Сделай Сам Свою Работу на 5

Мирской идеал в древнерусской культуре





Система ценностей в культуре Древней Руси скла­дывалась под влиянием христианства, но, как и в дру­гих христианских цивилизациях, не была однородной

и неподвижной. Образ святого-отшельника или мона­ха, удалившегося от суетной земной жизни и посвя­тившего себя только молитвам, имел, конечно, огром­ное влияние на сознание древнерусского человека. Од­нако такой мистико-аскетический идеал не был единственным.

Мирское начало пронизывало фольклор, светское направление развивалось и в древнерусской пись­менности, хотя и слабее, чем в Западной Европе. Один из первых древнерусских писателей — князь Вла­димир Мономах — в своем знаменитом «Поучении» стремился найти некое равновесие между христи­анской системой ценностей и мирской деятельнос­тью. Мономах создал идеальный образ князя-хрис­тианина — гуманного по отношению к «убогим», не позволяющего «сильным погубити человека», отвер­гающего грубое насилие, радеющего об интересах своей страны. Не пост и выполнение обрядов, а доб­рые дела и искренняя молитва — показатели истин­ной веры.

Конечно, мыслителей, подобных Владимиру Моно­маху, было немного, и церковь, как правило, не одоб­ряла излишнюю приверженность к земному. Однако нельзя сказать, что церковь полностью отвергала цен­ность мирской деятельности. Не случайно многие рус­ские политические деятели (князья Борис и Глеб, Александр Невский и многие другие) были удостоены сана святых. И не только за христианские доброде­тели, но и за то, что ставили государственные инте­ресы выше личных или совершали военные подвиги. В XVI в. были признаны святыми и муромский князь Петр со своей женой Февронией, которые (согласно их житию) вели вполне мирской образ жизни и лишь пе­ред смертью приняли монашество. Они стали героями прекрасной поэтической повести о вечной любви, на­поминающей и по сюжету, и по звучанию роман о Три­стане и Изольде.



Процесс «размывания» средневековой системы ценностей шел постепенно. Переломным в этом отно-

шении можно считать XVII в., особенно вторую его по­ловину, когда, по выражению современников, «стари­на и новизна перемешались».

Тяжелый для приверженцев православной стари­ны XVII век окончательно подорвал господство иск­лючительной церковно-византийской догмы... К жиз­ни стали относиться свободнее и гуманнее... Взгляды на жизнь смягчились...



Н. С. Тихонравов, известный культуролог, XIX в.

В эту эпоху все более пристальное внимание в живописи стали уделять человеческой личности — не только ее духовному, но и телесному облику, свет­ские мотивы появились в церковной музыке, возрос­ла декоративность в оформлении церквей. Усилился приток переводной западной литературы. Западное влияние проникало и в систему образования, не непо­средственно из Европы, а через Украину и Бело­руссию. Оттуда церковные деятели, выученные на западный манер, приезжали в Москву, соперничая с учеными монахами-греками. В 1687 г. было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее оно стало академией), в котором изучались не только грече­ский, но и латынь, а также некоторые светские дис­циплины.

В литературе того времени тоже происходят замет­ные изменения. Во многих произведениях на первое место выдвигается человек — с его земными страстя­ми и целями. Появляются и герои нового типа — не идеальные образы, в которых сконцентрированы все христианские добродетели, а обычные люди, с их до­стоинствами и недостатками. Это, например, обеднев­ший дворянин Фрол Скобеев, который хочет разбога­теть, выгодно женившись, купец Савва Грудцын, про­давший душу дьяволу за любовь, славу и деньги, Юлиания Лазаревская, удостоенная сана святой за

редкостную доброту к людям, но имеющая и свои мел­кие слабости.

Конечно, все эти новые тенденции утверждались не без борьбы и далеко не сразу могли одержать победу в сознании людей. Однако изменения, происшедшие в XVII в., были необратимы.



Практическая работа №10.

Определение особенностей учения реформаторских церквей

Цель работы: Определение особенностей учения реформаторских церквей

Вопросы и задания.

1. Прочитайте тексты 1 и 2

а) Ответьте на следующие вопросы:

б) Какие привилегии отнимает Мартин Лютер у римско-католической церкви?

в) Какие аргументы использует, доказывая, что любой верующий может быть свя­щенником и имеет право сам толковать Писание?

