преобразования в государстве. Когда речь не идёт о возникновении государственности как таковой. Государство, возникнув, остаётся необходимым институтом общества, но его содержание и форма могут измениться эволюционным путём. Так, например, может возникнуть (образоваться) новое государство при объединении территорий в единое новое государство, наоборот при распаде ранее единого государства, а также в результате качественных преобразований внутри существующего государства, связанных с изменением его формы. 3создание государства. Характерно для колониальных несамоуправляемых стран. Здесь процессы возникновения государства происходят под влиянием народов с образовавшейся государственностью в результате освоения территорий. В результате мирных или военных процессов колониальные территории приобретают статус независимых государств и как правило изначально заимствуют модель государственного устройства от своих бывших колониальных хозяев. (например, страны Азии, Африки, Латинской Америки, …. Въетнам, Ангола, Зимбабве). На возникновение права оказали влияние те же процессы. Считается, что право появилось с возникновением государства, что процессы эти шли одновременно и обусловливали друг друга. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившего в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Широко распространена точка зрения, в соответствии с которой доклассовое, догосударственное общество руководствовалось мононормами, т.е. нормами едиными, ещё не дифференцированными и не расщеплёнными на различные нормы социальной регуляции. Мононормы – это различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие), единые для всех его членов. Едиными для всех членом первобытного общества они были потому, что само общество пока ещё не было дифференцировано. Какие-либо слои, группы людей по социальным признакам не выделялись. Мононормы исчезли тогда, когда начала возникать социальная дифференциация. Мононормы имели во многом религиозный характер. Устанавливались также запреты, которые назывались табу. Эти правила исполнялись под воздействием общественного воздействия, порицания. С усложнением экономических, социальных условий жизни нормы первобытного общества перестали справляться с регулированием общественных отношений. В процессе возникновения и развития права выделяют следующие стадии:1. Архаичное право (обычное право). Нормы человеческого общежития имеют ещё локальный, местный характер. Вырабатываются они «снизу», т.е. самим народом. Чаще всего они принимают характер обычаев, т.е. постоянно повторяющихся правил поведения, передаваемых из поколения в поколение. Но при этом их исполнение постепенно обеспечивается органами управления и поэтому такие обычаи можно уже назвать не просто привычками, а правовыми обычаями. 2. Сословное или корпоративное право. Его возникновение явилось результатом постепенного развития экономики и специализации общественного труда, и как следствие дифференциации (расслоения) общества. Члены общества стали делиться по социальному положению, по роду профессиональных занятий. Наличие сходных интересов и потребностей у людей, выполнявших определённые профессиональные или социальные функции в обществе вызывало необходимость в их объединении. Постепенно выделяются отдельные слои общества или сословия, которые, осознавая свои общие интересы, стремятся установить однообразные правила поведения. Сословное право называют протоправом, т.е. предшественником права. 3. Развитое право или общегосударственное право. К его особенностям относится то, что оно формулируется целенаправленно преимущественно органами государственной власти, особой их разновидностью – законодательными. Они защищаются также государственными органами (правоохранительными). Право отличается от других социальных регуляторов : 1по содержанию (усложнение общественных отношений повлекло увеличение и дифференциацию правил поведения, таким образом право регулирует наиболее широкий круг общественных отношений), формализацией (т.е. формальным закреплением в различных источниках), процедурностью (его создание осуществляется в особой правотворческой процедуре), единообразностью (нормы являются чёткими), неперсонифицированностью, институциональностью (определённой структурой), общеобязательностью (что обеспечивалось установлением чётких санкций) и обеспеченностью государственным принуждением.Таким образом, возникновение права было обусловлено выделением человека как личности из прежде единого родоплеменного коллектива, выступлением его в качестве собственника и принадлежностью его к определённой социальной группе (расслоение общества). Пути возникновения гос-ва. Государства формировались в различных условиях. Но их можно выделить в отдельные группы по образу разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и организации публичной политической власти. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями: 1Объединения физического труда большого числа людей при неразвитой орудийной деятельности. 2 Ориентирование на труд самостоятельного работника при постоянном совершенствовании орудий труда. 3Комбинация первого и второго способов наряду с завоеванием новых территорий. Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Гос-во вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины. Западный путь возникновения государства. Гос-во возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила - плебс. Синтезный путь возникновения государства. Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной лит-ре этот путь возникновения гос-ва не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В нект случаях на процесс образования гос-ва оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).

12. Основные подходы к определению понятия и признаков гос-ва. Сам термин гос-во появился в 16в. До этого использов более конкретные понятия «полис» республика, империя, царство ит.д. Сложности в опред понят гос-во обусловлены многогранностью самого явления, различ восприятием ученых одних и тех же гос-но-правовых явл-ий. Даным термином могут обозначаться разлчные явл-ия,наприм под гос-вом может пониматься гос-но организ-ое общ, либо соц институт обладающий собственными ф-ми и отдельно от общ-ва. Под гос-вом ткже может поним система гос органов и должн лиц.Основные подходы:1Классический – гос-во расм как совокуп-ть 3 элементов: власти, тер-ии и населения при этомданые элементы не расм как равнознач-е. Даное поним хар-ся четкостью, определен-ю и отраж объективн действительность.2Теологический – гос-во это бого устан явление. Даный подход к поним гос-во хар-н для стран относящихся к религ-правовым семьям.3 Юридический –гос расм как юр лицо совокуп-ть правоотнош и норм-го единства, гос-во расм как суб права кт в том числе может нести отв-ть.4Социологический – гос-во расм как юр-ая персонификация наци основанная на необходимости, совместн, централиз эконом деят-ти. Оно явл офиц представителем всего общ. Гос-во расм как явл ноящее одновременно черты классовости и выполн-ее соц-ые ф-ии.5Технико-кибернитический- появился в связи с тенденциями перехода к информ общ-ву.Гос-во расм как элемент полит системы и как система кт работает на основе ввода вывода те гос в гос-во.

