Мирской идеал в древнерусской культуре
Система ценностей в культуре Древней Руси складывалась под влиянием христианства, но, как и в других христианских цивилизациях, не была однородной
и неподвижной. Образ святого-отшельника или монаха, удалившегося от суетной земной жизни и посвятившего себя только молитвам, имел, конечно, огромное влияние на сознание древнерусского человека. Однако такой мистико-аскетический идеал не был единственным.
Мирское начало пронизывало фольклор, светское направление развивалось и в древнерусской письменности, хотя и слабее, чем в Западной Европе. Один из первых древнерусских писателей — князь Владимир Мономах — в своем знаменитом «Поучении» стремился найти некое равновесие между христианской системой ценностей и мирской деятельностью. Мономах создал идеальный образ князя-христианина — гуманного по отношению к «убогим», не позволяющего «сильным погубити человека», отвергающего грубое насилие, радеющего об интересах своей страны. Не пост и выполнение обрядов, а добрые дела и искренняя молитва — показатели истинной веры.
Конечно, мыслителей, подобных Владимиру Мономаху, было немного, и церковь, как правило, не одобряла излишнюю приверженность к земному. Однако нельзя сказать, что церковь полностью отвергала ценность мирской деятельности. Не случайно многие русские политические деятели (князья Борис и Глеб, Александр Невский и многие другие) были удостоены сана святых. И не только за христианские добродетели, но и за то, что ставили государственные интересы выше личных или совершали военные подвиги. В XVI в. были признаны святыми и муромский князь Петр со своей женой Февронией, которые (согласно их житию) вели вполне мирской образ жизни и лишь перед смертью приняли монашество. Они стали героями прекрасной поэтической повести о вечной любви, напоминающей и по сюжету, и по звучанию роман о Тристане и Изольде.
Процесс «размывания» средневековой системы ценностей шел постепенно. Переломным в этом отно-
шении можно считать XVII в., особенно вторую его половину, когда, по выражению современников, «старина и новизна перемешались».
Тяжелый для приверженцев православной старины XVII век окончательно подорвал господство исключительной церковно-византийской догмы... К жизни стали относиться свободнее и гуманнее... Взгляды на жизнь смягчились...
Н. С. Тихонравов, известный культуролог, XIX в.
В эту эпоху все более пристальное внимание в живописи стали уделять человеческой личности — не только ее духовному, но и телесному облику, светские мотивы появились в церковной музыке, возросла декоративность в оформлении церквей. Усилился приток переводной западной литературы. Западное влияние проникало и в систему образования, не непосредственно из Европы, а через Украину и Белоруссию. Оттуда церковные деятели, выученные на западный манер, приезжали в Москву, соперничая с учеными монахами-греками. В 1687 г. было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее оно стало академией), в котором изучались не только греческий, но и латынь, а также некоторые светские дисциплины.
В литературе того времени тоже происходят заметные изменения. Во многих произведениях на первое место выдвигается человек — с его земными страстями и целями. Появляются и герои нового типа — не идеальные образы, в которых сконцентрированы все христианские добродетели, а обычные люди, с их достоинствами и недостатками. Это, например, обедневший дворянин Фрол Скобеев, который хочет разбогатеть, выгодно женившись, купец Савва Грудцын, продавший душу дьяволу за любовь, славу и деньги, Юлиания Лазаревская, удостоенная сана святой за
редкостную доброту к людям, но имеющая и свои мелкие слабости.
Конечно, все эти новые тенденции утверждались не без борьбы и далеко не сразу могли одержать победу в сознании людей. Однако изменения, происшедшие в XVII в., были необратимы.
Практическая работа №10.
Определение особенностей учения реформаторских церквей
Цель работы: Определение особенностей учения реформаторских церквей
Вопросы и задания.
1. Прочитайте тексты 1 и 2
а) Ответьте на следующие вопросы:
б) Какие привилегии отнимает Мартин Лютер у римско-католической церкви?