г) Расскажите об основных положениях учения Ж. Кальвина и его последовате­лей.

д) Почему считается, что кальвинизм оказал большое воздей­ствие на развитие буржуазных отношений?

е) Как доказывается в кальвинизме необходимость трудиться и приобретать богатст­во?

ж) Какие нравственные требования при этом выдвигаются по отношению к обладателю этого богатства?

 

Ход работы:

1.Прочитайте тексты 1и 2

2 Ответьте на вопросы

 

 

Мартин Лютер

Из послания «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», 1520 г.

Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ре­месленников и крестьян — к светскому сословию. Все это из­мышление и надувательство. ...У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане, ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан... каждый крестившийся может провозгла­шать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязаннос­тивисимо от того — злой он или благочестивый, не может заблуж­даться в вере... Не означало ли бы это отречения от всей веры и Христианской церкви? Далее, если справедливо положение' «Верую во Святую Христианскую церковь», — то папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае наша мо­литва должна сводиться к словам: «Верую в папу римского». А это было бы отождествлением всей Христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским заблуж­дением.

А. И. Неусыхин, российский историк Из работ о Максе Вебере (1927 г.)

Бог, по Кальвину,— спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он — по непостижимым соображениям — избрал для веч­ной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже са­мыми «богоугодными делами» нельзя себе купить вечное бла­женство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно. «Избран ли я?» — и отвечать: «Да, я делаю угодное Богу — сле­довательно, я избран». Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобре­тению богатства угоден Богу, ибо «вечный покой святых» возмо­жен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к бары­шу ради барыша, но это же самое стремление как средство слу­жения Богу — свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной пре­мией — сознанием избранности.

Практическая работа №11.

Определение основных идей «Великих революций»

Цель работы: Определение основных идей «Великих революций»

Вопросы и задания.

1. Прочитайте текст 1 и 2

2. Ответьте на следующие вопросы:

а) Как их авторы представляют себе идеальное общество?

б) Как они понимают слово «равенство»?

в) Почему попытки установить строй, основанный на полной урав­нительности, терпели крах во время буржуазных революций?

г) Каким образом принцип равенства осуществился в буржуазном обществе?

2. Прочитайте текст 3

а) Вспомните, что такое реставрация. Как проходила реставрация в Англии и Франции? Каковы были результаты?

б) Можно ли сказать, что реставрация полностью уничтожает завоевания революций? Какой строй устанавливает­ся после реставрации в странах, переживших буржуазные рево­люции?

в) Какие причины реставрации называет П. Сорокин? Какой путь развития, с вашей точки зрения, предпочитает сам П. Сорокин — революционный или путь реформ?

г) Какой путь и почему предпочли бы вы?

Ход работы:

1.Прочитайте тексты 1и 2

2 Ответьте на вопросы

3 Прочитайте текст 3

4 Ответьте на вопросы

 

 

Отрывок из памфлета времен английской революции

«Лицемерный тиран», 1649 г.

Идеи равенства

Посмотрите, как богатые и искусные воры грабят бедных, прикрываясь показной справедливостью и святостью, и когда они совершили это наиболее бесчестным образом, они утверж­дают, что это божественный промысел сделал их богатыми, а тех, кого они ограбили, —бедными... Несомненно, что бедные и богатые существовали и существуют... Однако мы не должны из-за нашей жадности и пристрастия создавать бедных и бога­тых и поддерживать неравенство, утешая себя тем, что если один слишком беден, другой — слишком богат. Господь запре­тил в нас те наклонности, с помощью которых одни слишком обогащаются, а другие нищают. Следовательно, в том, что су­ществуют бедные и богатые — наша вина...

Поступите следующим образом: отнимите у богатых изли­шек имущества и распределите его среди бедных. ...После это­го посмотрите: не стали ли бедные богаче, а богатые беднее. Если у одного окажется столько же, сколько у другого, тогда де­ло сделано. Если же нет —тогда проведите второй, третий раз­делы, до тех пор, пока все не станут одинаково богатыми Одна­ко и этого еще недостаточно, вы должны раз в год или чаще об­следовать имущество каждого человека, чтобы убедиться, не возникло ли неравенство между одним и другим, и если оно возникло, вы должны уравнять его снова...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.