13. Сущ-ть гос-ва, классовое и общесоциальное в сущ-ти гос-ва. Гос – организация полит В содействующая преимущественному осуществлению: классовых /обще соц/ религиозных /национальных и иных интересов в пределах определённой территории.Выделяют три элемента содержания государственности: 1 В. 2 Народ (общество) – (в идеале; в реале – к отдельному классу). 3 Территория.Сущность (вообще) – фил категория означающая основной (главный /значимый /необходимый) в том или ином явление, либо процессе.При рассмотрение сущности гос важно учитывать 2а момента: 1 То что любое гос есть организация полит В (формальная сторона сущности гос). 2 То чьи интересы преимущественно данная организация обеспечивает (содержательная сторона сущности гос). Формальный момент – гос есть организация полит В; сущность любого гос. Содержательный момент – как гос воздействует на личность.Выявляют следующие подходы сущности гос: 1 Классовый подход – это организация полит В экон господствующего класса. Здесь гос используется в узких интересах определённого слоя (класса) что поддерживается преимущественно с помощью методов: диктатуры; господства; принуждения. Вместе с тем даже в классовом обществе гос выражает и общие интересы т.е. гос выражает функцию общих дел (охрана порядка; защита тер…). 2 Обще соц (человеческий) – в рамках данного подхода гос определяется – организация полит В создающие условия для компромиссов для различных классов (общества). Здесь в такой ситуации гос действует в интересах большинства, гос не нужно использовать меры принуждения. 3 религиозный – в рамках данного подхода гос определяется как организация полит В содействующая преимущественно осуществлению определённой религии. 4 Национальный (националистический)– в рамках данного подхода гос определяется как организация полит В содействующая преимущественному осуществлению интересов одной нации за сч другой нации в данном гос. (Латвия, Эстония, азиатских стран). 5 расовый – в рамках данного подхода гос определяется как организация полит В содействующая преимущественному осуществлению интересов одной расы за сч другой расы в данном гос.Т.о. сущность гос много аспектно в зависимости от тех или иных истор условий на первое место сущности гос М. входить: либо классовые /либо обще соц /либо религиозные, расовые начала.

. Основные теории о сущности гос-ва. Можно выделить следующие подходы к анализу сущности государства: 1теологический подход трактует государство как богоустановленное явление; 2с точки зрения классического подхода государство – это совокупность трёх основных элементов: власти, территории, населения. 3 сторонники юридического подхода анализируют государство с позиции совокупности правоотношений и нормативного единства; 4социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (под нацией понимается всё население страны), при этом данная персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации; 5теория элит: народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите. 6марксистский подход: государство – универсальная политическая организация экономически господствующего класса, регулирующая отношения классов и иных социальных слоёв путём применения публичной власти государственным аппаратом. 7по информационно-кибернетическому подходу государство есть структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в гос. органы, после чего следует принятие решений, воспринимаемых населением по-разному, информация вновь поступает в государственные органы, цикл повторяется заново. 8теория солидаризма: в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательному для всех нормативному порядку, вытекающему из общей солидарности (солидарность – явление естественное). Государство – внешнее проявление солидарности.Согласно сложившейся традиции принято различать две стороны сущности государства: 1.классовое: связана с асимметричностью общества. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план. Государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. 2. общесоциальное: порождена необходимостью выполнения «общих» дел. государство призвано служить интересам всего общества. Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоёв, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод как компромисс. Государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Государственная власть

Государственная власть – это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. С точки зрения происхождения именно необходимость управления обществом обусловливает в нём присутствие такого феномена как власть. Но не наоборот. Понятие управления более широкое, чем власти. Власть может существовать и функционировать только в рамках общественного отношения. Как и любая другая власть, государственная власть предполагает наличие следующих элементов: субъект, объект, целенаправленность, сила, властеотношения, деятельность властвующих, формы, методы и способы властной деятельности и социальные нормы, её регламентирующие. Свойства: 1. распространяется на все общество в целом; 2. осуществляется в пределах определённой территории; 3. носит публично-правовой характер (в широком смысле публичной, то есть общественной является всякая власть. В теории государства в эту характеристику вкладывается специфический смысл: государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделённым от общества, как объекта власти);4. осуществляется государственным аппаратом; 5. опирается на государственное принуждение; 6. функционирует на основе системы налогов;7. осуществление власти – это интеллектуально-волевой процесс;8. суверенность, то есть самостоятельность и независимость как внутренняя (от любого незаконного проявления власти), так

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.