Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ






Во многих войнах прошлого, и особенно XX века, исход важ­нейших сражений и битв и в целом вооруженного противобор­ства государств был самым тесным образом связан с состоянием и возможностями их тыла, экономики. Хотя достижение победы в той или иной операции зависело от ряда других важных фак­торов, успеха, как правило, добивалась армия, оснащенная со­временными средствами вооруженной борьбы и опиравшаяся на крепкий, организованный тыл, на

В условиях возрастания угрозы фашистского нападения на СССР и возникновения новой мировой войны большие усилия сосредоточивались на максимальном развитии промышленности, прежде всего тяжелой индустрии, за счет существенного ограниче­ния фондов потребления. Как свидетельствуют многочисленные документы, необычайно широкое промышленное строительство, развернувшееся в стране, отличалось высоким трудовым энтузи­азмом и духовным подъемом многомиллионных масс трудящихся, в основе которых лежали глубокий патриотизм, искренняя вера многих советских людей в реальность социалистических идеалов, желание видеть свою Родину сильной и могучей, поставить надеж­ный заслон для отражения любой агрессии.



Уже в итоге выполнения двух пятилетних планов валовая про­дукция всей промышленности Советского Союза выросла по срав­нению с 1928 г. в 4,6 раза. По общему объему промышленной про­дукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. За эти годы были реконструированы все основные отрасли народного хозяйства. Новым делом явилось создание оборонной промышленности, и прежде всего таких ее отраслей, как авиаци­онная и танковая. Одновременно были построены новые и рекон­струированы старые заводы по производству артиллерийского, стрелкового вооружения и боеприпасов. Наряду с прежними цен­трами военного производства, расположенными в европейской части СССР, в годы двух довоенных пятилеток стала создаваться новая база оборонной индустрии в районах Поволжья, Урала, Си­бири и частично Дальнего Востока. При этом оборонная промыш­ленность развивалась быстрыми темпами. За 1933-1938 гг. она уве­личила выпуск продукции в 3,9 раза.

За четыре месяца до начала Великой Отечественной войны состоялась XVIII конференция ВКП(б) (15-20 февраля 1941 г.). К этому времени пожар Второй мировой войны, развязанной фа­шизмом 1 сентября 1939 г., охватил уже многие регионы планеты. Жертвами гитлеровской экспансии стали народы большинства европейских государств. Произошли существенные изменения в соотношении военно-экономических сил на международной аре­не. Германия резко улучшила свои стратегические позиции и уси­лила военно-экономический потенциал. К моменту нападения на СССР ее производственные мощности по важнейшим отраслям промышленности (с учетом ресурсов оккупированных и союз­ных стран) были примерно в 2—2,5 раза больше, чем у Советского Союза.



Объективной предпосылкой укрепления индустриальной мо­щи СССР были его огромные природные и людские ресурсы. В от­личие от Германии, Великобритании, Италии, Японии и многих других государств, находившихся в зависимости от внешних по­ставок ряда важных видов стратегического сырья, Советский Со­юз занимал ведущее место в мире по разведанным сырьевым за­пасам. По геологоразведочным данным предвоенных лет, в СССР было сосредоточено более половины мировых запасов нефти и же­лезной руды, свыше 2/3 мировых запасов апатитов, около 1/3 мар­ганцевой руды, 1/5 запасов угля и т. д.

В результате предельной концентрации сил для развития ин­дустриальной базы доля СССР в мировом промышленном произ­водстве к концу 30-х гг. поднялась до 10%. Из отсталой аграрной страны СССР все более превращался в развитую индустриальную, экономически независимую державу.