в) Какие аргументы использует, доказывая, что любой верующий может быть священником и имеет право сам толковать Писание?
г) Расскажите об основных положениях учения Ж. Кальвина и его последователей.
д) Почему считается, что кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?
е) Как доказывается в кальвинизме необходимость трудиться и приобретать богатство?
ж) Какие нравственные требования при этом выдвигаются по отношению к обладателю этого богатства?
Ход работы:
1.Прочитайте тексты 1и 2
2 Ответьте на вопросы
Мартин Лютер
Из послания «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», 1520 г.
Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. ...У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане, ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан... каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанностивисимо от того — злой он или благочестивый, не может заблуждаться в вере... Не означало ли бы это отречения от всей веры и Христианской церкви? Далее, если справедливо положение' «Верую во Святую Христианскую церковь», — то папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае наша молитва должна сводиться к словам: «Верую в папу римского». А это было бы отождествлением всей Христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским заблуждением.
А. И. Неусыхин, российский историк Из работ о Максе Вебере (1927 г.)
Бог, по Кальвину,— спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он — по непостижимым соображениям — избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми «богоугодными делами» нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно. «Избран ли я?» — и отвечать: «Да, я делаю угодное Богу — следовательно, я избран». Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу, ибо «вечный покой святых» возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу — свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией — сознанием избранности.
Практическая работа №11.
Определение основных идей «Великих революций»
Цель работы: Определение основных идей «Великих революций»
Вопросы и задания.
1. Прочитайте текст 1 и 2
2. Ответьте на следующие вопросы:
а) Как их авторы представляют себе идеальное общество?
б) Как они понимают слово «равенство»?
в) Почему попытки установить строй, основанный на полной уравнительности, терпели крах во время буржуазных революций?
г) Каким образом принцип равенства осуществился в буржуазном обществе?
2. Прочитайте текст 3
а) Вспомните, что такое реставрация. Как проходила реставрация в Англии и Франции? Каковы были результаты?
б) Можно ли сказать, что реставрация полностью уничтожает завоевания революций? Какой строй устанавливается после реставрации в странах, переживших буржуазные революции?
в) Какие причины реставрации называет П. Сорокин? Какой путь развития, с вашей точки зрения, предпочитает сам П. Сорокин — революционный или путь реформ?
г) Какой путь и почему предпочли бы вы?
Ход работы:
1.Прочитайте тексты 1и 2
2 Ответьте на вопросы
3 Прочитайте текст 3
4 Ответьте на вопросы
Отрывок из памфлета времен английской революции
«Лицемерный тиран», 1649 г.
Идеи равенства
Посмотрите, как богатые и искусные воры грабят бедных, прикрываясь показной справедливостью и святостью, и когда они совершили это наиболее бесчестным образом, они утверждают, что это божественный промысел сделал их богатыми, а тех, кого они ограбили, —бедными... Несомненно, что бедные и богатые существовали и существуют... Однако мы не должны из-за нашей жадности и пристрастия создавать бедных и богатых и поддерживать неравенство, утешая себя тем, что если один слишком беден, другой — слишком богат. Господь запретил в нас те наклонности, с помощью которых одни слишком обогащаются, а другие нищают. Следовательно, в том, что существуют бедные и богатые — наша вина...
Поступите следующим образом: отнимите у богатых излишек имущества и распределите его среди бедных. ...После этого посмотрите: не стали ли бедные богаче, а богатые беднее. Если у одного окажется столько же, сколько у другого, тогда дело сделано. Если же нет —тогда проведите второй, третий разделы, до тех пор, пока все не станут одинаково богатыми Однако и этого еще недостаточно, вы должны раз в год или чаще обследовать имущество каждого человека, чтобы убедиться, не возникло ли неравенство между одним и другим, и если оно возникло, вы должны уравнять его снова...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|