Исторические факты убедительно свидетельствуют, что и в го­ды третьей пятилетки ни в одной стране мира не было столь широ­кого размаха капитального строительства, как в Советском Союзе. Страна представляла гигантскую строительную площадку, где в среднем каждые сутки вступали в строй по два крупных промыш­ленных предприятия. К началу войны возникло более 360 новых городов, ставших опорными базами индустрии, было введено в действие свыше 11 тыс. новых крупных заводов и других предпри­ятий, которые давали 3/4 всей промышленной продукции страны. За очень короткий исторический срок основные промышленно­производственные фонды СССР возросли более чем в 7 раз. Уже в 1938 г. в Советском Союзе выпускалось в 1,5 раза больше про­мышленной продукции, чем в Германии, а машиностроительной продукции — более чем в 2 раза.



Накануне войны зародились новые формы высокоэффектив­ного труда, сыгравшие важную роль в 1941—1945 гг. Начался переход к работе стахановскими сменами, бригадами, цехами, рост числа учащихся в системе общеобразовательной и профессионально- технической школы, а также обучение и повышение квалифика­ции рабочих без отрыва от производства. В 1939 г. курсы массовой квалификации младших специалистов и мастеров труда закончило 2,4 млн рабочих. В 1940 г. система подготовки и повышения ква­лификации кадров непосредственно на предприятиях охватывала уже более 3 млн рабочих. Только на железнодорожном транспорте на курсах прошло переподготовку 555,5 тыс. и вновь было подго­товлено 202,1 тыс. человек.

Большие и сложные задачи стояли в новой пятилетке в обла­сти энергетики. К началу 1938 г. на душу населения в СССР вы­рабатывалось электроэнергии в 2 с лишним раза меньше, чем во Франции, в 3 раза меньше, чем в Англии, в 3,5 раза меньше, чем в Германии, 5,5 раза меньше, чем в США. Но в ходе пяти­летки усилия энергетиков-строителей положение менялось к лучшему.

Гордостью отечественной энергетики стал Днепрогэс, ставший крупнейшей ГЭС в Европе. С 1938 г. по первую половину 1941 г. бы­ли введены в действие Угличская, Комсомольская, Ткварчельская, Кувасайская, Кураховская и ряд других электростанций. Новые мощности составили 2,8 млн кВт, а общая мощность действующих электростанций достигла 11,2 млн кВт. По мощности электростан­ций и выработке электроэнергии СССР вышел на 3 место в мире (после США и Германии).

Однако потребности народного хозяйства пока еще опережали рост электроэнергетики. Недостаточно использовались огромные гидроресурсы страны: доля гидростанций составляла 10,6% обще­го электробаланса. Сохранялся большой разрыв в распределении энергомощностей между различными экономическими районами. На Урал, Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, Дальний Восток при­ходилось электроэнергии в 3 раза меньше, чем на северо-западный, южный и центральный районы. Из общего электробаланса страны свыше 2/3 произведенной электроэнергии шло на удовлетворение потребностей промышленности, незначительная доля (3,4%) — на транспорт и совсем ограниченная часть — на сельское хозяйство. В результате в сельской местности, где проживало 2/3 населения СССР, более 96% колхозов и 65% МТС оставались не электрифи­цированными, что, конечно, отрицательно сказывалось на усло­виях жизни в деревне, на продуктивности сельскохозяйственного производства.

В топливном балансе СССР накануне войны около 60% зани­мал уголь. По его добыче Советский Союз вышел на 4 место в мире. В стране работало 546 угольных шахт. Донбасс традиционно оста­вался «главной кочегаркой» страны и давал больше угля, чем все другие бассейны. Постепенно росла техническая оснащенность угледобычи. Но все же по сравнению с развитыми западными странами уровень механизации в советской угольной промышлен­ности был не высок. Основным инструментом в угледобыче оста­вались бурильные и отбойные молотки; многие производственные процессы велись вручную.

С 1938 по 1940 г. ежегодная добыча нефти увеличилась всего на 0,9 млн т. По отношению к 1937 г. рост нефтедобычи составил лишь 9% вместо 77% по плану.

Ключевой проблемой развития народного хозяйства было про­изводство металла. По добыче железной руды СССР накануне во­йны занимал 2 место, а по производству чугуна и стали — 3 место в мире.

Для развития железорудной промышленности и горной ме­таллургии были привлечены лучшие научные силы страны во гла­ве с академиками И.П. Бардиным, А.А. Байковым, Э.В. Брицке, А.Е. Ферсманом, Е.А. Чудаковым, А.П. Карпинским, членом- корреспондентом АН СССР К.И. Сатпаевым и др.

К 1941 г. в стране действовало 99 доменных и 391 мартеновская печей, более 200 сталеплавильных электропечей, свыше 150 про­катных станов, более 200 коксовых батарей и др. К таким гигантам советской металлургии, как Магнитогорский и Кузнецкий комби­наты, заводы «Запорожсталь», «Азовсталь», «Электросталь», Кри­ворожский, Днепропетровский, Ново-Липецкий, Ново-Тульский, Мариупольский, Златоустовский, Енакиевский, Макеевский ме­таллургические заводы, перед войной добавились и вошедшие в строй Ново-Тагильский, Петровск-Забайкальский металлургиче­ские заводы и другие предприятия. Новые мощности, введенные за три последних предвоенных года, добывали железной руды — 7,2 млн. т, производили чугуна — 2,8 млн т, стали — 3,5 млн т, прокат черных металлов составлял 2,2 млн т. Однако в целом положение с металлом оставалось весьма напряженным. Производство чугуна, стали, проката черных металлов, добыча железной и марганцевой руды в 1939 г. по сравнению с 1937—1938 гг. снизились, а в 1940 г. незначительное увеличение выпуска металла (3%) и на 1% проката не соответствовало плановым заданиям. Ввод в действие основ­ных производственных мощностей в черной металлургии накану­не войны составил только 17—33% от плана.

В металлургическом комплексе большие усилия предприни­мались по добыче и производству цветных металлов: без алюми­ния, меди, свинца, никеля, цинка, вольфрама, олова, молибдена не могло быть и речи о создании современной техники. К началу 40-х гг. были созданы многие крупные базы цветной металлургии: Норильский и Южно-Уральский никелевые комбинаты, Дне­провский и Уральский алюминиевые заводы, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные, Днепровский и Соликамский маг­ниевые, Чимкентский свинцовый, Забайкальский вольфрамовый, Джезказганский горно-металлургический и многие другие пред­приятия. С центрами цветной металлургии было связано станов­ление и развитие таких городов, как Мончегорск, Норильск, Бе­резники, Бокситогорск, Медногорск и др.

Только за период с 1932 по 1940 г. включительно производство важнейших видов цветной металлургии увеличилось в 2—6 раза.

Однако этого было недостаточно и накануне Великой Отече­ственной войны многие отрасли промышленности, прежде всего авиастроение, автостроение, приборостроение, радиотехника, электроэнергетика, испытывали довольно острый дефицит цвет­ных металлов.

Рост экономического и оборонного потенциала страны во многом зависел от состояния химической промышленности. Если в начальный период индустриализации СССР ввозил из-за гра­ницы около 100 видов химической продукции, то к началу 40-х гг. потребности народного хозяйства удовлетворялись в основном собственным производством. В годы предвоенных пятилеток было построено свыше 75 крупных химических заводов и комбинатов.

В связи с возросшими потребностями гражданской и оборон­ной промышленности в годы мирного строительства были расши­рены масштабы и направления химического производства.

Важным достижением советских химиков явилось создание и производство синтетического каучука (СК). К началу войны дей­ствовало пять заводов СК (Ярославль, Воронеж, Ефремов, Казань, Ереван). С вводом в действие Ереванского завода (1940) СССР стал обладать крупным промышленным производством синтети­ческого каучука, чего не смогла сделать до войны ни одна из за­рубежных стран.

Накануне войны в Советском Союзе было также налажено опытное производство прозрачной авиационной брони и органи­ческого стекла, которое оказалось очень перспективным и позво­лило в военные годы преобразовать его в крупносерийное. Вместе с тем в общем производстве пластических масс, синтетических смол и химических волокон СССР еще сильно отставал от веду­щих зарубежных государств, где действовали сотни заводов подоб­ного профиля.

Уровень технического прогресса и обороноспособности стра­ны в значительной мере определялся состоянием машинострои­тельного комплекса, который занимал в промышленности 1-е место по объему всей валовой продукции. На машиностроитель­ных и металлообрабатывающих заводах трудилось 28,7% от общей численности промышленных рабочих страны. К началу Великой Отечественной войны советское машиностроение развивалось наиболее высокими темпами и опережало многие другие отрас­ли народного хозяйства. Благодаря крупным объемам капиталь­ных вложений и самоотверженному труду рабочего класса СССР ликвидировал отставание по производству многих видов машин, станков, оборудования. Если всего за 7 лет до начала Второй ми­ровой войны страна не имела собственного производства шари­коподшипников и вынуждена была снабжать все свои заводы и отрасли импортом, то к 1941 г. отечественная промышленность смогла давать народному хозяйству и Вооруженным Силам около 45 млн подшипников в год.

Крупнейшие заводы тяжелого, транспортного, энергетическо­го машиностроения — «Уралмаш», «Уралвагонзавод», Ижорский, Кировский, Коломенский паровозостроительный, Ворошилов­градский им. Октябрьской революции, Брянский «Красный Про­финтерн», Новокраматорский, Мариупольский, Сормовский, Иркутский машиностроительный им. Куйбышева и многие другие были оборудованы мощными прессами и другим современным оборудованием, способным обеспечивать отечественную про­мышленность разнообразным ассортиментом промышленной продукции.

Созданные в 30-х гг. автомобильные и тракторные заводы в Москве, Горьком, Ярославле, Харькове, Сталинграде, Челябинске являлись первенцами отечественного массового поточного произ­водства машин и транспортного оборудования. Станкоинструмен­тальные и машиностроительные заводы обеспечивали накануне войны ежегодно выпуск более 58 тыс. металлорежущих станков. Начали осваиваться новые модели высокопроизводительных станков с высокими скоростями резания и повышенной точно­стью обработки. По методу академика О.Е. Патона началось вне­дрение автоматической скоростной электросварки в производстве котлов, цистерн, мостов, вагонов. Но преимущественное место в станочном парке СССР все же занимали станки рядовых марок, не обеспечивавшие высокой производительности труда и качества продукции. Станочный парк СССР в 1940 г. насчитывал 710 тыс. единиц. Германия же ежегодно выпускала станков в несколько раз больше, причем многие из них — весьма высокого качества.

 

Мобилизационная подготовка включала и такой немаловаж­ный фактор, как более рациональное размещение производи­тельных сил путем их перемещения в глубинные районы страны. В течение 1938—1940 гг. туда было направлено более 1/3 всех ассиг­нований на капитальное строительство. Благодаря новому строи­тельству и реконструкции старых предприятий на Урале, в Повол­жье, Сибири, Средней Азии и Казахстане выпуск промышленной продукции за эти годы существенно увеличился.

Важное военно-хозяйственное значение имело создание госу­дарственных резервов. Они предназначались для быстрого нара­щивания военного производства и создания в случае необходимо­сти новых отраслей оборонной индустрии. Запасы сырья, металла, топлива, продовольствия, станков, инструментов, оборудования накапливались высокими темпами. За полтора года до фашист­ского нападения государственные резервы СССР увеличились почти вдвое.

Позитивные результаты и достижения в индустриализации и социально-экономической жизни страны могли быть неизмери­мо большими. Особенно пагубно повлияли на развитие СССР и его народного хозяйства массовые репрессии, развернувшиеся со второй половины 30-х гг. и охватившие буквально все сферы со­ветского общества. В числе незаконно репрессированных оказа­лись тысячи работников промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в том числе руководящие кадры. Подневольный труд огромной армии безвинно осужденных стал использоваться на наиболее тяжелых, а нередко и опасных работах.

С учетом все более напряженной международной обстановки пришлось увеличить ассигнования на военные нужды: с 23 млрд рублей в 1939 г. до 57 млрд в 1940 г. К июню 1941 г. на финансирова­ние оборонных наркоматов выделялось уже 43,4% всех расходных бюджетных ассигнований. На выпуск военной техники переводи­лись сотни цехов и предприятий гражданского сектора.

Значительные усилия были предприняты по созданию и раз­мещению в восточных районах СССР заводов-дублеров. К лету 1941 г. на Урале, в Поволжье, Западной и Восточной Сибири нахо­дилась почти шестая часть всех военных заводов страны. По неко­торым видам вооружения и боеприпасов они производили свыше 34% продукции всей оборонной промышленности.

Между тем в 1939—1940 гг. выявилось, что вооружение и тех­ническое оснащение Красной Армии по некоторым видам боевых средств отстают от технической оснащенности армий фашистско­го блока. Так, самолеты Германии летали быстрее и выше совет­ских, имели большую огневую мощь. Требовалось в кратчайшие сроки ликвидировать подобное отставание.

Были построены и оснащены передовой техникой авиацион­ные и танковые заводы, крупные предприятия по производству артиллерийских орудий и стрелкового вооружения, реконструи­рованы старые военные заводы. Все это позволило существенно увеличить производство различных видов боевой техники. С янва­ря 1939 г. по 22 июня 1941 г. промышленность СССР дала Красной Армии 17 745 боевых самолетов, свыше 7 тыс. танков, около 30 тыс. полевых орудий, почти 52,4 тыс. минометов. Военно-Морскому Флоту были переданы десятки новых современных кораблей.

Как и в других странах, самым массовым видом вооружения оставалось стрелковое оружие. Технология массового выпуска всех видов стрелкового оружия была освоена на заводах Тулы, Коврова, Ижевска, Подмосковного промышленного района и поставлена на поточное производство. Среднемесячное производство стрел­кового оружия в СССР накануне войны превзошло уровень, до­стигнутый в Германии.

Наиболее развитой отраслью военного производства накануне войны была артиллерийская промышленность. За ее развитие от­вечал созданный в январе 1939 г. Наркомат вооружения во главе с Б.Л. Ванниковым. Наряду со старыми дореволюционными ору­дийными заводами, подвергшимися модернизации, в нескольких индустриальных центрах страны за годы довоенных пятилеток возник ряд новых предприятий по выпуску различных видов ар­тиллерийской техники.

Артиллерийская промышленность располагала опытными конструкторскими кадрами. Крупным успехом ученых и кон­структоров явилось создание реактивного оружия: многозарядных пусковых установок и реактивных снарядов.

К началу войны были усовершенствованы реактивные снаря­ды калибром 82 мм и 132 мм и боевая установка БМ-13. 21 июня 1941 г. эта установка, любовно прозванная во время войны «катюшей», была принята на вооружение. Большой вклад в ее создание внес ученый-изобретатель А. Г. Костиков.

Советская артиллерийская промышленность располагала зна­чительными мощностями. Среднемесячное производство орудий в СССР почти в 2 раза превышало производство Германии. С 1 ян­варя 1939 г. по 22 июня 1941 г. артиллерийская промышленность дала Красной Армии 29 637 полевых орудий, 52 407 минометов, всего с учетом танковых пушек — 92 578. В результате только с мая 1940 г. до начала фашистской агрессии орудийный парк СССР уве­личился более чем в полтора раза.

В сентябре 1939 г. Комитет обороны при СНК СССР принял постановление о реконструкции существующих и строительстве 9 новых самолетостроительных заводов и 7 авиамоторных. Кроме того, по решению правительства в 1940 г. в авиационную промыш­ленность было передано 7 заводов из других отраслей народного хозяйства.

В короткие сроки конструкторские бюро под руководством А.Н. Туполева, А.С. Яковлева, В.М. Петлякова, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, С.А. Лавочкина, М.И. Гуревича, А.А. Архангель­ского, П.О. Сухого, В.П. Горбунова, М.И. Гудкова и др. создали первоклассные типы истребителей, бомбардировщиков, штурмо­виков. Хороших результатов добились в этой отрасли конструк­торские бюро моторостроителей: В.Я. Климова, А.А. Микулина, А.Д. Швецова, С.К. Туманского, Е.В. Урмина и др.

Новый пикирующий бомбардировщик Пе-2 превосходил не­мецкие самолеты такого же типа Ю-87 и Ю-88. Новые истреби­тели Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3 имели высокие скорости и сильное пушечно-пулеметное вооружение. Штурмовик Ил-2 по своим тактико-техническим данным не имел аналогов в мировой авиа[51]ции. Еще в августе 1939 г. в боях в районе р. Халхин-Гол было впер­вые применено авиационное реактивное оружие, установленное на истребителях И-16.

В 1940 г. производство самолетов в Советском Союзе по срав­нению с 1939 г. выросло на 19%. Хотя авиапромышленность ока­залась существенно перестроенной, она была еще не в состоянии удовлетворить возросшие потребности обороны в более совер­шенных машинах.

В 1939-м и 1940-х гг. СССР производил больше самолетов, чем Германия. Однако в фашистском рейхе в это время выпускались самолеты только новых типов, а в Советском Союзе — новых и ста­рых конструкций.

Всего за три с половиной довоенных года страна получила бо­лее 22 тыс. боевых самолетов.

Фашистская агрессия, таким образом, застала ВВС страны и ее авиапромышленность в стадии широкой реорганизации, повыше­ния квалификации и мастерства всех кадров авиаторов.

И все же следует считать большим достижением тот факт, что к лету 1941 г. производственные мощности советской авиационной промышленности уже почти в 1,5 раза превышали мощности авиа­заводов Германии. В целом производственная авиабаза СССР бы­ла подготовлена к запуску в серийное производство новых высоко­качественных боевых самолетов, что позволило в первые месяцы войны, несмотря на сложнейшие условия, достаточно быстро ор­ганизовать их массовый выпуск.

Немало делалось и в области танкостроения. Серийное произ­водство танков в СССР началось за десять лет до начала Второй мировой войны и из года в год приобретало все больший размах. Уже в 1933—1935 гг. ежегодный выпуск танков значительно пре­вышал масштабы производства бронетанковой техники в других странах. В стране сформировались два мощных центра танкостро­ения — в Ленинграде и Харькове. Накануне фашистской агрессии танки, танковые моторы и броню производили 9 заводов.

К началу Второй мировой войны значительная часть танков (Т- 37, Т-38, Т-26, Т-35 и ВТ), находившихся на вооружении Красной Армии, устарела, и перед советскими танкостроителями во весь рост встала задача — создать новые образцы машин, отличавшие­ся высокими тактико-техническими характеристиками. Танко­строительная промышленность была выделена в самостоятельную отрасль. Своевременная специализация сыграла положительную роль в деле развертывания массового производства, совершен­ствования конструкции танков и развития моторостроительной базы. Важное значение имело создание в 1938 г. нового танкового двигателя — дизельного мотора В-2. На Кировском заводе (г. Ле­нинград) в результате напряженной работы группы конструкторов во главе с Н. Л. Духовым и всего конструкторского коллектива (на­чальник конструкторского бюро Ж. Я. Котин) был создан принципиально новый образец тяжелого танка КВ, что сыграло важную роль в развитии как отечественной, так и мировой танковой тех­ники. На нем установили 76-мм пушку. В декабре 1939 г. танк КВ был принят к производству и на вооружение Красной Армии.

 

 

Практическая работа № 28

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.